Организация и руководство

Основные направления развития менеджмента.

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Задачи менеджмента:

1) тактическая - это поддержание устойчивого функционирования организации;

2) стратегическая - это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.

Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей.

1. роль по принятию решения, 2.это информационная роль,

3. менеджер выступает в качестве руководителя,

Основополагающие школы менеджмента.

1. Научная школа управления (1885-1920 гг.).

Школа связана Ф. У. Тейлора. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также расти.

2. Классическая, или административная, школа (1920-1950).

Это направление связано с именем Анри Файоля. Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан в первую очередь с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Более того, он считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха.

Школа человеческих отношений

Перенос центра тяжести в управлении с задач на человекаявляется основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, зародившейся в современном менеджменте в 20—30-е гг. Создателем этой школы является Элтон Мэйо. Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов.

Наука управления, или количественный подход(с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. Количественные методы объединены под общим названием исследование операций. В данном случае разрабатывается модель ситуации. 

Ситуационный подход (60-е гг.)

 Ситуационный подход не отвергает приведенные теории. Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств.

Системный подход

Это методология исследования любых объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Главный инструмент системного анализа - модель изучаемой системы.

Типы моделей и организаций менеджмента

Американская модель. В американском обществе основополагающими принципами рыночной экономики считаются свобода предпринимательства и приоритет частной собственности. Российская модель менеджмента в первые годы советской власти наука управления организацией получила государственный статус. Были созданы различные институты и учреждения, непосредственно связанные с менеджментом. В начале 1990-х гг. Россия выбрала рыночные отношения, методология централизованного планирования оказалась несовместимой с частной собственностью, централизованная система управления разрушилась и на ее руинах стала выстраиваться новая модель российского менеджмента. Японская модель менеджмента. Основные моменты модели японского менеджмента:

1. Образование является первым фактором растущего превосходства японского менеджмента.

2. Категория «конкурентоспособность» включает две составляющие: поддержание повышающихся жизненных стандартов и сохранение лидирующих позиций в мировой экономике.

Европейская модель менеджмента В понятие европейской модели включают совокупность общих черт менеджмента стран Европы.

Эффективность решений и работы всего предприятия напрямую зависит от способности его владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения. Приспособление организации к окружающей среде является неотъемлемой составляющей ее существования в связи с тем, что именно от внешней среды она получает ресурсы, необходимые для ее функционирования.Ни одна организация не может быть самодостаточной, так как ресурсы являются частью природы, работники - частью общества, а капитал - это результат взаимодействия первого и второго под влиянием культуры. Такие черты характерны для современного менеджмента.

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

· между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

· между стадиями жизненного цикла объекта управления;

· между уровнями управления по вертикали; между уровнями управления по горизонтали.

Каждая научная школа / научный подход, решая актуальные для своего времени проблемы, формулировали принципы управления, большая часть которых применяется и сегодня. Многие принципы имеют универсальный характер, но эффективность их применения будет зависеть от профессионализма менеджеров в оценке конкретной ситуации.

Вопрос 2. Функции менеджмента.

Можно выделить несколько основных функций менеджмента.

Постановка целей и задач

Грамотная постановка целей определяет будущее организации. Цель должна быть поставлена четко и ясно, как правило, в показа­тельной форме. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными.

Анализ

Анализ — это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления. Собираемая информация должна быть достоверной, качественной и минимальной по объему.

Прогнозирование

Прогнозирование — это вероятностное определение хода даль­нейших событий. Прогнозирование может осуществляться:

• до начала процесса планирования

• параллельно с процессом планирования

• по окончании процесса планирования

К важнейшим методам прогнозирования относятся:

• метод краткосрочного прогнозирования, основанный на сглаживании ряда

• метод долгосрочного прогнозирования, основанный на вы­явлении тенденций развития ряда

• метод экспертных оценок

• метод «мозгового штурма»

• метод прогнозирования сценариев развития

Планирование

Планирование — процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных).

Выделяют следующие виды стратегии планирования:

• стратегия роста во времени

• стратегия ограниченного роста во времени

• стратегия снижения во времени

• стратегия сокращения

• комбинированная стратегия.

По времени различают:

• краткосрочное (оперативное) планирование (на срок до одного года);

• долгосрочное планирование (на срок более года).

Принятие решений

Принятие решений — основная функция управления, сверху вниз пронизывающая любую организацию. Решения подразделяются на:

• организационные

• волевые, подкрепленные полномочиями и властью;

• волевые, не подкрепленные полномочиями и властью;

• запрограммированные

• рациональные и нерациональные

Организация и руководство

Организация как понятие включает в себя три основные составляю­щие:

• организация (проектирование) работ;

• построение (проектирование) структуры всей организации (департаментализация);

• построение системы взаимодействия подразделений и руко­водства ими.

Координация

Координация - обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование устойчивого режима работы производственного механизма. Цель – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Регулирование

Регулирование — это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий.

Стимулирование.

Стимулирование – это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного труда.

Цель стимулирования - не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями.

По виду потребностей, которые удовлетворяют стимулы, последние можно разделить на внутренние и внешние. К первым относят чувства самоуважения, удовлетворения от достижения результатов, ощущения содержательности и значимости своего труда «роскошь человеческого общения», возникающего в процессе выполнения работы и другие. Их также можно назвать моральными стимулами. Внешним вознаграждением является то, что предоставляется компанией взамен выполненной работы: заработная плата, премии, служебный рост, символы статуса и престижа, похвалы и признания, разнообразные льготы и поощрения. Их также можно назвать денежными и материально-социальными стимулами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: