Список используемой литературы

1. Караев А.М./ Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. №3 с 124-128.

2. Ильмукова И.Р./Производственная адаптация молодых специалистов с высшим образованием. Диссер. канд. соц. наук. Казань. 2002. - С. 53.

3. Горяева Т.Н./ Социализация молодежи - Аспирант и соискатель. №2. 2006 г. -164 с.

4. Университет-среда социализации молодежи. Высшее образование в России. - 2006, №10 с 97-99.

5. Павленок П.Д./ Социология: Избранные работы / П.Д. Павленок. - М.: Издательско - Торгавая корпорация «Дашков и К», 2004. - 298 с.

 

 

Приложение

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Автор: И. В. ВОЛОСКОВ

ВОЛОСКОВ Игорь Владимирович - кандидат филологических наук, доцент Московского городского педагогического университета.

Аннотация. В статье на основе данных социологического исследования анализируются особенности ценностной ориентации трех возрастных групп: старшеклассников, студентов младших курсов, а также студентов старших курсов и молодых специалистов.

Ключевые слова: ценности • учащаяся молодежь • социализация • духовный мир • качества личности • счастье • любовь • добро

В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Одни из них основаны на духовности, которая характеризуется господством нравственных установок над материальными, гуманизма, человеколюбия, соборности. Другие же, распространяемые в последнее десятилетие, нацеливают на индивидуализм, приоритет материального. Таким образом, традиции культуры и социальные условия становятся координатами, которые определяют противоречивый процесс социализации современной молодежи.
Эти предположения проверялись в ходе авторского социологического исследования, которое проводилось в два этапа. Весной 2006 г. было опрошено 1500 студентов младших курсов 50 московских вузов; на втором этапе, весной 2007 г., - 400 старшеклассников 10 московских школ, а также 600 студентов старших курсов и молодых специалистов. Признаки репрезентации: пол, возраст, направление подготовки. Тип выборки - случайный. Исследование проводилось по единой анкете. Задачей было выявление представлений о наиболее значимых чертах личности в контексте самооценки, а также интерпретаций респондентами понятий счастья, несчастья, добра, зла, любви. Два этапа мониторинга позволили сопоставить три группы молодежи: 1) старшеклассники, 2) студенты младших курсов, 3) студенты старших курсов и молодые специалисты (далее старшекурсники). Сопоставление этих групп помогло определить специфику ценностных критериев разных возрастных групп и особенности развития духовного мира молодого человека. Сравнение двух возрастных групп - старшеклассников и студентов младших курсов - показало, что для подростков в большей степени важно "стадное чувство". Это проявилось в отношении к утверждению "Жить, как все, лучше, чем выделяться среди других". Его поддержали 18% старшеклассников и 3% студентов. А с противоположным утверждением "Выделяться среди других и быть индивидуальностью лучше, чем быть, как все" согласились 20% школьников и 28% студентов. Как видно, духовный мир подростков-школьников колеблется между инстинктом "стадности" и пониманием роли индивидуальности, в то время как у студенчества он начинает ориентироваться на индивидуальность.
Сопоставление полученных данных о качествах идеальной личности свидетельствует о том, что для старшеклассников, так же, как и для студентов, важны доброта, честность, интеллект, чувство юмора. Ответ на закрытый вопрос "Черты характера, которые Вы цените в людях" показал, что для школьников более значимыми, чем для студентов младших курсов, оказались такие свойства личности, как искренность (65% старшеклассников и 39% студентов), отзывчивость (63% и 38%), целеустремленность (60% и 23%), открытость (32% и 18%). Интересен тендерный аспект качеств идеальной личности, которые импонируют респондентам (ответы о чертах характера мужчины и женщины). В личности мужчины ценятся, прежде всего, ответственность (45% старшеклассников и 29% студентов), целеустремленность (соответственно -45% и 20%), а в женщине - искренность (58% и 19%), духовная гармония (32% и 13%).
В оценке личных качеств школьники (закрытый вопрос "Какие черты присущи Вам?") оказались более самокритичными, чем студенты. Так, 47% из них указали на лень (против 24% студентов младших курсов); 27% - отметили эгоизм (14% студентов). Старшеклассники оказались более сдержанными в оценке положительных свойств: например, только 14% школьников отметили трудолюбие (против 37% студентов). Видимо, школьникам еще свойственна скромность в оценке своих личностных качеств, в то время как у студентов, возможно, появляется завышенная самооценка.
Отношение респондентов к базовым ценностям счастья, любви, добра, зла показало некоторые различия между духовным миром студентов и школьников. Это проявляется, например, в понимании счастья. Ответы на вопрос "Ваши представления о счастье!" свидетельствуют, что они у студентов младших курсов концентрируются вокруг ценностей семьи (55%), здоровья (59%), любви (49%), а у старшеклассников выстраиваются по-другому: любовь (58%), затем здоровье (36%), достижение мечты (36%), верные друзья (34%). Значимость семьи отметили в два раза меньше школьников, чем студентов. Есть различия в понимании любви. Так, в восприятии любви студенты являются сторонниками деятельностно-практического подхода, связывая эту ценность с заботой о любимом человеке (22%; у школьников - 4%), жертвенностью -готовность на все ради любви - (24%; у школьников - 7%). Старшеклассники, в отличие от студентов, в любви больше ценят ее духовный аспект: гармония (38%; у студентов - 14%), уважение (30%; у студентов - 18%), милосердие (14%; у студентов - 1%). Воспринимая любовь в большей степени как духовное состояние, старшеклассники ценят в ней стабильность, взаимную привязанность.
Объединяет школьников и студентов деятельностно-практический подход к проблеме добра. Разъясняя свое понимание добра, респонденты подчеркивали связь этого феномена с поступками, добрыми делами (25% школьников и 53% студентов). Стремление делать добрые дела опрошенные напрямую увязывали с таким качеством, как милосердие. Его значимость в понимании добра отметили 18% школьников и 40% студентов. Существенная роль в восприятии добра принадлежит семье. Семья как микрогруппа с определенными ценностями оказалась значимой для 23% школьников и 16% студентов.
Относительно характеристики жизненной позиции мнения старшеклассников нечетки. Так, социальный оптимизм ("Будущее зависит только от нас" - 20%) граничит с социальным пессимизмом ("Уж не жду от жизни ничего я" - 16%) и равнодушием ("После нас хоть потоп" - 14%). 20% отмечают важность терпения при достижении поставленной цели ("Надейся и жди"), еще 18% поддержали высказывание "Бог терпел и нам велел". Студенты, в отличие от школьников, определили жизненную позицию более четко, ориентируясь на социальный оптимизм ("Что ни делается - все к лучшему" - 55%), а также социальную активность ("Будущее зависит только от нас" - 44%). Таким образом, сопоставительное исследование двух возрастных групп учащейся молодежи показало, что у школьников жизненная позиция еще не сформировалась; студенты же в жизненных позициях в основном ориентируются на личную активность и оптимизм.
На втором этапе мониторинга весной 2007 г. опрашивались студенты старших курсов и молодые специалисты - выпускники вузов, составившие третью возрастную группу. Ее исследования позволили выявить особенности ценностной социализации, характерные для развития духовного мира студенчества при переходе от младших курсов к старшим.
Сопоставление данных по блоку анкеты, где анализировались представления о личности (данные вопроса "Черты характера, которые Вы цените в людях?"), показало, что старшекурсники и молодые специалисты отдают приоритет духовным качествам людей. Если для студентов младших курсов (мониторинг 2006 г.) такие черты характера, как доброта, искренность, чувство юмора почти равнозначны (38, 38, 39% соответственно), то для представителей старшей возрастной группы оказались более значимыми честность (71%), доброта (61%), надежность (60%). По сравнению со студентами младших курсов у старшекурсников и выпускников вузов выше оценки значимости интеллектуальных качеств личности, а также ответственности (с 23 в 2006 г. до 50% в 2007 г.). Видимо, в условиях нестабильности общества, постоянных рисков, стрессов молодые люди, обретающие специальность, хотят видеть в своем окружении людей, на которых можно положиться, которым можно доверять, выстраивать социальные отношения. Кроме того, устойчивое повышение значимости для респондентов интеллектуальных качеств личности отражает объективные потребности интеллектуализации российского общества. Сравнивая представления о личности по двум этапам мониторинга и разным возрастным группам, можно сказать, что ценностная социализация идет в направлении усиления роли духовных и интеллектуальных качеств личности.
Вместе с тем, понимание ценностей студентами старших курсов становится более прагматическим. Показатель этого - понижение значимости гармонии в понимании счастья (с 26 до 14%) и повышение значения семьи и здоровья. Восприятие добра также в большей степени демонстрирует практическое понимание данной ценности. Возрастает идентификация добра с делами (с 37 до 53%), милосердием (с 17 до 40%), взаимопониманием (с 13% до 17).
Отношение к базовой для духовного мира человека ценности - любви обнаруживает те же тенденции. Во-первых, восприятие ее становится прагматичнее, ориентировано на взаимопомощь (увеличение респондентов с 8 до 19%) и заботу о любимом (с 13 до 22%). Во-вторых, усиливается значимость духовных аспектов любви, в частности, таких, как взаимопонимание (с 38 до 41%), честность (с 12 до 17%), взаимная ответственность (с 11 до 22%).
Результаты исследования свидетельствуют о повышении роли нравственных ценностей в духовном мире человека и способности к моральной саморегуляции. Ответы на вопрос "Какое из утверждений кажется Вам наиболее близким?" показали, что базовой ценностью для студентов старших курсов и выпускников вуза, в отличие от двух более младших групп, становится чистая совесть (с 24 до 41%). При этом продолжают оцениваться как значимые свобода (36%), индивидуальность (24%). Вместе с тем, для данной категории респондентов оказалась невысокой значимость работы (ценность интересной работы отметили только 15%) и патриотизма: в поддержку высказывания "Родина для человека одна и нехорошо ее покидать" выступило только 9% опрошенных (в 2006 г. - 15%). Зато выросла поддержка космополитизма ("Человек должен жить в той стране, где ему нравится") - с 13% в 2006 г. до 16% в 2007 г. Наконец, - и на это хотелось бы обратить внимание - восприятие равенства как одинаковых возможностей снизилось с 11 до 7%. В условиях, когда равенство становится незначимой ценностной категорией, сознание молодежи, видимо "привыкает" к социальной поляризации общества, разрыву между богатыми и бедными, а также резкому различию между группами молодежи мегаполисов, малых провинциальных городов, сельской местности, разных видов занятости.
Подводя итог сравнения трех возрастных групп (школьники, студенты младших курсов и студенты старших курсов, выпускники вузов), следует подчеркнуть: духовный мир учащейся молодежи в процессе социализации имеет тенденцию становиться более тесно связанным с практикой, определенными поступками, более прагматичным при усилении роли духовных ценностей; в структуре ценностных ориентации повышается значимость интеллекта и коммуникативных качеств личности. Вместе с тем, недооценка важности равенства возможностей опасна эскалацией социальной дифференциации студенчества, которая угрожает ростом социальной напряженности и конфликтности в молодежной среде. Особенно следует обратить внимание на разрыв между группами успешной молодежи, проживающей в крупных городах, получившей высшее образование, работу в сфере частного предпринимательства и социальных аутсайдеров из малых городов или сельской местности, часто не имеющих высшего образования и стабильной высокооплачиваемой работы.
стр. 109

 
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: