Просвет, ведущий к свободе

 

ЕДИНСТВЕННОЕ ПОРАЖЕНИЕ В ЖИЗНИ — ОТКАЗ ОТ СРАЖЕНИЯ.

Того, кто задумывается о жизни обычных людей нашего времени, неизменно поражает то тягостно скучное и банальное существование, которое им в определенном смысле просто приходится влачить. Средний человек рождается, подрастает, идет в школу, возможно даже в колледж или университет, находит себе работу и супруга, заводит семью, копит деньги на машину, дом и мебель, отправляется в ежегодный отпуск, стареет и, в конце концов, умирает. Остается лишь удивляться тому, что человеку удается не сойти с ума и даже находить удовлетворение в таких суровых условиях постоянной скуки. Однако именно так живет сегодня большая часть человечества.

В определенный момент своей жизни хотя бы некоторые люди задаются вопросом: "Неужели это все, чем можно жить?" Однако они редко находят выход из такого затруднения. Как ни печально, но, оказавшись неспособными найти разумное и практическое решение, они чувствуют, что им придется смириться со своей судьбой и полагаться лишь на то, что у них есть.

ДЛЯ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА ЖИЗНЬ ЯВЛЯЕТСЯ НЕЯСНЫМ И МОНОТОННЫМ ЗАНЯТИЕМ — СУЩЕСТВОВАНИЕМ, НЕ ЛИШЕННЫМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УДОВОЛЬСТВИЙ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО, ОДНАКО, ЧЕЛОВЕК ВЯЛО ПЕРЕХОДИТ ОТ ОДНОЙ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ДРУГОЙ ЛИШЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБНАРУЖИТЬ, ЧТО СЧАСТЬЕ, КОТОРОЕ ОН ИЩЕТ, ПОСТОЯННО УСКОЛЬЗАЕТ ОТ НЕГО. ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЮТ ПЕРЕПОЛНЯТЬ ЧУВСТВА ОПУСТОШЕННОСТИ И ПРИТУПЛЁННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ЗАПОЛНИТЬ ЭТУ ПУСТОТУ, НО ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ИМЕННО ХОЧЕТ, И НАХОДИТ ТОЛЬКО ОШЕЛОМЛЯЮЩЕЕ ОЩУЩЕНИЕ ТЩЕТНОСТИ, ИСТЯЗАЮЩЕЕ ЕГО СЕРДЦЕ. ОЧЕНЬ СКОРО ОН ПОНИМАЕТ, ЧТО ВСЯ ЖИЗНЬ ПРОСКОЛЬЗНУЛА СКВОЗЬ ЕГО ПАЛЬЦЫ, И БЫЛА РАСТРАЧЕНА НА БЕССМЫСЛЕННЫЕ БАНАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЕЛОЧНОСТИ.

Все мы начинаем жизнь обычными мужчинами и женщинами, но это совсем не означает, что у нас нет возможности по собственному выбору придавать смысл своей жизни. Мы можем чувствовать себя жертвами судьбы, но, хотя ни один человек действительно не может ее избежать, все мы способны подняться выше судьбы, если только сделаем такой выбор. В определенное мгновение жизни каждому из нас представляется возможность самим решить, чего мы хотим от жизни.

ПРОБЛЕМА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ВСЕ МЫ РОЖДАЕМСЯ ГЛУПЦАМИ, — ТАКОВО НАШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ.

В своей глупости мы чрезвычайно гордимся тем, что являемся людьми. В результате мы требуем для себя определенных привилегий и прав, а затем поднимаем большой шум и очень расстраиваемся, когда наши требования оказываются неудовлетворенными.

Однако присмотритесь к человеку внимательнее. Посмотрите, что он делает с этой планетой, со своими собратьями и с другими созданиями, которые живут на земле рядом с ним. Посмотрите на его потаенные чувства и скрытые мысли. Люди могут очень много говорить об этике и нравственности, но тщательно скрывают свои мысли и чувства, которые нередко оказываются настолько низкими и отвратительными, что вызывают психическое осквернение — еще более разрушительное, чем загрязнение физическое.

ЧЕЛОВЕК СЧИТАЕТ, ЧТО ОН ВЫШЕ ЖИВОТНОГО, НО В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ОН ВЛАЧИТ ХУДШЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, ЧЕМ ЛЮБЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

Если мы живем такой жизнью, то, что удивительного в том, что рано или поздно мы начинаем чувствовать себя жертвами? Чаше всего мы живем именно так, потому что боимся, что иная жизнь окажется безумием.

К СОЖАЛЕНИЮ, ВСЕ МЫ УЖЕ БЕЗУМНЫ. Присмотритесь к такому человеку внимательнее и сравните его положение со своим. Способны ли вы отклониться от того, что с детства считали правильным, — от того, что вам преподали как правильное? Способны ли вы на это? Нет.

ИЗ-ЗА СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЛЮДИ ПРЕБЫВАЮТ В ПСИХИЧЕСКИХ ОКОВАХ. УДЕРЖИВАТЬ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКИХ ОКОВАХ ОЗНАЧАЕТ РАБСТВО; СОДЕРЖАТЬ ЕГО В ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОЗНАЧАЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ОТВРАТИТЕЛЬНОЙ ЧЕРНОЙ МАГИЕЙ. ОДНАКО, ПОСКОЛЬКУ ОТ ЭТОГО ЗЛА СТРАДАЕТ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ВСЕ МЫ ВНОСИМ В НЕГО СВОЮ ЛЕПТУ. ЧЕЛОВЕК УКРЕПЛЯЕТ ЭТУ УЖАСНУЮ ПРАКТИКУ, НАВЯЗЫВАЯ ТАКУЮ ЖИЗНЬ СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ. ИМЕННО ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ДЕЙСТВИЯ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА НЕПРЕРЫВНО ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ОТУПЛЯЮЩЕЙ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ, ПОРОЖДЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬЮ.

Разумеется, мы умеем рационально обосновывать свое поведение, чтобы чувствовать себя лучше в отношении своих поступков. К примеру, будучи родителями, мы постоянно убеждаем себя, что действуем исключительно во благо своих детей. В конце концов, наши родительские обязанности и заключаются в том, чтобы указывать своим детям правильное направление. К несчастью, слишком часто мы продолжаем считать себя хорошими родителями, когда навязываем детям свою волю, свои мысли и убеждения. А затем, когда мы успешно завершаем это промывание мозгов и поведение, чувства и даже мышление детей становятся подобным нашим, мы наслаждаемся удовлетворенностью собой, зная, что даровали миру покорных граждан, которые будут смиренно бродить на поводке.

Подобные оправдания ничего не меняют. Одно дело — направлять своих детей с любовью и настойчивостью, но навязывать им свою волю означает злоупотреблять своим положением родителей. Наш долг заключается в том, чтобы поощрять в своих детях самостоятельное мышление и ответственность за собственные поступки. С другой стороны, подавлять их волю, заставляя подчиняться нашим суждениям, означает непростительное посягательство на права человека.

Детям нужна любовь, забота и твердое руководство, однако они нуждаются в понимании и, прежде всего, в уважении. Если мы никогда не прислушиваемся к своим детям, то не должны удивляться, что дети прекращают слушать нас. Если мы выслушиваем их лишь для того, чтобы постоянно одергивать своими замечаниями, у нас нет никакого права обижаться, если однажды они обрушат на нас свой гнев или горечь. Дети учатся намного большему на наглядных примерах, а не на словах. Если мы прислушиваемся к их вопросам, просьбам и желаниям с уважением и пониманием, они также будут прислушиваться к нашим советам и указаниям с тем же уважением и пониманием. Если мы любим своих детей, не превращая при этом свою любовь в оковы и цепи, наши дети всегда будут отвечать нам той же любовью.

То, что справедливо для нас как для родителей, выполняется и для нас как граждан мира. Всем нам приходится страдать от жестокостей социальной обусловленности, однако следует понимать, что в действительности нет никаких жертв.

НИКТО НЕ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ В ЛОВУШКЕ БЕЗ СВОЕГО СОГЛАСИЯ.

Никто не способен поработить человека против его воли. В мире существует множество людей, которые постигли это, начали бороться и освободились от всех традиционных стилей поведения и правил. Прискорбно лишь то, что, хотя у таких людей оказалось достаточно личной силы для освобождения, им обычно не хватает силы, чтобы определить для самих себя новую цель и новое направление в жизни.

Без цели и направления такие люди часто оказываются по другую сторону закона — закона, созданного обычными людьми, ведущими обычное существование. Вырвавшись из плена традиций и обычаев этого закона, мятежники не находят сочувствия у закона, навязываемого теми, от кого эти люди пытались убежать в первую очередь.

Если мятежники не могут найти новое предназначение жизни, однако оказываются достаточно разумными, чтобы оставаться по правую сторону закона, они неизменно становятся теми, кого Толтеки называют мелкими тиранами. Мелкие тираны тратят жизни, выплескивая наружу внутреннюю ярость и раздражение и превращая жизнь окружающих в сплошные несчастья. Эти люди очень часто осуществляют по отношению к своим детям те же преступления, которые совершались их собственными родителями.

Учитывая все вышесказанное, спросите самих себя, кто вы. Какому сценарию жизни вы следуете? Будьте честны с собой. Не обманывайте себя скоропалительным мнением о том, что вы уникальны, так как никто из нас не живет в изоляции от жизни.

Не склонны ли вы втайне к черной магии? Быть может, вы мелкие тираны? Чтобы ответить на эти вопросы, подумайте о людях, с которыми вы связаны в своей жизни. Уважают ли они вас? Действительно ли они любят вас? Доверяют ли они вам?

Люди всегда оказываются зеркалами, в которых мы видим собственное отражение. Но эти зеркала показывают и наши предрассудки. Если одни зеркала отражают любовь, а другие — гнев, мы можем понять, кого мы любим и к кому относимся с презрением. Всем нам свойственно быть нечестными, но наши зеркала никогда не лгут. Зеркала всегда в точности показывают нам, как мы мыслим, чувствуем и действуем по отношению к окружающему миру. Мы можем как угодно громко и страстно отрицать это отражение, но оно не изменится до тех пор, пока не изменимся мы сами. Как только человек изменяется, иным станет и его образ в зеркале — таков закон света и отражения.

Однако воин временами может вызывать намеренный образ себя, предназначенный для того, чтобы ввести в заблуждение окружающих. Это называется сталкингом. Существует несколько причин, по которым воин может захотеть выслеживать других, и наиболее важной из них является столкновение с мелким тираном. Иметь дело с мелкими тиранами всегда неприятно; иными словами, они, так или иначе, делают нашу жизнь несчастной, однако правильное поведение по отношению к ним способно принести и дар богатых знаний.

Мелкие тираны представляют собой нечто намного большее, чем просто зеркала, поскольку такие люди показывают нам наши слабости. Именно по этой причине воин может по собственной воле заставить мелкого тирана преследовать его. Чтобы добиться этого, воину необходимо приманить мелкого тирана, однако затем, воину следует быстро и действенно изменить свое поведение, чтобы не оказаться в его власти. Это во многом похоже на поддразнивание льва — не просто рискованно, а чрезвычайно опасно.

Однако если к мелкому тирану применяется правильный сталкинг, этот опыт учит нас очень многому и позволяет раскрыть в себе такие потенциальные возможности, о существовании которых мы не смогли бы узнать иным способом.

ЕДИНСТВЕННЫМ ОПРАВДАНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОЧКА ЯВЛЯЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ. ЭТО ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, КОТОРОГО ОН НЕ МОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.

Обучение следует понимать как познание на опыте, поскольку Путь Воина представляет собой в первую очередь практический путь. Накопление информации еще не означает обучения. Информация остается во всех отношениях бесполезной, если человек не находит ей хорошего практического применения в своей повседневной жизни, а единственным по-настоящему ценным знанием является то, которое позволяет человеку лучше понять свое предназначение и ускорить его исполнение. Это правда, как ни трудно смириться с этим тем людям, которые считают, что управляют своей жизнью.

Человек в течение долгих столетий обсуждает вопрос свободы выбора, но до сих пор упрямо отказывается признать, что у него есть лишь две возможности: либо способствовать осуществлению своего предназначения, либо препятствовать ему. Если он следует своей судьбе, его ожидает счастливая и процветающая жизнь, если же он, напротив, препятствует ей, его преследуют трудности и несчастья.

Непостижим тот факт, что человек способен препятствовать осуществлению своего предназначения. И все же очень часто, пусть и бессознательно, он делает именно это — и все лишь потому, что оказывается в потоке социальной обусловленности. Социальная обусловленность допускает осуществление лишь того, чего ожидают от нас наши собратья.

Следует, впрочем, осознавать, что социальная обусловленность, разумеется, основана на взаимосогласованном и всеобщем взгляде на мир. Подобный общепринятый подход требует, чтобы каждый человек использовал ту же систему отсчета, что и все остальные.

Он автоматически исключает все взгляды, идеи и чувства, не согласующиеся с общечеловеческой точкой зрения. Однако предназначение человека никогда не обрекало его на единственную точку зрения.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИЗУЧЕНИИ НА ОПЫТЕ ВСЕВОЗМОЖНЫХ, БЕСЧИСЛЕННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЖИЗНИ В НАШЕЙ ВСЕЛЕННОЙ.

Реальной возможностью является смещение точки сборки с ее обычного положения и, в результате, достижение совершенно нового взгляда на мир. Человечество не делает этого, в первую очередь, из-за недостатка необходимых знаний. Следует признать, что это знание действительно не всегда было общедоступно, однако нужно учитывать, что в мире нет безвозмездных подарков как таковых. Нам обязательно приходится так или иначе платить за все, что мы получаем, — даже за так называемые дары.

В ЭТОЙ ВСЕЛЕННОЙ НИЧТО НЕ ДАЕТСЯ ПРОСТО ТАК — ЛЮБЫЕ ЗНАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ ЛИШЬ ЗА ВЫСОКУЮ ЦЕНУ.

ПЛАТОЙ ЗА ПОДЛИННОЕ ЗНАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА. ЗНАНИЯ, КОТОРЫХ ВЫ ИЩЕТЕ, МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ВЫ ПОСВЯТИЛИ ИМ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ. НЕВОЗМОЖНО ПРОЙТИ ПО ПУТИ ЗНАНИЯ, НЕ ПЕРЕЖИВ ЭТО ЗНАНИЕ. ПОЭТОМУ ВАША САМООТДАЧА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛНОЙ. ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫХОДИТ НА ПУТЬ ЗНАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ; ПОЭТОМУ ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ.

Многие люди хотели бы обрести знания, однако они предпочли бы просто купить его где-нибудь и избежать необходимости зарабатывать его. Именно по этой причине сегодня существует столько школ, торгующих просветлением, и совсем нетрудно найти таких гуру, которые за определенную плату возьмут на себя вашу обязанность учиться. Однако, как уже отмечалось, подлинное знание представляет собой знание себя, а этого знания нам не может дать никто — его нельзя купить даже за все деньги мира.

Единственным, что истинный духовный учитель может даровать своим ученикам, является необходимое руководство, позволяющее им раскрыть собственные скрытые резервы. Чтобы добиться этого, духовный учитель должен заставить учеников изучать, кем и чем они являются в действительности, ибо без такого знания человек не способен раскрыть свои потенциальные возможности. Однако необходимость обратиться лицом к самому себе, критически оценить себя и признать в себе все, вплоть до недостатков, всегда неприятна и в большинстве случаев является чрезвычайно пугающей.

Учитывая это, совсем не удивительно, что множество людей стремится найти только таких учителей, которые позволят им почувствовать себя прекрасно и пообещают сделать всю работу за учеников. С подлинным духовным учителем всегда нелегко, поскольку он неизбежно заставляет нас всмотреться в те наши аспекты, которые мы всю жизнь пытаемся спрятать от всех окружающих и от самих себя. Такого учителя не волнует, что могут подумать о нем ученики, нравится он им или нет, — он заботится только о том, чтобы убедиться, что они получают те знания, которых ищут и ради которых пришли к нему. Очевидно, подобных учителей очень мало, и их трудно найти по той простой причине, что это действительно редкие люди, ставящие на карту свою репутацию и любящие своих учеников больше, чем всеобщее признание. ЗНАНИЕ ВСЕГДА ВЫШЕ И МОГУЩЕСТВЕННЕЕ ЧЕЛОВЕКА. ИДТИ ПУТЕМ ЗНАНИЯ ОЗНАЧАЕТ СРАЖАТЬСЯ ЗА ЖИЗНЬ. ПОЭТОМУ, ЕСЛИ ВЫ ВСТУПИЛИ НА ЭТОТ ПУТЬ, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ, ВАМ СЛЕДУЕТ БЫТЬ ГОТОВЫМИ К ТОМУ, ЧТОБЫ СРАЖАТЬСЯ ТАК, СЛОВНО ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ ВСЯ ВАША ЖИЗНЬ. В САМОМ НАЧАЛЕ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ОБУЧЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. ПОЭТОМУ ОН ЖАЖДУТ НАГРАД, КОТОРЫЕ В БОЛЬШИНСТВЕ. СЛУЧАЕВ ПРОТИВОРЕЧАТ ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ И ПОТОМУ НЕ МОГУТ ОСУЩЕСТВИТЬСЯ.

В целом, людей захватывают рассказы о так называемом сверхъестественном, о героях и удивительных подвигах гениев. Слушая или читая такие истории, любой мужчина, женщина и ребенок втайне, глубоко внутри, ставит себя на место персонажа и начинает представлять себе, что бы он сделал, будучи героем, обладающим сверхъестественными способностями. Однако, даже размышляя об этом, люди не верят, что в действительности способны на такие свершения, и в большинстве случаев они чрезвычайно смущаются, если их тайные мечтания обнаруживают.

Социальная обусловленность не допускает ничего сверхъестественного для обычных людей. Оно позволяется лишь героям и героиням, устойчиво находящимся вне параметров, вменяемых социальной обусловленностью. Использование магии приемлемо для мага, поскольку маги существуют за рамками, ограничивающими обычных людей; но если секретарша вдруг проявит магические способности в обстановке своей конторы, это будет расценено как серьезное нарушение общественных традиций. В своем страхе оказаться изолированными от общества или показаться ненормальными, люди отчаянно цепляются за рамки общественного единообразия. Им остается лишь время от времени индульгировать в тайных мечтаниях.

В таких тайных мечтах люди создают себе новую жизнь, и в зависимости от того, в какой степени сами верят в возможность осуществления своих мечтаний, они начинают бессознательно переносить свои сокровенные желания, надежды и страхи на окружающий мир. Если такой человек испытывает сильный внутренний гнев, он рано или поздно начинает видеть ярость в окружающем его мире.

Все вокруг начинают казаться ему агрессивно настроенными. Подобным же образом, если человек ощущает внутренний страх, окружающий мир становится для него все более угрожающим и пугающим.

Важно понимать, что огромная часть тайных мечтаний человека редко поднимается на поверхность, к свету полного осознания.

Напротив, такие мечты скрываются в призрачном мире полуосознанных эмоциональных порывов, проявляющихся обычно в непреодолимом чувстве вины. Там, в затененном мире, эти мечты подпитываются сочными плодами подавляемых эмоций и желаний. Обильно вскормленные, эти мечты приводят к появлению тех форм до странности искаженных идей и надежд, которые человек считает целью своей жизни и отражением своего подлинного Я.

В свете всего этого совсем неудивительно, что человек не знает, кем и чем он является на самом деде и какими должны быть его истинные желания и мысли. Поэтому никто не вступает на Путь Знания с верным ожиданием предстоящего и, следовательно, с правильными побудительными причинами.

Лучшее, что может сделать новичок на Пути Знания, — это приблизиться к нему с открытым разумом, с готовностью сделать все необходимое для того, чтобы раскрыть подлинную природу знания и, что еще более важно, — истинную природу своего существа. Лишь тогда возможен какой-либо реальный прогресс. Только в том случае, когда ищущий начинает погружаться в те части самого себя, которые он ограничил темными областями полуосознанного, он способен понять, насколько пугающим может быть знание. Из этого следует необходимость приготовиться сражаться и бороться так, словно от исхода битвы зависит жизнь человека.

ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО Я ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО САМЫМ ПУГАЮЩИМ, НО И НАИБОЛЕЕ ЗАХВАТЫВАЮЩИМ ИЗ ВСЕХ СТРЕМЛЕНИЙ. ПРИБЛИЖЕНИЕ К ЗНАНИЮ ПОДОБНО СРАЖЕНИЮ ЗА ЖИЗНЬ. ПОЭТОМУ ВОИН ПРИБЛИЖАЕТСЯ К ЗНАНИЮ С ПОЛНОЙ БДИТЕЛЬНОСТЬЮ, СО СТРАХОМ, УВАЖЕНИЕМ И АБСОЛЮТНОЙ УВЕРЕННОСТЬЮ. ЛЮБОЙ, КТО ОКАЖЕТСЯ НАСТОЛЬКО ГЛУП, ЧТО ПРИБЛИЗИТСЯ К ЗНАНИЮ ИНАЧЕ, ГОРЬКО ПОЖАЛЕЕТ О СВОЕЙ ОШИБКЕ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ЕСЛИ ОН ДОСТАТОЧНО МУДР ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИЗНАТЬ СВОИ ПОИСКИ ЗНАНИЯ ВОПРОСОМ ЖИЗНИ И СМЕРТИ, У НЕГО НЕ БУДЕТ ПРИЧИН ДЛЯ СОЖАЛЕНИЙ, ТАК КАК ПОДОБНЫЙ ПОДХОД ПРОТИВОПОЛОЖЕН ЛЕГКОМЫСЛЕННЫМ ДЕЙСТВИЯМ ГЛУПЦА.

Приведенный выше афоризм известен как щит воина и требует достаточно внимательного анализа. Его полный анализ будет представлен в следующей главе, но он был приведен здесь, чтобы прояснить то, что любое приближение к знанию представляет собой серьезнейший шаг, за который ищущий должен нести полную ответственность. Подходить к знанию небрежно или легкомысленно означает совершать роковую ошибку, так как нечто усвоенное уже никогда нельзя забыть. Информацию можно быстро собрать и столь же быстро забыть, но с подлинным знанием себя дело обстоит иначе.

В целом, человеку никогда не удается достичь подлинного знания — главным образом, потому, что он не знает, что именно ищет. Большинство людей живут лишь в отблесках света, отражающегося от поверхности их осознания, и в результате никогда не проникают в темные глубины этого осознания, то есть никогда не становятся целостными человеческими существами.

Однако для того, чтобы обрести настоящее знание и способность его использовать, человеку следует стать целостным. Он должен близко познакомиться с каждой частью себя. Что бы ни случилось, ему необходимо озарять все свои потенциальные способности светом полного осознания, независимо от того, насколько пугающими или неприятными могут показаться ему эти темные области. Именно по этой причине каждого ученика Пути Воина обучают технике под названием перепросмотр.

С самого первого дня его подготовки ожидается, что ученик начнет просмотр всей своей жизни до малейших деталей, от текущего момента — назад, вплоть до самого мига рождения. Очевидно, что эта задача не проста, и ее нельзя выполнить быстро, В большинстве случаев обретение полной памяти требует долгих лет, однако это необходимо пройти и провести надлежащим образом, если только ученик собирается преуспеть на Пути Знания. Только с помощью перепросмотра всей своей жизни ученик способен по-настоящему понять всю свою сущность. Эта техника подробно описывается в главе 8.

На основании всего, что уже было сказано, становятся вполне понятными качество и природа знания.

ПОДЛИННОЕ ЗНАНИЕ СЛЕДУЕТ ПЕРЕЖИВАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ Я, НО, ПОСКОЛЬКУ ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ КАЖДОЙ ЛИЧНОСТИ УНИКАЛЬНА, ЗНАНИЯ НЕЛЬЗЯ ОБРЕСТИ, БЕСЕДУЯ О НИХ. ЗНАНИЯМ, ПОЛУЧЕННЫМ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, НЕДОСТАЕТ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ. УБЕЖДЕННОСТЬ В ЗНАНИЯХ ВОЗНИКАЕТ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ПРАКТИКЕ.

Ни один человек не может воспользоваться знаниями другого, поскольку с уверенностью можно использовать только то знание, которое подучено на личном опыте. Любой может прочесть теорию хождения по канату, но она не убережет его от падения, когда он вступит на канат. Только при регулярной практике методом проб и ошибок он, в конце концов, научится ходить по канату, не срываясь.

Более тонкий пример: все мы знаем, что совершенно недостаточно услышать, что ты красив, если считаешь себя уродливым. Мы воспринимаем комплименты в адрес своей внешности лишь тогда, когда сами считаем себя симпатичными, а единственным способом поверить в то, что ты действительно красивый, — упражняться в мнении о том, что ты красив. Говорят, что "красота — в глазах смотрящего", и, хотя это древнее изречение часто используется многими людьми, они вряд ли верят в это по-настоящему. Однако то, что прекрасно для одного, часто совершенно непривлекательно для другого. К примеру, одни мужчины находят женщин с пышной грудью чрезвычайно привлекательными, тогда как другие предпочитают женщин с небольшой, хорошо очерченной грудью. И все же ни одна из женщин обоих типов не будет считать себя красавицей, если сама не поверит в это и не будет упражняться в уверенности в своем обаянии.

Оба приведенных примера справедливы для любой ситуации нашей жизни, ведь мы так часто сталкиваемся с опустошительными последствиями социальной обусловленности. Если ребенок с трудом учится ходить, ему постоянно твердят, что он неуклюжий.

Даже когда он становится взрослым, ему продолжают напоминать, каким не — ловким и неуклюжим ребенком он был. Такой человек непременно начнет верить, что хождение по канату — совершенно не для него. Аналогично, если современная журнальная мода предназначена для женщин с большой грудью, женщины с маленькой грудью начинают чувствовать себя ущербными, но если эта мода изменится в пользу плоскогрудых дам, женщины с большой грудью предпримут отчаянные попытки скрыть свою пышность.

Первой задачей, которая ставится перед учеником, является методичное игнорирование всех форм его социальной обусловленности, ибо до тех пор, пока он твердо придерживается этой обусловленности, он не способен добиться никакого реального прогресса. Техникой, позволяющей достичь этого, является не-делание, которое выполняется вместе с перепросмотром. Эта техника подробно описывается в главе 9.

Подобно обретению полных воспоминаний о всей жизни человека, которое требует долгого времени, от социальной обусловленности невозможно избавиться за одну ночь. Ученик не может немедленно преуспеть в неисполнении чего-либо, имеющего подлинное значение, однако методичная работа позволяет ему постепенно, шаг за шагом ослабить всю свою социальную обусловленность. Очень часто ученик обнаруживает, что приблизился к какому-то непреодолимому препятствию в споем вспоминании или не-делании. Он, можно сказать, застревает и чувствует, что, несмотря на все свои усилия, просто не может вспомнить нечто действительно ценное или справиться с не-деланием.

ДАЖЕ ЕСЛИ ВОИН НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ С КАКИМ-НИБУДЬ КОНКРЕТНЫМ ПОИСКОМ ЗНАНИЯ, ОН НЕ ТЕРПИТ ПОРАЖЕНИЯ, ПОСКОЛЬКУ НА ПУТИ ЗНАНИЯ МЫ ПРОХОДИМ МНОЖЕСТВО СРАЖЕНИЙ, ПОБЕЖДАЯ В ОДНИХ И ПРОИГРЫВАЯ ДРУГИЕ. УСПЕХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕ КОЛИЧЕСТВОМ ВЫИГРАННЫХ СХВАТОК, А ТЕМ, НАСКОЛЬКО ХОРОШО МЫ СРАЖАЛИСЬ.

Если ученик сталкивается с таким препятствием, ему не остается ничего иного, кроме продолжительной борьбы и попыток прорваться сквозь барьер. Ему может казаться, что он потерпел неудачу, но это не так — такие препятствия представляют собой лишь временные трудности.

Непрерывной борьбой ученик ломает фиксацию точки сборки. Это очень важно, поскольку мы не можем добиться реального прогресса, пока не научимся сдвигать свою точку сборки. Вот почему Древние Видящие всегда насильно перемещали точку сборки своих учеников, прежде чем приступить, к обучению.

Никто не проводит всю жизнь с точкой сборки, находящейся в том же положении, каким оно было при рождении. В течение жизни человек постоянно бессознательно "исправляет" положение своей точки сборки. Однако при этом он "забывает" большую часть своего восприятия и те средства, с помощью которых он обрел эти знания.

Чтобы понять это, следует помнить, что точка сборки весьма напоминает ручку настройки радиоприемника. Назначение такой ручки — позволить нам настроиться на различные радио частоты, на определенные радиостанции. Каждый раз, когда мы перемещаем ее, мы переходим к новому пучку частот, который относится к новой радиостанции.

Точка сборки человека работает точно так же, поскольку обеспечивает нам доступ к различным энергетическим полям, составляющим наше восприятие мира. Благодаря ей мы накапливаем определенный опыт и знания, свойственные именно этому восприятию.

При переходе к другим энергетическим полям мы обретаем иное восприятие. Этот новый взгляд на мир заставляет нас терять связь с полученными ранее опытом и знаниями, или "забывать" их. Нет необходимости говорить, что на самом деле мы ничего не забываем — просто наши прежние взгляды заслоняются влиянием новой точки зрения и связанного с ней восприятия.

Когда одни знания перекрываются другими, первые становятся тем, что называют подсознательными или бессознательными знаниями. Тот факт, что знание является подсознательным, еще не означает, что его воздействие ослабевает. Напротив, наши мысли и чувства, а, следовательно, и наши действия, подвергаются непрерывному влиянию таких подсознательных знаний. Вот почему ученику часто приходится упорно бороться со старыми привычками. Подобные подсознательные знания обычно проявляются в самый неожиданный момент, и ученик обнаруживает, что совершает действия, вызванные его подсознательными знаниями, прежде чем понимает, что он делает.

По этой причине можно прийти к выводу, что для достижения полного возвращения памяти и успешной практики не-делания необходимо уметь сдвигать точку сборки во все ее прежние положения. Только достижение старого положения точки сборки позволяет вспомнить полученные в этом положении знания и выявить возникшие вследствие этого опыта привычки.

Важно осознать, что не имеет значения даже то, что вначале мы сталкиваемся исключительно с явными неудачами. Как ни парадоксально это может прозвучать, успех на Пути Знания заключается не в результатах нашей борьбы, а в том, насколько безупречно мы сражаемся, поскольку именно факт борьбы заставляет нашу точку сборки смещаться. Как только мы оказываемся способными перемещать точку сборки, все мягко и без каких-либо усилий становится на свое место. Единственным, что требует борьбы, является необходимость хоть раз сместить точку сборки. Как только это сделано, впереди открывается свободный путь, Необходимость борьбы за смещение точки сборки является единственным ценным указанием, которое дается ученику. Не имеет значения ни конкретная используемая методика, ни то, какая именно задача ставится, единственной целью любого обучения является направление ученика к борьбе за подвижность точки сборки.

Кроме того, чем труднее эта борьба, тем большей в результате станет подвижность ученика. Это подобно тренировкам тяжеловеса: чем больший вес ему приходится поднимать, тем сильнее он становится. Однако последствия социальной обусловленности таковы, что, если вначале человек старается, но терпит неудачи, он немедленно решает, что полностью провалился. Сделав на основании этого вывод о том, что у него просто нет необходимых способностей, такой человек неизбежно бросает свои попытки.

Важным моментом является четкое определение того, что представляют собой так называемые неудачи и успехи. Эти принципы можно понять только в контексте того, что именуется следованием каким-либо из путей, независимо от того, является он духовным путем или карьерой.

ЦЕННОСТЬ ПУТИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, КАК ПО НЕМУ ИДУТ. ЕСЛИ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО ПУТЬ, ПО КОТОРОМУ ВЫ ИДЕТЕ, НЕ ВАШ, ВАМ СЛЕДУЕТ НЕМЕДЛЕННО ОСТАВИТЬ ЕГО. ОДНАКО ВАШЕ РЕШЕНИЕ СЛЕДОВАТЬ ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ПУТИ ДОЛЖНО БЫТЬ ОСНОВАНО НА ТОЙ ЯСНОСТИ, КОТОРАЯ ПОРОЖДАЕТСЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОЙ ЖИЗНЬЮ ВОИНА, А НЕ НА СТРАХЕ ИЛИ ЧЕСТОЛЮБИИ. РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В ЯРКОМ СВЕТЕ ЯСНОСТИ, ВРЯД ЛИ МОГУТ ВЫЗВАТЬ ЧЬЕ- ТО — И МЕНЬШЕ ВСЕГО ВАШЕ — РАЗОЧАРОВАНИЕ.

Как мы уже убедились, в конечном счете, не имеет значения, сколько сражений мы выиграли и сколько проиграли, поскольку — единственно важным является то, сражались мы или нет, — и если да, то насколько хорошо мы это делали. Покинули ли мы битву из страха, или боролись отважно, позабыв обо всем?

Ни один воин не станет отрицать, что временами знание может быть чрезвычайно пугающим — особенно такое знание, которое превращает наше чувство безопасности в ощущение угрозы. Большинству людей просто не хватает смелости, чтобы вступить в сражение, в котором, как им известно, может прийти конец их самым дорогим идеям и излюбленным убеждениям. В преддверии подобного испытания люди обычно поджимают хвост и убегают, чтобы не встречаться лицом к лицу с вероятностью расстаться со своими идеями, которые они используют в качестве фундамента всего, что для них важно. Такой страх потери может стать настолько непреодолимым, что, если человека зажать в угол и поставить перед угрозой этой битвы, он может даже совершить самоубийство, но не сдастся.

Сходить с дороги по той причине, что вы не способны смотреть в лицо сражениям, — это трусость. Подобным же образом, отворачиваться от пути лишь потому, что он не удовлетворяет вашим первоначальным ожиданиям, представляет собой явную глупость. Ни одно из этих действий не обладает подлинной ясностью, так как первое основано на страхе, а второе — на предвзятости, порожденной честолюбием. И страху, и честолюбию не достает трезвости, а без трезвости неудачи рано или поздно вытеснят любые дальнейшие успехи.

С другой стороны, мы часто видим, что даже в тех случаях, когда человек осознал, что его путь совершенно ему не подходит, он продолжает следовать ему лишь потому, что человеку не хватает смелости оставить этот путь. Для такого человека бросить путь означает признаться себе и другим в том, что он ошибался, а подобное признание он считает оскорблением самого себя и даже тех, кто его окружает. В таких случаях этот человек начинает страстно защищать свой путь, изо всех сил пытаясь обосновать свои действия рациональными причинами, вместо того, чтобы признать, что он ошибался.

ТЩАТЕЛЬНО ОБДУМЫВАЙТЕ ЛЮБОЙ ПУТЬ, ПРОВЕРЯЯ ЕГО ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ, КАКИЕ ТОЛЬКО СОЧТЕТЕ НЕОБХОДИМЫМИ, А ЗАТЕМ ЗАДАЙТЕ САМОМУ СЕБЕ — И ТОЛЬКО СЕБЕ — ОДИН ВОПРОС: "ЕСТЬ ЛИ У ЭТОГО ПУТИ СЕРДЦЕ?" ВСЕ ПУТИ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА. ОДНИ ИЗ НИХ ИЗВИЛИСТЫ, ДРУГИЕ — ПРЯМОЛИНЕЙНЫ, НО В КОНЦЕ КОНЦОВ, НИ ОДИН ПУТЬ НИКУДА НЕ ВЕДЕТ. ЕДИНСТВЕННОЙ РАЗНИЦЕЙ МЕЖДУ ПУТЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО У ОДНИХ ЕСТЬ СЕРДЦЕ, А У ДРУГИХ НЕТ. ПУТЬ, У КОТОРОГО ЕСТЬ СЕРДЦЕ, ПОДНИМАЕТ НАСТРОЕНИЕ, ОБЛЕГЧАЕТ НОШУ И ПРИНОСИТ РАДОСТЬ. НА ПУТИ БЕЗ СЕРДЦА ВЫ СПОТЫКАЕТЕСЬ И ПАДАЕТЕ ДУХОМ; В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ, ТАКОЙ ПУТЬ ЗАСТАВЛЯЕТ ВАС СМОТРЕТЬ НА СВОЮ ЖИЗНЬ С ГНЕВОМ И ГОРЕЧЬЮ.

Обычный человек редко оказывается на пути с сердцем, так как большую часть времени он следует дороге, предназначенной для него его социальной обусловленностью. Большинство людей ненавидят в своей жизни очень многое — работу, машину, дом, родственников или домашнее животное. В результате они проводят большую часть своей жизни с ощущением раздражения и горя, часто непрерывно проклиная ее и мечтая, чтобы она была иной. От таких людей можно услышать замечания вроде: "Если бы только у меня было получше со здоровьем… Если бы у меня были деньги… Если бы только дети меня слушали… Если бы политическая ситуация в стране была не такой угрожающей… Если бы я мог вернуться в прошлое… Если бы я мог предвидеть будущее… Если бы…"

Такой человек никогда не живет в текущем мгновении, поскольку пребывает либо в прошлом, либо в будущем. Настоящее не имеет для него никакого значения и никаких последствий, так как его всегда вытесняет несчастное прошлое или неопределенное будущее. Очевидно, что это не путь с сердцем, ибо он не приносит ни покоя, ни радости, ни ощущения чуда и загадочности; наоборот, он предлагает лишь отчаянное путешествие, блеклое и неживое, скучное и совершенно угнетающее.

Если мы ведем такую подавленную жизнь, у нас не возникает особого желания сражаться в каких-либо битвах, ибо за что в такой жизни стоит сражаться? Медленно, но уверенно человека полностью поглощают изнуряющие ощущения бессмысленности и неудовлетворенности. Он испытывает тяжелое чувство тщетности и, в конце концов, капитулирует, расстается со своей волей к борьбе. Это равносильно проводу. Прекращение попыток означает полное поражение.

Суть заключается в том, что в жизни не может быть поражений как таковых. Проиграть одну из множества битв, в которых нам приходится сражаться в течение своей жизни, еще не означает потерпеть крах — это лишь одно проигранное сражение. Даже если мы терпим поражение, мы обретаем благодаря этому опыту важные знания. Если мы сражаемся безупречно, мы учимся, а ценность кроется именно в обучении, а не в исходе битвы. Единственным поражением в жизни является отказ от сражения.

Воин представляет собой человека, сражающегося за свободу от социальной обусловленности, за свободу мыслить и принимать самостоятельные решения, за свободу перемещать тачку сборки по собственной воле и достигать благодаря этому любого взгляда на мир по своему выбору, но прежде всего — за свободу наслаждаться этой жизнью и тем богатым опытом, который она приносит. Такой способ жизни не означает, что все желания человека автоматически исполняются, так как это зависит от его предназначения в текущей жизни. Однако это значит, что судьба человека — заключается она в богатстве и роскошном особняке или в скромной жизни в маленьком доме — будет разворачиваться спокойно и тихо. В этой тишине жизни человек находит радость и чудо, порождаемые пониманием того, что он следует пути с сердцем, так как сердце всегда там, где проходит наша подлинная судьба.

Прежде чем мы начинаем понимать, кто мы на самом деде и каково наше истинное предназначение в этой жизни, у нас всегда возникает огромное число желаний и стремлений, которые, как мы считаем, сделают нас совершенно счастливыми, если только они исполнятся. Но когда наше предназначение, наконец, осуществляется, мы неизменно, без каких-либо исключений, оказываемся ошеломленными его красотой и чудесностью. В самых безумных мечтаниях мы никогда не могли бы представить себе нечто настолько же прекрасное и восхитительное, как наша собственная подлинная судьба.

ВОИН ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЧЕЛОВЕКА, НАУЧИВШЕГОСЯ ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ И ВСЕ ТЕ БОГАТСТВА, КОТОРЫЕ ОНА НЕСЕТ ЕМУ, — И ПРЕЖДЕ ВСЕЮ, ПУТЬ, ПО КОТОРОМУ ОН ИДЕТ. ДЛЯ ВОИНА НЕТ БОЛЬШЕЙ РАДОСТИ, ЧЕМ СЛЕДОВАТЬ ПУТИ С СЕРДЦЕМ. ОН ИДЕТ ПО ТАКОМУ ПУТИ, ВОСХИЩЕННЫЙ ОКРУЖАЮЩИМИ ЧУДЕСАМИ, И В СВОЕЙ РАДОСТИ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА БЛАГОДАРИТ ЗА ТАКУЮ ИЗУМИТЕЛЬНУЮ ЧЕСТЬ, ОБНИМАЯ ВСЕ, ЧТО НИ ВСТРЕТИТ, С ЛЮБОВЬЮ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ.

Вести жизнь воина, сражающегося за свободу, означает добиться успеха в жизни — успеха в следовании пути с сердцем, на котором предназначение человека исполняется самым восхитительным и радостным образом. На таком пути любое препятствие, с которым сталкивается воин, является для него очередной захватывающей битвой, приключением, которое, как ему известно, принесет ему открытие еще одного чуда этой жизни, и все же каждый воин начинает свою жизнь, подобно любому человеку.

Ученику Пути Воина присущи те же страхи и сомнения, что и любому обычному человеку, единственная разница состоит в том, что он сжимает свою отвагу обеими руками и, закаляя себя, проникает в просвет к свободе.

Как только мы становимся достаточно смелыми для того, чтобы уловить мимолетный миг шанса, одно начинает влечь за собой другое, пока, наконец, однажды, в разгар битвы, мы не обнаружим внезапно, что наша команда действительно стала командой Орла.

С этого мгновения мы становимся свободными существами, мир уже не является нашей раковиной, а радость беспрепятственно и бесконечно пронизывает нас.

Таков дар Орла человеку — всем людям, которые хотят пытаться и продолжают свои попытки любой ценой. Однако награда за это намного выше, намного драгоценнее, чем все усилия, затраченные на достижение этой цели.

 

МЕДВЕДЬ

Если тебе не хватает силы сражаться, не остается иного выбора, кроме жизни раба. Но охотник представляет собой свободное существа, которое не может обречь себя на рабство; у него нет другого выбора, кроме сражения. Если же он погибает в этой битве, то, по крайней мере, он умирает как свободное существо, а не как раб.

 

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ОХОТА НА СИЛУ

 

ЛУЧШИМИ ОХОТНИКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ТЕ, У КОГО ЕСТЬ СКЛОННОСТЬ К ОХОТЕ, А ТЕ, КОМУ ПРИШЛОСЬ ДОЛГО БОРОТЬСЯ И НАПРЯЖЕННО УЧИТЬСЯ ВСЕМ ХИТРОСТЯМ ЭТОГО ЗАНЯТИЯ.

Прежде чем мы перейдем к концепции охотника и значению понятия "охота на силу", следует определить объект охоты. Итак, возникает естественный вопрос: "Что такое сила?"

Силу нелегко определить, не оказавшись в паутине слов. Следует помнить, что, согласно Истинам Осознания, сила определяется как энергия сонастройки; это означает, что это та сила, которая высвобождается, когда энергетические поля внутри кокона настраиваются на соответствующие энергетические поля за его пределами. Результатом такой настройки является восприятие. Поэтому можно сказать, что сила является продуктом восприятия.

Существуют два традиционных определения силы, но сами по себе они очень мало говорят о том, как нам следует истолковывать силу на практике. Мы не способны наблюдать силу, как не способны видеть восприятие, однако мы можем стать свидетелями воздействия и того, и другого.

Возможно, проявление силы лучше всего описывается как то, что мы понимаем под жизненной силой, или, иначе, — энергией. Если вы испытываете подъем, наблюдая за закатом солнца, этот прилив сил является воздействием силы, или эффектом восприятия. Прилив сил, или жизненная сила, сам по себе не является силой — скорее, это следствие силы или, точнее, личная сила[12].

На основании этих определений можно сделать вывод о том, что, если точка сборки жестко зафиксирована в одном положении, восприятие также фиксировано. Это означает, что мы воспринимаем все в соответствии с той конкретной системой отсчета, которая называется взглядом на мир. Этот взгляд на мир не изменяется до тех пор, пока точка сборки не перемещается, поскольку нам недоступны никакие энергетические поля кроме тех, которые свойственны этому конкретному положению, а доступные энергетические поля не могут быть расположены иначе.

Отсюда становится очевидным, что восприятие непосредственно определяется, во-первых, положением точки сборки, и, во-вторых, конкретной формой размещения доступных энергетических полей. Это очень важные моменты, которые нужно полностью осознать, чтобы избежать дальнейшей путаницы.

Чтобы понять это, следует знать, что точка сборки человека представляет собой полусферу яркого света размером примерно с теннисный мячик. Доступными энергетическими полями являются те поля, которые освещаются этой полусферой, пересекая ее.

Энергетические поля представляют собой лучи света не толще обычных нитей, и потому видящие, уподобляют их нитям света. Поскольку энергетические поля такие тонкие, в буквальном смысле тысячи таких полей пересекают точку сборки и настраиваются на соответствующие энергетические поля вне кокона.

Однако эта настройка не обязательно означает соответствие А и А, Б и Б, В и В и так далее; возможны ситуации А-Б, А-С и любые другие возможные размещения. Энергетические поля вне кокона идентичны тем, что находятся снаружи, однако число возможных сочетаний этих полей при их настройке совершенно поразительно. Загадкой даже для самых опытных видящих остается то, что именно определяет тот иди иной выбор настройки и к каким последствиям приводят различные виды настройки. Достаточно сказать, что все это происходит благодаря неясным свойствам намерения.

Для дальнейшего пояснения этого принципа нам следует определить два выражения, а именно: движение точки сборки и сдвиг точки сборки. Хотя даже между различными линиями Толтеков существуют разногласия в отношении того, как следует определять эти два выражения, разница настолько незначительна, что ею можно пренебречь.

Для целей настоящей книги достаточно ознакомиться с общепринятыми и традиционными определениями.

Движение точки сборки определяется как ее вращение в обычном положении, приводящее к новому размещению энергетических полей.

Это во многом похоже на вращение ручки радиоприемника для улучшения качества звучания выбранной радиостанции. Сдвиг точки сборки означает, что она перемещается к совершенно иной группе энергетических полей. Сдвиг может означать переход точки сборки в любое положение на поверхности кокона или внутри него.

Именно расположение энергетических полей в отдельной настройке определяет, во-первых, конкретный взгляд человека на мир, и, во-вторых, его способность к общению. Если мы встречаемся с кем-то, кто использует такое же сочетание настройки, то размещение становится согласованным: А к А, Б к Б и так далее. С таким человеком мы достигаем чудесного взаимопонимания и не испытываем трудностей в общении. Но если, с другой стороны, мы встречаемся с кем-то, кто использует диаметрально противоположное нашему размещение, общение становится ужасным, в общении с таким человеком мы сталкиваемся с полным непониманием, и взаимопонимание достигается лишь случайными попаданиями в цель.

Важной особенностью является то, что, если мы не умеем перемещать точку сборки, наше восприятие жестко фиксируется и то же самое происходит с нашим взглядом на мир. Именно такая фиксация вызывает повторения и привычные действия, независимо от того, являются они физическими, эмоциональными или умственными.

Однако верно и обратное, так как само по себе повторение еще больше фиксирует точку сборки и усиливает однообразие и скуку.

Как только на нашем уровне осознания утверждается скука, мы испытываем страдания, поскольку повторяющееся восприятие очень скоро становится подсознательным. Это начало замкнутого круга, в котором мы постепенно начинаем осознавать все меньше, так как наше восприятие становится все более повторяющимся и скучным.

В этом отношении интересно отметить разницу между взрослыми и детьми. У детей точка сборки естественным образом подвижна до тех пор, пока им не приходится зафиксировать ее под влиянием социальной обусловленности. В результате, дети способны перемещать свою точку сборки достаточно спонтанно. Благодаря этому движению они явно проявляют непрерывные изменения в своем восприятии, которое, в свою очередь, порождает не только новизну, но и обилие жизненной силы и прилива сил.

Чтобы перемещать точку сборки, необходима личная сила. Энергии требует все, что мы делаем, в том числе и движение или сдвиг точки сборки. В действительности, значительный объем личной силы необходим нам даже для того, чтобы удерживать точку сборки в фиксированном положении.

Очевидно, что если точка сборки — а следовательно, н наш взгляд на мир — фиксирована, количество личной силы, которой мы обладаем, соответствует нашему уровню восприятия, ведь личная сила является продуктом восприятия. Однако восприятие, в свою очередь, пропорционально уровню осознания. Таким образом, если в результате "скуки разума" мы пребываем в полусне, то не отслеживаем свое восприятие достаточно хорошо.

Недостаток осознания восприятия не означает, что личная сила вообще не вырабатывается, скорее, вся вырабатываемая личная сила поглощается теми привычными и повторяющимися действиями — физическими, эмоциональными и умственными, — которые удерживают точку сборки в фиксированном положении.

Но если у нас нет избытка личной силы, с помощью которого можно было бы перемещать точку сборки, то где мы должны искать дополнительную силу. Решение является совершенно простым, однако его намного труднее применить, чем описать.

Если вся личная сила поглощается нашими привычками, то нам, очевидно, следует прекратить все бесполезные действия. Необходимо также избавиться от своего взгляда на мир, поскольку именно такой жесткий взгляд на мир является основой привычек и удерживает точку сборки в фиксированном положении. Единственным способом, с помощью которого мы действительно можем сделать это, является полное пробуждение, то есть полная бдительность в любой момент.

Только благодаря расширенному осознанию всего, что происходит в нашей жизни, мы можем начать отличать важное от того, что может быть справедливо расценено как бесполезное. Воинам всегда напоминают о необходимости уделять особое внимание всем мелочам своей повседневной жизни, так как именно полная совокупность этих, на вид незначительных, подробностей и составляет наше общее поведение и определяет наш взгляд на мир.

При работе над этим очень важно понимать, что, желая быть полностью осознанным, мы на самом деле намереваем восприятие. Это решающее и обязательное требование для Пути Воина. Следует помнить то, что записано в Истинах Осознания: именно намерение определяет наше восприятие. В данный момент мы не станем погружаться в определение намерения, достаточно будет сказать, что чем больше мы намереваемся быть осознанными, тем шире становится наше восприятие и, следовательно, тем больше личной силы мы вырабатываем.

НЕТ НИКАКОЙ МАГИИ — ЕСТЬ ТОЛЬКО НАМЕРЕНИЕ. ТО, ЧТО ГЛУПЦЫ ВОСПРИНИМАЮТ КАК МАГИЮ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЛИШЬ МАНИПУЛИРОВАНИЕ НАМЕРЕНИЕМ; ВОЛШЕБНИК ЯВЛЯЕТСЯ ПРОСТО МАСТЕРОМ НАМЕРЕНИЯ.

Но важность намеревания полного осознания заключается не только в этом, поскольку оно является решающим фактом. В процессе борьбы за восприятие мы, по сути, упражняем свое намерение.

Поскольку именно сила намерения позволяет нам воспринимать, то, разумеется, эта сила опосредованною связана с положением точки сборки. По этой причине, поддерживая свой взгляд на мир, мы в действительности используем силу намерения для фиксации точки сборки на одном месте.

Из всего вышесказанного должно стать ясно, почему так важно избавляться от своего взгляда на мир. Чтобы сделать это, нам следует полностью осознать все мелочи своей повседневной жизни — тогда мы сможем распознать, что представляет собой наш взгляд на мир и что именно мы делаем, чтобы поддерживать его. Как только мы начинаем четко понимать собственный взгляд на мир и то, как мы поддерживаем его, избавление от этого взгляда с помощью техники не-делания становится достаточно простым.

Вернемся к концепции охоты на силу. Теперь должно быть понятно, что под этим понимается. Охотиться на силу означает искать способы повышения нашего уровня личной силы, чтобы мы могли достичь подвижности точки сборки.

Постигая этот принцип, важно помнить, что все мы по природе своей ленивы. Всегда намного проще мечтать и говорить об обладании силой, чем действительно преследовать ее. Однако если мы хотим силы, нужно действовать — нужно охотиться на силу и делать это хорошо.

ОХОТНИК ЯВЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМ[13] ЧЕЛОВЕКОМ, ТАК КАК ВСЕ ПАРАМЕТРЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ТОЧНЫ.

Охотник достаточно умен для того, чтобы не надеяться, что добыча, которую он выслеживает, просто, вежливо, подойдет к нему и случайно свалится в котел с супом. Поэтому охотник ведет очень суровую жизнь, это означает, что он всецело предается охоте. Охотник является учеником[14] охоты в самом подлинном смысле этого слова, и потому он направляет свои усилия на обучение всему, что только можно знать об охоте.

ОХОТНИК ПОЛНОСТЬЮ ЖИВЕТ ОХОТОЙ; ТОЛЬКО ПРИ ЭТОМ УСЛОВИИ ОН МОЖЕТ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА.

Выше уже говорилось, что для того, чтобы охотиться на силу, нам нужно в любое мгновение обладать полным осознанием. На практике это означает, что нам нужно жить осознанием. Охотник, который осознает лишь время от времени, никогда не станет хорошим охотником. Очень скоро он, без сомнения, станет жертвой какого-нибудь более сильного хищника. Но постоянное осознание представляет собой настоящее сражение для людей, которые привыкли всегда пребывать в полусне. Поэтому, прежде чем мы станем охотниками в полном смысле этого звания, в нашей жизни должны произойти серьезные изменения.

НАСТОЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЛЕГКИМИ — ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО В ТЕХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, КОГДА ЕМУ ПРИХОДИТСЯ ИЗМЕНЯТЬСЯ. ИНОГДА ДАЖЕ В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ЧЕЛОВЕКУ ПРИХОДИТСЯ ИЗМЕНЯТЬСЯ, ОН ГЛУПО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ЭТОГО, ПОКА НЕ УВИДИТ ПРЕИМУЩЕСТВ ПЕРЕМЕН.

К сожалению, когда бы человеку ни предложили внести в его жизнь какие-либо изменения, неизменно слышится одна и та же затасканная жалоба: "У меня-то нет никаких проблем, но если бы ты только видел мою жену! Клянусь тебе, у нее проблем предостаточно! Если бы только я мог убедить ее в ее недостатках, мы жили бы прекрасно". Такие замечания типичны для обычного человека, независимо от того, жалуется ли он на свою жену, других родственников, начальника, работу иди просто на жизнь в целом. Это широко известно как игра в упреки, перенос ответственности, уход от вопроса или, грубо говоря, понукивание.

Вместо того чтобы упрекать всех вокруг, хороший охотник критически оценивает собственную жизнь и вносит в нее те изменения, которые считает необходимыми в настоящий момент.

ХОРОШИЙ ОХОТНИК ИЗМЕНЯЕТ СВОИ ПРИЕМЫ ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ. ПОДЛИННЫЕ, ИЗМЕНЕНИЯ ВСЕГДА КАТАСТРОФИЧНЫ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ И ПРИВОДЯТСЯ В ДЕЙСТВИЕ ТЕМ, ЧТО КАЖЕТСЯ МЕЛКИМИ И НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ СОБЫТИЯМИ. ОХОТНИКИ НАБЛЮДАЮТ ЗА ТАКИМИ СОБЫТИЯМИ В СЕБЕ И В СВОЕЙ ДОБЫЧЕ, И ПОТОМУ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТИХ СОБЫТИЙ НИКОГДА НЕ ЗАСТАЮТ ИХ ВРАСПЛОХ.

Не следует обманывать себя верой в то, что мы способны изменять свою жизнь постепенно, так как подобные изменения не являются подлинными переменами — это всего лишь способы, которые мы изобретаем, чтобы наши старые привычки выглядели более свежими и принаряженными. Подобные действия помогают нам почувствовать себя лучше и притвориться, что мы изменили что-то в себе.

Единственным изменением в природе, которое можно назвать постепенным, является процесс старения, по процесс старения в подлинном смысле свойствен только физическим, или материальным формам. Упрямец с возрастом не становится менее упрямым — он только кажется более мягким, поскольку его тело слабеет и у него остается меньше энергии на сварливость. Если вы достаточно сильно нажмете на такого старика, то быстро убедитесь, что он считает себя все еще на высоте положения и не отказался от своей прежней привычки. Все подлинные изменения, даже перемены в характере, всегда неожиданны и имеют далеко идущие последствия.

ЕДИНСТВЕННЫМИ СТОЯЩИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕ, КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ С ТРЕЗВОСТЬЮ.

Важно понимать, что для того, чтобы изменение было действенным, оно должно быть трезвым, то есть сделанным сознательно и добровольно. Иногда человек действительно вносит в свою жизнь спонтанные изменения, — обычно, в результате какой-нибудь буйной эмоциональной реакции. Однако в большинстве случаев такие изменения относительно быстро вновь исчезают. К примеру, человек может изменить свой образ жизни в результате жестокого шока, после болезни или несчастного случая, но по мере того, как время начинает оказывать свое исцеляющее воздействие, влияние шока постепенно снижается, и очень скоро человек вновь прибегает к своим прежним уловкам.

ЧТОБЫ ПРЕУСПЕТЬ НА ПУТИ ЗНАНИЯ, НЕОБХОДИМО ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ. НУЖНО ПОЛНОСТЬЮ ПРЕОБРАЗИТЬ СВОЙ ОСТРОВ ТОНАЛЯ. ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ПО СУТИ СВОЕЙ ЧИСТЫМ ДУХОМ, КОТОРЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ НАГВАЛЬ[15], ОДНАКО С САМОГО РОЖДЕНИЯ ОН НАЧИНАЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОВОДНИК ПОД НАЗВАНИЕМ ТОНАЛЬ. ТОНАЛЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ОН ПОДОБЕН ОСТРОВУ, РАСПОЛОЖЕННОМУ В БЕСКРАЙНЕМ ОКЕАНЕ ЧИСТОГО БЫТИЯ, НАГВАЛЯ. НА ЭТОМ ОСТРОВЕ ЕСТЬ ВСЕ, ЧТО НУЖНО ВОПЛОЩЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ФИЗИЧЕСКОМ ПЛАНЕ.

Остров тоналя непосредственно или косвенно охватывает все, что мы считаем частью себя. Тональ представляет собой физическое тело, эмоциональные склонности и разум. Наши мысли, чувства и действия на физическом плане — все это части тоналя. Если я беден, то это мой тональ беден, поскольку нагваль, дух, просто не может быть бедным. Подобным же образом, если я болен, то это мой тональ болен. Если я зол, то в гневе пребывает именно мой тональ. Если мне не хватает личной силы, то это недостаток моего тоналя. Иначе говоря, тональ является светящимся коконом и всеми энергетическими полями, которые в него входят.

В целом, если у нас есть для чего-то название, если мы способны каким-либо образом описать что бы то ни было, то это нечто является свойством острова тоналя. Это справедливо как для человека, так и для всей Вселенной, ибо тональ представляет собой состояние проявленности во всем своем неисчислимом многообразии — физическом, эмоциональном, умственном и даже в том, которое мы определяем как духовное. Нагваль, с другой стороны, является чистым духом, или чистым бытием; он означает не проявленный дух. Тональ есть Нечто, а нагваль — Ничто.

Все в нашей жизни определяется особенностями нашего собственного острова тоналя. Эти особенности можно вполне буквально назвать ландшафтом острова, так как они составляют то, что мы называем взглядом на мир. Если особенностью нашего острова является агрессивность, то агрессивность составляет часть нашего взгляда на мир. Аналогичным образом, если особенностью острова является состояние бедности, то мы автоматически считаем себя бедными, и, пока придерживаемся такого взгляда, нам всегда будет не хватать средств к существованию.

Проблема заключается не в самом острове и не в его особенностях. Ни остров, ни его особенности не являются плохими. Скорее именно тот ландшафт, который образуют различные особенности острова, склонен создавать проблемы в нашей жизни и превращает остров либо в рай, либо в сущий ад. Важно помнить, что каждая вещь на острове необходима для нашей жизни на физическом плане, и потому ни единая особенность острова не может быть утеряна или разрушена. В действительности, как бы мы ни пытались избавиться от какой-нибудь особенности, мы быстро обнаруживаем, что это совершенно невозможно.

Поэтому задача ученика заключается в том, чтобы полностью преобразить свой остров тоналя. Он должен изменить его ландшафт. Под этим подразумевается, что ученик должен не только перестроить его черты, но и изменить их расстановку, чтобы все заняло на острове свое правильное положение. После этого все его особенности будут гармонично сосуществовать друг с другом и с самим человеком, и ученик превратит свой остров не только в место практической пользы и гостеприимства, но и, в зависимости от своих способностей и темперамента, в место огромной красоты.

Чтобы прояснить это, обратимся к примеру агрессивности. Сделаем это достаточно образно и уподобим агрессивность мечу.

Итак, если агрессивность составляет черту характера человека, он может задуматься о ней и прийти к выводу, что это уродливое и опасное оружие. Испугавшись, что из-за его агрессивности люди начнут плохо относиться к нему, человек может потратить Целые годы, пытаясь избавиться от этой черты характера, и в течение всего этого времени будет прятать свой меч как можно дальше. В действительности, он может спрятать его настолько хорошо, что никто никогда не поверит, что он агрессивен. Такой человек будет чувствовать, что даже если он не способен полностью избавиться от своей агрессивности, то, по крайней мере, может держать ее под жестким контролем.

Это один способ — вариант, который использует большинство людей. Однако это плохой вариант, поскольку, спрятав свой меч и отказавшись от его использования, человек никогда не научится правильно обращаться с ним. Человек подавил свою агрессивность, но, как и в случае любых подавленных эмоций, наступит день, когда его настолько зажмут в угол, что он неожиданно выхватит свой меч. Когда он возьмет его в руки, годы подавляемой агрессивности сольются в один могучий порыв всепоглощающей ярости и, не умея обращаться с мечом, человек начнет размахивать им, нанося непоправимые разрушения. Из-за своей неопытности в использования меча человек не только жестоко ранит все и вся вокруг себя, но и неизбежно поранится сам.

Очевидно, для охотника этот вариант неприемлем, так как охотник должен быть готов искусно использовать любое свое оружие.

Ученик Пути Воина обязан признать свою агрессивность, а не подавлять ее. Это не означает, что ученик или охотник — если между ними есть какая-то разница — должен дать себе волю и проявлять эту агрессивность на всем окружающем мире; скорее, в случае необходимости он должен научиться использовать ее конструктивно и искусно.

Признавая свою агрессивность и тщательно упражняясь с этим мечом, ученик со временем становится опытным фехтовальщиком, мастерски владеющим своим оружием. Агрессия, которая является чертой характера этого человека, не была удалена с его острова тоналя — она была превращена в ценное умение, полностью подчиняющееся его контролю. Если возникнет нужда, такой человек в мгновение ока поднимет свой меч, и, прежде чем вы поймете, что происходит, он сможет чисто выбрить вас, если только это потребуется. Вам не будет причинено серьезного вреда, поскольку если вы предпочитаете носить бороду, то сможете отрастить ее вновь, — но вы никогда больше не захотите ссориться с этим человеком. Кроме того, в глубине сердца вы будете восхищены им, так как подобное мастерство прекрасно и пугающе.

Преобразование острова тоналя при помощи перестройки его особенностей представляет собой полное изменение, необходимое для успешных поисков человеком силы. Оно не так трудно, как кажется, так как единственное, что нам необходимо сделать, — это критически оценить свою жизнь и выявить свои достоинства.

Для охотника нет плохих качеств — существуют только потенциальные, еще не развитые возможности. Разумеется, неразвитые потенциальные способности являются недостатками его острова, но охотник знает, что со временем они перестанут быть недостатками. Неразвитые способности к фехтованию — действительно недостаток, но когда этот потенциал будет развит, он станет очень ценным качеством.

ВАШИ СЛАБОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ВАШИ НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

Если мы хотим преуспеть в охоте на силу, нам нужны все наши потенциальные способности. Социальная обусловленность может научить нас тому, что многие наши потенциальные возможности являются плохими, но это означает лишь то, что собратья удерживают нас в своих оковах и в рамках своего взгляда на мир. Ни один охотник не позволит ограничивать себя таким образом. Охотник является свободным и подвижным существом, которое следует пути с сердцем. Для него нет сердца в таком острове, где есть физические оковы, подавленные эмоции и ограниченность мысли.

На острове охотника мы заметим невероятную красоту мастерства, с помощью которого этот остров был видоизменен. Поскольку охотник является подвижным существом, он стремится изменить форму своего острова, как только возникает такая необходимость. Эти перемены приносят ему новые захватывающие приключения — и кто знает, какие скрытые сокровища духа он сможет обнаружить при новом изменении своего тоналя?

Секрет выскальзывания из объятий социальной обусловленности кроется в том, что охотник занимает положение за пределами психологического манипулирования.

ОХОТНИК УПРАВЛЯЕТ СВОИМ МИРОМ С ТАКОЙ ТЩАТЕЛЬНОСТЬЮ, ЧТО НЕ ОСТАВЛЯЕТ ПОСЛЕ СЕБЯ СЛЕДОВ. ОСТАВИТЬ СЛЕД ОЗНАЧАЛО БЫ СТАТЬ ДОБЫЧЕЙ ДЛЯ КОГО-ТО БОЛЕЕ МОГУЩЕСТВЕННОГО, ЧЕМ САМ ОХОТНИК.

Это не означает, что охотник становится отшельником. Это просто невозможно; для того чтобы быть охотником, необходимо действовать в мире и оставаться его частью. Поэтому охотник не пытается скрыться от мира — он просто не позволяет себе превращаться в добычу.

ИСКУССТВО ОХОТНИКА КРОЕТСЯ В ЕГО СПОСОБНОСТИ УДАЧНО ВЫБИРАТЬ ВРЕМЯ И МЕСТО СВОЕГО ПОЯВЛЕНИЯ. БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МИРОМ СТАНОВИТСЯ РАССЧИТАННЫМ И УМЕРЕННЫМ, И ОХОТНИК ИЗБЕГАЕТ ИСТОЩЕНИЯ, КАК СЕБЯ, ТАК И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ОХОТНИК УВЕРЕН В СВОИХ ОХОТНИЧЬИХ СПОСОБНОСТЯХ, И ПОЭТОМУ НЕ ЧУВСТВУЕТ НЕОБХОДИМОСТИ БЕСПОКОИТЬСЯ. БЕСПОКОЙСТВО ЗАСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА БЕЗУМНО ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА СВОЙ МИР, КАКИМ БЫ ОН НИ БЫЛ, А ПРИ ТАКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОН ИСТОЩАЕТ И СЕБЯ, И МИР.

Важнейшая причина, по которой люди склонны становиться добычей, заключается в том, что у них нет подлинной уверенности в себе, и потому они всегда ищут одобрения и поддержки у окружающих. Очевидно, если люди ведут себя таким образом, они не могут избежать тисков социальной обусловленности и поэтому всегда отдают себя на милость других. Это позволяет понять, что беспокойство представляет собой самую истощающую причину зависимости. Люди находят себе любые поводы для тревоги и, даже не осознавая того, что они делают, постоянно недооценивают свою собственную силу и лишаются уверенности в себе.

Если, к примеру, человек непрерывно переживает о своем здоровье, это беспокойство отбирает у него столько энергии, что рано или поздно у него действительно появляются самые разные боли, недомогания и болезни.

Подобным же образом, если женщина постоянно беспокоится о том, действительно ли муж любит ее, своим поведением она сама так безумно изводит его, что в конце концов он устает от необходимости убеждать ее в своей любви. В результате мужчина отталкивает свою жену не потому, что не любит ее, а просто потому, что чувствует потребность в свободном пространстве. Это, конечно, лишь делает женщину еще более беспокойной и еще более требовательной к его вниманию. Со временем мужчина станет настолько отстраненным от дома, что может начать искать утешения в объятиях другой женщины.

На этих двух примерах можно ясно увидеть результаты беспокойства. Постоянная тревога заставляет людей воплощать в реальность свои худшие страхи. Как ни печально, и мужчина, и женщина, вероятно, никогда не осознают, что в их несчастьях виноваты лишь они сами. Наоборот, они будут склонны считать, что исход стал результатом того, о чем они догадывались с самого начала.

Охотник, напротив, доверяет своей способности охотиться и потому обладает уверенностью и пониманием, что ему не стоит беспокоиться. Но чтобы добиться такой уверенности, человек должен воспитывать ее, выбирая способ взаимодействия с окружающим миром. Охотник делает выбор не искать одобрения или поддержки других. Он делает такой выбор не на основании какого-либо чувства высокомерия или отчужденности, но просто потому, что у него достаточно самоуважения, чтобы признать собственные способности и ценные качества. В результате такого самоуважения охотник также проникается глубочайшим уважением к окружающему миру, так как знает, что, если он хочет жить плодами земли, ему нужно жить в гармонии с ней.

Охотник близко знаком со своим миром, но остается отрешенным от него. Благодаря такой отрешенности окружающий мир не затрагивает охотника. Близкое знакомство охотника с его миром означает, что его отстраненность заключается в том, как он будет взаимодействовать со своим миром, но совсем не в том, что мир его совсем не волнует. Это чрезвычайно важное отличие; такой подход требует большого мастерства в исполнении.

Ни один охотник ни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: