· Основні ознаки президентсько-парламентської республіки
· Основні ознаки парламентсько-президентської республіки
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентом.
Президентсько-парламентська (напівпрезидентська) республіка (Франція, Польща, Україна, Росія) характеризується подвійною підзвітністю уряду — президентові і парламенту. Ця форма правління поєднує сильну президентську владу з ефективними можливостями контролю за урядом з боку парламенту. З одного боку, президент має широке коло повноважень: є головою держави, головним командуючим, має право відкладального вето щодо рішень парламенту, призначає прем'єр-міністра, може розпустити парламент і призначити нові вибори, запровадити надзвичайний стан тощо. Водночас парламент має можливість контролювати діяльність уряду і прем'єра через слухання важливих питань, звітів, затвердження бюджету країни, винесення вотуму недовіри (резолюції догани) уряду і президенту (імпічмент).
Правовыми признаками парламентско-президентской республики являются: 1) компетенционное преимущество парламента в формировании правительства; 2) юридическая ответственность правительства перед парламентом и сложение своих полномочий перед новоизбранным парламентом; 3) наделение главы государства правом роспуска парламента по конституционно определенным основаниям; 4) существенные полномочия президента: во внутренней и внешней политике, функционально связанные со сферой исполнительной власти, с его возможностью вмешательства в нормотворческий процесс (право законодательной инициативы, отлагательного вето и издания актов, имеющих силу закона).
Чітке визначення поняття «Правова держава»
Правовыми признаками парламентско-президентской республики являются:
1) компетенционное преимущество парламента в формировании правительства;
2) юридическая ответственность правительства перед парламентом и сложение своих полномочий перед новоизбранным парламентом;
3) наделение главы государства правом роспуска парламента по конституционно определенным основаниям;
4) существенные полномочия президента: во внутренней и внешней политике, функционально связанные со сферой исполнительной власти, с его возможностью вмешательства в нормотворческий процесс (право законодательной инициативы, отлагательного вето и издания актов, имеющих силу закона).