Нравственные основы
Семейной жизни
примерная программа
для учащихся 10-11 классов
Издание 2-е, уточненное и дополненное
Оглавление
Пояснительная записка
Пособие-хрестоматия: описание
Учебно-тематический план курса
Содержание курса
Литература
Пояснительная записка
Семья представляет собою основной структурный элемент цивилизованного общества: так было с глубокой древности, и так останется впредь.
Актуальной проблемой российского общества является реализация демографической политики: стимуляция деторождения, обеспечение благополучного и здорового детства через позитивное воздействие на поведение людей, в первую очередь молодежи, на принятие правильных, разумных и плодотворных решений в сфере половых отношений, брака, деторождения и воспитания.
Социальная, гражданская, правовая, материально-финансовая, бытовая, психологическая, педагогическая, медико-гигиеническая, интимная и другие стороны семейной жизни весьма существенны и требуют, каждая в свою меру, раскрытия и прояснения для учащихся старших классов. Однако все они уступают по важности нравственной стороне, поскольку именно нравственные начала ведут к созданию семьи, удерживают ее от распада, служат источником супружеского и семейного счастья и отличают семью от внебрачной связи и коммерческого контракта.
В условиях, когда нравственность оказывается под постоянным давлением коммерческих и социальных факторов, разрушительно действующих на личность, семью, нацию и государство, воспитание и укрепление нравственных начал у молодого поколения приобретает первостепенную важность. В подписанной Президентом страны «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» безусловный приоритет отдан семье, развитию государственной семейной политики.
Как отметил П. Астахов, современная демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как можно больше внимания уделять подготовке учащихся к семейной жизни. И сами учащиеся старших классов должны стать активными участниками возрождения и укрепления института семьи, семейных ценностей и традиций.
Об этом же идет речь и в Программе воспитания и социализации обучающихся (ФГОС ООО), направленной на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации. Так, на ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся среди важнейших отмечена задача формирования семейной культуры.
По этой причине курс «Нравственных основ семейной жизни» для 10-х – 11-х классов средней школы необходим молодежи в качестве живого и действенного ориентира на рубеже зрелости и самостоятельности.
Цель данного курса: формирование и осознание нравственных принципов в основе половых отношений, брака, деторождения и воспитания детей, позитивного отношения к семейным ценностям.
Задачи данного курса:
· формирование трезвого и ясного взгляда на равноправие и различие полов, на сопряженные элементы человеческой природы, на нравственные и социальные реалии семейной жизни;
· укрепление понимания семьи как основы российского общества, как субстрата устойчивого и успешного развития личности;
· усвоение и осмысление компонентов полноценного и счастливого брака: любви, нравственной чистоты, взаимного эмоционального притяжения, взаимной верности и ответственности, самоотверженного служения друг другу;
· осознание и раскрытие значимости создания новой жизни, функции семьи в совершении этого подвига, нравственных и педагогических основ материнства и отцовства, гармоничных отношений между поколениями;
· формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи, настоящей и будущей.
Программа «Нравственные основы семейной жизни» направлена на развитие у обучающихся личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий в сферах отношений между лицами противоположного пола, подготовки к браку и бракосочетания, супружеских отношений и устройства семейной жизни, рождения и воспитания детей, избегания и разрешения социальных, внутрисемейных, и педагогических конфликтов.
Главными принципами построения программы являются аксиологический принцип, и принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Планируемые результаты программы данного курса за счет усвоения преподаваемых нравственных основ и сопутствующих сведений состоят в оздоровлении нравственного климата молодежной среды, распространении нравственно-безупречного и ответственного поведения, стимуляции брака, укреплении семьи, росте рождаемости и совершенствовании семейного воспитания, устранении предрассудков и заблуждений в указанных областях.
Программа рассчитана на 2 года (34 часа); она включает в себя четыре раздела, каждый из которых состоит из нескольких логически выстроенных тематических блоков. Педагогу предлагается разнообразные варианты занятий, объединенных общей темой. Учебно-тематическое планирование выстроено с учетом особенностей возрастного периода в каждый год обучения.
Программа сопровождается пособием-хрестоматией и контрольными (итоговыми) заданиями, составленными на базе художественных и публицистических произведений, живописных репродукций, исторических и религиозных памятников различных конфессий и эпох.
Состав и использование пособия-хрестоматии описаны ниже в особом разделе. Контрольные задания, которые также могут быть использованы для итоговой аттестации, представляют собою краткие стихотворные или прозаические отрывки, предваряемые открытыми вопросами по их содержанию в связи с изучаемой тематикой. Всего имеется 32 таких задания.
Широта охватываемой тематики, состав и количество материалов хрестоматии и заданий, вполне достаточны для преподавания курса даже при двух-трехкратном увеличении объема отведенных часов.
Представленные тематические блоки позволяют достичь поставленной цели обучения, предусматривая отличные от урока формы занятий: семинары, игры, просмотр и обсуждение графических и видео-материалов, урок-дискуссия, урок-размышление, урок-встреча, урок-конференция и другие.
Материалы хрестоматии и контрольных (итоговых) заданий позволяет учителю поддерживать обратную связь с учащимися как в аудитории, так и путем самостоятельной домашней работы.
Эмоционально-личностному восприятию курса способствует использование произведений литературы (прозы, поэзии, мемуарных и публицистических произведений и т.п.), музыки (классической и современной), изобразительного искусства, фильмов и др., как из прилагаемого пособия-хрестоматии, так и дополнительных, по самостоятельному выбору педагога.
В проведении занятий могут участвовать приглашенные учителя-предметники, ученые, духовенство, журналисты, сотрудники правоохранительных органов, врачи, выпускники школы и др.
Важное место в программе курса уделено проектной и творческой деятельности учащихся (исследовательские проекты, эссе), а также ситуационно-ролевым играм.
Занятия могут проводиться один раз в две недели или укрупненными блоками, например, по темам. Возможно проведение занятий вне школы: в музеях, библиотеке и т.д. Некоторые темы могут предусматривать раздельную аудитории; в таком случае необходимо, чтобы занятие с юношами проводил мужчина, а с девушками – женщина.
В конце курса «Нравственные основы семьи и брака» предполагается итоговая аттестация, которая может проводиться в различных формах (реферат, зачет, конференция, защита проекта и т.д.).
К данному документу прилагаются следующие материалы, размещенные в папках «для педагога» и «для педагога и учащихся»:
· пособие-хрестоматия с материалами к ней;
· контрольные (итоговые) задания;
· методическое руководство по ситуационно-ролевым играм, рекомендованным к проведению в аудитории;
· дополнения к данной пояснительной записке (методические и учебно-вспомогательные материалы).
Знаком * в содержании курса обозначены разделы и вопросы, предоставляемые выбору педагога.
Пособие-хрестоматия: описание
Пособие-хрестоматия по курсу «Нравственных основ семейной жизни» представляет собою электронный документ, содержащий ссылки на учебные материалы различного рода и формата в следующем составе:
· художественные произведения в прозе и отрывки из них – 13
· другие произведения в прозе (публицистика, эссе и пр.) – 15
· стихотворения и поэмы – 6
· репродукции картин – 34
· видео-сюжеты – 5
· всего 73 наименования.
Отрывки, авторство которых не указано, принадлежат разработчикам данной программы. Некоторые произведения по необходимости поданы в сокращении или в отрывках, дабы позволить аудиторную работу с ними при ограниченном объеме часов; полезно, однако, поощрять интерес учащихся к чтению их полностью.
Пособие организовано строго по программе курса. Каждая тема открывается отрывком из программы с кратким изложением содержания и предметов для обсуждения; затем следуют задания по данной теме. Всего в пособии 63 задания (5 или 6 на каждую из 11 тем программы).
Каждое задание начинается с одной или двух ссылок на материалы хрестоматии. При активации ссылки на экране компьютера отрывается окно с текстом, репродукцией или видео-экраном, причем одновременно может быть открыто любое число таких окон. Вслед за этим перечисляются вопросы к данному материалу (материалам).
Все вопросы носят дискуссионный, проблемный характер; ответы на них как правило не могут сводиться к однозначным формулировкам; напоминание об этом («обдумайте», «обсудите») особо присутствует в наиболее широких вопросах. Некоторые из вопросов требуют выявления тех или иных сходных или контрастных особенностей в предлагаемых материалах, о чём в них и сказано («сравните», «сопоставьте»).
Общее число вопросов в пособии (250) достаточно для преподавания курса, однако педагог имеет полную возможность сформулировать и обсудить с учащимися любые другие вопросы по предложенным материалам.
Если учащиеся не имеют доступа к пособию, то педагогу следует прочесть в аудитории выбранный текстовый материал и/или показать на проекционном экране репродукцию картины или видео-сюжет, после чего задавать учащимся вопросы к ним, содействуя возникающему обсуждению и направляя его в сторону освоения и закрепления нравственных ценностей. Видео-сюжеты, продолжительность которых не превышает нескольких минут, можно просматривать несколько раз для лучшего первоначального восприятия или по ходу дискуссии.
Желательно, однако, чтобы каждый учащийся получил в свое распоряжение копию пособия (в составе папки «Для учащихся») на своем домашнем или портативном компьютере. В таком случае педагог имеет широкий выбор возможностей для работы с пособием, например:
· предложить всем учащимся подготовить ответы на избранные вопросы (или все вопросы) к данному заданию;
· предложить каждый вопрос задания одному из учащихся (по их желанию и способностям), с тем, чтобы остальная аудитория оппонировала подготовленным ими ответам-докладам;
· предложить некоторые вопросы двоим учащимся с противоположными или несовпадающими мнениями (высказанными заранее), с тем, чтобы остальная аудитория выслушала и обсудила представленные ими ответы-доклады;
· и т. п.
Задача педагога – стимулировать самостоятельное мышление учащихся, способность к конструктивному обсуждению важных предметов, направляя их при этом к развитию нравственного чувства, к позитивному восприятию здорового образа жизни и мысли.
Учебно-тематический план курса
Название раздела, темы | Кол-во часов | Метапредметные результаты |
10 класс | – формирование понятий о равноправии и различии полов – физическом, душевном, социальном, – об их взаимодополняющей функции; – формирование ясного понятия о единстве половой и супружеской жизни человека, о нравственных принципах в основании половых отношений и губительности пренебрежения ими; – формирование представления о двух жизненных путях человека – семейном и безбрачном; – формирование представлений о значении семьи для успешного развития личности; – усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любви, верности, ответственности, служении друг другу, заботе о духовной и эмоциональной близости, внимании к своим недостаткам и искоренении их. | |
Раздел I. Мужчина, женщина, брак Тема 1. Природа пола: различие и сочетание Тема 2. В единстве души и тела | 3 3 | |
Раздел II. Найти, создать, укрепить Тема 3. По дороге к браку Тема 4. На всю жизнь Тема 5. Друг для друга | 4 3 3 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 17 | |
11 класс | – формирование ясного понятия о начале жизни человека через зачатие, о жертвенном подвиге материнства и отцовства; – формирование представлений об принципах и средствах воспитания детей и отношений между поколениями в семье; – формирование психологического климата в семье, опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи; – усвоение правовых, духовных и основ семейной жизни, принципа постоянства брака; – знание духовных и культурно-исторических традиций, связанных с браком и семейной жизнью: – укрепление отношения к семье как основе российского общества. | |
Раздел III. Родительский подвиг любви Тема 6. Дар творения Тема 7. Молодые родители Тема 8. Связь поколений | 2 3 3 | |
Раздел IV. Семья, общество, нация Тема 9. Бракосочетание: закон, вера, традиция Тема 10. Семейный очаг Тема 11. Семья и государство | 3 3 2 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 17 |
Содержание курса
10 класс
Раздел I. Мужчина, женщина, брак
Тема 1. Природа пола: различие и сочетание
Пол в животном мире и в человеческом обществе. Мужчина и женщина в разных жизненных сферах. Равноправие полов перед Богом и перед законом. Различие между мужской и женской природой, между мужчиной и женщиной ─ физическое, душевное, социальное. Взаимодополнение мужской и женской природы.
* Мужественность и женственность
Предметы для обсуждения: Исчезают ли мужчины? // Исчезают ли женщины? // «Мужские» виды спорта – для женщин? «За» и «против».
Предметы для проектной деятельности: «Мужские» и «женские» профессии // Женщины в Вооруженных Силах различных государств.
Ситуационно-ролевая игра: «Внимание! На капитанском мостике – женщина!»
Эссе: «Кодекс настоящего мужчины» (для девушек). «Кодекс настоящей женщины» (для юношей).
Тема 2. В единстве души и тела
Брак – добровольное и пожизненное соединение мужчины и женщины, новое живое существо, возникшее из двух, ранее независимых личностей. Свободный выбор между браком и безбрачием. Нравственные принципы брака: нерушимость, верность, ответственность, взаимное служение. Интимная близость – телесный, эмоциональный, психологический фундамент брачного единения.
* Близость в браке и вне брака
Предметы для обсуждения: Человек или животное, семья или хлев? // Утрата человеческого достоинства во внебрачной половой связи // Если украсть из брака интимную близость…?
Предметы для проектной деятельности: Брачный стандарт в Книге Бытия // Исторические пути распада и возрождения брака // Последствия внебрачных связей.
Эссе: Существует ли «современная» нравственность? // Мешает ли нравственность моей свободе?