Производственная часть

РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

 

РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Дата подачи заявки 20.09.2009г.
Информация о проекте:  
Название проекта Предприятие по выращиванию сельхозкультур на открытом грунте
Цель проекта Организация по выращиванию сельхозкультур
Отрасль проекта Сельское хозяйство
Суть проекта Удовлетворение потребностей населения в плодоовощной продукции
Объемы производства продукции / услуг Выращивание сельхоз культур на площадях 12 га. (помидор, огурцов, арбузов.
Место реализации проекта г. Шардара, ЮКО
Стадия проекта Начальная
Начало работ Декабрь 2011 г.
Сроки исполнения проекта 6 месяцев
Организационная форма реализации проекта ТОО
Экономические показатели:  
Общая стоимость проекта 8 711 000 тенге
Инвестиции в проект 8 711 000 тенге
Собственные инвестиции  
Инвесторы ТОО РИЦ Максимум
Срок окупаемости 2 года
Чистая приведенная стоимость (NPV) 9 000 263,05
Количество создаваемых рабочих мест 15 сезонных рабочих
Социальный аспект Создание новых рабочих мест
Информация об инициаторе проекта:  
Полное наименование компании ТОО «777»
Форма собственности Частная
Ф.И.О. первого руководителя М. Усссссс
Ф.И.О. лица, ответственного за проект М. Усссссс
Основные виды деятельности компании Выращивание сельхозкультур
Год образования компании 29 сентяюря 2009 г., регистрационный № 0054791 серия 05915
Юридический адрес ЮКО, Шардаринский, город Шардара, улица Турысбекова, дом

ОПИСАНИЕ ИНИЦИАТОРА И ПРОЕКТА

 

Данный Конфиденциальный Информационный Бизнес план содержит сведения о намерении ТОО «777»в г. Шардара ЮКО создания предприятия по выращиванию овощной продукции. ТОО «777»предполагает взять займ на пополнение оборотного капитала сумму в размере 8 711 000 тенге сроком на 2 года.

Основная цель бизнес-плана.

Организация производства по выращиванию овощной продукции, удовлетворение населения, проживающего на данной территории в овощной продукции, создание новых рабочих мест.

Первичные условия для осуществления бизнес-плана.

Для беспрерывного осуществления выращивания овощной продукции в районе, имеется самостоятельная рабочая сила, сельскохозяйственная техника и соответствующий предпринимательский опыт руководства предприятия.

Основные работы, надлежащие выполнению.

Период создания выращивания сельхозкульткр можно разделить на два основных этапа:

период подготовки к производству;

период посадки сельхозкультур.

В период подготовки планируется получение займа на пополнение оборотных средств.

Основные финансовые и натуральные показатели деятельности ТОО «777» тенге

 

Основные показатели деятельности 2012 2013 2014
Объем продаж 22 400 000 22 400 000 22 400 000
Чистая прибыль 3 525 687 3 540 288 3 604 532
Выплаты по займу 5 249 864 5 310 841 9 934 640
Выплаты по вознаграждению 411 595 335 374  

 

Показатели эффективности проекта

 

Ставка дисконта % 7 %
NPV тенге 9 000 263,05
IRR % 76 %
Срок окупаемости лет 2

 

Проведенный анализ регионального рынка овощной продукции, позволяет с высокой степенью уверенности говорить об оптимальной посадке сельхозкультур вне зависимости от сезонных, климатических, ценовых и конкурентных колебаний рынка предлагаемой продукции.

Все данные, оценки, планы, предложения и выводы, приведенные по данному проекту, касающиеся его потенциальной прибыльности, объемов реализации, расходов, нормы прибыли и будущего ее уровня, основываются на согласованных мнениях всего коллектива участников разработавших проект.

Информация, на которой основывается Бизнес план, исходит из источников, которые мы считаем надежными, адекватными, но аудиторская или иная специальная проверка всех данных не проводилась.

Ключи к успеху

Для достижения успеха ТОО «777»будет стремиться к следующему.

Занять лидирующее место на региональном уровне.

Разнообразить ассортимент и улучшить качество продукции.

Расширить свой бизнес по всей республике.

Реализация данного проекта позволит:

обеспечить Казахстану продовольственную безопасность в части снабжения населения страны экологически чистой продукцией;

предотвратить инфляционные процессы и замедлить рост цен на овощную продукцию;

развить торговую инфраструктуру по насыщению внутреннего рынка овощной продукцией;

улучшить социальную сферу в данном регионе и создать новые рабочие места;

увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней.

 

МАРКЕТИНГОВАЯ ЧАСТЬ

 

Потенциал развития Шардаринского района

На основе полученных данных Департамента сельского хозяйства ЮКО и сельхозотдела Шардаринского района только под посев хлопка задействованы более 30,6 тыс. га поливных земель, на зерновые культуры 1624,8 га, на овощные и бахчевые культуры 3817,9 га, многолетние травы 8229,3 га. Это говорит о том, что для механизированного возделывания таких площадей требует огромного количества сельхозтехники.

Используемые посевные площади по сельским округам Шардаринского района

 

Наименование сельские округы Ед. изм. Многолет-ние травы Хлопчатник Бахча Зерновые культуры Кукуруза
1 Коксу га. 644,2 5451,7 318,9 236,2 50
2 Шардара га. 30 946,5 302 119 69
3 Сюткент га. 251 984,9 230 56,4 7,4
4 Жаушыкум га. 3 128 612 - -
5 Коссейит га. 1816,1 2912,6 60 289 199
6 Узыната га. 635 3570,5 92 305,2 20,4
7 Казакстан га. 2282 8007,4 270 238 30
8 Кызылкум га. 987 2704,8 132 231 115
9 Достык га. 886 2109 567 50 50
10 Акшенгелди га. 695 3793,7 1234 100 50
  Всего   8229,3 30609,1 3817,9 1624,8 590,8

 

Данные Шардаринского района по видам культур и урожайности на 2010 год

 

Р/с Культуры Посевная площадь, га Урожайность ц/га Всего объем, тонн
         
         
  В том числе; озимая пшеница 1462 24,9 3640,4
  Кукуруза на зерно 590,8 30,4 1796,0
   рис 229 45,5 1042,0
2 Всего технических культур 30771    
  В том числе; хлопчатник 30609 29,0 88766,1
  подсолнечник 162 19,1 309,4
3 Всего; овощи,бахчи, картофель 4398    
  В том числе; овощи 501 111 556,1
   Бахчи 3818 224,5 85714,1
   Картофель 79 150 1185,0
4 Всего кормовых 8939,3    
  В том числе многолетние травы 8229,3 66,9 55054,0
   Кукуруза на силос 710 219,4 15577,4
  Всего посевных площадей 46390,1    

 

Данные Шардаринского района по видам культур на 2010 год

 

Р/с Культуры Посевная площадь, га
     
     
1 Всего зерновых 1768,1
  В том числе; озимая пшеница 525,7
  Кукуруза на зерно 834,7
2 Всего технических культур 31105,5
  В том числе; хлопчатник 30963,5
  подсолнечник 142
3 Всего; овощи,бахчи, картофель 4398
  В том числе; овощи 330,9
   Бахчи 3551
   Картофель 44
4 Всего кормовых 7801,8
  В том числе многолетние травы 7261,8
   Однолетние травы 540,0
  Всего посевных площадей 45073,4

 

Наличие сельскохозяйственной техники в Шардаринском районе на 01. 09 2010 г.

 

  Наименование техники Количество техники Исправные Неисправные
1 Тракторы К-700, К-701 24 22 2
2 Трактор Т-150 К 34 30 4
3 Трактор МТЗ-80,82 744 603 141
4 ЮМЗ-6 л 35 30 5
5 Т-40 А 68 47 21
6 Т-4, Т-4 А 11 9 2
7 ДТ-75 110 90 20
8 Комбайн Енисей-1200 14 13 1
9 Комбайн Нива 7 6 1
10 Хлопкоуборочный комбайн «Джон Дир» 2 2 -
11 Хлопкоуборочный комбайн (Узбекистан) 9 8 1
12 Комбайн сеноуборочная 15 14 1
13 Прицепы трактора 1350 1167 183
14 Плуг 222 192 30
15 Культиватор 183 179 4
16 Сеялка 124 107 22
17 Опрыскиватель 14 13 1
18 Жатка 35 34 1
19 Прессподборщик 23 22 1

 

Характеристика отрасли

Уровень развития сельского хозяйства является определяющим фактором экономической и общественно-политической стабильности общества. По объективным условиям функционирования сельское хозяйство является мало приспособленным к требованиям эффективного ведения производства в условиях рыночного хозяйства.

Это объясняется его постоянной зависимостью от природно-экономических условий, которыми невозможно управлять как неорганической средой при развитии других отраслей производства.

Темпы производства валовой продукции в сельском хозяйстве Южного Казахстана в последние годы стабилизировались. За последние 4 лет показатель валовой продукции растениеводства в ЮКО увеличился более чем в 16% (смотрите табл).

Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, в действующих ценах, млн. тенге

 

Рис. 1

 

Источник: Управление статистики по ЮКО

Интенсификация процессов развития сельскохозяйственной отрасли характеризуется также ростом валового сбора основных сельскохозяйственных культур.

Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур(тонн)

 

Наименование культур

2007

2008

2009

2010

  ЮКО Шардара ЮКО Шардара ЮКО Шардара ЮКО Шардара
Картофель 148 890 417 122 651 485 150 781 832 154 608 549
Овощи в открытых грунтах 480 050 8 009 476 807 8 801 494 032 9 391 535 114 4 955
Бахчевые 294 501 61 367 327 919 76 024 276 920 85 698 455 084 71 332
Плоды и ягоды 62 075 124 59 593 192 48 422 87 52 506 144

 

Источник: Управление статистики по ЮКО

Как видно из данной таблицы в Южно-Казахстанской области наблюдается постоянное увеличение валового сбора.

Несмотря на увеличение объемов производства и стабилизацию темпов развития сельского хозяйства доля сельского хозяйства в структуре ВРП, на фоне темпов экономического роста в добывающих отраслях и промышленности, сократилась до уровня 6,6 %. Если в 1995г. доля сельского хозяйства в ВРП страны составляла 29%, то в 2009г. - всего 6,6%.

