Дополнительная литература

Авторитарные режимы в Центральной и Восточной Европе (1917-1990 гг.).-М., 1999.

Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. - М., 1980

Ванечек В. История государства и права Чехословакии. - М., 1980.

Версаль и новая Восточная Европа. - М., 1996.

Волков В.К. Узловые проблемы новейшей истории стран Центральной и Юго-восточной Европы. - М., 2000.

Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953: В 2-х т. Т. 1: 1944-1948; Т. 2: 1949-1953. - Москва-Новосибирск, 1997-1998.

Восточноевропейский социализм: становление режима, попытки его модернизации, причины краха. - М., 1992.

Год кризиса: 1938 и 1939. Документы и материалы: В 2-х т. - М., 1990.

Грацианская Н.Н. Словаки: К проблеме этнокультурной истории. -М., 1994.

Гуськова Е.Ю. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии: Хроника событий. - М., 1998.

Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса. 1990-2000. - М., 2001.

Движение Сопротивления в Западной Европе. 1939-1945. Общие проблемы. - М., 1990.

Документы и материалы кануна второй мировой войны, 1937-1938: В 2-х т.-М., 1981.

Конфликты в послевоенном развитии восточноевропейских стран -М., 1997.

Косово: Международные аспекты кризиса. - М., 1999.

Македония. Путь к самостоятельности: Документы. - М., 1997.

Македония: Проблемы истории и культуры. - М., 1999.

Международные организации и кризис на Балканах: Документы. В 3-х т. Т. 1.2.-М., 2000.

Мшьтюхов М. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918-1939 гг. -М., 2001.

Мир между войнами: Избранные документы по истории международных отношений 1910-1940-х годов. -М., 1997.

Москва и Восточная Европа: Становление политических режимов советского типа. 1949-1953. Очерки истории. - М., 2002.

На путях к Югославии: Очерки истории национальных идеологий югославянских народов. Конец XVIII - начало XX в. - М., 1997.

Национальный вопрос в Восточной Европе. Прошлое и будущее. -М., 1995.

Отношения России (СССР) с Югославией, 1941-1945. Документы и материалы. - М., 1998.

Первая мировая война и проблема политического переустройства Центральной и Юго-восточной Европы. - М., 1991.

Писарев ЮЛ. Сербия на Голгофе и политика великих держав. 1916 г. -М., 1993.

Политическая трансформация стран Центральной и Восточной Европы.-М., 1997

Постсоветские государства в Европе XXI века. - М., 1999.

Революции 1989 года в странах Центральной (Восточной) Европы: Взгляд через десятилетие. - М., 2001.

Романенко С.А. Югославия, Россия и «славянская идея». Вторая половина XIX - начало XXI в. - М., 2002.

Славянский фактор. Межславянские отношения в середине 90-х гг -М., 1995.

Словения. Путь к самостоятельности: Документы. - М., 2001.

Тегеран. Ялта. Потсдам. Сборник документов. - М., 1971.

Центральная Европа как исторический регион. - М., 1996.

Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века: В 3-х т -М., 2000.

Эббот П., Томас Н. Союзники Германии на Восточном фронте 1941-1945.-М., 2001.

Этнические меньшинства в современной Европе. - М., 1997.

Этнические проблемы и политика государств Европы. - М., 1998.

Югославский кризис и Россия: Документы, факты, комментарии. 1990-1993. В 2-х т.- М., 1993.

ЯзьковаА.А. Малая Антанта в европейской политике, 1918-1925 гг -М., 1974.

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СЛАВЯНСКИХ СТРАН

 

Лекция I. Польша в Новейшее время

Основные политические ориентации польского общества. Польские земли с самого начала первой мировой войны оказались театром активных боевых действий. На период войны приходится апогей национально-освободительного движения польского народа. В начальный период войны существовало несколько подходов к польскому вопрос;/. Национальные демократы связывали возможность его решения с Россией (Р.Дмовский). Ю.Пилсудский считал возможным решить польский вопрос с помощью Австро-Венгрии. Третья ориентация в польском вопросе была представлена революционными силами.

Изменение характера польского вопроса в 1917 г. Существенные изменения в польском вопросе произошли на рубеже 1916-1917 гг. 5 ноября австро-венгерский и германский генерал-губернаторы огласили манифест о создании польского «самостоятельного государства». Созданный ими 15 января 1917 г. Временный государственный совет имел право только совещательного голоса. В приказе Николая II по армии и флоту от 25 декабря 1916 г. было заявлено, что одной из военных целей России является «создание свободной Польши, состоящей из всех трех частей, до сих пор разделенным».

Важным рубежом в решении польского вопроса стали революции в России. Петроградский Совет 27 (14) марта 1917 г. принялобращение к «Народу польскому». 29 (16) марта 1917 г. появилось воззвание Временного правительства «К полякам». В России была создана Польская ликвидационная комиссия для урегулирования всех вопросов польско-российских отношений. Президент США В.Вильсон в январе 1917 г. высказался за восстановление «объединенной, независимой, автономной» Польши.

Оккупационные власти не оставляли попыток заручиться поддержкой поляков. В сентябре 1917 г. ими были созданы новый Государственный совет, Регентский совет и правительство. Эти органы зависели от Германии, были лишены свободы действий, тем не менее, они положили начало формированию польской администрации.

15 августа 1917 г. был создан Польский национальный комитет (ПНК) во главе с Р.Дмовским. Пришедшие к власти в России в октябре 1917 г. большевики в опубликованной 15 ноября «Декларации прав народов России» провозгласили «право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». 29 августа был опубликован декрет Совнаркома об аннулировании всех договоров, заключенных правительствами бывшей Российской империи, с Пруссией и Австрией относительно разделов Польши. Тем самым Россия окончательно отказывалась от всяких притязаний на польские земли.

Формирование институтов государственной власти в стране и за рубежом. В начале октября 1918 г. Регентский совет потребовал создания независимого государства. Вслед за этим было сформировано новое правительство. 31 октября Польская ликвидационная комиссия взяла в свои руки власть в Кракове в качестве временного органа управления польскими землями разваливающейся Австро-Венгрии.

7 ноября в Люблине левыми партиями было создано Временное народное правительство во главе с И.Дашинским. 14 ноября Регентский совет самораспустился, предварительно передав Пилсудскому всю полноту власти. То же сделало и Люблинское правительство. 18 ноября в Варшаве было создано первое общепольское правительство, главой которого стал Е.Морачевский.

Сторонниками революционного переустройства социально-экономических отношений в стране и установления диктатуры пролетариата были СДКПиЛ и ППС-левица, объединившиеся в декабре 1918 г. в Коммунистическую рабочую партию Польши (КРПП). 17 марта 1921 г. сейм принял Конституцию, которая закрепила установление парламентской демократии.

Польский вопрос на Парижской мирной конференции (1919-1920). На конференции решался вопрос о границах Польши. Кроме Великой Польши, она получила без всяких оговорок только большую часть Гданьского Поморья. Гданьск получил статус вольного города под контролем Лиги наций. Вопрос о принадлежности Верхней Силезии, Вармии, Мазур и Повислья должен был решаться путем плебисцита. Плебисцит в Вармии, Мазурах и Повислье, проведенный 11 июля 1920 г., Польша проиграла. В июле 1922 г. Верхняя Силезия перешла под администрацию Польши, получив статус автономии. В июле 1920 г. Совет Послов Антанты принял решение о демаркации польско-чехословацкой границы в спорных районах без плебисцита.

Вопрос о восточных границах Польши Версальский договор оставлял открытым. 26 апреля 1920 г. началось польское наступление на Украине. В мае началось контрнаступление Красной Армии в Белоруссии и на Украине. 14 августа наступление Красной Армии было остановлено под Варшавой. Польско-советская война завершилась подписанием 18 марта 1921 г. в Риге мирного договора. 9 октября 1920 г. командир польской дивизии генерал Л.Желиговский захватил Виленскую область, и в 1922 г. она вошла в состав Польши. Окончательно восточная граница была признана державами Антанты в 1923 г.

Интеграция и структуризация польской промышленности. В составе Польши объединились территории, длительное время входившие в состав трех государств. Интеграция польской промышленности стала первоочередной задачей. Необходима была и ее структурная перестройка. Учитывая, что более 60% населения было занято в сельском хозяйстве, именно крестьянство и должно было стать основным потребителем промышленных товаров. Закон об аграрной реформе был принят в весьма умеренной редакции. Общий баланс промышленного развития Польши в межвоенный период вряд ли можно считать благоприятным. Производство в ряде основных отраслей промышленности в 1938 г. было ниже, чем в 1913 г.

Непродолжительные в целом периоды благоприятной конъюнктуры чередовались с кризисами, наиболее разрушительным и длительным из которых был кризис, начавшийся в 1929 г. и завершившийся только к 1935 г. Он охватил не только промышленность, финансы, торговлю, но и сельское хозяйство, что предопределило его глубину и продолжительность.

Обострение политической борьбы. Прошедшие в ноябре 1922 г. выборы в парламент Республики Польша не дали ощутимого перевеса ни одному из политических лагерей. Болезненное поражение потерпел лагерь Пилсудского. До мая 1926 г. сменилось 5 правительств. Среди причин столь частых смен кабинетов следует назвать серьезные разногласия между отдельными партиями. Споры велись о путях и темпах решения аграрного вопроса, о методах преодоления кризисных явлений в промышленности, об отношении к национальным меньшинствам, о пересмотре конституции 1921 г., закона о выборах и т.д.

Установление и характер режима «санации». Общее разочарование и недовольство парламентской демократией обусловили успех государственного переворота Ю.Пилсудского в мае 1926 г. 1 июня президентом страны был избран И.Мосцицкий. Пилсудский был назначен генеральным инспектором вооруженных сил, что давало ему полный контроль над армией. Сохранив внешние атрибуты парламентской демократии, он установил в стране авторитарную диктатуру, опорой которой была армия. Сейм утратил свою роль основного института государственной власти в пользу Пилсудского и его ближайшего окружения.

Польша вступила в новый этап своего политического развития, получивший название режима «санации». Уже в августе 1926 г. в конституцию 1.921 г. были внесены поправки. Пилсудский сблизился с крупной буржуазией и помещиками. В качестве основного политического противника «санация» определила революционный лагерь.

Создание, деятельность и разгром «Центролева». После парламентских выборов 1928 г. неизбежным стало столкновение между дёмократическо-парламентскими силами и режимом. В 1929 г. в результате соглашения 6 левых и центристских партий был образован блок, получивший название «Центролев». Не сумев добиться существенных успехов в борьбе с санацией в сейме, лидеры «Центролева» созвали в Кракове (июнь 1930) Конгресс защиты прав и свободы народа под лозунгами свержения диктатуры и восстановления в Польше демократии. Ответом на вызов Центролева стал досрочный роспуск сейма и арест руководителей оппозиции. Волна репрессий прокатилась по всей стране. Проведенные в ноябре 1930 г. выборы в парламент, получившие название «брестских», принесли «санации» победу. У режима появилась возможность проводить через парламент любые законы, не считаясь с мнением оппозиции.

Апрельская конституция 1935 г. В апреле 1935 г. была введена в действие новая конституция. Центральное место в государстве отводилось президенту. Права сейма были ограничены в пользу органов исполнительной власти и сената. 12 мая 1935 г. скончался Ю.Пилсудский.

Внутриполитическая обстановка во второй половине 30-х гг. Вторая половина 30-х гг. стала временем прогрессирующего ослабления «санации». Усиливалось влияние демократической оппозиции. В то же время в 1938 г. по решению Исполкома Коминтерна Компартия Польши была распущена.

Острота политического противостояния в обществе стала ослабевать в конце 30-х гг. в связи с надвигавшейся угрозой для Польши со стороны Германии. Тревога за судьбу страны оказалась сильнее политических разногласий.

Внешняя политика в межвоенный период. Межвоенная Польша имела весьма напряженные отношения со всеми своими соседями, кроме Румынии и Латвии. До середины 20-х гг. Польша ориентировалась на Францию. В начале 30-х гг. были сформулированы основные положения новой польской внешней политики, так называемой политики «балансирования».

Польша в системе международных отношений в конце 30-х гг. Во второй половине 30-х гг. Польша использовала быстро изменяющуюся ситуацию в Европе для достижения собственных целей. Весной 1938 г. ею был предъявлен ультиматум Литве. В сентябре 1938 г., когда Гитлер добивался от западных держав согласия на отторжение от Чехословакии Судетской области, Польша потребовала от Чехословакии возвращения Тешинской Силезии. 2 октября польские войска оккупировали эту область.

В ноябре 1938 г. Германия предъявила Польше ряд требований, принятие которых существенно ограничивало бы ее суверенитет. Эти требования Польша решительно отвергла. 28 апреля 1939 г. Германия денонсировала декларацию с Польшей о ненападении и приступила к активной подготовке к войне.

Начало второй мировой войны. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу без объявления войны. 8 сентября немцы вышли к Варшаве, покинутой президентом, правительством и главным командованием. Англия и Франция, объявившие 3 сентября войну Германии, так и не начали активных боевых действий. 17 сентября Красная Армия получила приказ перейти границу и взять под свою защиту население Западной Украины и Западной Белоруссии. В ночь с 17 на 18 сентября страну покинуло гражданское и военное руководство.

Гитлер пошел по пути расчленения оккупированных польских территорий и установления оккупационного режима. Западные, часть центральных и северные районы Польши были включены в состав рейха. Из остальных польских территорий было создано генерал-губернаторство со столицей в Кракове.

Польско-советские отношения в годы войны. Действия СССР в сентябре 1939 г. польское руководство расценило как агрессию против Польши и до июля 1941 г. не имело с ним дипломатических отношений. Поворот в польско-советских отношениях наметился после нападения Германии на СССР. Было заключено соглашение о взаимодействии на период войны. В апреле 1943 г. в Катыни были обнаружены могилы расстрелянных НКВД польских офицеров. В связи с этими событиями отношения СССР с Польским эмигрантским правительством были прерваны.

Формирование польских органов власти в эмиграции и на территории Польши. 30 сентября 1939 г. было создано польское правительство в эмиграции под руководством генерала В. Сикорского. На территории Польши эмигрантское правительство создало орган своего представительства - Делегатуру и Армию Крайову (АК). Одновременно развивалось движение Сопротивления в оккупированной стране. Уже в сентябре 1939 г. возник ряд тайных военных организаций, крупнейшей из которых был Союз вооруженной борьбы.

Партнером СССР стали польские левые силы. В Советском Союзе они были представлены образованным в 1943 г. Союзом польских патриотов и созданными под его политическим руководством польскими воинскими формированиями. В Польше они объединялись вокруг Крайовой Рады Народовой (КРН). 5 января 1942 г. была создана Польская рабочая партия (ППР). Среди первых шагов ППР было создание собственной военной организации - Гвардии Людовой (ГЛ), преобразованной в начале 1944 г. в Армию Людову (АЛ).

Варшавское восстание 1944 г. В июле 1944 г. Красная Армия вышла на государственную границу 1941 г. В этой обстановке командование АК с ведома Лондонского правительства и Делегатуры приняло решение начать 1 августа восстание в Варшаве. Немцы довольно скоро приступили к его подавлению. 2 октября 1944 г. командование АК подписало акт о капитуляции. Только в результате наступления Красной Армии, начавшегося в январе 1945 г., была освобождена вся территория страны.

Польский комитет национального освобождения (ПКНО). 21 июля 1944 г. в Москве был создан Польский комитет национального освобождения (ПКНО), по существу являвшийся правительством левых сил. КРИ получил статус своего рода парламента. 22 июля ПКНО огласил Манифест к польскому народу, в котором была изложена программа новой власти. В конце 1944 г. ПКНО был преобразован во Временное правительство Республики Польши, с которым СССР установил дипломатические отношения.

Польский вопрос на международных конференциях. На Ялтинской конференции 1944 г. было решено, что Временное правительство будет расширено за счет демократических политиков лондонского лагеря и преобразовано во Временное правительство национального единства. Благодаря активной позиции СССР на Потсдамской конференции (лето 1945), к Польше отошли обширные территории на западе и севере. В 1953 г. эта граница была закреплена договором с ГДР, а в 1970 г. - с ФРГ., Серьезные трения возникли при определении границы с Чехословакией в Тешинской Силезии. El конечном счете, стороны пришли к решению о восстановлении здесь статус-кво, существовавшего до октября 1938 г. Окончательное закрепление границы произошло в 1958 г.

Политическая борьба за выбор путей дальнейшего развития страны. После вхождения в состав Временного правительства национального единства С.Миколайчиком была создана собственная партия - Польское стронництво людовое (ПСЛ). Она стала притягательным центром для всех сил, не согласных с политикой ППР и ее союзников. Политическое развитие Польши после второй мировой войны осложнялось существованием вооруженного подполья Левые силы по степени своего влияния в обществе уступали лондонскому лагерю, но в их пользу действовал мощный внешний фактор.

В январе 1947 г. состоялись первые послевоенные выборы в Законодательный сейм. Победа ППР и ее союзников на выборах открыла путь для реализации их концепции народно-демократического переустройства. В 1947 г. в Польше был разработан трехлетний план развития. Страна стремительно переходила к плановой и централизованной экономике.

Принятие сталинской модели построения социализма. На рубеже 40-50-х гг. ПОРП взяла на вооружение сталинскую концепцию форсированного строительства социализма. Политическая система была закреплена конституцией 1952 г. Тогда же было принято новое название страны - Польская Народная Республика (ПНР).

Форсированная индустриализация и массовое кооперирование сельского хозяйства. В 6-летнем плане социально-экономического развития Польши на 1950-1955 гг. упор был сделан на развитие тяжелой и оборонной промышленности, машиностроения. В то же время темпы роста производства в отраслях, производящих предметы потребления, были низкими. Тем самым в развитие польской промышленности изначально закладывались диспропорции. В период форсированной коллективизации капиталовложения в сельское хозяйство снизились, по сравнению с концом 40-х гг., на 24%, а капиталовложения непосредственно в крестьянские хозяйства уменьшились более чем в три раза. Чрезмерное напряжение сил общества вело к росту социальной напряженности, разочарованию в идеалах, провозглашавшихся официальной пропагандой. Недовольство в обществе вызывали и репрессии, являвшиеся частью политической реальности после 1944 г.

Нарастание политического кризиса к 1956 г. После XX съезда КПСС политический кризис стал приобретать открытый и всеобщий характер. В июне 1956 г. начались забастовки рабочих в Познани. Руководством ПОРП было принято решение о применении против демонстрантов оружия. Кризис продолжал углубляться, охватывая все новые общественные слои. Состоявшийся в октябре 1956 г. пленум ЦК ПОРП произвел лишь кадровые изменения в партийном руководстве. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран В.Гомулка.

Поиски путей реформирования системы. В.Гомулкой была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях. В 1956-1957 гг. часть производственных кооперативов распалась. Упор сделали на развитие простых форм кооперации. Было положено начало урегулированию отношений с католической церковью, принят новый избирательный закон, определен правовой статус Северной группы войск в Польше. В 60-е гг. стали нарастать экономические и политические трудности. Вновь обострились отношения с католической церковью. Экономические реформы во второй половине 60-х гг. не дали результатов.

Особенности развития польской экономики в 70-е гг. Пытаясь стимулировать экономику, правительство в декабре 1970 г. приняло решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Это вызвало недовольство в обществе. Используя благоприятную международную обстановку, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства. В 1971-1972 гг. были задействованы также внутренние резервы. Все это обеспечило рост реальных доходов при незначительном росте производительности труда. ПОРП заявила, что Польша вступила в этап строительства «развитого социалистического общества».

Причины появления открытой оппозиции. Однако в середине 70-х гг. вновь дали-о себе знать экономические трудности. Во второй половине 70-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжала ухудшаться. Появились оппозиционные организации. Начался стремительный рост авторитета католической церкви.

Появление «Солидарности». Летом 1980 г. в Польше стала подниматься забастовочная волна. Правительство вынуждено было пойти на подписание соглашений с забастовочными комитетами. Тем самым оно давало согласие на легализацию оппозиционных организаций. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С.Каня. Но кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общее настроения.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован профсоюз «Солидарность». Координировала его действия Всепольская согласительная комиссия во главе с Л.Валенсой. Политические притязания «Солидарности» и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали все более острые конфликты. В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране.

Несостоятельность реформ 80-х гг. «Круглый стол» 1989 г. Начавшаяся в 1982 г. экономическая реформа не принесла ожидаемых результатов. К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса. Власти вынуждены были пойти на переговоры с частью деятелей «Солидарности», а с конца августа началась подготовка заседаний «круглого стола». Заседания проходили с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе их важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов и введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената.

Демократизация общественной жизни. 19 июля 1989 г. президентом страны был избран В.Ярузельский. Премьер-министром кабинета стал Т.Мазовецкий. ПОРП впервые лишилась роли правящей партии. В 1990-1991 гг. произошли дальнейшие изменения в политической жизни государства. В декабре 1990 г. президентом был избран Лех Валенса. Демократическая революция 1989 г. в Польше являлась следствием массового общественного движения.

В конце 1989 г. в Конституцию ПНР были внесены изменения и дополнения. В январе 1990 г. ПОРП заявила о прекращении своей деятельности. На ее базе возникли две социал-демократические партии. Оценивая процесс политических перемен в Польше, необходимо отметить, что в этой стране активно идет процесс демократизации.

Лекция II. Чехи и словаки в Новейшее время

Положение чехов и словаков. С началом первой мировой войны в Австро-Венгерской монархии усилился произвол властей в отношении славянского населения. В чешских землях в качестве официального вновь был введен немецкий язык, из учреждений увольняли служащих чешской национальности, вводилась жесткая цензура. Преследованиям подверглись наиболее радикальные чешские и словацкие политические партии и их лидеры. В Словакии усилилось стремление к национальному и социальному освобождению, что вызывало антивоенные настроения.

Основные политические ориентации чешского общества. В самом начале войны большинство чешских политических партий проявляли лояльность к австрийскому правительству. Сторонники одного из политических направлений концентрировали свои усилия на решении «чешского вопроса» в рамках Австро-Венгрии путем ее конституционной перестройки. Второе направление включало в себя проантантовски настроенных политиков.

Деятельность чешских и словацких политиков в эмиграции. В начале 1915 г. для сбора политической и военной информации и ведения антиавстрийской пропаганды внутри страны была оформлена нелегальная организация - Маффия. В Париже Т.Масарик и Э.Бенеш образовали Чешский заграничный комитет, который в 1916 г. был переименован в Чехословацкий национальный совет. Дело в том, что осенью 1915 г. в Кливленде был заключен договор о будущем объединении чехов и словаков в федеративное государство.

Подъем национально-освободительного движения. После смерти австрийского императора Франца Иосифа (ноябрь 1916) и вступления на престол Карла I появились условия для активизации чешской политики внутри страны. Был создан Чешский союз в Вене, объединивший чешских депутатов рейхсрата, и Национальный комитет в Праге, осуществлявший связь между депутатами и партиями.

Революционные события в России в октябре 1917 г. повлекли за собой выход Австро-Венгрии из войны. Неудачи на фронтах, экономический и политический кризис привели Австро-венгерскую империю к краху.

Образование Чехословацкого государства. Манифест императора Карла о преобразовании Австро-Венгрии в федеративное государство не мог спасти монархию от распада. Национальный комитет 28 октября 1918 г. провозгласил образование самостоятельного Чехословацкого государства. В октябре 1918 г. в Словакии из представителей буржуазных партий был создан Словацкий национальный совет. Он издал 30 октября 1918 г. в Мартине декларацию с требованием образования единого государства чехов и словаков, объявил отторжение Словакии от Венгерского королевства. 13 ноября Национальный комитет утвердил временную конституцию Чехословацкой республики. Ее президентом стал Т.Масарик. Главой первого правительства стал К.Крамарж.

Складывание государственных границ. Границы Чехословакии были определены Версальским, Сен-Жерменским и Трианонским мирными договорами. В состав государства вошли чешские земли, Словакия и Подкарпатская Русь. Конфликт с Польшей из-за Тешинской Силезии разрешился разделом области между двумя государствами.

Словацкая республика Советов. В новой Чехословацкой республике власть захватила экономически более мощная и лучше политически организованная чешская буржуазия. В январе 1919 г. в Братиславе обосновалось министерство по делам Словакии во главе с В.Шробаром, получившим диктаторские права. Недовольство этими действиями, а также тяжелое экономическое положение вызвали подъем революционного движения. Вслед за Венгрией в июне 1919 г. была провозглашена Словацкая социалистическая республика, которая просуществовала всего три недели, а затем была уничтожена правительственными войсками. В феврале 1920 г. была принята конституция Чехословацкой республики.

Развитие экономики в 20-е гг. Чешский капитал стремился превратить Словакию в аграрно-сырьевой придаток и рынок сбыта для более развитых чешских промышленных областей. Слабая словацкая промышленность не выдерживала конкурентной борьбы и вынуждена была сократить производство. Рабочие забастовки против закрытия предприятий и безработицы жестоко подавлялись. Началась массовая эмиграция словаков за границу.

Последствия войны в Чехословакии преодолевались значительно быстрее и успешнее, чем в других странах. Дело в том, что на территории республики осталась большая часть экономического потенциала бывшей Австро-Венгрии. Чехословакия входила в первую десятку индустриально развитых стран мира. Уже в 1924 г. промышленное производство страны вступило в полосу подъема. Однако экономическое развитие чешских и словацких земель было неодинаковым.

Аграрная реформа. Аграрная реформа была завершена к концу 20-х годов, но 2/5 земли остались в руках крупных землевладельцев и церкви. Во второй половине 20-х гг. сельское хозяйство по основным показателям превысило довоенный уровень.

Особенности мирового экономического кризиса начала 30-х гг. Экономический кризис начала 30-х гг. привел к спаду промышленного производства до 60% от уровня 1929 г. Начавшееся вслед за этим экономическое оживление не привело к значительному увеличению продукции. В 1937 г. объем промышленного производства лишь приблизился к докризисному периоду. Середина 30-х гг. была отмечена массовыми крестьянскими волнениями в Словакии. Недовольство народа использовала основанная в 1918 г. Христианская народная партия (с 1925 г. Глинковская словацкая народная партия), выступавшая с националистическо-сепаратистских позиций

Политическое развитие Чехословацкого государства. Сложный состав чехословацкого общества отражало существование большого числа различных политических партий. Реальная политическая власть в республике концентрировалась в руках внепарламентных организаций, таких как группировка «Град», «Пятерка» «Восьмерка», состоявших из лидеров наиболее влиятельных политических партий. На протяжении 20-30-х гг. наблюдалась тенденция к свертыванию парламентской власти и расширению полномочий исполнительной.

Чехословакия в системе международных отношений в 20-30-х гг. Во внешней политике Чехословакия ориентировалась на укрепление отношений с Францией. В 1920 г. был создан военно-политический союз Чехословакии, Румынии и Югославии - Малая Антанта. В 1922 г. Чехословакия признала советское правительство де-факто, юридическое признание последовало лишь в 1934 г. В ответ на «пакт четырех» в 1933 г. Чехословакия вместе с Югославией, Румынией и рядом других стран подписала конвенцию об определении агрессора. Внешнеполитическая опасность подтолкнула Чехословакию к заключению вместе с Францией договора о взаимной помощи с СССР.

Обострение внутриполитической ситуации в середине 30-х гг. В середине 30-х гг. происходит перегруппировка политических сил внутри страны. Растет число членов КПЧ. В районах Северной и Северо-Западной Чехии, населенных в основном судетскими немцами, возникло и развивалось фашистское движение. В 1933 г. был образован Судето-немецкий фронт во главе с К.Генлейном, переименованный позже в Судето-немецкую партию. Однако массовой опоры в Чехии фашизм не получил.

После «аншлюса» Австрии Судето-немецкая партия выдвинула требования широкой автономии Северо-Запада и полной свободы «немецкого мировоззрения». 21 сентября 1938 г. английское и французское правительства потребовали передачи чехословацких пограничных районов Германии.

Мюнхенское соглашение 1938 г. и раздел Чехословакии. 29-30 сентября 1938 г. Мюнхенская конференция приняла решение передать Германии чехословацкие пограничные районы, удовлетворить территориальные претензии Польши и Венгрии. Правительство ЧСР и президент приняли мюнхенский диктат. В начале октября Германия оккупировала пограничные районы, польские войска заняли Тешинскую область ЧСР, в ноябре Венгрия получила южные и юго-западные районы Словакии и южную чаеть Закарпатья.

Вторая республика. Республика стала называться Чехо-Словакией. Правительство «второй республики» и ее президент получили право изменять конституцию. Была запрещена деятельность КПЧ. В результате возникшего конфликта между центральным и словацким вновь созданным автономным правительством последнее было распущено, и в Словакии введено военное положение.

Провозглашение независимости Словакии в марте 1939 г. Гитлер объявил Чехословакию очагом «постоянных беспокойств и угрозы европейскому миру». Словацкий сейм провозгласил самостоятельное и независимое Словацкое государство, которое 18 марта было взято под охрану германским рейхом.

Оккупация Германией Чехии. Протекторат Чехия и Моравия. 15 марта 1939 г. Президент Чехо-Словакии Э.Гаха был поставлен Гитлером в известность, что, ввиду «нежизнеспособности» чехословацкой государственности, Чехия и Моравия включаются в состав Германии в качестве протектората. Венгрия заняла оставшуюся часть Закарпатья. «Вторая республика» была уничтожена. Первым протектором Чехии и Моравии был назначен К. фон Нейрат, в стране был установлен оккупационный режим.

Движение Сопротивления. Центры эмиграции. Уже в 1939 г. была создана сеть подпольных организаций для борьбы за независимость. КПЧ ушла в подполье. В ноябре 1939 г. во Франции был создан Чехословацкий национальный комитет. Летом 1940 г. Э.Бенеш и его сторонники создали в Лондоне Временное чехословацкое правительство. После вступления в войну СССР 18 июля 1941 г. было заключено советско-чехословацкое соглашение о совместных действиях и взаимной помощи в войне против гитлеровской Германии.

Словакия в годы второй мировой войны. Фактически Словакия находилась в полной политической и экономической зависимости от Германии. В стране шел процесс милитаризации экономики. Образование Словацкого государства, временный экономический подъем, связанный с увеличением поставок сырья и продовольствия Германии, привели к тому, что в первое время новый режим получил массовую поддержку.

Однако вскоре иллюзии развеялись. В результате переговоров между коммунистами и деятелями буржуазных антифашистских групп в мае 1943 г. был создан Словацкий национальный совет как высший политический орган национально-освободительной борьбы. 29 августа 1944 г. германские войска заняли Словакию. Это послужило причиной для начала Словацкого национального восстания. В январе 1945 г. началось освобождение Восточной и Центральной Словакии, войсками СССР.

Создание национального фронта чехов и словаков. В марте 1945 г. в Москве была согласована программа правительства Национального фронта чехов и словаков. Президент Чехословакии и правительство Национального фронта в г.Кошице официально объявили о создании нового правительства и опубликовали его программу, получившую название Кошицкой.

Освобождения Чехословакии. После освобождения Северной и Центральной Словакии советское Главнокомандование приступило к проведению военных операций по освобождению Западной Словакии, Моравии и Чехии. В конце марта 1945 г. началось наступление Красной Армии на Братиславу. В конце апреля были освобождена Южная Моравия и г.Брно. Утром 9 мая советские войска вступили в Прагу. Освобождение Чехословакии от фашистских войск было завершено в течение нескольких дней.

Воссоздание Чехословацкой Республики. По соглашению от 29 июня 1945 г. между СССР и ЧСР Закарпатье было присоединено к Украинской ССР. На основе решений Потсдамской международной конференций немецкое население западных и северо-западных областей было выселено за пределы страны. Чехословакия стала в основном двухнациональным государством, где чехи и словаки составляли 95% населения. Во главе Национального фронта встал К.Готвальд. Широкими полномочиями, в том числе и законодательными, пользовался вновь избранный президент Э.Бенеш.

Кошицкая программа определила содержание преобразований в стране в 1945-1947 гг. В мае 1945 г. был подписан декрет о национализации промышленности. Началось поэтапное проведение аграрной реформы. Осенью 1945 г. проведена денежная реформа и введен прогрессивный подоходный налог. К концу 1945 г. Кошицкая программа была в основном выполнена.

Обострение политической борьбы. В составе народно- демократической Чехословакии словацкая буржуазия города и деревни в основном сохранила свои позиции. Словацкая демократическая партия при активной поддержке католической церкви тормозила национализацию промышленных предприятий и проведение аграрной реформы. Демократическая партия, уличенная в связях с реакционным подпольем, вынуждена была пойти на ограничение компетенции словацких национальных органов власти.

В феврале 1948 г. в стране разгорелся политический кризис. 12 из 26 министров правительства Национального фронта, не согласные с программой коммунистов, отказались выполнять свои обязанности. Республика находилась на грани гражданской войны. Президент Э.Бенеш вынужден был дать согласие на отставку министров и сохранение правительства в обновленном составе. В стране была установлена диктатура пролетариата.

Принятие сталинской модели построения социализма. В мае 1948 г. Национальное собрание одобрило новую конституцию ЧСР. Президентом Чехословакии стал лидер КПЧ К.Готвальд. В сентябре 1948 г. КПС вошла в состав КПЧ, вместо распавшейся Демократической партии была, создана Партия словацкого национального возрождения. Состоявшийся в мае 1949 г. IX съезд КПЧ принял генеральную линию на построение основ социализма. В 1949 г. была разработана концепция социалистического преобразования Словакии.

Курс на форсированное строительство социализма. К концу 1948 г. в основном было завершено восстановление чехословацкой экономики. Перестройка структуры экономики в соответствии с требованиями, выдвигаемыми социалистическим строительством, осуществлялась в 50-е гг. Однако упор на развитие тяжелой промышленности к середине 50-х гг. привел к ощутимому обострению структурных диспропорций в экономике государства.

Недостаточным было внимание к сельскому хозяйству. Выход из создавшегося положения правительство видело в массовом кооперировании крестьян. 1952 г. был определен как год массового перехода к кооперированию. Однако искусственно завышенные темпы кооперирования привели к тому, что вскоре многие кооперативы стали распадаться Только к середине 50-х гг. сельскохозяйственное производство Словакии приблизилось к довоенному уровню. К началу 60-х гг. в Чехословакии на долю кооперативов и госхозов приходилось 90% обрабатываемых площадей.

Симптомы кризиса власти в середине SO-х гг. Со второй половины 50-х гг. Чехословакия стала одной из первых стран Центральной и Восточной Европы, ощутившей необходимость перехода к усилению интенсификации в производстве. Принципиальные решения были приняты на состоявшейся в июне 1956 г. общегосударственной конференции КПЧ. Новые принципы планирования и управления народным хозяйством были внедрены в 1958-1959 гг., а затем на XII съезде КПЧ (декабрь 1960) необоснованно отвергнуты. Постепенно стали ликвидироваться диспропорции в промышленности Словакии.

Конституция 1960 г. В июле 1960 г. принята новая конституция, что было связано с выводами компартии о завершении переходного периода от капитализма к социализму и о переходе к построению коммунизма. Чехословакия провозглашалась государством двух равноправных народов - чехов и словаков. В то же время в конституции закреплялись ограничения полномочий словацких органов власти и управления.

Реформаторские тенденции 60-х гг. Обострение отношений с руководством католической церкви привело к принятию законов, согласно которым государство брало на себя экономическое обеспечение церкви, но устанавливало над ней свой контроль. Католическая церковь утрачивала право вмешиваться в политические дела.

Общественно-политический кризис 1968 г. В начале 60-х гг., несмотря на увеличение капиталовложений в экономику, объем национального дохода снизился. Медленные темпы жилищного строительства, неудовлетворительное положение городского коммунального хозяйства и службы быта вызывали недовольство в обществе. Производство валовой сельскохозяйственной продукции в середине 60-х гг. заметно сократилось. Все это побудило ужесточить централизованную систему хозяйственного руководства, что усилило напряженность в обществе. Реформаторы стремились создать свою модель социализма - «социализм с человеческим лицом»

Военная интервенция стран-участниц ОВД. СССР и другие страны-участники Варшавского Договора предприняли 21 августа 1968 г. прямое вооруженное вторжение на территорию Чехословакии. Руководители государства арестованы. Многие деятели культуры и общественных наук вынуждены покинуть страну. Экономический кризис был временно преодолен за счет очередной помощи СССР. 27 октября 1968 г. Национальное собрание приняло конституционный закон о федерации. Отныне Чехословакия превращалась в федерацию двух республик - Чехии и Словакии.

Проявление негативных явлений в экономике в конце 70-х гг. В последующие десять лет, наряду с определенными успехами в экономике, обозначились и негативные явления, связанные с откладыванием радикальной реконструкции и модернизации производственной базы, с низкой трудовой дисциплиной и невысокой производительностью труда. Принятые в конце 60-х - начале 70-х гг. экономические и социальные реформы в Словакии положительно сказались на развитии региона. До конца 80-х гг. чешско-словацкое противостояние не было определяющим в общественном развитии страны.

Возникновение оппозиции в стране и эмиграции. Борьбу за свободу и права человека возглавили возникшие в конце 70-х гг. диссидентские группы и организации, такие как «Хартия-77», «Комитет защиты незаконно осужденных». Получили широкое распространение подпольная литература и искусство.

«Бархатная революция» 1989 г. Начало процесса политической трансформации относится к осени 1989 г., когда в стране разразился политический кризис, получивший название «бархатной революции». Его суть состояла в переходе от тоталитарного к плюралистическому, демократическому режиму.

Программа В.Клауса. В июне прошли первые свободные выборы в парламент, который сформировал правительство, призванное осуществить радикальные экономические реформы. Идеологом экономической реформы, которая включала широкий комплекс взаимосвязанных мер по стабилизации экономики и переводу ее на рыночные рельсы, выступил министр финансов В.Клаус.

Начало экономических реформ. В мае 1990 г. вступил в силу закон о частном предпринимательстве. Осенью 1990 г. был принят закон о реституциях, началась «малая приватизация». Одним из важнейших шагов реформы стала либерализация цен. Валютный закон 1991 г. одновременно с введением внутренней конвертируемости кроны установил жесткий валютный режим. Повысилась конкурентоспособность чехословацкого экспорта. Тяжелейшей проблемой, с которой пришлось столкнуться Чехословакии, стала растущая безработица среди людей, занятых в тяжелой и горной промышленности.

Усиление разногласий между чехами и словаками. Возникшие экономические трудности изменили чехословацкую политическую сцену. Словацкие политики не были согласны с существующей формой федерации. Претензии слышались также из Моравии и Силезии.

Изменение характера федерации. 1 декабря 1990 г. законодательным порядком был изменен федеральный строй, пересмотрены компетенции федеральных и республиканских органов. Изменилось и название государства - отныне оно стало Чехо-Словацкой Федеративной Республикой (ЧСФР). Однако обострение национального вопроса сохраняло опасность раскола страны. В 1991-1992 гг. к исторически традиционным взаимным претензиям добавились разногласия по поводу темпов и методов осуществления экономических реформ.

Распад ЧСФР. 14 марта в Братиславе состоялся митинг с требованием государственной самостоятельности Словакии. На парламентских выборах 1992 г. в Чехии победу одержала коалиция правоцентристских партий, ориентировавшаяся на сохранение федерации и проведение радикальных рыночных реформ, в Словакии - левоориентированное Движение за демократическую Словакию (ДЗДС), выступавшее за суверенитет Словакии и принятие своей конституции.

Переговоры, проходившие в июне 1992 г. между чехами и словаками, окончились безрезультатно. 25 ноября Федеральное собрание приняло закон о прекращении существования ЧСФР с 31 декабря 1992 г. и разделе ее на два самостоятельных государственных образования - Чехию и Словакию.

Лекция III. Болгария в Новейшее время

Внутриполитическая борьба в начальный период первой мировой войны. Вторая Балканская война закончилась поражением Болгарии, которая по Бухарестскому мирному договору (1913) лишилась Южной Добруджи, Фракии и Македонии. Это во многом предопределило участие Болгарии в первой мировой войне на стороне Тройственного Союза. Кроме того, стоявшее у власти с июля 1913 г. германофильское правительство Радославова заявило, что для осуществления своих внешнеполитических планов будет ориентироваться на Австро-Венгрию и Германию. Усилия БРСДП в антивоенной деятельности и выступлениях против политики превращения Болгарии в орудие австро-германской политики на Балканах не увенчались успехом.

Участие в военных действиях. После начала первой мировой войны Болгария некоторое время придерживалась политики нейтралитета. Однако уже в августе 1915 г. был заключен договор о дружбе и союзе с Германией и Австро-Венгрией. Болгария начала военные действия против Сербии и к концу 1915 г. захватила всю Македонию и часть Сербии. С сентября 1916 г. Болгария вступила в войну с Румынией, а затем вела бои с Россией.

Развитие антивоенного движения. Хозяйственная разруха, надвигающийся голод, перспектива военного поражения усиливали недовольство политикой царя и правительства. Большое влияние на развитие революционного движения оказали революции в России. Проводились антивоенные демонстрации и митинги, началось массовое дезертирство из армии. Антивоенное настроение быстро распространялось е армии.

Владайское (солдатское) восстание. В сентябре 1918 г. восставшие болгарские солдаты с лозунгом «На штык виновников войны» заняли ставку армии, 27 сентября в Радомире провозгласили Болгарию республикой, президентом которой стал лидер Болгарского народного земледельческого союза Александр Стамболийский, и двинулись на Софию. С помощью немецких войск в жестоком бою восстание были разгромлены, но Болгария вышла из войны, а царь Фердинанд, 28 сентября бежавший в Германию, был вынужден отказаться от престола в пользу сына Бориса, ставшего болгарским царем под именем Бориса III.

Вторая «национальная катастрофа». После разгрома Германии и Австро-Венгрии по Нейискому мирному договору 1919 г. Болгария, обязанная выплатить более двух миллиардов франков золотом контрибуции, потеряла около 20% своей территории - южную Добруджу, Эгейскую Фракию, долину реки Струмы и выход к Эгейскому морю. Армия Болгарии была сокращена до 33 тыс. человек, включая жандармерию и пограничную стражу.

Политическое положение в стране после выхода из войны. В конце мая 1919 г. Болгарская рабочая социал-демократическая партия (тесных социалистов) была переименована в Болгарскую коммунистическую партию, целью которой стало провозглашение социалистической республики. В августе 1919 г. победу на выборах одержал Болгарский народный земледельческий союз (БЗНС), образовавший коалиционное правительство. Парламентские выборы весной 1920 г. принесли полную победу БЗНС, что дало возможность сформировать самостоятельное правительство БЗНС во главе с А.Стамболийским, который приступил к проведению широкого круга социальных реформ. Однопартийное правительство БЗНС - единственный случай в Европе, когда у власти находилась действительно крестьянская партия.

Государственный переворот 1923 г. На выборах в Народное собрание в апреле 1923 г. БЗНС получил 212 мест, коммунисты - 14, остальные партии - 16. 9 июня 1923 г. организации «Народный сговор», «Военная лига» (недовольные Нейиским договором офицеры) и трехпартийное объединение «Конституционный блок» совершили в стране переворот. Правительство и депутаты БЗНС в парламенте были арестованы. К власти в стране пришло правительство А.Цанкова, в котором большинство постов заняли офицеры. БКП объявила нейтралитет по отношению к перевороту, однако вскоре поняла свою ошибку. Руководство БКП приступило к подготовке вооруженного восстания. Оно началось в ночь с 22 на 23 сентября 1923 г. Цель восстания -установление в Болгарии рабоче-крестьянской власти. К 30 сентября установленная в отдельных городах и селах власть рабочих и крестьян была уничтожена.

Эволюция к парламентскому правлению. Подавление сентябрьского восстания и последующие годы жестоких репрессий настолько дискредитировали в глазах мировой общественности реакционный режим Цанкова, что возникла необходимость смены правительства. В январе 1926 г. был составлен новый кабинет Демократического сговора во главе с А.Ляпчевым, который был вынужден пойти на некоторые уступки трудящимся массам.

Внутриполитическое положение в годы мирового экономического кризиса. В 1929 г. Болгария, как и другие страны, была охвачена экономическим кризисом. Значительных размеров достигла безработица в городе, разорялись крестьянские хозяйства. Правящий Демократический сговор оказался не в состоянии ни наладить положение в экономике, ни установить гражданский мир в стране. В июне 1931 г. к власти пришло правительство Народного блока. Оно стремилось к хозяйственной и внешнеполитической стабилизации Болгарии, осуществило некоторую демократизацию внутренней жизни страны. Однако в обстановке экономического кризиса правительству Народного блока не удалось разрешить хозяйственные и политические проблемы Болгарии.

Особенности экономического кризиса. В 1929-1933 гг. Болгария переживала экономический кризис. Промышленное производство сократилось на 30-40%. Резко ухудшились общие условия жизни рабочих. В сельском хозяйстве кризис проявился, прежде всего, в падении цен на продукцию и в значительных «ножницах» цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. В целом же кризис способствовал разрушению мелкого производства, развитию более высоких форм организации промышленности, ее концентрации.

Майский переворот. 19 мая 1934 г. в результате совершенного переворота к власти пришли деятели Военного союза и новой политической группировки «Звено». Эта группировка стремилась к установлению в стране сильной государственной власти. В стране был установлен авторитарный режим. Царь Борис III, используя углубляющиеся противоречия в правительственном лагере, сумел в результате ряда маневров отстранить от власти «деятелей 19 мая» и с конца 1935 г. сосредоточить все руководство страной в своих руках. Действия царя вызвали недовольство не только трудящихся, но и многих деятелей буржуазных партий. В мае 1936 г. буржуазная оппозиция режиму создает свой центр под названием «Пятерка». Ее целью было восстановление конституции и буржуазно-демократических прав и свобод.

Внешнеполитические ориентации. После первой мировой войны побежденная Болгария находилась в международной изоляции. Ее балканские соседи, оказавшиеся в лагере победителей, заключили в середине 30-х гг. так называемый Балканский пакт. Его главной задачей было сохранение на Балканах Версальской системы. Болгария же стремилась к изменению, а не к сохранению существующих границ. Поэтому на предложение войти в Балканский пакт она ответила отказом. В то же время Болгария стремилась выйти из политической изоляции. Царь Борис склонялся к мысли об опоре на Германию. С середины 30-х гг. усилилась зависимость болгарской экономики от германской.

Экономика Болгарии во второй половине 30-х гг. В период между двумя мировыми войнами, несмотря на кризис и репарации, экономическое развитие Болгарии набирало темпы. Наиболее быстро развивались традиционные области легкой промышленности. По-прежнему большую роль в промышленном производстве играло ремесло. Главной отраслью экономики страны оставалось сельское хозяйство, где было занято около 30% трудоспособного населения и которое давало 2/3 национального дохода страны.

Внешняя политика в период нейтралитета. Присоединение к Тройственному пакту. Важное стратегическое положение Болгарии обусловило острую дипломатическую борьбу за ее внешнеполитическую ориентацию. В начале второй мировой войны болгарское правительство объявило нейтралитет. Болгария оказалась единственным союзником Германии, сохранившим дипломатические отношения с Советским Союзом на всем протяжении войны. В марте 1941 г. Болгария вступила в Берлинский пакт, в стране были размещены немецкие войска. В то же время Болгария сохранила собственный государственный аппарат, германские войска, располагавшиеся на ее территории, не выполняли оккупационных функций. Однако союз с Германией был для Болгарии неравноправным и наносил серьезный ущерб ее национальной независимости.

Сопротивление прогерманскому правительственному курсу. В отличие от оккупированных стран Европы, движение антифашистского Сопротивления в Болгарии было направлено не только против засилья немцев в стране, но и против собственных правителей. Главным организатором движения Сопротивления выступила компартия. Уже летом 1941 г. создаются первые партизанские отряды дляборьбы с движением Сопротивления правительство формирует специальные жандармские части, отличающиеся особой жестокостью.

Создание Отечественного фронта. Летом 1942 г. по инициативе Болгарской коммунистической партии был создан Отечественный фронт (ОФ). Его программа была нацелена на сплочение всех антифашистских сил. Заграничное бюро ЦК БКП поддерживало постоянную связь с внутренним ЦК партии. Весной 1943 г. партизанские отряды были объединены в Народно-освободительную повстанческую армию. Народный протест, экономическая разруха, вызванная войной, способствовали назреванию в стране политического кризиса. Особую остроту обстановка приобрела после внезапной смерти царя Бориса III в августе 1943 г.

Восстание 9 сентября 1944 г. 5 сентября 1944 г. Советский Союз объявил Болгарии войну. 8 сентября Красная Армия вступила на территорию Болгарии. В ночь с 8 на 9 сентября силами партизан и перешедших на сторону ОФ офицеров болгарской армии были захвачены основные правительственные учреждения в Софии. В 6 часов утра по радио было объявлено о том, что народное восстание победило, власть перешла в руки Отечественного фронта.

Программа Отечественного фронта. Восстание 9 сентября 1944 г. привело к власти блок левых сил, оформленный в Отечественный фронт. В опубликованной 17 сентября 1944 г. новой программе ОФ содержались общедемократические требования. Войну фашистской Германии Болгария объявила еще 8 сентября 1944 г.

Участие Болгарии в войне против Германии. В ходе военных действий против Германии, получивших название Отечественной войны болгарского народа, болгарские войска участвовали в освобождении Югославии, воевали на территории Венгрии и дошли до подножий Альп в Австрии.

Борьба революционных и либеральных сил за лидерство в стране. Взаимоотношения политических партий внутри Отечественного фронта все больше осложнялись по мере того, как все отчетливее проявлялся отказ руководства компартии от многосекторной экономики и политического плюрализма. Земледельческий союз выступал против руководящей роли компартии и сам претендовал на основную роль в созидании новой Болгарии. Недовольство коммунистами, все больше захватывавшими власть, назревало и в союзе «Звено». Осенью 1945 г. накануне выборов в Народное собрание между возглавляемым коммунистами Отечественным фронтом и оппозицией развернулась борьба за массы. Широкая пропагандистская кампания в пользу ОФ принесла свои плоды: за него было подано свыше 80% голосов. 8 сентября 1946 г. прошел референдум, решивший судьбу монархии в Болгарии. 15 сентября 1946 г. Болгария была торжественно провозглашена Народной Республикой (НРБ). Царь Симеон II был вынужден покинуть страну.

Провозглашение НРБ. Конституция 1947 г. На выборах в Великое народное собрание, которые проходили в октябре 1946 г., победу одержал Отечественный фронт. В ноябре 1946 г. сформировано правительство под руководством Г.Димитрова. Летом 1947 г. ядро оппозиции - БЗНС «Никола Петков» распущено. В декабре 1947 г. была принята новая болгарская конституция, получившая название «Димитровской». Конституция носила социалистический характер, хотя в ней сохранялись некоторые элементы буржуазного права.

Социально-экономические преобразования правительства Отечественного фронта. В первые послевоенные годы в Болгарии был установлен режим «народной демократии». Преобразования в социально-экономической сфере проводились на основе сентябрьской программы ОФ, которая ориентировалась на развитие общественного сектора при сохранении частной собственности. В марте 1946 г. был принят закон об аграрной реформе. Реформа увеличила слой средних и мелких крестьян, но не решила проблемы обеспечения сельских тружеников землей.

По примеру СССР болгарское правительство перешло к планированию экономического развития. В апреле 1947 г. принят двухлетний план на 1947-1948 гг. В декабре 1947 г. в Болгарии принят закон о национализации промышленных предприятий и банков. В результате доля частного сектора в промышленном производстве сократилась до 5%. В начале следующего года была объявлена монополия внешней торговли.

В 1948 г. был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Болгарией и Советским Союзом.

Реорганизация Отечественного фронта и роспуск политических партий. 1948 г. стал для Болгарии переломным. Разгром оппозиции в 1947 г. позволил болгарским коммунистам открыто выдвинуть задачу создания в стране социалистического общества. Начались принципиальные изменения в политической жизни Болгарии. В феврале 1948 г. Отечественный фронт был преобразован в единую общественно-политическую организацию. Другие партии были обречены на устранение с политической арены. Отныне в Болгарии существовало две партии - Коммунистическая и Болгарский земледельческий народный союз. Основные линии построения социализма были намечены на проходившем в декабре 1946 г. V съезде БРП(к). На съезде партия вновь переименована в Болгарскую коммунистическую партию.

Курс на форсированное строительство социализма. Процесс индустриализации в Болгарии характеризовался чрезвычайно быстрыми темпами и приоритетным развитием тяжелой промышленности. За две пятилетки (с конца 40-х до конца 50-х гг.) в стране были созданы новые отрасли промышленности. В результате Болгария превратилась из отсталой аграрной страны в индустриально-аграрное государство. Однако наметились явные диспропорции в развитии народного хозяйства. В Болгарии существовали глубокие традиции частной собственности на землю, поэтому болгарские коммунисты не пошли на ее национализацию в 1947 г.

Трудовые кооперативные земледельческие хозяйства. В Болгарии еще при капитализме существовало кооперативное движение. БКП повела активную агитацию за объединение крестьянских хозяйств в производственные кооперативы - ТКЗХ. Точкой поворота в процессе преобразования сельского хозяйства стал 1950 г., когда компартия выдвинула задачу массового кооперирования села. Начались волнении, многие ТКЗХ распались. В результате принятых мер в 1956-1958 гг. процесс кооперирования ускорился. К середине 195') г. кооперативные хозяйства владели 92% обрабатываемой земли.

Режим единоличной власти В.Червенкова. После смерти лидеров БКП Г. Димитрова (1949) и В.Коларова (1950) партию и государство возглавил В.Червенков, культ личности которого сопровождался произволом и репрессиями. В марте 1954 г. первым секретарем ЦК БКП избирается ТгЖивков. После апрельского пленума 1956 г. Червенков был освобожден от поста председателя Совета министров. В истории страны началась 33-летняя эра Тодора Живкова.

Завершение этапа «коллективного» руководства в БКП. Осуществление индустриализации и кооперирования сельского хозяйства дало осознание заявить на VII съезде 1958 г., что экономическая основа социалистического общества в Болгарии построена. Однако к началу 60-х гг. экстенсивное развитие экономики исчерпало свои возможности. В 1962 г. принят перспективный план развития на 20 лет. С экономическим и политическим плюрализмом было покончено.

Экономическая реформа второй половины 60-х гг. В 1966 г. руководство Болгарки приступило к проведению экономической реформы. Центральным вопросом было образование государственных и хозяйственных объединений, а также аграрно-промышленных комплексов. В 1971 г. принята новая Конституция. Централизованная административно-командная система руководства народным хозяйством сохранилась. В связи с этим процесс интенсификации протекал крайне медленно. Несмотря на то, что в 70-е гг. было введено в строй свыше 100 новых предприятий, темпы экономического роста неуклонно снижались.

Достижения и неудачи форсированного развития. Неблагополучно обстояло дело и в сельском хозяйстве, где по решению партии проводился процесс концентрации производства. Нараставшие трудности и застойные явления привели к снижению жизненного уровня людей. Их недовольство усиливалось отрицательными явлениями в общественно-политической сфере. В 70-е гг. уникальные экономические условия, которых Живков добился от советского руководства, некоторое время создавали впечатление подъема в народном хозяйстве Болгарии. В 1979 г. была принята концепция «нового экономического механизма».

Кризис экономики в середине 80-х гг. Негативные последствия ошибочной инвестиционной политики начали проявляться к середине 80-х гг. Страна с традиционно развитым аграрным сектором встала перед продовольственной проблемой. После начала перестройки в СССР в 1985 г. на июльском пленуме ЦК БКП в 1987 г. Живков выступил со своей концепцией перестройки в Болгарии. Начавшиеся реформы преследовали цель модернизировать существовавший режим, не изменяя его природы и сущности.

Появление оппозиции. В Болгарии не существовало традиций массовой оппозиции тоталитарному режиму. На протяжении всего периода строительства социализма там не произошло ни одного восстания, ни одной политической забастовки. Лишь в конце 80-х гг. в стране начали создаваться первые неформальные движения и организации. Объявили о своем восстановлении социал-демократическая и радикально-демократическая партии, Болгарский земледельческий народный союз «Никола Петков». В декабре 1989 г. эти партии, группировки и движения объединились в Союз демократических сил (СДС). Организованные по инициативе СДС в конце 1989 г. массовые демонстрации с требованием радикальных демократических перемен вынудили коммунистов пойти на диалог с оппозицией.

Отстранение от власти Т.Живкова (ноябрь 1989). Точка отсчета демократических, революционных перемен в Болгарии - пленум ЦК БКП 10 ноября 1989 г., на котором Т.Живков был отстранен от занимаемой должности и генеральным секретарем избран Петр Младенов. Уходу Живкова с политической арены предшествовала внутрипартийная борьба коммунистов реформаторского толка со «старой гвардией» консерваторов.

Специфика революционных перемен в Болгарии, по сравнению с другими странами Восточной Европы, заключается в том, что там, как и в Советском Союзе, перестройка началась «сверху», по инициативе реформаторского крыла БКП, осознавшего необходимость перемен в политике и экономике. Именно этим объясняется тот факт, что в Болгарии компартия не была отстранена от власти, несмотря на резкое падение ее престижа и на отмену в январе 1990 г. старой конституции, закрепляющей руководящую роль БКП в государстве и обществе.

Однако коммунисты-реформаторы явно не рассчитывали, что за их партийной рокировкой последуют события, далеко превзошедшие их первоначальные намерения и опрокинувшие планы. На улицы вышел народ. В считанные месяцы в стране сформировалось мощное оппозиционное движение. В апреле 1990 г. после общепартийного референдума было изменено название БКП. Она стала называться Болгарск


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: