1. Философский энциклопедический словарь. М., 2001. С.732.
2. Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Минск, 2001. С.1199
3. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоритический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. – М., 2001. – Вып 4, ч.1. –.147–165.
4.Ваторпин А.С. Политические ориентации студенчества: Социол. исслед. // Социол. исслед. – 2000. – №6. – С.39–43.
5.Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. – 2000. – №4. – С.29–37.
6.Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. – 1999. – №2. – С.50–52.
7. Коптев-Дворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу подрастающего поколения // Независимая газ. – 2002. – 17-18 мая. – С.2.
8. Буева Л.П. О ценностях духовной культуры. – СПб., 2000
9. Степаненко Л.М. Философская история образования. – М., 2000
|
|
10. Ильичева И.М. Психология диагностики. – СПб., 2003.
11. Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Культура. – 2001. – №16. – С.4.
Список сокращений
Пи РАО – психологический институт Российской Академии Образования
И т.д. – и так далее
Т.е. – то есть
Прил. – приложение
Спб – справочное пособие
Т.к. – так как
СМИ – Средства Массовой Информации
И др. – и другое
Приложение А
Распределение учащихся на группы в зависимости от уровня сформированности ценностных ориентаций (в % к числу опрошенных)
Уровни ценностных ориентаций | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
До эксперимента | После эксперимента | До эксперимента | После эксперимента | |
Низкий | 22,5 | Не выявлено | 21,4 | 19,9 |
Ниже среднего | 26,1 | 14,7 | 27,0 | 26,5 |
Средний | 38,5 | 35,7 | 40,3 | 41,6 |
Выше среднего | 8,7 | 36,2 | 7,9 | 8,5 |
Высокий (творческий) | 4,2 | 13,4 | 3,4 | 3,5 |
Приложение Б
Сфера интересов учащихся (в % к количеству опрошенных)
Сферы интересов | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
До эксперимента | После эксперимента | До эксперимента | После эксперимента | |
Общение в семье | 2,9 | 8,7 | 2,7 | 4,0 |
Телевидение | 20,3 | 5,8 | 20,0 | 16,0 |
Музыка классическая | 2,9 | 5,8 | 4,0 | 4,0 |
Музыка популярная | 14,5 | 5,8 | 13,3 | 12,0 |
Литература классическая | 2,9 | 7,2 | 2,7 | 5,3 |
Литература развлекательная | 11,6 | 4,3 | 12,0 | 12,0 |
Компьютер | 10,1 | 7,2 | 9,3 | 12,0 |
Спорт | 10,1 | 11,6 | 10,7 | 8,0 |
Живопись | 2,9 | 11,6 | 4,0 | 4,0 |
Театр | 2,9 | 10,1 | 2,7 | 4,0 |
Общение с природой | 1,4 | 8,7 | 2,7 | 4,0 |
Общение с друзьями | 17,4 | 13,0 | 16,0 | 14,7 |
Приложение В
Методика ценностные ориентации М. Рокич
|
|
Терминальные ценности | Инструментальные ценности |
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; |
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | воспитанность (хорошие манеры); |
Здоровье (физическое и психическое) | высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); |
интересная работа; | жизнерадостность (чувство юмора); |
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | исполнительность (дисциплинированность); |
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); |
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | непримиримость к недостаткам в себе и других; |
наличие хороших и верных друзей; | образованность (широта знаний, высокая общая культура); |
общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); |
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); |
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); |
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; |
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); |
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); |
счастливая семейная жизнь; | широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); |
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | честность (правдивость, искренность); |
творчество (возможность творческой деятельности); | эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); |
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). | чуткость (заботливость). |
[1] Философский энциклопедический словарь. М., 2001. С.732.
[2] Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Минск, 2001. С.1199
[3] Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоритический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. – М., 2001. – Вып 4, ч.1. –.147–165.
[4] Ваторпин А.С. Политические ориентации студенчества: Социол. исслед. // Социол. исслед. – 2000. – №6. – С.39–43.
[5] Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. – 2000. – №4. – С.29–37.
[6] Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. – 1999. – №2. – С.50–52.
[7] Коптев-Дворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу подрастающего поколения // Независимая газ. – 2002. – 17-18 мая. – С.2.
[8] Буева Л. П. О ценностях духовной культуры. – СПб., 2000
[9] Степаненко Л. М. Философская история образования. – М., 2000
[10] Ильичева И. М. Психология диагностики. – СПб., 2003.
[11] Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Культура. – 2001. – №16. – С.4.