Доля сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями в ВРП в 2010 г, в % по Южно-Казахстанской области

 

Рис. 2

 

Источник: Управление статистики по ЮКО

Причин снижения несколько: неразвитая материально-техническая база; необеспеченность рабочими местами; слабая защита земель; слабая водообеспеченность и недостаточно развитая система орошения; дефицит горюче-смазочных материалов, запасных частей и невозможность их приобретения вследствие тяжелого финансового положения сельскохозяйственных предприятий не позволяют своевременно и качественно производить все сельскохозяйственные работы. Большой проблемой для современного сельского хозяйства является отсутствие новых пригодных для сельского хозяйства земель и снижение плодородия почвы.

Земли, используемые землепользователями (гектаров)

 

Год ЮКО Шардара
2007 758 282 58 061
2008 717 868 60 641
2009 671 980 63 195
2010 648 635 58 670

 

Источник: Управление статистики по ЮКО

Как видно из данных таблицы до 2010 г. в Шардаринском районе так и в Южно-Казахстанской области увеличения посевных площадей непроисходило. В 2010 г. посевные площади по сравнению с 2009 г уменьшилась на 4,3%.

Основная доля посевных площадей в Шардаринском районе отводится под хлопчатник, а именно более 70%. Более наглядно это видно в таблице

Посевные площади, отведенные под основные сельскохозяйственные культуры по Шардаринскому району (гектаров)

 

Наименование культур

Период

  2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Зерновые и зернобобовые 2 607 2 828 1 658 1 768
Хлопчатник 33 016 30 509 36 349 30 964
Картофель 46 44 79 44
Овощи в открытых грунтах 552 633 521 331
Бахчевые 3 546 3 863 3 843 3 881
Плодово-ягодные насаждения 101 83 85 93

Посевные площади основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств по ЮКО гектаров

 

  1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Вся посевная площадь 908 748 694 869 646 948 679 638 692 001 707 585 714 842 731 472 740 045 762 808 758 282 717 868 671 980 648 635
Зерновые и зернобобовые культуры 355 320 219 788 222 139 223 947 200 711 205 851 209 794 236 581 231 792 226 463 241 707 259 257 205 508 175 879
в том числе:                            
пшеница (озимая и яровая) 234 206 159 141 176 583 184 008 165 458 162 225 171 876 186 198 182 184 184 405 194 484 210 129 170 416 143 949
ячмень (озимая и яровая) 87 134 33 980 21 730 20 201 14 836 17 406 17 937 18 358 20 841 20 420 20 596 27 235 16 919 12 271
кукуруза на зерно 19 226 14 718 13 182 13 427 16 601 20 549 15 484 24 673 22 719 17 674 21 564 17 216 14 348 17 603
рис 13 646 10 496 8 008 2 850 2 359 3 636 1 173 3 625 2 053 1 806 2 290 2 495 1 515  8
зернобобовые культуры 562 687 771 2 388  867 1 602 2 471 3 145 3 334 1 655 2 145 1 561 2 057 1 673
Технические культуры 161 651 142 422 136 975 173 249 218 771 249 931 251 352 223 463 273 795 306 550 279 681 256 773 261 722 241 649
в том числе:                            
хлопчатник 109 692 106 011 103 637 117 982 141 266 151 833 184 550 170 461 199 443 223 071 204 003 200 078 206 087 178 665
 подсолнечник на зерно 2 561 1 156 2 796 5 975 9 061 9 074 9 590 12 567 11 785 10 649 10 336 8 968 5 909 6 731
Картофель, овощебахчевые культуры, всего 30 210 31 937 31 624 45 689 47 541 46 938 48 487 55 729 51 799 51 298  52 250 50 445  48 529 66 137
 в том числе:                            
картофель 5 082 6 502 6 533 7 825 8 630 8 649 9 168 9 318 10 429 10 159 9 621 8 029 9 583 9 801
овощи 14 701 14 131 14 361 17 390 20 635 22 774 22 187 24 555 24 324 24 178 24 416 23 448 23 408 26 999
бахчевые культуры 9 727 10 876 10 181 20 166 18 165 15 166 16 935 21 637 16 850 16 882 18 179 18 941 15 514 29 294
Кормовые культуры 361 567 300 722 256 210 236 753 224 978 204 865 205 210 215 699 182 659 178 497 184 644 151 393 156 221 164 969
Плодово-ягодные насаждения, всего 26 167 25 120 22 296  13 520 15 589 15 758 16 089 15 705 14 901 14 583 14 425 12 889 12 806 13 257
Виноград, всего 10 594 8 968 6 442 5 071 5 350 5 718 5 368 5 843 4 595 4 059 4 230 4 410 5 183 6 308
Площадь чистых паров (включая черные) 91 511 104 864 24 582 51 467 30 175 31 525 43 151 58 586 52 009 52 867 43 754 48 975 52 177 37 196
                             

 

Ситуация на рынке плодоовощной продукции

В Казахстане имеются огромные земельные ресурсы, соответствующие природно-климатические условия, давние традиции возделывания разнообразных овощных и плодово-ягодных культур, но страна до сих пор не может обеспечить себя плодоовощной продукцией в полном объеме.

По данным Минсельхоза РК, анализ рынка плодоовощной продукции Казахстана показывает, что объемы производства за последние четыре года стабильны. За счет роста урожайности отмечается динамика повышения валового сбора практически по всем видам плодоовощной продукции.

В 2008 году по сравнению с 2000 годом производство плодов и ягод сократилось на 20%, а винограда на 30%. В республике наблюдается опережающий рост потребительского спроса на плодоовощную продукцию по отношению к отечественному производству.

За период 2000 - 2008 годы среднегодовой темп прироста производства составил 4,35%, тогда как спроса - 8,7%. В 2009 году рост производства замедлился до 3,4%.

Образовавшуюся нишу восполняет импорт. Его объемы динамично растут (25,7% в год). Повышается доля импорта в потреблении, достигая критической величины - 34,2 %.

Наиболее высокие цены на овощи наблюдаются в зимний период, когда внутреннего объема производства недостаточно для удовлетворения потребностей населения и увеличиваются объемы ввоза импортной продукции, в частности из Узбекистана и Кыргызстана. В свою очередь, цены на казахстанском рынке напрямую зависят от цен на рынках Кыргызстана и Узбекистана.

По данным АО «Казагромаркетинг» изучение ценообразования на завозимую плодоовощную продукцию (на примере поставки из Узбекистана в г. Астана) показывает, что доминирующую долю (это порядка 81%) в цепочке добавленной стоимости занимают маржи, установленные оптовыми (54%) и конечными розничными (27%) продавцами.

Таким образом, сегодня в Казахстане имеется ряд проблем, препятствующих развитию рынка плодоовощной продукции. Основными являются: недостаточная информированность субъектов овощного рынка о производстве, поставках и прогнозных объемах потребности различной плодоовощной.

Характеристика потребителей продукции и емкость рынка

Основных непосредственных потребителей плодоовощной продукции можно представить следующим образом:

По географическому признаку: - Рынок овощной продукции страны с населением почти 15,8 млн.человек. Основными потребителями в данном направлении будут низко- и среднеоплачиваемые слои населения Казахстана (75-80% платежеспособных потребителей), что обеспечивается доступностью цены продукта, которая будет минимум на 5-10% ниже цены конкурентов.

По уровню дохода: Представление товара будет направлено на оптовых покупателей для дальнейшей реализации продукции. Планом маркетинга предусматривается предоставление 10-15% скидок для крупно- и мелкооптовых покупателей.

План сбыта (продвижение продукции)

Политика сбыта заключается в стимулировании покупательского спроса путем предложения высококачественной продукции по обоюдовыгодным ценам.

Ценовая политика основывается на учете затрат производимой продукции, изучении цен на рынках, т.е. поддерживается настолько максимальная цена, насколько она позволяет продукту оперативно и успешно реализовываться.

Ценовой уровень будет конкурентоспособным ввиду рациональной организации производства, наличия местных поставщиков сырья, отсутствия излишнего административного персонала, что гарантирует минимизацию затрат.

При развитии предприятия и сокращения издержек на рекламу и стимулирования сбыта цена будет уменьшаться, что даст возможность продукции стать более доступной, расширить рынок сбыта, увеличить объем ее сбыта и повысить конкурентоспособность.

ТОО «777» будет выступать на 2-х типах клиентурных рынков:

а) рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие продукцию для последующей перепродажи их с прибылью для себя. Они могут взаимодействовать с компанией, как на основе разовых поставок, так и на долгосрочной основе.

б) рынок производителей - организации, приобретающие продукцию для использования их в процессе производства. В данную категорию входят общепитовские предприятия, и сотрудничающие с компанией на долгосрочной основе.

В целях завоевания популярности и известности предлагаемой консервированной продукции, увеличения доли рынка на территории ЮКО, проектом предполагается стимулирование продаж путем применения гибкой системы скидок постоянным клиентам

Характеристика конкурентов

Основные конкуренты в производстве плодоовощной продукции в Южном регионе это мелкие сельхозтоваропроизводители. Большинство из них не имеет сеьхохтехнику и нанимают сельхозтехнику для проведения механизированных работ на платной основе, что делает их деятельность экономически менее эффективной. Используемый уровень технологий и финансовое положение большинства сельхозтоваропроизводителей оставляет желать лучшего.

Маркетинговые мероприятия

ТОО «777» планирует уделять значительное внимание рекламе по данному проекту. Так, ежегодные расходы на рекламу составят 0,3% от продаж.

Для продвижения всех видов продукции и услуг данного проекта на рынке предполагается использование рекламы:

реклама продукции.

Реклама продукции должна быть, в первую очередь, направлена на определение ее преимуществ, т.е. перед рекламой стоит задача привлечения внимания к преимуществам именно данного вида продукции в отношении цены, технологических и экологических свойств.

Таким образом, для создания имиджа и популяризации нашей продукции могут быть использованы следующие каналы информации:

периодические издания;

радио и телевидение.

По оценкам экспертов, средства, необходимые для продвижения новой продукции на соответствующем рынке, достигают 2-5% от объема продаж и уменьшаются по мере приобретения компанией и ее продукции известности среди потенциальных потребителей.

Предлагаемая продукция и ценовая стратегия.

ТОО «777» по настоящему проекту планирует выращивание, сбор овощной продукции. Продукция ТОО «777» планируемая к реализации - помидор, огурец, арбузы. ТОО «777» планирует выращивать на открытом грунте.

 

Производство готовой продукции за сезон (тонн)
Помидор 400
Огурец 240
Арбузы 140
Всего готовая продукция 780

 

Под ценовой политикой понимаются общие цели, которые предприятие собирается достичь с помощью установления цен на свои услуги, что расценивается как один из наиболее существенных элементов маркетингового комплекса. Уровень цен должен быть минимально достаточным, чтобы обеспечить предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность всего комплекса услуг, достижение краткосрочных и долгосрочных целей, основной из которых является овладение основной долей рынка плодоовощной продукцией.

Таким образом, предлагается активная ценовая политика, заключающаяся в стратегии ценового прорыва, т.е. применения уровня цен несколько ниже уровня цен конкурентов и получения большей массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка. При этом цена не обязательно должна быть низкой по абсолютной величине, - она должна быть относительно высокого качества выращенной продукции.

Готовые продукты будут размещены в 50 килограммовые стандартные мешки. Закупочная цена одной мешочной тары составляет 15 тенге. Помимо того, что производимая овощная продукция будет отличаться высоким качеством, также не будет надобности держать их на складах длительное время, так как, она является продуктом ежедневного потребления.

Себестоимость выращивания плодоовощной продукции в ЮКО достаточно низкая, но большую долю в цене занимают транспортные расходы. В сезон, с мая по август, цена привозных овощей и фруктов открытого грунта с Юга Казахстана ниже в сравнении с тепличными овощами за счет низкой себестоимости. Более высокие цены местные производители могут устанавливать, и за счет того, что есть повышенный спрос на местные овощи и фрукты, которые потребители считают более экологически чистыми и свежими, чем привозные.

Овощи особенно быстро дорожают, начиная с конца сентября. В основном за счет того, что заканчиваются поставки с юга Казахстана.

Средние цены на рынках несколько ниже, чем в овощных киосках. В крупных сетевых магазинах наблюдается наиболее высокие цены. Не смотря на то, что сетевые магазины обладают серьезными рычагами давления на производителей, цены на рассматриваемые виды овощей существенно выше, чем в других каналах продаж. Это объясняется тем, что крупная розница предпочитает работать на постоянной основе с импортерами, и в магазинах чаще представлена именно импортные, более дорогие овощи.

Цены на тепличный овощ в последнюю декаду сентября существенно возрастают. Данное обстоятельство объясняется замедлением созревания овощей и, как следствие, сокращением выборки в хозяйствах ввиду ухудшения погодных условий. Также немаловажным фактором, способствующим росту цен на тепличную продукцию, является раннее завершение сезона реализации грунтового овоща в текущем сезоне. Большинство участников рынка сообщают о нехватке предложений качественного овоща, несмотря на поступление на рынок импортной продукции.


Сезонные колебания цен.

На овощи, которые растут в Казахстане, цена в зависимости от сезона меняется довольно существенно - раза в полтора. Но на те продукты, которые в Казахстане не производятся колебаний цен практически не заметно (например, на томаты Черри).

В сезон выращивание плодоовощной продукции в открытом грунте происходит падение цен примерно на треть.

Цены производителей на реализуемые овощи в январе-мае росли, а в июне начинают снижаться. Рыночные цены на основные овощные культуры растут на 9-12% ежегодно.

Ниже приведены цены которые, соответствуют ценам, сложившимся в целом по району за последние три года. В процессе реализации проекта данные объемы продаж будут постоянно корректироваться, учитывая спрос на предлагаемую продукцию, предварительные заказы клиентов-покупателей, а также реально существующие объемы сбыта.

 

Наименование выпускаемой продукции единица измерения объем при полной мощности внутренняя цена за единицу (тенге)
Помидор тонн 400 35 000
Огурец тонн 240 45 000
Арбузы тонн 140 20 000

 

Исследование рынка плодоовощной продукции

В настоящее время, чтобы быть независимым от овощей Правительством Казахстана уделяется большое внимание на развитие аграрного сектора южных регионов Республики.

Сельское хозяйство страны остро нуждается в новых технологиях, и радует, что число людей, которые это понимают, растет. Сегодня в Казахстане предприниматели хотят вкладывать деньги в производство. Однако фермерские хозяйства регионов Казахстана в основном не спешат вкладывать деньги в аграрный сектор. Однако специалисты считают это явление временное и что ситуация обязательно изменится, что в Республике скором будущем начнется сельскохозяйственный бум, и скоро мы увидим его плоды на примере разрабатываемого проекта в Южно-казахстанской области.

Казахстан в течение четырех лет рассчитывает повысить за счет внедрения комплекса мер урожайность овощей. Перед Минсельхозом РК ставится задача в ближайшие 4-5 лет перевести на современные влагосберегающие технологии и создать условия для широкой химизации земледелия.

По данным Института питания Российской академии медицинских наук (РАМН), чтобы получить необходимое количество витаминов, каждый человек должен съедать в год по 100 кг овощей и фруктов. И, по данным того же института, даже жители сравнительно благополучной в финансовом плане недополучают почти половину витаминов, съедая лишь по 80 кг овощей в год. Для сравнения: средний американец за этот период потребляет 194 кг овощей.

Рынок свежих овощей достаточно насыщен: свежие овощи продаются практически во всех типах розничных торговых точек, а также на рынках - оптовых и розничных. На рынке присутствует продукция местных производителей, овощи из южных регионов Казахстана, продукция стран - бывших союзных республик, а также продукция зарубежных стран. В течение последних нескольких лет ассортимент овощей на рынке расширяется, появляются экзотические сорта.

По причине роста благосостояния населения и стремления к здоровому образу жизни, потребление овощей в будет расти и в дальнейшем.

Производство и потребление овощей в целом растет из года в год. Средний темп прироста производства составляет 5-6 % в год, при росте спроса потребления в среднем на 10% в год.

Большинство казахстанского населения в зимне-весенние месяцы потребляет овощи, заложенные на хранение и переработанные осенью. Но в начале второго квартала - запасы плодоовощной продукции у населения начинают заканчиваться, происходит сезонное увеличение спроса, но предложение ограничено и цены растут

Овощная продукция является сезонным товаром, поэтому в сезон, когда созревают местные овощи и фрукты, закупки импортной продукции резко сокращаются (приблизительно с июня до сентября), доля отечественной продукции на рынке может составлять 60-70%, в осенне-зимний период доля импорта составляет до 80%.

Спрос на овощи зависит в большей мере от роста дохода населения. На потребление влияет широкое предложение овощей, доступность по цене, стремление населения к заботе о собственном здоровье, к свежим, насыщенным витаминами продуктам питания.

Все эти факторы будут действовать в ближайшие 5-7 лет как основные стимуляторы роста потребления.

Проектом предполагается, что готовой продукции (овощи) будет реализовываться на внутреннем. На сегодняшний день с оптовыми фирмами имеются устные договоренности на приобретение овощей.

Описание продукции

Арбуз

Традиционно арбуз считают скорее лакомством, чем продуктом питания. А о том, что он является еще и лечебным средством, многие вообще не подозревают.

Мякоть арбуза содержит хорошо усвояемые естественные сахара, большую часть которых составляют фруктоза и глюкоза, меньшую - сахароза. Также в арбузе содержатся витамины B1, B2, С, РР, фолиевая кислота, каротин, пектиновые полисахариды, клетчатка и микроэлементы: калий, магний, железо, натрий, кальций, фосфор и др. Такой богатый ассортимент питательных веществ благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, железы внутренней секреции, способствует повышению активности полезной кишечной микрофлоры. В России издавна широко применяли в народной медицине как мочегонное при отеках почечного и сердечно-сосудистого происхождения. В настоящее время арбузы показаны при таких урологических заболеваниях, как цистит, нефрит, пиелонефрит. Очень важно, что клетчатка арбузов содержит калий, который при приеме других мочегонных лекарств вымывается из организма.

 



ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Технология возделывания арбуза

Арбуз - светолюбивое растение короткого дня. Для лучшего освещения необходимым условием является равномерное размещение растений по площади, а также своевременное уничтожение сорняков в посевах. Чувствительность арбуза к свету проявляется с первых фаз развития растений. Достаточная освещенность особенно необходима в период цветения и созревания плодов. Отсутствие соответствующих условий сдерживает распускание цветков, что отрицательно сказывается на урожайности. Высокая сахаристость мякоти плодов достигается при достаточном количестве тепла и солнечного света. Благодаря очень развитой корневой системе и высокой всасывающей силе корней арбуз является засухоустойчивой культурой. Повышенное содержание влаги в почве необходимо во время набухания семян и появления всходов, а также в начале образования плодов. Растения арбуза потребляют воду неравномерно. Наибольшее количество влаги необходимо в период усиленного роста вегетативных и генеративных органов. Дефицит ее в этот период приводит к снижению раннего урожая. По мере того как растение заканчивает формирование урожая, потребление воды сокращается. Наилучшие условия для роста и развития растений арбуза складываются при влажности почвы не ниже 70-75% НВ в период от всходов до плодообразования и 65-70% НВ - в период созревания плодов. Оптимальная влажность воздуха для арбуза - 45-60%. Повышенную влажность почвы и воздуха при холодной погоде арбузы переносят хуже, чем другие бахчевые культуры.

ПОЧВЫ

Арбуз возделывается на всех типах почв при условии хорошей их аэрации. Малопригодными являются почвы тяжелого механического состава, чрезмерно увлажненные, с неглубоким залеганием грунтовых вод. Необходимо отметить, что фактор механического состава почвы влияет на урожайность арбуза в большей степени, чем фактор плодородия. Поэтому наиболее пригодны легкие типы почв, которые хорошо прогреваются, аэрированы и водопроницаемы, с рН почвенного раствора, близкой к нейтральной (6,5-7).

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

Лучшими предшественниками арбуза являются многолетние травы, озимая пшеница, зернобобовые, кукуруза на силос и зеленый корм. Возвращать посевы этой культуры на предыдущее место возделывания, а также размещать после других культур семейства Тыквенные можно не ранее чем через 5-8 лет.

ОСНОВНАЯ ОБРАБОТКА

Лущение стерни или пожнивных остатков проводят сразу после уборки урожая предшественника в двух направлениях на глубину 6-8 см дисковыми лущильниками, а после многолетних трав и при наличии корнеотпрысковых сорняков - на глубину 12-14 см лемешными лущильниками. Зяблевую вспашку необходимо проводить после внесения удобрений плугами с предплужниками (через 10-15 дней после лущения). Глубина вспашки - 25-27 см. Осенью при появлении всходов сорняков зябь культивируют на глубину 10-12 см с боронованием.


ВЕСЕННЯЯ ОБРАБОТКА

Основная задача ее состоит в сохранении влаги, уничтожении всходов сорняков и обеспечении необходимых условий для проведения сева и получения дружных всходов арбуза. Весной в сухую ветреную погоду с 1 га своевременно не заборонованной зяби за сутки испаряется до 70-90 м3 воды. Поэтому ранней весной, при первой возможности выхода в поле, проводят боронование зяби в один или два следа. Через 5-7 дней после боронования проводят культивацию на глубину 10-12 см с боронованием. Непосредственно перед посевом арбуза поле культивируют. Вторая весенняя культивация, при которой уничтожаются всходы сорняков и обеспечиваются необходимые условия для работы сеялок, проводится на глубину заделки семян. В годы с засушливой весной и при отсутствии значительного количества сорняков на почвах легкого механического состава первую культивацию можно заменить боронованием в два следа. Осуществлять его лучше пружинными боронами Флекси-Койл, БП-24 или зубовыми боронами с наваренными сегментами от зерноуборочных комбайнов. Для предпосевной подготовки почвы целесообразно использование широкозахватных культиваторов (КГО-8, АРВ-8,1 и др.).

УДОБРЕНИЯ

Арбуз положительно реагирует на внесение удобрений, обеспечивая весомые приросты урожая. Под зяблевую вспашку желательно внести органические удобрения из расчета 25-30 т/га. Минеральные удобрения вносятся из расчета: азота - 60-90, фосфора - 90-135 и калия - 60 кг/га д. в. Фосфорные и калийные удобрения необходимо вносить осенью, азотные - весной под предпосевную культивацию и в подкормки. Экономия минеральных удобрений, без заметного снижения урожая плодов, достигается локальным внесением их в рядки. При этом количество удобрений, по сравнению со сплошным их применением, сокращается в 2-3 раза. Растениями арбуза на формирование 1 т плодов используется: азота - 2,5 кг, фосфора - 0,81 кг и калия - 2,86 кг.

ПОДГОТОВКА СЕМЯН К ПОСЕВУ

По посевным качествам семена арбуза должны отвечать требованиям ДСТУ 2240-93. Проверку посевных качеств семян проводят в соответствии с ДСТУ 4138-02. Для сева необходимо использовать полновесные семена высоких посевных и сортовых качеств. Особое внимание необходимо уделять массе 1000 шт. семян, что влияет на посевные качества, норму высева и урожай. Наличие разных фракций по массе семян влияет на равномерность появления всходов, развитие растений в период вегетации и дружность созревания плодов. Поэтому калибровка является одной из составных частей подготовки семян к посеву. Предпосевная обработка семян проводится для обеззараживания, повышения устойчивости против болезней и вредителей, ускорения роста и развития растений, повышения урожайности и качества плодов. Против болезней и вредителей семена обрабатывают препаратами в соответствии с действующим «Перечнем пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию в Казахстане».

ПОСЕВ

Температура почвы имеет решающее значение при выборе срока посева арбуза Оптимальные условия создаются, когда почва на глубине 10 см прогреется до температуры 12 14°С. Оптимальная глубина заделки семян мелкосемянных сортов арбуза составляет 4-6 см, крупносемянных - 6-8 см. Необходимая площадь питания для нормального роста и развития растений арбуза раннеспелых сортов должна составлять 1 м2, среднеранних и средних - 2 м2.

Рекомендованные схемы посева арбуза:

• раннеспелые сорта - 140x70; 180x60; 210x50 см;

• среднеспелые сорта - 140х140; 180х110; 210x100 см.

Ориентировочные нормы высева семян арбуза в зависимости от массы 1000 шт. семян, избранной схемы посева, всхожести и т.д.:

раннеспелые сорта (масса 1000шт. семян - 45-60г) -1,2-2 кг/га;

(масса 1000 шт. семян - 61-100 г) - 2- 2,5 кг/га;

среднеспелые сорта (масса 1000 шт. семян 50-60 г) - 1-1,Зкг/га;

(масса 1000 шт. семян - 100- 130 г) - 2-2,7 кг/га.

УХОД ЗА РАСТЕНИЯМИ

При рельсовой технологии возделывания арбуза создается возможность обработки междурядий на протяжении почти всего периода вегетации растений. Для этого используют серийные культиваторы: КНБ-5,4; КРН-4,2; КРН-5,6А; УКР-5,6; КОР-4,2 или широкозахватный УКР-9,1. Междурядные обработки на старопахотных, засоренных почвах, средних и тяжелых по механическому составу начинают с довсходовой культивации, используя стандартный набор рабочих органов культиватора (лучше с приспособлением ППР-5,4 для борьбы с сорняками и разрыхления почвы в зоне рядка). На легких почвах, где при севе сошники образуют глубокую посевную борозду, необходимо разрушить гребни по обе стороны ряда. Односторонние лапы (бритвы) при этом оборудуют щечками, которые выравнивают гребни, образовавшиеся при посеве. Этим приемом достигается возможность проведения последующих культивации без риска присыпания всходов. После появления восходов культивацию проводят с применением защитных щитков или дисков. Щиток (диск) закрепляют на секции таким образом, чтобы он располагался на расстоянии 60-80 мм от оси строки С таким набором рабочих органов культиватора уход за растениями арбуза можно проводить до фазы 4-5 настоящих листьев. Каждая культивация предусматривает возобновление следоуказательных борозд. При обработке посевов в фазу образования плетей на раме культиватора оставляют шесть секций: по две на междурядье. Междурядные обработки под плетями проводят широкозахватными плоскорезами. В неорошаемых условиях обычно достаточно одной обработки плоскорезными лапами. Но во влажные годы может возникнуть необходимость повторной обработки Во всяком случае, после последней культивации проводят заравнивание следоуказательных борозд. Для обеспечения прохода колес трактора используют плетеукладчик культиватора КНБ-5,4, а также орудие НБЧ-5,4 (передняя навеска) для чеканки плетей. На протяжении вегетации проводят, как правило, две прополки в рядках. Первую - после культивации, при полном появлении всходов. Эту операцию совмещают с прореживанием, формируя оптимальную густоту стояния растений. Вторую прополку проводят в начале образования плетей. К уборке арбуза приступают при физиологической спелости плодов (через 30-35 дней от начала их завязывания). Среднеспелые сорта арбуза убирают чаще всего за один прием. При этом плоды вручную или с помощью специальных валкообразователей скатывают в валки, откуда их перегружают в транспортные средства. Также распространена двухразовая уборка плодов арбуза, когда первую уборку проводят вручную, выбирая спелые плоды, а через 12-15 дней - вторую, по принципу одноразовой уборки. Урожайность арбуза при двухразовой уборке выше, чем при одноразовой.

Технология возделывания помидор

Для выращивания томатов грунт должен отвечать определенным требованиям: обладать высокой пористостью (65-75%), наименьшей влагоемкостью 45-50%, воздухоемкостью 20-25%, плотностью - 0,4-0,6 г/см2. Поэтому в состав грунта вводят компоненты, обладающие повышенной пористостью и водопроницаемостью.

Перед началом выращивания проводят защитные мероприятия - обеззараживание теплицы и посевного материала.

За 5-6 дней до посева проводят обработку теплицы и используемых материалов биологическим препаратом триходермином (против корневых гнилей и болезней, вызванных грибами).

Предпосевная подготовка семян также проводится в целях обеззараживания посевного материала.

При выращивании томатов используется рассадный метод. Рассада выращивается в специальных рассадных отделениях и потом выставляется на постоянное место. Делается это для более рационального использования площади теплиц и в связи с тем, что для рассады требуются особые условия выращивания.

Схема посева ленточная, глубина посева 5-7 см.

Всего для обеспечения рассадой 1 га теплицы нужно 120-200 г семян.

Для ускорения всходов и поддержания влажности школку после полива укрывают пленкой, которую снимают сразу после появления первых всходов.

Томат является теплолюбивой культурой, оптимальная температура для прорастания семян составляет +20…+25 °С. При более низких температурах всхожесть резко падает: при +10 °С всхожесть семян составляет не более 6-10%. Поэтому температура до всходов поддерживают на уровне +24 °С.

После появления всходов в течение первых 4-7 дней температуру снижают: днем +12…15 °С, ночью +6…+10 °С. В первую неделю рост и развитие всходов сильно зависит от температуры, если она будет высокой, то рассада вытягивается и будет слабой.

Затем температуру снова повышают: +20…+26 °С в солнечный день, +17…+19 °С в пасмурный, ночью +6…+10 °С. Влажность субстрата при этом должна составлять 75-80% от наименьшей влагоемкости, относительная влажность воздуха 60-65 %, необходима сильная вентиляция.

Пикировку томата проводят в фазе первого настоящего листа (третьего после двух семядолей). При пикировке корень укорачивают на треть, что стимулирует образование мочковатой системы. Если томаты выращиваются без пикировки, то в условиях недостаточного увлажнения образуется стержневой корень, который повреждается при посадке рассады. Поэтому, если не проводят пикировку, то корни на глубине 4 см подрезают плоской скобой.

При пикировке сеянцы пересаживают в горшочки или торфяные кубики.

Через 18-20 дней после пикировки проводят расстановку рассады.






double arrow
Сейчас читают про: