Лабораторная работа выполняется бригадой в составе не более трех человек. Студент должен иметь при себе миллиметровую бумагу, карандаш для построения графиков и калькулятор для расчета, бланк отчетов.
При собеседовании преподаватель выясняет готовность студента к работе и, если он не готов, не допускает к занятиям. Начинать надо с подбора необходимого оборудования и приборов. После этого приступают к сборке цепи согласно схеме, исследуемой в работе. Сборку установки следует начинать от зажимов источника питания, обратив при этом внимание на плотность контактов. Сначала собирают токовые (последовательные) цепи, образованные источником питания, амперметрами, токовыми обмотками ваттметров, резисторов, реостатов и т.д., а затем выполняют параллельные цепи.
Вольтметры, обмотки напряжения ваттметров и другие высокоомные измерительные цепи рекомендуется подключать последними непосредственно к зажимам тех элементов, на которых контролируется напряжение. Во избежа ние возможного возникновения относительно больших токов в собранной цепи элементы регулирования потенциометров необходимо установить в положение, соответствующее минимуму напряжения на выходе; указатели лабораторных автотрансформаторов (ЛАТР) поставить в крайнее против часовой стрелки положение, полностью ввести реостаты.
|
|
Перед началом работы следует стрелки всех электроизмерительных приборов поставить в нулевое положение. Только с разрешения преподавателя после проверки цепи можно включить источник питания. При включении установки под напряжение необходимо наблюдать за поведением электроизмерительных приборов. При отклонении стрелок приборов за пределы шкал следует немедленно снять напряжение и устранить причину нарушения режима работы электрической цепи.
После включения схемы под напряжение рекомендуется, не делая записей, убедиться, в каких пределах возможен эксперимент, чтобы предварительно наметить характерные точки для последующих записей в таблицы.
Замеры рекомендуется производить через равные промежутки, на которые делится весь диапазон измерений величины. Однако при наличии экстремума в исследуемой функции вблизи экстремальной точки следует сделать большее число замеров.
При переходе от одного этапа исследования к другому необходимо каждый раз обращаться к преподавателю за проверкой правильности полученных ре зультатов. Пока результаты не будут одобрены преподавателем, цепь не разби- рать, чтобы можно было в случае необходимости повторить эксперимент. Все записи делать чернилами четко и аккуратно.
|
|
После выполнения опытов бригада студентов обрабатывает полученные ре- зультаты, заносит их в таблицу, проводит необходимые вычисления, строит графики и диаграммы и приводит в порядок свои рабочие места.
Обработка результатов и оформление отчета
Отчет должен иметь титульный лист, на котором указываются министерство, наименование вуза и кафедры, номер и название работы, фамилия студента и номер его группы, фамилия преподавателя, принявшего отчет.
Содержание отчета: цель работы, паспортные данные объекта исследования и используемых измерительных приборов, электрические схемы и схемы их замещения, таблицы с результатами измерений и вычислений, расчетные формулы, графики, диаграммы и решения задач.
Характеристика измерительных приборов стенда представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Наименование прибора | Условное обозначение на на схеме | Система прибора | Заводской номер | Тип прибора | Класс точности | Цена деления |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Схемы и таблицы вычерчиваются только с помощью линейки. Графики строятся по опытным и расчетным данным в координатных осях. При этом вдоль оси абсцисс в выбранном масштабе откладывается независимаяпеременная. Условное обозначение (буквенное) этой величины ставить под осью, а наименование единиц измерения - после обозначения величины. Вдоль оси ординат - обозначение величины, единицы измерения, а цифры, указывающие масштаб, ставят слева от оси. Если в одних координатных осях строят несколько графиков функций одной независимой переменной, то следует провести дополнительные шкалы, параллельно основным, каждую со своим масштабом. Стрелки на осях координат в том случае, когда указаны масштабные деленияне ставят. Наименование единиц измерения дают без скобок. Все точки, полученные при опыте, на графики наносить условным значком (крестики, треугольники и т.д.).
Кривые проводятся так, чтобы алгебраическая сумма отклонений от эспе-риментальных точек была наименьшей. Обозначение элементов схем замещения, буквенные обозначения электрических величин и единиц измерения должны соответствовать действующим ГОСТам.
Отчет заканчивать краткими выводами, в которых должны быть сформулированы результаты проведенного исследования.
Защита лабораторной работы
Защита проделанной работы проводится в день выполнения эксперимента (в этом случае достаточно представить один отчет на бригаду с вкладышем подготовок к работе) или на следующем занятии (в этом случае отчет представляется индивидуально каждым студентом и защищается по контрольным вопросам, данным в конце каждой работы).
При защите проверяется знание студентами техники проведения эксперимента и расчетов, а также теоретических вопросов, связанных с темой работы.