Роль політології в сучасному суспільстві
· Місце політології у системі інших гуманітарних наук(історія, філософія, соціологія, право тощо)
· Основні функції та методи політичної науки
Политология, как и все обществоведческие науки, развивается не в изолированном пространстве, как и другие, она является «наукой-перекрестком», где происходит взаимовлияние и взаимообогащение разных гуманитарных наук.
Итак, какое же место занимает политология в системе гуманитарного знания? Ведь политикой интересуются и другие науки. Где же границы, в чем отличие подходов? Посмотрим же внимательно на наших ближайших «соседей».
Философия, как известно, изучает общие закономерности функционирования и развития политических структур, государства, права и политики.
Юриспруденция рассматривает, главным образом, конституционные и правовые формы политической жизни.
А что касается близости политологии и истории, то известные французские политологи Ж.П. Кот и Ж.П. Мунье даже считают политическую теорию «кровосмесительной дочерью истории и права». Еще на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины, английский историк Э. Фримен отмечал, что «история – это прошлая политика, а политика – это сегодняшняя история».
На границах с политологией расположились такие «соседи», как политическая социология (отрасль социологии, исследующая политику и политические отношения), политическая психология - изучает такие психологические компоненты, как настроения, мнения, чувства, ценностныеориентации, которые проявляются затем на уровне сознания людей, наций, классов, социальных групп, индивидов и реализуются в конкретных политических действиях.
Наиболее тесные связи, пожалуй, у политологии с социологией. Не случайно, многие классики социологии - это и общепризнанные авторитеты политической науки: М. Вебер, Т. Парсонс, С. Липсет, Р. Дарендорф и др. Отличие же в том, что социология изучает, как общество влияет на государство, а политология - как государство и его институты влияют на общество.
Метод исследования - это, как известно, совокупность логических операций, которые позволяют раскрыть содержание предмета науки.
Бихевиористский метод доминировал в первой трети XX ст., делая акцент на изучение реального поведения людей (его еще не случайно назвали «поведенческим», от англ. behevior - поведение).
С середины 50-х годов на смену ему приходит метод структурного функционализма, связанный с именем. Т. Парсонса. Смысл его состоит в том, что поведение людей опосредовано большим количеством факторов (мы по-разному здороваемся с любимой, родителями, начальником и т.д.).
Сравнительный метод выделился в самостоятельный крупный раздел политических наук в 50-е годы XX ст. в силу того, что после войны произошли крупномасштабные изменения: введение действительно всеобщего избирательного права, беспрецедентное расширение круга участников политического процесса, развитие множества общественных организаций, бурное развитие средств массовой информации.
С помощью исторического метода анализируются политические явления и процессы во времени и пространстве. У его истоков стоял Н. Макиавелли. Смысл состоит в том, что любые политические явления и процессы следует рассматривать в их конкретном историческом контексте.
Кроме того, в политологии используются такие методы, как диалектический, системный, ценностно-нормативный и др. Между тем политическая реальность современного мира, которая развертывается как стохастическая (вероятностная).
Современная политология выполняет следующие функции:
§ познавательная функция связана с получением новой информации, расширением кругозора в сфере политико-властных отношений. Она направлена на анализ явлений и процессов внутренней и международной жизни;
§ мировоззренческая функция означает не просто усвоение новой информации, но и выработку на этой базе собственных взглядов, позиций, убеждений. С этой функцией по сути связаны и ряд других: оценочная (оценочные суждения о значимости и приемлемости или неприемлемости тех или иных политических факторов), социализирующая (приобретение навыков анализа явлений политической жизни, формирование политической культуры, умение понимать и реализовывать свои политические интересы, гражданские права и обязанности);
§ прогностическая функция отвечает на вопрос «что», т.е. что может быть в результате развития анализируемых событий, принятия политических решений и т. д. Политологический прогноз позволяет определить возможность перспективного развития, моделировать политические процессы и явления, проводить предварительную экспертизу важных политических решений и т. д.;
§ инструменталистская функция, по сути, будучи продолжением предыдущей, дает ответ на вопрос «как», т.е. как следует действовать политическим субъектам, чтобы достичь нужного результата.
Чітке визначення поняття «Біхевіоризм»
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Основано в 1910-х годах Джоном Уотсоном.
Основні етапи становлення та розвитку політології як науки
· Період накопичення знань про світ політичного
· Уявлення про суспільно-політичний лад в часи Стародавнього Сходу та Античності
· Особливості розвитку політичної думки в часи Середньовіччя та в Новий Час
· Класичний період у розвитку політології
· Сучасний етап розвитку політології
На протяжении длительного исторического периода политическая наука была органично вплетена в единую ткань обыденных пол.-их представлений, религиозных и философски-этических взглядов. Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, во II—I тысячелетиях до н.э. у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов. Аристотель трактует пол-ую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо. Учитывая огромные заслуги Аристотеля в развитии пол-ой мысли, его нередко называют родоначальником, отцом пол-ой науки. Однако это не совсем так, поскольку становление пол-гии — длительный процесс, в котором соседствуют истина и заблуждение, глубокие проникновения в сущность пол-их явлений и поверхностные, исторически ограниченные и прямо ошибочные суждения, например утверждение Аристотеля о неполитичности рабов по своей природе. Пол-ие исследования Аристотеля, как и его предшественников, еще не выделились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями. Впоследствии пол-ая мысль постепенно освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Наиболее четко размежевание пол-ой науки, философии и этики осуществил Макиавелли. Он выделил пол-ие исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил пол-ие процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы гос-ва и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения пол-гии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению пол-их исследований решению реальных задач борьбы за власть и ее удержание. Свое дальнейшее развитие пол-ая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Берка, Милля,, Маркса, Энгельса, Ленина и других мыслителей. 1857г – первак пол.-ая кафедра по изучению проблем политики, в Колумбии. С этого момента идет отсчёт п., как теоретической и учебной дисциплины. В последующие десятилетия 19в и в 1-ой пол. 20 п.становится общепризнанной дисциплиной в большинстве европейских и др. Индустриальных стран (США, Канада, Австралія). Во 2-й пол. 20 в, после крушения социалистической си-мы, п.признаётся в большинстве стран. А в Украине п.приобретает статус теорие-ой и учебной дисциплиины в 90гг 20 в. Без знаний законов политологии не может существовать современное общество.
Пол.мысли возникают в древности, т.к.с появлением гос-ва проблемы пол.власти, гос.строя требует теоретического осмысления. Пол.идеи того мира были частью общефилософских концепций каждого мыслителя. Основные черты пол.идей:1) носятприкладной хар-р: представляют собой советы, кот.мудрецы давали правителям. Это конкретные советы по проблемам пол-ой деят-ти. 2) политико-этический: существуе этико-поли.подход. Конфуций: «Правитель должен быть благородным мужем». Власть должна служить правителю. Деят-ть правителя должна быть нравственной, главная задача правителя – забота о гос-ве и подчинённых. Политика не существует отдельно. Конфуций задает вопрос: «Каким должен быть правитель?». Эти проблемы актуальны и до сих пор. Период античной Греции и Рима – решающий. В античное время мир был больше связан, чем сейчас. Возникают первые рациональные идеи (Платон и Аристотель). Им пренадлежит заслуга разработки первых рацион-ых теор-их идей. Главными проблемами того периода были: власть, политка, гос-во, как возникает гос-во и почему, фомы гос-го правления, какая из форм правления лучшая, как возникает гос-во и почему. Платон жил в бурное время, для Афин. Основные положения Платона: политика рассматривается с точки зрения этики, т.е. безнравственной политики существовать не должно. Задача политика – забота о всеобщем благе. П.: «Справедливость ценится дороже золота». Реально существующее гос-во – это воплощение абсолютной, божественной, космической идеи. Он разработал идею гос-ых форм. Он первый описывает идею об идеальном гос-ом устройстве, в кот.воплощена соц-ая справедливость. Она заключается в том, что каждый класс (философы и правители, воины, рабочие) занимаются своим делом, т.е.в идеальном гос-ве должны править философы. Из реально существующих гос-ых форм по мненю П.явл.аристократия, т.е. правление лучшими. Идеальное гос-во: 1.аристократия. 2 тимократия(правление воином) 3. олигархия («власть денежных мешков», т.е. власть принадлежит богатым. 4. демократия (правление народом, наилучшая форма правления с др. стороны наихудшая). 5. тирания (наихудшая форма правления). В основе превращения форм гос-го правления лежит порча нравов.
В Персии родоначальником формирования рационально-логических воззрений был Заратустра (Зороастра). Это от него идет мысль о противоборстве в мире двух начал — добра и зла. В такой борьбе и состоит положительный смысл и цель человеческого существования, его бытия. В конечном счете, говорил Заратустра, победа будет за добром, несмотря на временное торжество зла. Государство же должно быть воплощением светлого небесного царства и защищать подданных от зла.
А вот в древнем Китае государство рассматривали как посредника между богом и людьми, которые делились по мысли Конфуция, на «благородных» и «мелких людишек». Конфуций, пожалуй, был первым мыслителем, который пытался теоретически осмыслить интегрирующую и регулирующую роль традиции не только в обществе, но и в отношениях общества и власти. Мудрый правитель, согласно Конфуцию, управляет с помощью «ли». «Ли» - это и традиция, и обряд, и ритуал, и обычай, и история, и древность. Опора на традиции, ритуал и порядок и сегодня доминирует в политической культуру Китая.
Политическая и экономическая раздробленность, феодальная междоусобица. Вызрела необходимость концентрации политического господства в руках сильной власти. На политической арене две силы: церковь и европейские короли. Каждая из сил несет в себе частицу романского наследия с одной стороны и германского с другой. И как две частицы одного целого они интегрируются; но, являясь и самостоятельными величинами стремящимися к завоеванию, к сосредоточению, каждый в своих руках власти и противостоят друг другу.
Политическая мысль противоречива и развивается, концентрируясь вокруг:
1. обоснования необходимости усиления абсолютной власти монархов;
2. поиска средств ограничения сильной центральной власти;
3. определения приоритета власти – духовной или светской.
В Средневековье политическое знание существовало в религиозно-этической форме, и развивалась усилиями богословов. Христианская мораль влияла на общественные отношения.
Эпоха Нового времени – эпоха модерна, эпоха ранних буржуазных революций (Нидерландская, Французская и Американская революции). Главная пол.-ая идея – проблема происхождения гос-ва. Концепция «Происхождение гос-ва в результате общественного договора» - англ..мыслитель Томас Гоббс. Главная идея: «Гос-во создаёт не Бог, а люди, в рез-те общественного». Периоды 1. естественное состояние человечества. 2. государственное состояние человечества. Естественное состояние: обществом, т.е. людьми управляют з-ны природы (каждый хочет выжить). Регулятором явл сила (выживает сильнейший). «Борьба всех против всех», - Гоббс. Существует инстинкт самосохранения. Общие положения: 1. естественное состояние – период хар-ся господством з-ов природы, регулятором отношений выступает сила. Необходимость выживает по всеобщей борьбе за соц-ые ресурсы. Угроза взаимного уничтожения заставляет их передавать час свободы коллективному органу, созданному ими – государство. Для Гоббса наилучшей формой гос-го устройства абсолютную монархию, иначе сила, боязнь санкций заставляет людей соблюдать з-ны. Дж. Локк – сторонник конституционной монархии, задача кот.обеспечить свободу людей в том числе право на жизнь, частную собственносчть и др. чтобы гос-во не превращалось в диспотию, тиранию необходимо разделение властей на законодательную и исполнительную. В этот период политология наукой ещё не явл. В 18в идею общественного договора разраб-т франц. Философ ЖЖ.Руссо. Вражда появляется, когда возникает собственность. Гос-во возникает вследствие общественного договора. Монтескье – основные идеи: гос-во и формы гос-го правления. Какой должна быть форма наилучшего гос-го правления?- его проблема. Анализируя некоторые формы гос-го правления (демократия, монархия, республиа, абсол монархия) он утверждает, что форма управления зависит от географических факторов, от размеров территорий: небольшая тер для демократии, средняя для конст-ой монархии, большая для тиранической монархии. Для демократии необходимо разделение труда на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых имеент свои институты полномочий, должностных лиц. Суд власть должна возвышаться над закон-ой и исп-ой. Идеи Монтескье (разделение властей) легли в основу констит-го устройства большинства стран мира. Впервые они легли в основу конституции США и Франции.
Марксистско-ленинская концепция политики исходила из признания экономического базиса первоосновой политической надстройки, классовости политики, которую определяла как область отношений между большими массами людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти, обосновала ведущее место и роль пролетариата в политической и общественной жизни, его диктатуру и т. д.
На современное состояние политологии большое влияние оказывают труды ранее не издававшихся отечественных мыслителей - Н. Бердяева, А. Богданова, С. Булгакова, И. Ильина, П. Новгородцева, С. Франка и других, а также зарубежных ученых - Т. Адорно, 3. Бжезинского, М. Вебера, Е. Вятра, М. Дюверже, К. Мангейма, X. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса и многих других.






