Мера проявленности псалмодии в светской музыке

В значимости псалмодического элемента можно убедиться, взяв какую-нибудь мелодическую модель и сравнив степень проникнутости ее вариантов псалмодическим повтором звуков.

Возьмем мелодическую формулу, основанную на распевании звуков мажорного трезвучия в паре радостно-воспаряющих терций: (3-5) + (1-3). (Без неаккордовых звуков, но с удвоением каждого из основных, она представлена в католической песне Christus regnat — позывных радио Ватикан. В светлом порывистом движении она открывает Тридцатую сонату Бетховена).

Псалмодическое начало "Посвящения" Шумана придает напеву характер ликующе-вдохновенного, но и торжественно-строгого целомудренного гимна. Оттенок ликования во многом определяется фразами сопровождения, являющимися парафразами основной мелодии (общее в них — ход c-…b-c), но содержащий также элемент праздничной фанфары и псалмодического трубного гласа на вершинке волны, в глубочайших этимологических истоках — знак Божией мощи.. Вокальная же мелодия посредством псалмодирования оттеняет эту высоту большей сдержанностью и лирической целомудренностью (строгая тональность As dur также настаивает на затаенной сдержанности молитвенного порыва).

Хор "Девушки-красавицы" — являет собой беззаботно-радостную песню, без молитвенного взывания к Богу, чем мотивируется полное отсутствие моментов псалмодического речитирования.

"Не счесть алмазов в каменных пещерах" — славильная песнь. Одиннадцатисложная широкая фраза (Римский-Корсаков любит строить свои мелодии, отталкиваясь от таких широких многозвуковых ядер) погружает нас в настроение духовного восхищения-созерцания. Светская мысль неточно связывает подобные состояния с эпизмом, ибо не может войти в духовную радость красоты. Элементы псалмодирования уцеломудривают напев благоговейностью.

Романс Чайковского "Благословляю вас, леса" — уже совсем не псалом, но истинный духовный гимн. Дух не в молитвенном взывании, а в мощном восхищении-воскрылении Божественной радостью. Исполнителю и слушателю важно помнить о том, кто поет этот гимн: великий святой, преп. Иоанн Дамаскин! Потому восторг здесь должен быть не животно-материалистический (корыстно-гедонистический), но духовный: гимн Творцу всяческой красоты, любовью Божией подаренной человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: