Непосредственные заявления типа

«Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть» или «Я не хочу больше жить».

  Косвенные высказывания, например, «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело» или «Они пожалеют, когда я уйду».

Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

 «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!»,«Лучше умереть!» - «Пожил и хватит!», «Ненавижу всех и всё!» - «Ненавижу свою жизнь!», «Единственный выход умереть!», «Больше ты меня не увидишь!», «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!», «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!»

Поведенческие признаки:

Суицидальные попытки в прошлом.

Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.

Потеря интереса к увлечениям, спорту, учебе.

Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.

Скудные планы на будущее.

Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.

 

Ситуационные признаки:

Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.

Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников. Недавняя перемена места жительства.

Семейные неурядицы.

Неприятности с законом.

Коммуникативные затруднения.

Проблемы с учебой.

Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей.

 Хроническая, прогрессирующая болезнь. Нежелательная беременность.

 

СЕЛФ-ХАРМ (САМОПОВРЕЖДЕНИЕ) как индикатор суицидального риска:

• Прежде встречалось редко, в основном у подростков с патологическим формированием личности по пограничному типу и у подростков с депрессией

• В настоящее время носит характер «социальной моды» в сети, хотя больше и на протяжении длительных периодов практикуется подростками группы риска

ЭТО патологическая копинг-стратегия в ответ на:

• Душевную боль, невыносимую тоску и тревогу

• Ответ на болезненное ощущение бесчувствия

Виды: порезы разной глубины, протыкание кожи иглой, «прошивание» кожи, ожоги, сдавление отдельных частей тела, вырывание волос.

 

Отечественный врач-психиатр Е.М. Вроно отмечает, что подросток часто переживает  проблемы трех «Н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества.

При этом он должен бороться с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием, безнадежностью.

ВЛИЯНИЕ СЕТИ  ИНТЕРНЕТ:

Кибер-буллинг - это «агрессивное, умышленное действие или поведение, которое осуществляется группой или отдельными лицами, неоднократно и с течением времени в отношении жертвы, которая не может защитить себя». Распространение компрометирующей информации, унижение, шантаж, а также размещение непристойных видеоматериалов не имеет географического ограничения и может продолжаться в течение продолжительного периода времени.

Что такое груминг?

Сексуальные интернет -хищники используют интернет для вступления в контакт с детьми и подростками с сексуальными целями, часто применяя метод, известный, как " груминг ". Он включает в себя завоевание доверия ребенка или подростка на основе его или ее интересов. Эти интернет -хищники чрезвычайно ловко манипулируют людьми.

Предупреждение груминга:

• Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;

• Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;

• Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;

• Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;

• Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

 

Нельзя:

•  Указывать на своей странице в социальной сети свой номер телефона, адрес проживания, возраст.

•  Номер школы или места посещаемых секций, расписание занятий.

• Точное местонахождение и планы на ближайшее время.

• Информацию о нахождении взрослых.

• Обсуждать родителей, родственников, друзей и информацию о них.

• Место работы родителей и родственников и их контакты.

• Обсуждать ценности, электронику, и уровень жизни.

•  Состояние банковских счетов, сбережений, наличности дома и т.д.

•  Обсуждать другую важную информацию.

 

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ:

 

в Психологический центр Невского района (ул. Новоселов 11, тел.8-950-0341814);

в ПНД Невского р-на (ул. О. Бергольц, 1, тел.2342333);

 в Центр восстановительного лечения (ул. Чапыгина, 6,тел. 2342333);

 в Кризисное отделение медико-социально-психологической и психотерапевтической помощи (ул. Чапыгина, 13, тел. 2344384;

Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно)

8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.

 

Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням)

  8-800250-00-15.

Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернет

Www.detionline.com

по электронной почте helpline@detionline.com

https://www.saferunet.ru/

Центр безопасного интернета в России

Cайт социального проекта «Интернет без насилия»: www.netpolice.ru

 

             РЕСУРСЫ:

• Семья (родители, сёстры, братья)

• Религия

• Любимые животные

• Друзья

• Страх смерти и боли

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ ПО ХАРАКТЕРУ ВОЗДЕЙСТВИЯ:

• ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ – медикаментозные и психотерапевтические воздействия, направленные на лечение психических расстройств, потенцирующих суицидогенез, а также на предупреждение формирования суицидальной активности.

• ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ – психокоррекционные программы, направленные на формирование антисуицидальных установок, изменение личностных качеств, способствующих развитию суицидальной активности.

• СОЦИАЛЬНЫЕ – меры, направленные на изменение социально-экономического статуса потенциальных и реализовавшихся суицидентов (проводятся совместно с организациями, отвечающими за социальное обеспечение, образование, трудоустройство).

• ИНФОРМАЦИОННЫЕ – информирование всех групп населения о значении психического здоровья и способах его укрепления, признаках депрессии и суицидоопасных состояний, стратегиях поведения в таких ситуациях.

• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ - внедрение образовательных программ по диагностике суицидоопасных состояний и неотложных мерах по их предотвращению для врачей общей практики, преподавателей школ и других учебных заведений, работников детских домов и интернатов, военнослужащих и т.д.

 

Основные  приемы беседы с подростком:

1. Установление доверительного контакта – постарайтесь успокоиться сами, дайте понять ребёнку, что никуда не торопитесь и можете уделить ему столько времени, сколько потребуется.

2. Применение приёмов активного слушания – открытые вопросы, прояснения «правильно ли я понял/а, что…», демонстрация полного внимания.

3. Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»

4. Прояснить намерения: «Было ли так тяжело, что не хотелось жить? (Варианты «… что были мысли о бессмысленности жизни?»,  

     «…хотелось, чтобы всё закончилось?»)

5.  Расширить перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации?», «Как ты раньше справлялся с проблемами?», «Если бы у твоего друга была такая проблема, что бы ты ему посоветовал?»

6.  Помните о ресурсах и обязательно говорите о них с подростком (родители, младшие братья и сёстры, любимые животные, религия, страх боли и смерти и т.п.)

7.  При необходимости пригласите психотерапевта или психиатра для оказания более квалифицированной помощи (в ряде случаев нужна госпитализация).

8. Не давайте прямых оценочных суждений

(«плохо», «аморально» и т.п.). Помните, что нотации малоэффективны.

9.  Не поддавайтесь на миф о том, что

 «большинство детей только говорят о самоубийстве, чтобы обратить на себя внимание, но никогда не сделают этого» - воспринимайте любую угрозу серьёзно.

10.  Не обещайте ребёнку, что будете «держать всё в секрете» - всегда необходимо сообщить лицам, ответственным за ребёнка и специалистам, если риск суицида действительно есть.

ПРИ ОБЩЕНИИ:

• говорите с подростком откровенно и прямо;

• дайте ему максимально почувствовать, что вам совершенно не безразлично происходящее с ним;

 • слушайте с неподдельной искренностью и стремлением к пониманию;

 • твердо отстаивайте ту точку зрения, что суицид – это неэффективное решение проблем;

• прибегните к помощи авторитетных людей для оказания поддержки подростку, нуждающемуся в помощи;

• получите обещание не причинять себе боль никаким образом;

• подумайте, кто может помочь ребенку; пригласите психотерапевта;

• при осложненных или критических ситуациях доставьте подростка в ближайший психоневрологический центр или больницу;

• останьтесь с ребенком рядом. Если необходимо уйти, оставьте его на попечение другого взрослого;

• попытайтесь установить, насколько произошедшая ситуация стала кризисной и суицидоопасной;

 • выявите моральные структуры личности, которые подверглись психотравматизации, и зоны сохранной моральной мотивации – они выступят в качестве антисуицидальных факторов.

 

     Формирование жизнестойкости детей:

• реализм, т.е. способность видеть и принимать действительность такой, какова она есть;

• умение видеть смысл в различных жизненных ситуациях. Люди с высокой жизнестойкостью находят конструктивный элемент в любой жизненной ситуации и тем самым наполняют содержанием свою жизнь и жизнь окружающих;

• способность творчески перерабатывать известное и вырабатывать новые, непривычные или неочевидные методы решения проблем.

 

 

 Чего не следует делать:

• давать обещания, которые вы не сможете выполнить, ибо это приведет к обманутым надеждам, разочарованию, которые разрушат лучшие намерения;

•    принимать на себя чувства и просьбы;

•    делать замечания типа «Это была Божья воля» или «Не нужно вспоминать об этом, вам и так тяжело»;

•     стараться рационализировать бытие.

.

 




double arrow
Сейчас читают про: