Географическое направление в социологии и его критика

 

Степень воздействия природы на общество столь велика, что это послужило основой появления целого направления в социологии — географического детерминизма. Его сторонники полагали, что развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов.

Дань этому направлению отдавали многие мыслители: Платон, Аристотель, Бокль, Л. Мечников, Риттер и др. Так, например, Бокль, Монтескье, Реклю считали, что развитие народов определяется в первую очередь местным ландшафтом, почвой, климатом, пищей. Характерно такое высказывание французского писателя, ученого Ш. Монтескье: «Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Английский ученый Г. Бокль объяснял наличие рабства в Индии соответствующим жарким климатом, влияющим на психику индусов.

Разумеется, в подобной прямолинейности немало преувеличенного, а то и политически заказного (Индия в то время была колонией Великобритании!). Однако есть в подобных характеристиках и меткие наблюдения о влиянии природы на поведение, психику отдельных людей и этнических групп. Внимательно анализируя историю развития различных стран и этнические особенности народов, нельзя не отметить у последних зависимости от тех или иных природных, климатических условий.

Влияние географического фактора, этнических особенностей населения на развитие общества необходимо учитывать. Это позволит обществу более эффективно строить свою политику с учетом природных особенностей. Другое дело — возведение географического фактора в абсолют! Крайности в науке, как и в любом деле, только вредят.

Интересной и оригинальной является «океаническая концепция» Л. Мечникова (1838—1888), родного брата известного русского ученого, лауреата Нобелевской премии И. Мечникова.

В своей работе «Цивилизация и великие исторические реки» Мечников разделяет законы природы и законы общества. В ней же определяются такие понятия, как общественность и общество. Общественностью Мечников Л. И. называет организацию, возникающую на начальных этапах развития органического мира. Общество же он представляет как нескольких человек, объединивших свои усилия в совместной деятельности для достижения общих целей. По мнению данного ученого развитие социологии может быть осуществлено при наличии двух условий. Во-первых, при выявлении специфики социальных законов. Во-вторых, при определении критериев социального прогресса с точностью биологической науки. Мечников Л.И. пишет, что в органическом мире основным является закон борьбы за существование, а социальном мире главенствует закон солидарности и сотрудничества. Он выделяет три типа солидарности: подневольная (принудительная), подчиненная, добровольная. Мерилом социального прогресса Мечников Л.И. считает степень свободы и добровольности объединений людей.

Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой главным является географический фактор. Природа определяет ход истории, общество способно к солидарности при освоении ее богатств. Первые цивилизации возникают воль рек таких, как Нил, Тигр, Ефрат, Инд, Ганг. Главным природным факторов, по мнению Мечникова Л.И. является вода. Исходя из этого, он выделяет три эпохи в ходе истории:

1. Речная (период создания древних государств по берегам рек);

2. Морская или среднеземноморская (цивилизации создаются вокруг морей);

3. Океаническая (всемирная эпоха, начавшаяся с открытия Америки).

Ключевский В.О. как представитель географического детерминизма, большое внимание уделяет влиянию природы на начальной стадии развития человеческого общества. В русской истории он выделял четыре стадии:

1. Русь Днепровская, городовая, торговая (VШ-ХШ века).

2. Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-землевладельческая

(ХШ-середина ХVвека).

3. Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно- землевладельческая (конец XV- начало ХVII века)

4. Всероссийский период, императорско-дворянская, фабрично-заводская (конец XVII- начало XIX века)

Ключевский В.О. выделил так же и пятую стадию, которую он назвал периодом правового государства. Этот период должен был наступить после отмены крепостного права и реформ. Ключевский В.О. выделял феномены России: миграция, подчинение государственному аппарату, бюрократия, медленное раскрепощение. Он верил, что его отчество станет сильным государством, авторитетным в мире, с высоким уровнем культуры и образования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сторонники географического детерминизма считали главным в развитии человеческого общества географический фактор.

Географический детерминизм, начиная уже с 17 века, постоянно испытывал критику, как западных ученых, так и историков-марксистов. И. Сталин в работе «О диалектическом и историческом материализме» подверг эту теорию жесткой критике. Многие западные ученые высказывали мнение, что геодетерминисткий подход дает основание для оправдания колониальной политики и расистских предположений (по подсчетам А.Тойнби, черная раса не создала ни одной цивилизации, желтая создала – три цивилизации, белая – 23. Теории, которые относятся к географическому детерминизму, можно оценивать по-разному. Но нельзя отрицать тот факт, что исследования в этой области помогли привлечь внимание ученых к осмыслению роли окружающей природной среды в развитии человека и общества.

В 21 столетии нет нужды подробно обосновывать тезис о несостоятельности абсолютизации географических факторов при объяснении социальных явлений. Об этом достаточно написано критических статей, начиная с 17 столетия. Сейчас скорее нужно быть обеспокоенным недооценкой этих факторов и в теории и в практике. Географическим фактором, как фактором, влияющим на возникновение и распространение религий, долго пренебрегали из-за боязни вернуться к географическому детерминизму. Новейшие исследования требуют все более серьезно подходить к роли природной среды при рассмотрении религиозных явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: