Мелкий бес» Ф. Сологуба

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Л.Н. Петька на даче. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Правила добра. Жизнь человека.

2. Анненский И.Ф. Кипарисовый ларец.

3. Ахматова А.А. Вечер. Четки. Белая стая.

4. Белый А. Пепел. Петербург.

5. Блок А.А. Циклы стихотворений: Ante Lucem. Стихи о Прекрасной Даме. Город. Снежная маска. Фаина. Страшный мир. Родина.

6. Бунин И.А. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Братья. Сны Чанга.

7. М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Челкаш. Мать. На дне.

8. Гумилев Н.С. Романтические цветы. Жемчуга. Чужое небо. Колчан. Огненный столп.

9. Зайцев Б.К. Голубая звезда.

10. Клюев Н.А. Избяные песни. Сосен перезвон. Лесные были.

11. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Поединок. Молох. Олеся. Изумруд.

12. Маяковский В.В. Стихотворения 1912-1917 гг. Владимир Маяковский: трагедия. Облако в штанах.

13. Ремизов А.М. Крестовые сёстры. Посолонь.

14. Сологуб Ф. Стихотворения. Мелкий бес.

15. Бальмонт К.Д. Горящие здания. Будем как солнце.

16. Брюсов В.Я. Juvenilia. Me eum esse. Tertia Vigilia. Urbi Et Orbi. Stephanos.

17. Мандельштам О. Камень.

18. Мережковский Д.С., Есенин С.А.,, Хлебников В., Кручёных А., Бурлюк Д., Гнедов В., Гиппиус З.,, Тэффи, Саша Чёрный, Клычков С. Стихотворения.

19. Аверченко А. Рассказы.

20. Тэффи. Рассказы.

21. Северянин И. Громокипящий кубок.

22. Шмелев И.С. Человек из ресторана. Неупиваемая Чаша.

23. Стихотворения пролетарских поэтов (3 на выбор).

 

Семинары

1. Творчество Л. Андреева

2. Пьеса «Жизнь человека»

ü Образ Человека (Обратите внимание, что под Человеком понимается мужчина, в то время как женский персонаж всегда именуется Жена). Особенности изображения других людей (друзья и враги человека, музыканты, соседи, родственники, гости и т.д.).

ü Жизнь человека в изображении Л. Андреева.

ü Некто в сером. Его роль в пьесе.

ü Двуединость в изображении Старух (реальность и ирреальность). Почему постаревший человек и старая стряпуха изображаются по-разному? Можно ли сказать, сколько Старух участвует в разговоре в первом и последнем действиях?

ü Цветовая символика пьесы (чёрный, розовый, жёлтый, белый). Обратите внимание, как меняется сочетание цветов от сцены к сцене.

ü Почему последнее действие происходит в кабаке? В чём причина того, что автор оставил в качестве итогового варианта именно этот (см. другой существующий вариант пятого действия)?

ü Можно ли сказать, что смерть Человека знаменует его полное поражение?

ü Новаторство Л. Андреева как драматурга. Традиции театра Метерлинка в драматургии Л.Андреева.

3. «Жизнь Василия Фивейского»

Ø Почему жизнь героя руководится именно роком, а не Богом? Библейский прообраз главного героя. Почему самые трагические события происходят в церковные праздники или обставляются как праздник? Что означает фраза-рефрен «Их двое»? Эсхатологические мотивы в повести.

Ø Почему главный герой называется Василием Фивейским? Параллель в образах попа и попадьи, а также их детей (Василий, Настя). Тема убийства и расплаты за него (исповедь Трифона).

Ø Образ старосты Копрова: почему он в отличие от Василия Фивейского называется счастливым человеком? Мир Василия Фивейского и мир Копрова: противопоставление беспричинных смертей смерти упорядоченной, «рассудочной»[1].

Ø Семён Мосягин как ещё одна жертва рока. Чем отличается его отношение к своей судьбе от отношения Василия Фивейского?

Ø Параллели с пьесой «Жизнь человека».

Литература

1. Корнеева Е.В. Система мотивов художественной прозы и драматургии Л. Андреева. Елецк, 2001.

2. Мамай Н.Н. Художественно-философские идеи в драматургии Л. Андреева. Дисс. к.ф.н. Тверь, 2001.

3. Московкина И.И. Проза Л. Андреева. Харьков, 1994.

 

2. Творчество А.М. Ремизова

«Крестовые сёстры»

1. Традиции Достоевского в образе Маракулина. Почему он не смог следовать заповеди «только видеть, только слышать, только чувствовать»?

2. Образ «божественной» Акумовны. Черты святой и юродивой в её образе.

3. Образы других «крестовых сестёр»: Лизавета Ивановна, Вера Николаевна, Вера Ивановна, Марья Александровна, девочка Вера, Анна Степановна, Евгения Александровна, девочка-калека Марья и др.

4. Образ Плотникова.

5. Бурков дом — весь Петербург. Традиции в изображении северной столицы Ремизовым. Смысл пословицы «человек человеку бревно». Мотив людской слепоты.

6. Символическое значение Парижа. Мотив «побега в Париж».

7. Три «заповеди» обитателей Буркова дома: «обвиноватить никого нельзя», «корабли пойдут, много кораблей — далеко», «надо от всего отряхнуться».

8. Символическое значение образа кошки Мурки.

9. Апокалипсические мотивы в повести.

10. Своеобразие стиля повести.

Литература

1. Алексей Ремизов: Исследования и материалы: Сб. ст. СПб., 1994.

2. Обатнина Е.Р. А.М. Ремизов: личность и творческие практики писателя. М., 2008.

3. Слобин Г.Н. Проза Ремизова. 1900-1921. СПб., 1997.

 

3.Дореволюционное творчество И.А. Бунина

1. Тематика и проблематика дореволюционного творчества:

ü тема памяти: прекрасное прошлое («Антоновские яблоки»), легендарное прошлое («Суходол»). Охарактеризуйте общий эмоциональный фон воспоминаний об ушедшей России.

ü традиции готического романа в «Суходоле»

ü мрачное настоящее («Деревня»). Образы Тихона и Кузьмы. Образ Молодой. В чём причина столь разного отношения к «прежней» («Антоновские яблоки», «Суходол») и нынешней деревне?

ü тема любви: особенности раскрытия

ü изображение Буниным православной веры и обрядности

2. Философский подтекст в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

3. Обращение Бунина к изображению экзотических стран («Братья», Сны Чанга»).

4. Особенности стиля Бунина. Назовите основные средства создания образности.

Литература

1. Афанасьев В.Н. И.А. Бунин: Очерк творчества. М., 1966.

2. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. М., 1969.

3. ГречневВ.Я. В мире лирико-философской прозы Бунина // Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX - ХХ веков. Л., 1979.

4. КолобаеваЛ.А. Проза И. А. Бунина. М., 2000.

5. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М., 1989.

6. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870-1953. М., 1994.

7. Михайлов О.Н. И.А. Бунин: Очерк творчества. М., 1967.

8. Михайлов О.Н. Строгий талант: И. Бунин, жизнь, судьба, творчество. М., 1976.

9. ПращерукН.В. Художественный мир прозы И.А. Бунина. Язык пространства. Екатеринбург, 1999.

10. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина. М., 2004.

11. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М., 1991.

 

4.Куприн «Поединок»

1. История создания произведения. Отзывы критиков.

2. Мир армейского гарнизона: каким он изображается — от старших чинов до простого солдата?

3. Резкое противопоставление уставных и личных человеческих отношений.

4. Особенности изображения солдатской массы.

5. С помощью каких художественных средств показывается омертвление человеческой души? Почему известие о смерти Ромашова преподнесено читателю в форме рапорта?

6. Образ Ромашова. Почему автором резко противопоставляется его внешний вид и то, как он сам себя «видит»?

7. Можно ли назвать Ромашова «маленьким человеком»? Назовите черты, присущие этому литературному типу.

8. С какого момента начинается «распрямление» Ромашова как личности? (визит к Назанскому; когда он вступается за татарина; домашний арест или др.)

9. Женские образы в повести (Шурочка, Петерсон).

10. Почему в романе так часто обсуждается вопрос о дуэли? (Соотнесите это с названием произведения) Приведите точки зрения персонажей на эту проблему.

11. Символы в повести:

ü символ нити

ü символическое значение образа Пушкина

12. Докажите, что в романе нет ни одного однозначно положительного образа.

Литература

  1. Волков А.А. Творчество А.И. Куприна. М., 1981.
  2. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. М., 1987.

3. Михайлов О.Н. Жизнь Куприна: «Настоящий художник – громадный талант». М., 2001.

  1. Крутикова Л.В. А.И. Куприн. Л., 1971.
  2. Ошарова Т. Куприн в работе над финалом «Поединка» // Русская литература. 1966. № 3.
  3.  Юркина Л.Н. Поэтика А.И. Куприна. Сыктывкар, 1997.

7. 8. Воровский В.В. А.И. Куприн // Воровский В.В. Эстетика. Литература, Искусство. М., 1975.

 

Мелкий бес» Ф. Сологуба

1. Образ Передонова. Традиции русского классического реализма в романе (Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов и др.):

ü Можно ли назвать Передонова вариантом «маленького человека»?

ü Почему у этого персонажа нет портретной характеристики?

ü С какой целью Сологуб вводит в роман параллель с рассказом А. Чехова «Человек в футляре»? Значимо ли то, что Передонов не узнаёт себя в литературном двойнике – учителе Беликове?

2. Два аспекта преставления реальности в романе — «бытообличительный» и символико-философский.

3. Изображение города и его жителей (Вершина, Грушина, Варвара, Верига, Володин и др.).

4. Христианские аллюзии в романе.

5. Античность и христианство в романе. Мотив безумия. Какую роль играет в романе сюжетная линия сестёр Рутиловых, на первый взгляд почти не связанная с передоновской?

Литература

1. Павлова М. Писатель-инспектор: Ф. Сологуб и Ф.К. Тетерников. М., 2007.

2. Русская литература XX в. 1890-1910. В 2 кн. М., 2000. Кн. 1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: