Задача 1
Основанием пирамиды является квадрат ABCD со стороной 4 см, высота – отрезок .
Найти площадь боковой поверхности пирамиды.
Решение.
1. Из условия следует, что МА⊥АВС.
Прямоугольные треугольники МАВ и MAD равны по двум катетам, отсюда . Треугольники МCD и МСВ равны по трем сторонам.
Отсюда следует:
2. AD – проекция прямой MD на плоскость АВС, AD⊥DC⇒MD⊥DC,
отсюда имеем прямоугольный треугольник MDC.
3. В прямоугольном треугольнике MAD найдем по теореме Пифагора гипотенузу:
4. Найдем площадь рассматриваемого прямоугольного треугольника MAD:
5. Рассмотрим прямоугольный треугольник MDC и найдем его площадь:
6. Так, площадь боковой поверхности пирамиды:
.
Ответ: 32 кв.см.
Задача 2
В правильной треугольной пирамиде сторона основания , высота .
Найти: апофему , боковое ребро l,
площадь боковой поверхности S,
тангенс угла наклона бокового ребра к плоскости основания,
угол между АВ и CD.
Построить: общий перпендикуляр к прямым АВ и CD.
|
|
Решение:
Рис. к задаче 2
1. Правильная треугольная пирамида полностью задается двумя элементами, в данном случае:
- стороной основания a и высотой h.
2. Зная свойства правильного треугольника и зная выражение радиусов вписанной и описанной окружностей через высоту, определим, что в прямоугольных треугольниках и DOC нам известны:
- их общий катет – высота пирамиды ,
- вторые катеты: .
3. Можем найти гипотенузы по теореме Пифагора, при этом:
- гипотенуза является искомой апофемой ha,
- гипотенуза DС – боковым ребром пирамиды l.
4. Вычислим боковую поверхность пирамиды:
5. Напомним, что углом между прямой и плоскостью называется угол между прямой и ее проекцией на плоскость.
Нам необходимо найти тангенс угла наклона бокового ребра к основанию пирамиды. То есть нам необходимо найти .
Напомним, что тангенсом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего ему катета к прилежащему. Получим:
7. Осталось найти угол между скрещивающимися прямыми АВ и CD.
Докажем, что этот угол равен .
СО есть проекция наклонной DC на плоскость АВС.
Но СО (или ) перпендикулярна АВ, отсюда DC⊥AB.
Рис. К Построению
общего перпендикуляра к скрещивающимся прямым AD и CD
8. Построим общий перпендикуляр к двум скрещивающимся прямым АВ и CD (см.Рис.).
Очевидно, что точка – середина ребра АВ.
Проведем перпендикулярно DC.
Докажем, что :
Так, общим перпендикуляром к рассматриваемым скрещивающимся прямым АВ и CD является отрезок .
Итак, все задания в задаче выполнены.
Домашнее задание
|
|
Призма
(решение задач обязательно сопровождать схемой, на которую необходимо ссылаться в решении)
В заданиях 1-5 значение символа N – номер студента в классном журнале.
Задание № 1
Найти площадь боковой поверхности правильной шестиугольной призмы, сторона основания которой равна N ед., а высота – (N+2) ед.
Задание № 2
Площадь поверхности куба равна N кв.ед.
Найдите его диагональ.
Задание № 3
Если каждое ребро куба увеличить на 1, то его площадь поверхности увеличится на N.
Найдите ребро куба.
Задание № 4
Во сколько раз увеличится объем куба, если его ребра увеличить в N раз?
Задание № 5
Объем одного куба в N раз больше объема другого куба.
Во сколько раз площадь поверхности первого куба больше площади поверхности второго куба?
Пирамида
(решение задач обязательно сопровождать схемой, на которую необходимо ссылаться в решении)
В задачах 1-3 значение символа N – это номер студента в классном журнале.
Задача 1
Cтороны основания правильной четырехугольной пирамиды равны N, боковые ребра – 2N.
Найдите площадь поверхности пирамиды.
Задача 2
Основание пирамиды – прямоугольник. Одна боковая грань перпендикулярна основанию, остальные наклонены под углом . Высота пирамиды – (N+5) см.
Найдите площадь основания.
Задача 3
Во сколько раз увеличится площадь поверхности правильного тетраэдра, если все его ребра увеличить в N раз?
Примечание:
1. Дистанционный материал изучить, конспектируя в тетрадь по математике.
2. Материал по теме – выучить.
3. Рассмотреть и разобрать решение представленных типовых задач.
4. Выполнить домашнее задание в тетради по математике.
5. Качественные (резкие, не затемненные, расположенные в вертикально) фото/скан:
- конспект,
- решение типовых задач,
- домашнее задание, -
прислать на страницу преподавателя для проверки.
Материал по одной теме присылать отдельно от других тем. Страницы работы должны быть размещены последовательно (не в разброс!), и технически так, чтобы можно было «листать страницы», не открывая каждую страницу темы отдельно.