Особенности рассмотрения дел о признании права пользования жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС

Статья 49.

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Комментарий к статье

1. Пункт 1 коммент. ст. устанавливает порядок, согласно которому по договору социального найма предоставляются жилые помещения только государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. принадлежащие на праве собственности РФ (жилищный фонд Российской Федерации), субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ), а также находящиеся в собственности муниципальных образований.

Договор социального найма заключается на право владения и пользования (но не распоряжения) жилым помещением (жилым домом, квартирой, частью жилого дома или квартиры). Названный договор заключается в письменной форме без установления срока действия (п.2 ст.60 коммент. закона) на основании решения уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления (п.1 ст.63 коммент. закона). Не допускается заключение договора социального найма на неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме (п.2 ст.62 коммент. закона). Переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения (ст.64 коммент. закона), что гарантирует стабильность в данной области жилищных правоотношений.

Типовой договор социального найма утверждается Правительством РФ (п.2 ст.63 коммент. закона). В настоящее время продолжает сохранять значение Типовой договор найма, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 25.09.1985 N 415 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и Типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в РСФСР" (СП РСФСР. 1986. N 2. Ст.9).

Все вышеприведенные отличительные признаки договора социального найма направлены в первую очередь на защиту прав граждан-нанимателей и установление стабильности при использовании и распоряжении объектами государственного и муниципального жилищного фонда.

2. Жилые помещения из состава муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются (согласно п.2 коммент. ст.) только малоимущим гражданам, которые по установленным настоящим Кодексом основаниям признанны нуждающимися в жилых помещениях.

Установленное правило соответствует положениям ст.40 Конституции РФ и вводит в качестве основного критерия для принятия решения уполномоченным органом о предоставлении государственного или муниципального жилья финансовую и имущественную обеспеченность гражданина.

Признание гражданина малоимущим, согласно коммент. закону, осуществляется органом местного самоуправления с учетом:

- дохода, приходящегося на каждого члена семьи;

- стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Определение размера дохода и стоимости имущества в целях признания гражданина малоимущим для последующего обеспечения жильем по договору социального найма отнесено к компетенции органов местного самоуправления (п.2 ст.14 коммент. закона).

Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" (РГ. 2003. 26 августа) установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в частности:

а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка;

б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;

в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку, стипендии, пособия по безработице и т. п.);

е) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье или отдельным ее членам (доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимого имущества, транспортных и иных механических средств, доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства).

Вышеприведенным постановлением из состава дохода семьи исключаются:

а) государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;

б) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;

в) сумма уплаченных алиментов.

При расчете стоимости имущества, находящегося в собственности граждан, в целях признания гражданина малоимущим, на наш взгляд, и с учетом норм ФЗ от 09.12.1991 "О налогах на имущество физических лиц"(СЗ РФ. 1994. N 16. Ст.1863; 1995. N 5. Ст.346; 1999. N 29. Ст.3689) подлежат учету следующие виды налогооблагаемого имущества:

а) жилые дома;

б) квартиры;

в) дачи;

г) гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Если имущество находится в долевой собственности, учитываться должна только доля члена (членов) семьи или одиноко проживающего гражданина.

Имущество, находящееся во временном пользовании, для определения имущественной обеспеченности гражданина учету не подлежит.

Средняя стоимость имущества, приходящегося на одного члена семьи, для решения вопроса о признании его малоимущим и предоставлении ему жилья по договору социального найма рассчитывается путем деления общей стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности всех членов семьи, на число членов семьи.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (п.2 ст.51 коммент. закона). При этом необходимо учитывать норму п.5 ст.15 коммент. закона, согласно которой общая площадь жилого помещения рассчитывается как сумма площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Несмотря на то, что коммент. законом порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания гражданина малоимущим для обеспечения его жильем, отнесен к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, представляется допустимым ориентироваться на вышеприведенный перечень видов доходов, установленный постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512.

Так, для субъекта РФ - города федерального значения Санкт-Петербурга в целях оказания содействия в улучшении жилищных условий (в том числе и путем предоставления жилья по договору социального найма) за основу принимаются нормативы имущественной и жилищной обеспеченности граждан, установленные ст.7 закона Санкт-Петербурга "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 22.10.2004. N 10). Так, например, учетный норматив общей площади жилья для постановки на жилищный учет устанавливается в размере 10 квадратных метров на одного проживающего.

Учетные нормативы финансовой и имущественной обеспеченности на одного человека в Санкт-Петербурге установлены вышеназванным законом в следующих размерах:

- равном двукратному официально установленному прожиточному минимуму (для сопоставления показателей среднедушевого дохода);

- равном десятикратной средней рыночной стоимости квадратного метра площади жилья в Санкт-Петербурге (для сопоставления показателей стоимости имущества).

В случае превышения любого из указанных учетных нормативов не производится постановка на жилищный учет или производится снятие гражданина с жилищного учета.

Порядок признания гражданина малоимущим в целях обеспечения его муниципальным жильем должен быть установлен законом соответствующего субъекта РФ.

Предоставление по договорам социального найма малоимущим гражданам жилых помещений из состава муниципального жилищного фонда осуществляется исключительно в порядке, установленном коммент. законом.

Основания и порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, закреплены в ст.51 и 52 коммент. закона. В этой связи необходимо особо отметить, что наличие у гражданина статуса малоимущего при отсутствии у него установленных ЖК оснований для признания нуждающимся в жилье не может служить самостоятельным основанием для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.

3. Федеральным законом или законом субъекта РФ могут быть установлены иные (кроме малоимущих) категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях. Такие граждане согласно п.3 коммент. ст. подлежат обеспечению жильем по договорам социального найма за счет жилищных фондов Российской Федерации или субъекта РФ. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

Пункт 4 коммент. ст. устанавливает правило, согласно которому указанные выше категории граждан, так же как и малоимущие, могут быть обеспечены жильем за счет муниципального жилищного фонда, но только в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В этой связи следует особо отметить, что в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных ЖК к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов РФ. Иные вопросы, отнесенные коммент. законом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают исключительно органы государственной власти данных субъектов РФ.

4. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются гражданам категорий, закрепленных федеральным законом или законом субъекта РФ, в установленном коммент. законом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

5. Пункт 5 коммент. ст. в императивном порядке запрещает предоставление жилых помещений из состава как государственного, так и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное.

Поскольку споры о признании права пользования жилым помещением ведутся по поводу конкретного объекта, в данной части решения необходимо точно отразить, к какому виду жилищного фонда (государственному или муниципальному) он относится, его местоположение (город (район), улица, номера дома, корпуса, квартиры, комнаты в квартире), количество комнат, размеры общей и жилой площади. Данные обстоятельства могут устанавливаться на основании документов: справки, выданной жилищными органами (наймодателем) или бюро технической инвентаризации; выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принадлежности и правовом режиме данного жилого помещения; выписки из реестра жилых помещений; копий поквартирной карточки, лицевого счета, договора социального найма жилого помещения; решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения; ордера*(2); выписки из технического паспорта жилого помещения; экспликации к плану жилого помещения и т.д. Далее следует назвать нанимателя и членов его семьи, а также иных граждан, имеющих право пользования и зарегистрированных по месту жительства в спорном жилом помещении, в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя. При этом нужно помнить, что отсутствие регистрации по месту жительства не всегда означает, что гражданин не имеет права пользования жилым помещением. Исходя из этого, при изложении в данной части судебного решения состава граждан, обладающих правом пользования жилым помещением, нельзя ограничиваться списком тех, кто в нем зарегистрирован. Суд должен выявить всех лиц, имеющих право пользования жилым помещением, в том числе тех, кто в спорном жилом помещении не зарегистрирован по месту жительства. Необходимость установления указанных фактов продиктована тем, что правами пользования и распоряжения спорным жилым помещением имеют только те граждане, у которых согласно жилищному законодательству возникло такое право. Наличие права на жилое помещение может быть подтверждено копиями решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения, договора социального найма, ордера, решения суда о признании за гражданином права пользования жилым помещением, справкой о составе семьи, копией поквартирной карточки, лицевого счета. В мотивировочной части судебного решения также должны найти отражение следующие обстоятельства: факт вселения лица в жилое помещение, наличие или отсутствие письменного согласия нанимателя и членов его семьи на вселение, в том числе временно отсутствующих, а при вселении лиц, не являющихся нанимателю детьми, супругом и родителями, наряду с указанными фактами требуется установить наличие согласия наймодателя на вселение данного лица. Несмотря на то что в силу ст. 53 ЖК РСФСР в качестве обязательного условия для вселения в жилое помещение лиц, не являющихся постоянными пользователями жилого помещения, требовалось получить письменное согласие нанимателя и совершеннолетних членов его семьи, до введения в действие Жилищного кодекса (ЖК) РФ наличие данного согласия, выраженного в письменной форме, в судебной практике не являлось необходимым для признания лица членом семьи нанимателя. В ряде случаев при отсутствии подтверждения письменного разрешения кого-либо из совершеннолетних членов семьи нанимателя на вселение в жилое помещение иных лиц суд признавал за такими лицами право на жилое помещение, если при рассмотрении спора устанавливалось, что их вселение было произведено с ведома и согласия всех совершеннолетних членов семьи нанимателя*(3). Между тем, в ч. 1 ст. 70 ЖК РФ правило о получении письменного согласия нанимателя и членов его семьи для вселения в жилое помещение совершеннолетних лиц сохранилось, поэтому после введения в действие ЖК РФ судам следует устанавливать наличие или отсутствие согласия именно в письменной форме. Факт вселения гражданина может подтверждаться свидетельскими показаниями, копией поквартирной карточки, справкой о составе семьи, корреспонденцией сторон, аудио - и (или) видеозаписями и т.д. Кроме упомянутых фактов для приобретения права пользования не проживающими совместно с нанимателем лицами, являющимися нанимателю детьми, супругом или родителями либо другими родственниками, нетрудоспособными иждивенцами и др., необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о признании их членами семьи нанимателя. Такими обстоятельствами признаются: наличие родственных отношений или нетрудоспособность и иждивенчество гражданина, принятие судебного решения о признании гражданина членом семьи нанимателя жилого помещения, ведение с нанимателем совместного хозяйства (общие расходы). Суды указывают, что факт ведения общего хозяйства считается доказанным, если налицо наличие общего бюджета, совместное пользование предметами домашнего обихода, приобретение за счет общих денежных средств различных товаров, оказание взаимной помощи и др.*(4) Данные факты могут подтверждаться свидетельствами о рождении, заключении брака, документами, указывающими на нетрудоспособность истца и нахождение его на иждивении, договорами купли-продажи имущества, свидетельскими показаниями и т.д. Отдельно рассмотрим вопрос о доказательственном значении регистрации по месту жительства. До принятия Конституционным Судом РФ постановления от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой" под вселением в установленном порядке понималось соблюдение правил прописки граждан в жилом помещении, поэтому судебной практикой прописка расценивалась как юридический факт, с наличием или отсутствием которого связывалось осуществление жилищных прав граждан. В настоящее время признан уведомительный характер процедуры регистрации гражданина по месту жительства, которая является административным актом, не влекущим за собой возникновение права на жилище, в связи с чем данный акт не входит в юридический состав, при наличии которого у гражданина возникает право на жилое помещение*(5). В пункте 13 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснено, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40) предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище. Исходя из этих положений Конституции РФ, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения и членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях. Мнение о том, что прописка (регистрация по месту жительства) по своей правовой природе не может иметь правоустанавливающего значения для возникновения у граждан права на жилье, задолго до принятия данного постановления Конституционного Суда РФ высказывалось в юридической литературе*(6). Таким образом, наличие регистрации по месту жительства или ее отсутствие само по себе не может являться тем фактом, который свидетельствует о приобретении или утрате гражданином права на жилое помещение. Показателен в этом смысле следующий пример из судебной практики. Трое граждан обратились в суд с иском к комитету муниципального жилья Юго-Восточного административного округа г. Москвы о признании права пользования квартирой, указав, что с 1995 г. они проживали в ней вместе с нанимателем К. одной семьей, вели общее хозяйство, ухаживали за нанимателем и ее мужем, умершим 14 февраля 1996 г. К. ходатайствовала перед отделом внутренних дел о постоянной прописке истцов на свою жилую площадь, но получила разрешение лишь на временную их регистрацию в квартире. 20 сентября 1998 г. К. умерла. Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 19 марта 1999 г. (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда и постановлением президиума Московского городского суда) в иске было отказано. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене всех судебных решений. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 21 июля 2000 г. судебные постановления отменила как вынесенные с нарушением норм материального права и с существенным нарушением норм процессуального права, а дело направила на новое рассмотрение по следующим причинам. Отказывая в иске, суд исходил из того, что истцы не приобрели равное с нанимателем право пользования жилой площадью, поскольку не вселены нанимателем в установленном порядке с соблюдением правил о прописке, в связи с чем не могли стать членами его семьи, а были лишь временными жильцами. С выводом районного суда согласиться нельзя, так как по смыслу ст. 53, 54 ЖК РСФСР юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являются: наличие разрешения нанимателя на вселение иных лиц в занимаемое им жилое помещение, факт вселения этих лиц и проживания в жилом помещении в качестве членов семьи нанимателя. Суд неправильно применил ст. 54 ЖК РСФСР, поскольку возможность возникновения у истцов права на жилое помещение была поставлена в зависимость только от их прописки на жилую площадь, предоставленную К. Суд не принял во внимание, что отсутствие постоянной прописки истцов в квартире К. само по себе достаточным основанием для отказа в удовлетворении их иска не может быть признано, поскольку, по утверждению истцов, К. четко выразила свое намерение вселить их в спорное жилое помещение на постоянное жительство в качестве членов своей семьи*(7). Однако это не означает, что регистрация по месту жительства применительно к жилищным делам вообще лишена какого-либо доказательственного значения. Поскольку гражданин регистрируется в жилом помещении только в том случае, если имеется согласие на это нанимателя и всех членов его семьи, регистрация может свидетельствовать о наличии такого письменного согласия, предусмотренного ст. 70 ЖК РФ (ст. 54 ЖК РСФСР). Данный вывод нашел подтверждение в судебной практике и литературе*(8). П. обратилась в суд с жалобой на неправомерные действия должностных лиц отдела паспортно-визовой службы Ленинского РУВД г. Новосибирска и жилищно-эксплуатационного управления N 84 в отношении регистрации Н. в квартире в г. Новосибирске, и просила ее отменить. Она сослалась на то, что является бывшим членом семьи М. - нанимателя спорной однокомнатной квартиры, пользуется равным с ним правом пользования жилым помещением, но в силу сложившихся между ними неприязненных отношений и расторжения брака проживать в квартире не может, занимается ее обменом. Однако без ее согласия на эту жилую площадь для постоянного проживания была зарегистрирована совершеннолетняя дочь нанимателя М. - Н., чем существенно нарушены ее жилищные права. Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 10 мая 2000 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 6 июля 2000 г., жалоба была удовлетворена. Постановлением президиума Новосибирского областного суда от 13 октября 2000 г. решение суда и определение судебной коллегии отменены и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении жалобы. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором поставлен вопрос об отмене постановления президиума областного суда, 3 апреля 2001 г. удовлетворила по следующим основаниям. Как указано в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Из материалов дела видно, что заявительница П. как бывший член семьи нанимателя М. пользуется равным с ним правом на спорную жилую площадь, поэтому регистрация Н. для постоянного проживания в этой квартире без согласия П. нарушает право последней, поскольку уменьшает приходящуюся на ее долю жилую площадь. Согласно ст. 1 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. В силу ст. 6 того же закона при представлении перечисленных в этой статье документов регистрационный орган обязан зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Однако это право с учетом положения ч. 3 ст. 17 Конституции РФ может быть реализовано при условии, что в результате не будут нарушены права других лиц. Вселение гражданина в соответствии с его выбором в жилое помещение, право на которое принадлежит другим гражданам, возможно только с их согласия, с учетом норм жилищного законодательства, в частности, ст. 54 ЖК РСФСР, предусматривающей, что наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей и других лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. П. не давала согласия на вселение Н., следовательно, Н. не могла быть зарегистрирована в этом помещении. При таких данных по делу решение суда об удовлетворении жалобы П. является правомерным, а постановление президиума областного суда об отказе в удовлетворении жалобы и отмене решения суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене. Кроме того, при приобретении нанимателем жилого помещения по договору социального найма другого жилого помещения на праве собственности регистрация по месту жительства может являться одним из фактов в предмете доказывания (а следовательно, указание на его наличии или отсутствие должно быть зафиксировано в мотивировочной части судебного решения) по делу о сохранении права пользования жилым помещением, которое использовалось данным лицом на основании договора социального найма*(9). Исходя из этого, следует признать, что регистрация по месту жительства по своему значению является доказательственным фактом, который может свидетельствовать о следующих подлежащих доказыванию обстоятельствах, имеющих материально-правовое значение: о наличии письменного согласия нанимателя и членов его семьи на вселение гражданина, о желании нанимателя в случае приобретения им квартиры на праве собственности сохранить право пользования жилым помещением, предоставленным по договору социального найма, об использовании гражданином нежилого помещения в качестве жилого, что имеет значение для признания за ним права пользования этим помещением*(10). В мотивировочной части решения суд обязан привести не только доказательства, на которых он основывает свои выводы о существенных обстоятельствах дела, но и доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, т.е. должна быть изложена оценка судом доказательств, представленных лицами, участвующими в деле. Тем не менее часто, излагая решение, суды или вообще не приводят указанные доводы, либо дают оценку не по всем собранным по делу доказательствам. В результате судебное постановление может оказаться необоснованным, что приведет к его отмене. В этой части решения также должны быть сформулированы и мотивированы выводы суда относительно распределения судебных расходов между сторонами, взыскания компенсации за потерю времени и возмещения расходов на оплату услуг представителя. Указанные вопросы решаются на основании ст. 98-100 ГПК РФ. Необходимо назвать материальный закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми суд руководствовался. Суду также следует учитывать требования следующих источников: а) постановлений Конституционного Суда РФ о толковании положений Конституции РФ, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции РФ нормативных правовых актов, перечисленных в п. "а", "б", "в" ч. 2 и ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, на которых стороны основывают свои требования или возражения; б) постановлений Пленума Верховного Суда РФ, принятых на основании ст. 126 Конституции РФ и содержащих разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле; в) постановлений Европейского суда по правам человека, в которых дано толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в данном деле*(11). При разрешении жилищных дел о признании права пользования жилым помещением судам следует руководствоваться ст. 69, 70 ЖК РФ, ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713", п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". Резолютивная часть решения должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда (п. 5 ст. 198 ГПК РФ). Поскольку решение суда является окончательным актом правосудия, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст. 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст. 204-207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано. В тех случаях, когда решение подлежит немедленному исполнению или суд пришел к выводу о необходимости этого (ст. 210-212 ГПК РФ), в решении должно быть сделано соответствующее указание*(12). В силу ст. 194 ГПК РФ в форме решения принимаются лишь те постановления суда первой инстанции, которыми дело разрешается по существу, а круг вопросов, составляющих содержание решения, определен ст. 198, 204-207 ГПК РФ. Поэтому недопустимо включение в резолютивную часть решения выводов суда по той части исковых требований, по которым не принимается постановление по существу (ст. 215, 216, 220-223 ГПК РФ). Эти выводы излагаются в форме определений (ст. 224 ГПК РФ), которые должны выноситься отдельно от решений. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что включение указанных выводов в решение само по себе не является существенным нарушением норм процессуального права и не влечет по этому основанию его отмену в кассационном (апелляционном) и надзорном порядке*(13). Резолютивная часть судебного решения по делам о признании права пользования жилым помещением имеет особенности. Если право пользования жилым помещением требует признать член семьи нанимателя, то резолютивная часть решения суда может быть сформулирована следующим образом: "Признать за Ивановым Иваном Ивановичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Ракетная, д. 152, кв. 31". Иначе должна излагаться данная часть судебного решения в случае признания права пользования жилым помещением за лицом, не являвшимся членом семьи нанимателя: указанию в резолютивной части решения суда о признании за гражданином права пользования жилым помещением должна предшествовать формулировка о его признании членом семьи нанимателя. Нередко истцы, требуя признать за ними право пользования жилым помещением, просят суд вселить их в него. В этом случае в резолютивной части решения необходимо указать не только на признание истца членом семьи нанимателя и его право пользования определенным жилым помещением, но и на вселение в него истца. А.Г. Невоструев "Законодательство", N 8, август 2005 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: