«Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть» или «Я не хочу больше жить».
Косвенные высказывания, например, «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело» или «Они пожалеют, когда я уйду».
Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.
«Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!»,«Лучше умереть!» - «Пожил и хватит!», «Ненавижу всех и всё!» - «Ненавижу свою жизнь!», «Единственный выход умереть!», «Больше ты меня не увидишь!», «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!», «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!»
Поведенческие признаки:
Суицидальные попытки в прошлом.
Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
Потеря интереса к увлечениям, спорту, учебе.
Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
Скудные планы на будущее.
Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.
Ситуационные признаки:
Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.
Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников. Недавняя перемена места жительства.
Семейные неурядицы.
Неприятности с законом.
Коммуникативные затруднения.
Проблемы с учебой.
Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей.
Хроническая, прогрессирующая болезнь. Нежелательная беременность.
СЕЛФ-ХАРМ (САМОПОВРЕЖДЕНИЕ) как индикатор суицидального риска:
• Прежде встречалось редко, в основном у подростков с патологическим формированием личности по пограничному типу и у подростков с депрессией
• В настоящее время носит характер «социальной моды» в сети, хотя больше и на протяжении длительных периодов практикуется подростками группы риска
ЭТО патологическая копинг-стратегия в ответ на:
• Душевную боль, невыносимую тоску и тревогу
• Ответ на болезненное ощущение бесчувствия
Виды: порезы разной глубины, протыкание кожи иглой, «прошивание» кожи, ожоги, сдавление отдельных частей тела, вырывание волос.
Отечественный врач-психиатр Е.М. Вроно отмечает, что подросток часто переживает проблемы трех «Н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества.
При этом он должен бороться с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием, безнадежностью.
ВЛИЯНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
Кибер-буллинг - это «агрессивное, умышленное действие или поведение, которое осуществляется группой или отдельными лицами, неоднократно и с течением времени в отношении жертвы, которая не может защитить себя». Распространение компрометирующей информации, унижение, шантаж, а также размещение непристойных видеоматериалов не имеет географического ограничения и может продолжаться в течение продолжительного периода времени.
Что такое груминг?
Сексуальные интернет -хищники используют интернет для вступления в контакт с детьми и подростками с сексуальными целями, часто применяя метод, известный, как " груминг ". Он включает в себя завоевание доверия ребенка или подростка на основе его или ее интересов. Эти интернет -хищники чрезвычайно ловко манипулируют людьми.
Предупреждение груминга:
• Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
• Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
• Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
• Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
• Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Нельзя:
• Указывать на своей странице в социальной сети свой номер телефона, адрес проживания, возраст.
• Номер школы или места посещаемых секций, расписание занятий.
• Точное местонахождение и планы на ближайшее время.
• Информацию о нахождении взрослых.
• Обсуждать родителей, родственников, друзей и информацию о них.
• Место работы родителей и родственников и их контакты.
• Обсуждать ценности, электронику, и уровень жизни.
• Состояние банковских счетов, сбережений, наличности дома и т.д.
• Обсуждать другую важную информацию.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ:
в Психологический центр Невского района (ул. Новоселов 11, тел.8-950-0341814);
в ПНД Невского р-на (ул. О. Бергольц, 1, тел.2342333);
в Центр восстановительного лечения (ул. Чапыгина, 6,тел. 2342333);
в Кризисное отделение медико-социально-психологической и психотерапевтической помощи (ул. Чапыгина, 13, тел. 2344384;
Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно)
8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.
Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням)
8-800250-00-15.
Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернет
Www.detionline.com
по электронной почте helpline@detionline.com
https://www.saferunet.ru/
Центр безопасного интернета в России
Cайт социального проекта «Интернет без насилия»: www.netpolice.ru
РЕСУРСЫ:
• Семья (родители, сёстры, братья)
• Религия
• Любимые животные
• Друзья
• Страх смерти и боли
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ ПО ХАРАКТЕРУ ВОЗДЕЙСТВИЯ:
• ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ – медикаментозные и психотерапевтические воздействия, направленные на лечение психических расстройств, потенцирующих суицидогенез, а также на предупреждение формирования суицидальной активности.
• ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ – психокоррекционные программы, направленные на формирование антисуицидальных установок, изменение личностных качеств, способствующих развитию суицидальной активности.
• СОЦИАЛЬНЫЕ – меры, направленные на изменение социально-экономического статуса потенциальных и реализовавшихся суицидентов (проводятся совместно с организациями, отвечающими за социальное обеспечение, образование, трудоустройство).
• ИНФОРМАЦИОННЫЕ – информирование всех групп населения о значении психического здоровья и способах его укрепления, признаках депрессии и суицидоопасных состояний, стратегиях поведения в таких ситуациях.
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ - внедрение образовательных программ по диагностике суицидоопасных состояний и неотложных мерах по их предотвращению для врачей общей практики, преподавателей школ и других учебных заведений, работников детских домов и интернатов, военнослужащих и т.д.
Основные приемы беседы с подростком:
1. Установление доверительного контакта – постарайтесь успокоиться сами, дайте понять ребёнку, что никуда не торопитесь и можете уделить ему столько времени, сколько потребуется.
2. Применение приёмов активного слушания – открытые вопросы, прояснения «правильно ли я понял/а, что…», демонстрация полного внимания.
3. Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»
4. Прояснить намерения: «Было ли так тяжело, что не хотелось жить? (Варианты «… что были мысли о бессмысленности жизни?»,
«…хотелось, чтобы всё закончилось?»)
5. Расширить перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации?», «Как ты раньше справлялся с проблемами?», «Если бы у твоего друга была такая проблема, что бы ты ему посоветовал?»
6. Помните о ресурсах и обязательно говорите о них с подростком (родители, младшие братья и сёстры, любимые животные, религия, страх боли и смерти и т.п.)
7. При необходимости пригласите психотерапевта или психиатра для оказания более квалифицированной помощи (в ряде случаев нужна госпитализация).
8. Не давайте прямых оценочных суждений
(«плохо», «аморально» и т.п.). Помните, что нотации малоэффективны.
9. Не поддавайтесь на миф о том, что
«большинство детей только говорят о самоубийстве, чтобы обратить на себя внимание, но никогда не сделают этого» - воспринимайте любую угрозу серьёзно.
10. Не обещайте ребёнку, что будете «держать всё в секрете» - всегда необходимо сообщить лицам, ответственным за ребёнка и специалистам, если риск суицида действительно есть.
ПРИ ОБЩЕНИИ:
• говорите с подростком откровенно и прямо;
• дайте ему максимально почувствовать, что вам совершенно не безразлично происходящее с ним;
• слушайте с неподдельной искренностью и стремлением к пониманию;
• твердо отстаивайте ту точку зрения, что суицид – это неэффективное решение проблем;
• прибегните к помощи авторитетных людей для оказания поддержки подростку, нуждающемуся в помощи;
• получите обещание не причинять себе боль никаким образом;
• подумайте, кто может помочь ребенку; пригласите психотерапевта;
• при осложненных или критических ситуациях доставьте подростка в ближайший психоневрологический центр или больницу;
• останьтесь с ребенком рядом. Если необходимо уйти, оставьте его на попечение другого взрослого;
• попытайтесь установить, насколько произошедшая ситуация стала кризисной и суицидоопасной;
• выявите моральные структуры личности, которые подверглись психотравматизации, и зоны сохранной моральной мотивации – они выступят в качестве антисуицидальных факторов.
Формирование жизнестойкости детей:
• реализм, т.е. способность видеть и принимать действительность такой, какова она есть;
• умение видеть смысл в различных жизненных ситуациях. Люди с высокой жизнестойкостью находят конструктивный элемент в любой жизненной ситуации и тем самым наполняют содержанием свою жизнь и жизнь окружающих;
• способность творчески перерабатывать известное и вырабатывать новые, непривычные или неочевидные методы решения проблем.
Чего не следует делать:
• давать обещания, которые вы не сможете выполнить, ибо это приведет к обманутым надеждам, разочарованию, которые разрушат лучшие намерения;
• принимать на себя чувства и просьбы;
• делать замечания типа «Это была Божья воля» или «Не нужно вспоминать об этом, вам и так тяжело»;
• стараться рационализировать бытие.
.






