Таким образом, вам необходимо разбить большой текст не более, чем
На 7 частей, связать эти части между собой, выделить опоры (слова и
Стоящие за ними мысли) и заучить их, повторяя по вышеприведенной
Схеме.
Как запомнить большое количество материала
Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко
запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных
фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа.
Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
Некоторые закономерности запоминания
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого материала тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с
перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
5. Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередовать умственный и физический труд.
2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку,
свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20 – 30 минут(отвести глаза от книги
посмотреть вдаль).
4. Минимум телевизионных передач!
Несколько советов, которые могут помочь вам избежать переживания:
1. Запишите на листе бумаги, что вас беспокоит. Положите его под по-
душку или в ящик стола на семь дней. К тому времени, возможно, проблема разрешится сама собой или вам удастся найти разумное решение.
2. Спросите себя: «Помогают ли переживания справиться с ситуацией?»
Когда вы поймете, что не помогают, придумайте что-нибудь, что действительно могло бы помочь.
3. Если вы можете посоветоваться с родителями, то сделайте это. Попросите
их поддержать вас. Если вы не можете поговорить с родителями, найдите
другого взрослого, которому вы доверяете, и поговорите с ним или с ней.
Вдвоем вы, наверное, придумаете разумный план, как справиться с вашим беспокойством.
4. Помните: беспокойство – это эмоция, а не метод решения проблем.
5. Если ваши переживания стали навязчивыми, то обратитесь к вашему школьному психологу.
Запоминание числовой информации.
Вербальный код. Люди с преобладанием вербальной (словесной, слуховой) памяти более восприимчивы к звуковой стороне слов. Непроизвольно им приходят на ум рифмы, каламбуры и т.п. Им может оказаться полезным запоминание перечня примерно такого типа: ноль - моль, один - блондин, два - дрова, три - осетрина, четыре - черт в тире, пять - пятка, шесть - шерсть, семь - семья, восемь - осень, девять - дева, десять -деспот.
Визуальный (зрительный) код.
Ноль - круг или овал, один - столб (свеча, кол), два - близнецы (пара ботинок), три - треугольник (трехколесный велосипед), четыре - квадрат (4 лапы животного), пять - пальцы руки, шесть - шестик-пан нал игральная кость, семь - подсвечник на семь свечей, восемь - песочные часы, девять - улитка (ушная раковина), десять - пальцы обеих рук, одиннадцать - футбольная команда, двенадцать - часовая стрелка в полдень.
Кодирование по зрительному сходству.
В этой системе цифра ассоциируется с какой-либо буквой по внешнему сходству с нею: 0=0, 1 = Т или Г (главный элемент вертикальная палочка), 2 = П (буква на двух ножках), 3-3, 4=ч, 5=Б, 6=С, 7=У, 8=В,9= р.
Визуализация в чистом виде. Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. После этого верните число на его первоначальное место; вы обнаружите, что его легко вписать в надлежащий контекст, например, если речь идет об адресе - у двери дома, или на лифте. Повторяя в слух, вы еще больше облегчите его запоминание, призвав еще один канал чувственного восприятия.
В системе заучивания материала важную роль играет повторение.
Метод повторения Корсакова (основные принципы)
1. Необходимо повторять информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т.п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:
й день - 2 раза, 2-й день - 1 раз, 3-й день - без повторений, 4-й день - 1 раз, 5-й день - без повторений, 6-й день - без повторений, 7-й день - 1 раз.
3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем вам повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз через 24 часа. Главное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.
4. Там, где целесообразно, применяйте комплексный учебный метод. Большое количество информации можно запоминать с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что затрудняет запоминание и приводит к увеличению числа повторений. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повторений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный метод.
При работе с большим по объему материалом трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором - повторяются первые части и заучивается следующая и т.д.
5. Формула ОВОД. Самым нерациональным и, тем не менее, самым распространенным методом запоминания информации является повторноеперечитывание: текст читается до тех пор, пока он не запомнится.
6.Повторное чтение окажется гораздо эффективнее, если будет содержать элементы активного повторения, пересказа. Такими свойствами обладает предлагаемый метод чтения, позволяющий усвоить и запомнить материал достаточно высокой сложности (например, какой-либо курс) за четыре повторения. По первым буквам четырех ступеней этого метода обозначим его ОВОД (основные мысли, внимательное чтение, обзор, доводка).
Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.







