Анкета «Ориентация»
И.Л. Соломин
Анкета разработана петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным. Она пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке.
Тест Соломина применяется для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей. Методика проста в обращении, не требует специальных психологических знаний. Время тестирования занимает 10-15 мин. Методика включает анкету 'Ориентация', уточняющую интересы и способности личности и карту профессий, дающих подробную информацию о различных видах профессий.
При создании анкеты учитывалась классификация Е. А. Климова о пяти типах людей: Человек – Техника,
Человек – Природа,
Человек — Знаковая система,
Человек — Художественный образ,
Человек - Человек.
Анкета будет полезна как тем, кто находится в поиске работы, так и тем кто затрудняется выбрать конкретную профессию. Опросник может использоваться специалистами по подбору персонала для анкетирования клиента с учетом возможностей дальнейшего трудоустройства, а также в отделе кадров, при приеме на работу, на учебу и т.д.
Инструкция. В первой части ("Я хочу") вы можете оценить по 4-х бальной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты предназначена для определения сферы ваших профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.
Во второй части ("Я могу") вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения ваших представлений о своих профессиональных способностях.
Напротив каждого высказывания поставьте цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 – вовсе нет,
1 – пожалуй так,
2 – верно,
3 – совершенно верно
Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 | Обслуживать людей | 0 1 2 3 |
|
Заниматься лечением | 0 1 2 3 | ||
Обучать, воспитывать | 0 1 2 3 | ||
Защищать права и безопасность | 0 1 2 3 | ||
Управлять людьми | 0 1 2 3 | ||
2 | Управлять машинами | 0 1 2 3 |
|
Ремонтировать оборудование | 0 1 2 3 | ||
Собирать и налаживать технику | 0 1 2 3 | ||
Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи | 0 1 2 3 | ||
Заниматься строительством | 0 1 2 3 | ||
3 | Редактировать тексты и таблицы | 0 1 2 3 |
|
Производить расчеты и вычисления | 0 1 2 3 | ||
Обрабатывать информацию | 0 1 2 3 | ||
Работать с чертежами, картами и схемами | 0 1 2 3 | ||
Принимать и передавать сигналы и сообщения | 0 1 2 3 | ||
4 | Заниматься художественным оформлением | 0 1 2 3 |
|
Рисовать, фотографировать | 0 1 2 3 | ||
Создавать произведения искусства | 0 1 2 3 | ||
Выступать на сцене | 0 1 2 3 | ||
Шить, вышивать, вязать | 0 1 2 3 | ||
5 | Ухаживать за животными | 0 1 2 3 |
|
Заготавливать продукты | 0 1 2 3 | ||
Работать на открытом воздухе | 0 1 2 3 | ||
Выращивать овощи и фрукты | 0 1 2 3 | ||
Иметь дело с природой | 0 1 2 3 | ||
А | Работать руками | 0 1 2 3 |
|
Выполнять решения | 0 1 2 3 | ||
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать | 0 1 2 3 | ||
Получать конкретный практический результат | 0 1 2 3 | ||
Воплощать идеи в жизнь | 0 1 2 3 | ||
Б | Работать головой | 0 1 2 3 |
|
Принимать решения | 0 1 2 3 | ||
Создавать новые образцы | 0 1 2 3 | ||
Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать | 0 1 2 3 | ||
Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать | 0 1 2 3 |
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.
Я могу (способен, умею, обладаю навыками):
1 | Знакомиться с новыми людьми | 0 1 2 3 |
|
Быть чутким и доброжелательным | 0 1 2 3 | ||
Выслушивать людей | 0 1 2 3 | ||
Разбираться в людях | 0 1 2 3 | ||
Хорошо говорить и выступать публично | 0 1 2 3 | ||
2 | Искать и устранять неисправности | 0 1 2 3 |
|
Использовать приборы, машины, механизмы | 0 1 2 3 | ||
Разбираться в технических устройствах | 0 1 2 3 | ||
Ловко обращаться с инструментами | 0 1 2 3 | ||
Хорошо ориентироваться в пространстве | 0 1 2 3 | ||
3 | Быть сосредоточенным и усидчивым | 0 1 2 3 |
|
Хорошо считать в уме | 0 1 2 3 | ||
Преобразовывать информацию | 0 1 2 3 | ||
Оперировать знаками и символами | 0 1 2 3 | ||
Искать и исправлять ошибки | 0 1 2 3 | ||
4 | Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи | 0 1 2 3 |
|
Разбираться в литературе и искусстве | 0 1 2 3 | ||
Петь, играть на музыкальных инструментах | 0 1 2 3 | ||
Сочинять стихи, писать рассказы | 0 1 2 3 | ||
Рисовать | 0 1 2 3 | ||
5 | Разбираться в животных или растениях | 0 1 2 3 |
|
Разводить растения или животных | 0 1 2 3 | ||
Бороться с болезнями, вредителями | 0 1 2 3 | ||
Ориентироваться в природных явлениях | 0 1 2 3 | ||
Работать на земле | 0 1 2 3 | ||
А | Быстро выполнять указания | 0 1 2 3 |
|
Точно следовать инструкциям | 0 1 2 3 | ||
Работать по заданному алгоритму | 0 1 2 3 | ||
Выполнять однообразную работу | 0 1 2 3 | ||
Соблюдать правила и нормативы | 0 1 2 3 | ||
Б | Создавать новые инструкции и давать указания | 0 1 2 3 |
|
Принимать нестандартные решения | 0 1 2 3 | ||
Легко придумывать новые способы поведения | 0 1 2 3 | ||
Брать на себя ответственность | 0 1 2 3 | ||
Самостоятельно организовывать свою работу | 0 1 2 3 |