Д) имеющиеся данные не позволяют определить величину МРС

Национальный доход

Национальный доход - это суммарный доход от использования в течение года в экономике всех факторов производства. Он выражается суммой денежных доходов, полученных населением за участие в экономической жизни общества.

Целевое назначение национального дохода (НД) - образовать фонд потребления населения и фонд накопления для расширения производства, поэтому он, с одной стороны, характеризует уровень благосостояния населения в настоящее время, а с другой - возможности роста экономики в будущем.

При определении величины НД различают четыре элемента пофакторного дохода:

1) заработная плата - оплата наемного труда работников и служащих с социальными начислениями (страховые платежи за работника, социальное обеспечение, выплаты частных пенсионных фондов);

2) рентный доход - арендная плата за землю, жилье, помещения, оборудование, имущество;

3) процентный доход - положительный итог операций на рынке ценных бумаг и поступления от индивидуальных вложений в бизнес;

4) прибыль - доходы некорпорированного сектора экономики (единоличных хозяйств, партнеров, кооперативов) и корпораций, прибыль которых из-за ее распадения на дивиденды и нераспределяемую часть, использующуюся для расширения производства, облагается дважды - как доход фирмы и как доход акционера.

Общий объем доходов страны зависит не только от результатов внутренней производственной деятельности, но и от доходов, полученных из-за границы и выплаченных за рубеж. Сумма первичных доходов, определенная на основе валового внутреннего продукта, представляющая объем товаров и услуг, произведенных резидентами, отличается от доходов, полученных данной страной. Эта разница будет составлять сальдо первичных доходов, переданных за границу и полученных из-за нее. Общий объем первичных доходов, с учетом этой разницы и будет составлять валовой национальный доход.

Валовой национальный доход можно рассчитать по следующей формуле:

ВНД = ВВП + SПД + SОТ + SДС + SН + SС,

Где ВВП – валовой внутренний продукт;

SПД - сальдо первичных доходов, полученных резидентами из-за рубежа и выплаченных нерезидентам;

SОТ - сальдо оплаты труда, полученной резидентами из-за рубежа и выплаченной нерезидентам;

SДС - сальдо доходов от собственности, полученных резидентами из-за рубежа и выплаченных нерезидентам;

SН - сальдо налогов на производство, полученных резидентами из-за рубежа и выплаченных нерезидентам;

SС - сальдо субсидий на производство, полученных резидентами из-за рубежа и выплаченных нерезидентам.

Чистый национальный доход определяется как разница между валовым национальным доходом и стоимостью потребления основного капитала, т.е. износом основных средств.

Кроме того, существует показатель валового располагаемого национального дохода. Он представляет собой сумму валового национального дохода и сальдо трансфертов, полученных от нерезидентов и преданных за рубеж. Под трансфертами понимается сумма безвозмездных перечислений (дарений, пожертвований, гуманитарной помощи).

Чистый национальный располагаемый доход – это разница между валовым располагаемым национальным доходом и износом основного капитала. Данный показатель характеризует величину доходов, которую резиденты могут использовать для потребительских расходов или сбережений.

ВВП

Конечная продукция измеряется с помощью показателей валового внутреннего продукта и валового национального продукта (ВВП/ВНП). Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт – это центральные показатели системы национальных счетов.

Валовой внутренний продукт (ВВП), или в английской аббревиатуре – GDP, – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны за определенный промежуток времени (обычно за год) всеми производителями (факторами производства) в границах национальной территории.

Расчет ВВП можно производить путем суммирования его составных элементов, формирующихся на стадиях производства, образования доходов и использования, т.е. тремя методами.

Соответственно выделяют расчет ВВП:

по добавленной стоимости (производственный, или отраслевой, метод);

по доходам (распределительный метод);

по расходам (метод конечного использования).

Таким образом, ВВП рассчитывается на стадиях производства, распределения и потребления (использования), т.е. на каждой стадии воспроизводственного цикла (производства, распределения и конечного использования) он исчисляется соответствующим методом.

Более конкретно, в составе ВВП выделяют следующие виды факторных доходов:

· компенсацию за труд лиц, работающих по найму (заработная плата, премии и др.);

· рентные доходы;

· чистый процент (как разница между полученными и выплаченными процентами);

· прибыль корпораций, которая распадается на несколько частей: а)налоги на прибыль корпораций, поступающие государству; б)дивиденды, выплачиваемые акционерам; в)нераспределенную прибыль как источник расширения функционирующего капитала;

· доходы некорпоративного сектора (мелких магазинов, ферм и т.п.).

Таким образом, ВВП, рассчитанный по доходам, выглядит следующим образом:

ВВП = А + КН +ЗП+ Р+ % +ПК + ДНС,

где: А – амортизация; КН – косвенные налоги; ЗП – заработная плата; Р – рента; % - чистый процент; ПК – прибыль корпораций; ДНС – доходы некорпоративного сектора.

III. Методом конечного использования (на стадии конечного использования), или по расходам, ВВП рассчитывается как сумма конечного потребления товаров и услуг (домашних хозяйств и государства) и валового накопления с учетом сальдо экспорта и импорта (чистого экспорта).

В данном случае фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВВП:

ВВП=C +I +G+ Xn

Таким образом, суммарные расходы включают несколько компонентов:

· личные потребительские расходы (C),

· валовые инвестиции (I) как сумма чистых инвестиций и амортизации,

· государственные закупки товаров и услуг (G),

· чистый экспорт (Xn).

Рассмотрим их более подробно:

C – личные потребительские расходы, включающие расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, но не включающие расходы на покупку жилья;

Ig – валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения или инвестиции в основные производственные фонды; инвестиции в жилищное строительство; инвестиции в запасы (расчет запасов учитывается со знаком «плюс», уменьшение – со знаком «минус»). Валовые инвестиции можно представить как сумму амортизации и чистых инвестиций (In). За счет амортизации осуществляется возмещение потребленного капитала. Чистые инвестиции обеспечивают расширенное воспроизводство;

G – государственные расходы (закупки товаров и услуг). Данная группа расходов включает все государственные расходы на прямые покупки ресурсов (особенно рабочую силу) и конечную продукцию предприятий. Однако она исключает все государственные трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, пенсии и т.п.), так как их получатели в ответ на эти выплаты не вносят какого-либо вклада в создание текущего объема ВВП;

Xn – чистый экспорт товаров и услуг, рассчитываемый как разность экспорта и импорта. При подсчете ВВП необходимо учесть все расходы, связанные с покупками конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране, в том числе и расходов иностранцев, т.е. стоимость экспорта данной страны. Одновременно надо исключить из покупок экономических агентов данной страны те товары и услуги, которые были произведены за рубежом, т.е. стоимость импорта.

Уравнение ВВП = C + Ig + G + Xn часто называют основным макроэкономическим тождеством.

Наряду с показателем валового внутреннего продукта в макроэкономике используются другие сопряженные и производные показатели.

Валовой национальный продукт (ВНП), или в английской аббревиатуре GNP, – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности экономических агентов данной страны, в том числе на территории других государств.

Общие особенности ВВП/ВНП состоят в том, что они:

· отражают результаты деятельности в сферах материального и нематериального производства и услуг;

· рассчитываются как рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике (т.е. учитываются товары и услуги, предназначенные для конечного использования, а не для перепродажи), как правило, за один год (квартал, месяц);

· рассчитываются как в текущих (действующих) ценах, так и в постоянных (ценах какого-либо базового периода).

Термин «валовой» означает, что при исчислении ВВП/ВНП из стоимости не вычитается потребление основного капитала (амортизация). Поэтому аналогичные (производные) показатели за вычетом амортизации сопровождаются прилагательным «чистый».

В экономической учебной литературе различие между ВНП и ВВП традиционно пояснялось так:

· ВВП подсчитывается по территориальному принципу, поскольку включает совокупную стоимость произведенной продукции (товаров и услуг) независимо от государственной (национальной) принадлежности экономических агентов, расположенных на территории данной страны;

· ВНП подсчитывается по признаку гражданства или национальной принадлежности, поскольку включает совокупную стоимость всего объема продукции и услуг, произведенных в национальной экономике независимо от фактического местонахождения экономических агентов данной страны (в своей стране или за рубежом).

Индекс – это безразмерная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемой величины в одних условиях отличается от ее уровня в других условиях. Условия могут различаться по времени, пространству или иначе (например, могут сопоставляться условия «ex ante» и «ex post»).

В случае с ВВП/ВНП используются два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП/ВНП.

Если величина индекса цен меньше единицы (или 100 %), то происходит корректировка номинального ВВП/ВНП в сторону увеличения, которая называется инфлированием.

Если величина индекса цен больше единицы (или 100 %), то происходит дефлирование – корректировка номинального ВВП/ВНП в сторону снижения.

Для определения ИПЦ используют понятие «потребительская корзина», в которую входят около 300 наименований наиболее широко используемых товаров:

ИПЦ = Текущая стоимость потребительской корзины
Стоимость потребительской корзины в базовом году  

Отсюда реальный ВВП/ВНП можно выразить следующим образом:

Реальный ВВП/ВНП = Номинальный ВВП/ВНП
ИПЦ  

Разница между ИПЦ и дефлятором ВВП / ВНП состоит в следующем:

Дефлятор ВВП / ВНП рассчитывается для изменяющегося набора товаров и является индексом Пааше (т.е. в качестве весов используется набор благ текущего года), а ИПЦ рассчитывается для неизменного набора товаров и называется индексом Ласпейреса (т.е. в качестве весов используется набор благ, фиксированный по базисному году);

Дефлятор ВВП/ВНП показывает изменение цен по всему перечню наименований продуктов и услуг, производимых в экономике, а ИПЦ показывает динамику цен только по группе потребительских товаров;

Дефлятор ВВП/ВНП учитывает изменение в структуре производимых товаров, а ИПЦ не учитывает;

Дефлятор ВВП/ВНП показывает изменение цен на продукцию, произведенную национальными факторами, а ИПЦ учитывает изменение цен и на импортные товары.

С использованием дефлятора ВВП/ВНП, который более приспособлен для измерения общего уровня цен, реальный ВВП/ВНП определяется путем деления номинального ВВП/ВНП на дефлятор ВВП/ВНП:

Реальный ВВП/ВНП = Номинальный ВВП/ВНП
Дефлятор ВВП/ВНП  

Изменение дефлятора отражает изменение общего уровня цен, т.е. процесс инфляции или дефляции.

Труд и занятость

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на создание различных благ и удовлетворение потребностей индивида и общества.

Работа — это конкретно-историческое воплощение труда, связанное с индустриальным обществом, т.е. это преимущественно оплачиваемый труд.

Занятость — это наличие работы у лиц трудоспособного возраста.

Труд включает в себя разнообразные виды человеческой деятельности, различающиеся по содержанию (ручной, механизированный, автоматизированный труд), характеру (физический, умственный труд), уровню сложности (высококвалифицированный, квалифицированный, неквалифицированный груд), функциям работника (исполнительский, управленческий труд).

Занятость также принимает в современном обществе разнообразные формы. В частности, ее можно классифицировать по следующим признакам.

1. Длительность:

постоянная занятость (гарантированная в течение достаточно длительного времени и сопровождающаяся заключением контракта);

временная занятость (предоставляемая па более короткое время).

2. Продолжительность рабочего дня:

полная занятость (полный рабочий день);

частичная занятость (неполный рабочий день, менее 30—35 ч в неделю).

3. Источник дохода:

первичная занятость (являющаяся основным местом работы);

вторичная занятость (дополнительная).

4. Степень правового обеспечения:

легальная занятость (предполагающая юридическое оформление);

неформальная занятость (теневая, нелегальная).

5. Степень гибкости (по месту, времени, функциям, оплате труда).

6. Наличие внешнего работодателя:

работа по найму;

самозанятость.

Самозанятость — это работа, выполняемая в рамках собственного дела, а не найма.

К самозанятым относятся, например, мелкие предприниматели, фермеры, адвокаты и др. Самозанятые сами несут ответственность за вознаграждение своего труда, уплату налогов и страховых взносов, собственное здоровье и безопасность в процессе трудовой деятельности. В современном обществе самозанятость — это скорее исключение, нежели правило, так как абсолютное большинство экономически активных членов общества работает по найму.

Денежное обращение

Основой денежного обращения является развитое товарное производство, при котором товарный мир делится на товар и деньги. В многообразии товаров воплощена способность удовлетворять разнообразные потребности людей. В деньгах – способность быть всеобщим эквивалентом. Экономическая жизнь общества наполнена движением денежных и товарных потоков. При нарушении денежного обращения возникают резкие колебания уровня производства, занятости и цен, растет инфляция.

Деньги являются связующим звеном между всеми хозяйственными субъектами, стимулируют развитие производства. Поэтому без денег, денежного обращения нельзя представить себе нормально работающее хозяйство.

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем и внешнем обороте, обслуживающее реализацию товаров и нетоварные платежи в хозяйстве, это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними.

Налично-денежное обращение — это движение наличных денег. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). Безналичное обращение – это движение денег безналичного оборота: банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, кредитных карточек, электронных переводов, векселей, сертификатов и т.д.

Между наличным и безналичным денежным обращением существует тесная взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступление безналичных средств на счета в банке – непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

Количество денег в обращении тесно связано с общей стоимостной оценкой общественного продукта и скоростью наличного денежного оборота. При этом часть денег обращается в сфере производства, другая – в сфере торговли, третья уходит на накопление. Эти крупные доли в денежном обращении делятся на более мелкие. К примеру, денежные средства предприятий идут на модернизацию, на оборотные средства, на зарплату. За каждой долей – будь то фонд зарплаты или капитальные вложения – стоит своя часть денежной массы. Она обслуживает это звено и постепенно перетекает в другие звенья денежного оборота. Между всеми звеньями складываются определенные соотношения, от которых зависит общий объем денег в стране, пропорция наличных и безналичных денег, а также покупюрный состав наличных денег. Пропорция между наличными и безналичными средствами определяется ценами на средства производства и предметы потребления.

Основными элементами. денежной системы являются:

- название денежной единицы и масштаб цен;

- виды денежных знаков, порядок их выпуска и характер обеспечения;

- организация безналичного платежного оборота;

- курс национальной валюты, порядок ее обмен на иностранную.

Современные деньги – это банковские деньги. Их имущество в том, что они абсолютно ликвидны, т. е. могут быть безотлагательно использованы при осуществлении любой хозяйственной операции на рынке. И сами деньги формируют специфический денежный рынок. Участниками денежного рынка в России являются Центральный банк, государственное казначейство, коммерческие банки, Государственный инвестиционный фонд, финансовые компании, нефинансовые корпорации и т. д.

Наличие всех денег в экономике называют предложением де- нег. Предложение денег абсолютно неэластично, т. к. их может выпускать в обращение только государство. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. Изменение денежного предложения оказывает непосредственное воздействие на экономику. Так, при увеличении денежного предложения процентная ставка имеет тенденцию к падению. Вследствие этого кредит становится более дешевым и привлекательным. Новые капиталовложения оказываются рентабельными, что приводит к увеличению объема производимой продукции и росту цен.

Спрос на деньги вытекает из двух функций денег: быть средством обращения и средством накопления. Исходя из этого, совокупный спрос на деньги можно разделить на две части:

- спрос, обусловленный использованием денег при совершении расчетов;

- спрос на деньги как средство сохранения богатства.

Спрос на деньги, обусловленный их использованием в различных деловых сделках, называется трансакционным спросом. В классической и неоклассической моделях спрос на деньги определяется исключительно трансакционными мотивами. В кейнсианской теории исходят из того, что люди помимо запланированных покупок совершают и незапланированные, непредвиденные расходы. Подобные неожиданные ситуации возможны в любой момент. Поэтому люди хранят у себя дополнительную сумму денег. Дж.М. Кейнс назвал такой спрос предупредительным. Трансакционный и предупредительный спрос на деньги объединяются в одну категорию и обозначаются символом Dt.

Дж.М. Кейнс считал, что помимо трансакционного и предупредительного спроса на деньги существует спрос на деньги, обусловленный их использованием в функции средства сохранения и накопления богатства, т. е. их применением для приобретения иных финансовых активов.

Такой спрос называется спекулятивным. Он обозначается символом Da и выражает стремление экономических субъектов иметь определенный запас для покупки доходных активов (в первую очередь – ценных бумаг). Каждый рациональный потребитель должен формировать индивидуальный «портфель финансовых средств (активов)», в который помимо денег входят долгосрочные депозиты, акции и облигации. Оптимальное соотношение финансовых активов обеспечивает максимальный доход при минимальном риске. Поэтому люди в каждый данный момент должны решать, сколько денежных средств держать в той или иной форме.

Когда домашнее хозяйство (или фирма) держит финансовые активы в форме денег, то оно несет вмененные издержки, т. е. жертвует доходом в виде процента. Если облигация приносит 10% дохода, то владение 1000 руб. в виде наличных «стоит» недополученного годового дохода в 100 руб. Следовательно, спрос на деньги со стороны активов (спекулятивный) изменяется обратно пропорционально процентной ставке. Когда процентная ставка или вмененные издержки владения деньгами как финансовым активом низки, то население и предприниматели предпочитают владеть большим количеством денег в качестве активов. И наоборот, когда процентная ставка высока, обладать деньгами невыгодно, и люди держат меньшее их количество. Зависимость процентной ставки и количества денег показаны на рис. 2. Таким образом, поскольку доходность активов прямо связана со ставкой процента, то спекулятивный спрос есть убывающая функция от процентной ставки.

Общий спрос на деньги (Dm) можно определить путем смещения по горизонтальной оси кривой спроса Da на величину, равную спросу на деньги для сделок. Dm = Dt + Da. Убывающий характер кривой спроса на деньги свидетельствует о том, что но мере роста процентной ставки население будет держать меньше денег и больше неденежных активов. Следовательно, при высокой процентной ставке денег потребуется меньше, чем при низкой.

Современная количественная теория денег базируются на уравнении И.Фишера:

где V – скорость обращения денег;

Р — абсолютный уровень цен;

Q — реальный объем производства;

М — количество денег в обращении.

Если преобразовать эту формулу в виде:, будет видно, что количество денег, находящихся в обращении, равно отношению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр Dm – величину спроса на деньги, то. Из этого уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от:

· абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот;

· уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются реальные доходы населения, а значит, людям потребуется больше денег, т.к. более высокие реальные доходы подразумевают и рост объема сделок;

· скорости обращения денег.

 

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность денежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты.

1. Агрегат М1 — «деньги для сделок» — это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и безналичные деньги на банковских текущих счетах (вклады «до востребования»).

Металлические деньги составляют малую часть денежного предложения (2 - 3% агрегата М1). Они позволяют совершать любые виды мелких покупок. Более значимыми в количественном отношении являются бумажные деньги. Они составляют примерно 25% агрегата М1). Они представляют собой банкноты Центрального банка страны и выпускаются с разрешения законодательного органа. Более безопасно и удобно хранить деньги на текущих счетах и осуществлять безналичный расчет. Поэтому безналичный расчет является основной формой денег. Обычно текущие депозиты составляют 3/4 М1.

Кроме собственно денег в экономических расчетах могут использоваться другие финансовые активы, так называемые «почти деньги». Это определенные высоколиквидные финансовые активы, такие, как сберегательные счета, срочные вклады и краткосрочные государственные ценные бумаги, которые хотя и не функционируют непосредственно как средство обращения, но могут легко и без риска финансовых потерь переводиться в наличность или счета «до востребования».

Так, вы можете потребовать снять наличные деньги с текущего счета в коммерческом банке или сберегательном учреждении. Срочные вклады, как предполагает их название, становятся доступными вкладчику лишь по истечении срока. Хотя срочные вклады обладают явно меньшей ликвидностью (способностью быть истраченными), чем счета «до востребования», они могут быть использованы как наличные или по истечении срока переведены на текущий счет.

Таким образом, денежный агрегат М2 = М1 + сберегательные счета + мелкие срочные вклады. Другими словами, М2 включает элементы средств обращения (наличность и чековые вклады), соответствующие М1 плюс другие элементы, которые могут быть довольно быстро и без потерь обращены в наличность и вклады «до востребования».

Денежный агрегат МЗ = М2 + крупные срочные вклады.

Крупные срочные вклады, которыми обычно владеют предприятия в форме депозитных сертификатов, также довольно легко обращаются в деньги. Действующий рынок таких сертификатов на самом деле существует, и поэтому их можно в любое время продать (ликвидировать), хотя и с возможным риском потерь. Добавление этих крупных срочных вкладов к М2 дает еще более широкое определение денег.

Наиболее полные агрегаты денежного предложения – L и D. Так, L наряду с М3 включает прочие ликвидные (легкореализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, т.к. без особых трудностей могут быть превращены в наличность. В агрегат D входят все ликвидные средства, а также закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.

Зачастую агрегаты М3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВВП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто связано со спадами.

Денежный мультипликатор показывает отношение денежной массы (М3) к денежной базе (М1). Он показывает, на сколько в конечном итоге вырастет общая денежная масса в результате эмиссии дополнительной денежной единицы.

В механизме денежной мультипликации задействованы все составляющие денежных агрегатов. Так, эмиссия Центральным банком наличных денег, автоматически порождает соответствующее увеличение безналичной составляющей, текущих и срочных вкладов, а также ценных бумаг (векселей и депозитных сертификатов) на сумму в несколько раз превосходящую первоначальный выпуск.

Во многом это происходит вследствие процесса многодепозитного расширения кредита. Отдельный коммерческий банк может выдавать кредиты в объеме вложенных депозитов за минусом обязательных резервов. Обязательные банковские резервы – это часть банковских активов, хранящихся либо в форме наличных в специальных сейфах банка, либо (большая их часть) в форме депозитов на счетах Центрального банка. Резервы составляют лишь определенный процент банковских вкладов, который устанавливается центральным банком и обязателен для всех кредитно-финансовых институтов. Коммерческий банк может выдавать новые ссуды и создавать банковские деньги только в том случае, если у него есть свободные или избыточные резервы, т.е. резервы, превышающие установленную законом минимальную сумму.

4. 1. Контрольные вопросы по теме занятия:

 

1. В чем проявился крах механизма рыночного саморегулирования в 20-
30 -х годах 20 века?

в это время выпуск продукции в промышленности уменьшился на 46%, безработица охватила 26 млн человек, реальные доходы населения снизились на 60%.

На фоне развалин мирового хозяйства для всех стран стала оче­видна полная несостоятельность многих догм (устаревших положений) классической политической экономии и новоклассиче­ской экономической теории. Стало очевидно, например, что сти­хийная рыночная экономика уже не способна обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса. Вме­сте с тем пришло своего рода озарение: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы.

Опровергнутым оказался и тезис о том, что система рыночных цен способна как бы автоматически обеспечивать обратное воз­действие на производство товаров и тем самым выравнивать объе­мы совокупного спроса и совокупного предложения. В действи­тельности же обратная связь перестала эффективно действо­вать. Она хорошо срабатывала при золотом стандарте, но в ходе и в результате мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. золотой стандарт, как известно, был отменен. Что касается рыночного механизма цен, то его подорвало господство мезообъединений, развернувших широкую монополизацию рынка. Выя­вилась необходимость создавать новый механизм выравнивания совокупных величин спроса и предложения.

Наконец, стало очевидно, что микроэкономика неспособна ус­пешно развиваться без всякого вмешательства государства.

 

2. Перечислите положительные и отрицательные качества рыночного регулирования.

положит.:

1.Снижение государственных издержек, связанных с практикой установления тарифов.

2.Сосредоточение всех контрольных функций в одном (антимонопольном) органе.

3.Монополиям в целом не выгодно завышать тарифы, поскольку существует угроза санкций со стороны антимонопольного органа.

4.У естественных монополий появляется больший стимул снижать издержки, нежели повышать тарифы.

5. Тарифы устанавливаются самой монополией. Следовательно, на стадии ценообразования государство не вмешивается в деятельность компании.

6. Независимо от уровня тарифов у естественных монополий есть возможность доказать их обоснованность через суд.

ОТРИЦАТ.:

1.Трудно доказать факт злоупотребления доминирующим положением со стороны естественных монополий.

2.Механизм разрешения подобных дел через судебную систему еще не отработан.

3.Срок рассмотрения дела может занять длительное время.

4. Ответственность за установление завышенных тарифов перед антимонопольным органом

 

3. Постарайтесь раскрыть основные признаки государственного регулятора экономики.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)

Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ:

· экономический цикл;

· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

· условия накопления капитала;

· занятость;

· денежное обращение;

· платежный баланс;

· цены;

· условия конкуренции;

· социальные отношения, социальное обеспечение;

· подготовка и переподготовка кадров;

· окружающая среда;

· внешнеэкономические связи.

4. В чем состоят положительные черты государственного регулирования экономики?

1.Государство решает главную задачу – не допускает увеличения тарифов дольше, чем считает нужным.

2. Легкость контроля за уровнем цен на продукцию естественных монополий.

3.Возможность административного воздействия на деятельность естественных монополий.

4.Учет социальных последствий при установлении тарифов.

5.Перекладывание ответственности за уровень тарифов на государственные органы, принимающие соответствующие решения.

6.Отсутствие контроля со стороны антимонопольных органов.

7.Возможность установления долее высоких тарифов, чем при рыночном регулировании.

8.Отсутствуют стимулы снижения издержек.

9.Страховка от неудачных инвестиций, так как затраты будут перенесены на потребителей.

 

1. Сравнение государственного регулятора с рыночным позволяет выделить не только преимущества вмешательства государства в экономику, но и недостатки. В чем же состоят такие недостатки?

1. Естественные монополии стремятся установить максимально высокие тарифы.

2.Государство несет ответственность за уровень назначаемых тарифов.

3. Нельзя установить тарифы выше или ниже, чем определило правительство РФ.

4.Нельзя в одностороннем порядке изменить тарифы.

5. Снижать издержки иногда просто выгодно, так как на величину снижения издержек в следующем периоде могут быть снижены тарифы.

6. При установлении тарифов не полностью учитываются интересы естественных монополий.

 

6.  Выскажите свое мнение: Главная задача государства - создать правила игры и следить за их выполнением.

7. Что Вы понимаете под экономической политикой государства?

Экономическая политика — это совокупность предпринимае­мых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Государственное регулиро­вание — основа механизма реализации экономической полити­ки — представляет собой систему прямых и косвенных методов воздействия государства, способных кардинальным образом из­менять состояние спроса и предложения на рынке для реализа­ции целей экономической политики.

8. в чем состоят цель, средства и формы государственного регулирования?

четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели 2го порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями НТР, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита), удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из целей первого и второго порядка вытекают цели 3го порядка и т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или с опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для социально слабо защищенных слоев населения.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике.

формы:

Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов. Полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим большое значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические, заповедники, музеи, парки и т.д.

· Налоговое регулирование осуществляется путём установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.

· Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объём денежной массы. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

· Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные (кроме налоговых) платежи в бюджет.

· Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями.

· Социальное регулирование со стороны государстванаправлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоёв населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся группам населения, страхование здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий.

· Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице.

· Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды – меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий.

· Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма.

· Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических связей, обеспечение экономической безопасности.

 

9. Перечислите методы управления экономикой и дайте им краткую характеристику.

1. Прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо даже государственное регулирование цен.

2. Побочные эффекты рыночных процессов. Необходимы жёсткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.

3. Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п.

4. Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.

5. Реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.

Экономические методы государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

· налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;

· регулирование цен, их уровней и соотношений;

· платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

· таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

 

10. Какими на, Ваш взгляд, должны быть масштабы государственного регулирования экономики Российской Федерации?

 

4.2. Тестовые задания

 

1. Закономерность долговременного экономического развития состоит в том, что:

а) оно является равномерным;

б) оно является затухающим;

в) оно является циклическим;

г) оно является волнообразным.

 

2. Экономический рост - это:

а) увеличение номинального объема ВВП;

б) увеличение реального объема ВВП;

в) увеличение номинального объема ВВП на душу населения;

г) увеличение реального объема ВВП на душу населения;

д) все предыдущие ответы неверны.

 

3. Основным фактором экономического роста в развитых странах является:

а) увеличение численности работающих;

б) технологические изменения;

в) рост фондовооруженности труда;

г) рост квалификации рабочей силы;

д) денежно-кредитная и фискальная политика государства.

4. В модели «AD = AS» экономический рост может быть представлен как:

а) сдвиг вправо кривой AD;

б) сдвиг влево кривой AS;

в) сдвиг влево кривой AD;

г) сдвиг вправо кривой AS;

д) все предыдущие ответы неверны.

 

5. Если в двух странах объем ВВП был одинаков и равнялся 400 млрд. долларов, а годовой темп роста в первой стране составляет 3 %, а во второй стране 5 %, то через 3 года разрыв в величине ВВП между этими странами достигнет:

а) 24 млрд. долл.; б) 26 млрд. долл.; в) 50 млрд. долл.; г) 12 млрд. долл.

 

6. Какое понятие из перечисленных ниже не относится к фазам делового цикла?

а) инфляция; б) рецессия; в) стагфляция; г) спад; д) подъем.

 

7. Назовите, кто из перечисленных ниже экономистов внес свой вклад в исследование краткосрочных, среднесрочных, строительных и долгосрочных циклов. Ответ пометьте знаком «+» в таблице:

 

Циклы

  Краткосрочные 2 - 4 года Среднесрочные 8 - 12 лет Строительные 15 - 20 лет Долгосрочные 40 - 60 лет
К. Маркс   +    
Н. Кондратьев       +
Жуглар   +    
Й. Шумпетер + +   +
С. Кузнец     +  
Дж. Китчин +      

 

8. Какое из следующих утверждений о кривой AD является ошибочными:

а) кривая AD имеет отрицательный наклон;

б) кривая AD показывает обратную зависимость между общим уровнем цен в экономике и реальным объемом ВВП;

в) когда Центральный банк увеличивает предложение денег, изменения в экономике могут быть описаны движением вдоль кривой AD сверху вниз;

г) если ожидания потребителей изменяются, то эти изменения описываются сдвигом кривой AD.

9. В условиях полной занятости ресурсов и достижения потенциального объема ВВП рост совокупного спроса ведет к:

а) увеличению реального объема ВВП и общего уровня цен;

б) росту общего уровня цен при неизменном объеме реального ВВП;

в) росту номинального ВВП и общего уровня цен;

г) ничего из описанного в экономике не произойдет.

 

10.Какая из приведенных графиков описывает последствия снижения налога на прибыль предпринимателей?

                 а)                                           б)                                            в)

 

 

 

 

 

11. Связь между предельной склонностью к потреблению и сбережению выражается в том, что:

а) предельная склонность к сбережению всегда равна предельной склонности к потреблению;

б) предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению зависят главным образом от уровня цен;

в) их сумма равна 1;

г) их сумма равна располагаемому доходу;

д) все предыдущие ответы верны.

 

12. Назовите самую неустойчивую часть совокупного спроса:

а) потребительские расходы;

б) государственные закупки товаров и услуг;

в) инвестиции;

г) чистый экспорт;

д) все предыдущие ответы верны.

13. Согласно теории Д.М. Кейнса, государство должно:

а) стимулировать инвестиции и потребительский спрос;

б) поощрять сбережения;

в) стимулировать увеличение предложения;

г) обеспечивать рост занятости.;

д) все предыдущие ответы верны.

 

14. Если фактический объем производства Y1 превышает равновесный Y0, то это означает:

а) покупатели приобретают товаров больше, чем фирмы производят, и товарно-материальные запасы фирм уменьшаются;

б) фирмы производят меньше, чем покупатели готовы приобрести, и товарно-материальные запасы фирм уменьшаются;

в) покупатели приобретают товаров меньше, чем фирмы производят, и товарно- материальные запасы фирм возрастают;

г) ни одно из предыдущих утверждений не является верно.

15. Мультипликатор автономных расходов (инвестиций, потребительских расходов, государственных расходов) показывает:

а) во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов;

б) темп роста (сокращения) совокупных расходов под влиянием изменения автономных расходов;

в) колебания деловой активности, вызванное изменениями автономных расходов;

г) глубину рецессионного (инфляционного) разрыва в экономике.

16. Если величина потребительских расходов равна 8 000 ден. ед., а располагаемый доход составляет 10 000 ден. ед., то предельная склонность к потреблению (МРС) равна:

а) 0,2; б) 0,8; в) 8,0; г) 1,25;


д) имеющиеся данные не позволяют определить величину МРС.

17. Согласно теории Д.М. Кейнса, если совокупные сбережения в обществе превышают инвестиции, то в экономике наблюдается:

а) инфляционный разрыв;

б) рост уровня реальной процентной ставки;

в) рецессионный (дефляционный) разрыв;

г) уменьшение безработицы;

д) перепроизводство товаров и невозможно.

18. Источником личных доходов являются:

а) доходы от собственности;

б) доходы от сданного в аренду жилья;

в) трансфертные платежи;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: