Методика
Подготовки и проведения
Воспитательного мероприятия
Воспитательные мероприятия -это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Подготовка и проведение воспитательного мероприятия начинается с всестороннего анализа и подготовки плана работы. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма педагога. Грамотно выполненные анализ и план подготовки позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности учащихся, с которыми эта работа проводилась.
Подготовка воспитательного мероприятия
1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.
|
|
2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.
3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II - этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V - этап подведения итогов (анализ).
4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.
5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач конкретного этапа.
I. Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели
Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на учащихся. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
|
|
Алгоритм анализа
1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.
2.Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия в соответствии с критериями эффективности: критический (мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации), допустимый (мероприятие проводится в соответствии с планом работы коллектива. Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер) и оптимальный (в основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей учащихся (воспитанников). Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия).
3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.
4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.
5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы.
Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся
1. С какой целью в коллективе проводится данное мероприятие?
2. По чьей инициативе проводится мероприятие?
3. Что интересного и полезного будет получено от этого мероприятия?
4. Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия?
5. Твои ожидания (будет ли интересно) и пожелания?
6. Назови недостатки ранее проводимого мероприятия.
Делаем ВЫВОДЫ из АНАЛИЗА и следуем далее.
II Этап планирования (моделирования) воспитательного мероприятия
Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности.
От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело.
План составляется педагогом с привлечением обучающихся и воспитанников. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством классного руководителя (основы самоуправления).
Учащиеся учатся правильно распределять свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.
Алгоритм планирования
1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.
2.Наметить план подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.
|
|
3.Выяснить путем бесед с коллективом какое участие примут в планировании учащиеся (другие члены сообщества), чему они при этом научатся? Важно учесть способствует ли планирование мероприятия проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействует ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в классе (школе)? Способствует ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и учащимися?
4.Установить при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами коллектива.
5.Выяснить, существует ли связь между анализом предыдущего мероприятия и планируемого.
6.Проанализировать, способствует ли планирование подготовительного этапа воспитательного мероприятия решению его общей цели?
7. Структура плана подготовки внеклассного воспитательного мероприятия:
· Название творческого дела (должно точно отражать содержание, быть лаконичным, привлекательным по форме).
· Цель, задачи (цель одна, задач не более пяти)
· Форма проведения (как)
· Место и время проведения (где, когда)
· Материалы и оборудование (что подготовить)
· План подготовки (с распределением обязанностей и функций)
· Наши помощники (кто помогает, куда обратиться с вопросами)