Классическое мальтузианство и неомальтузианство

 

Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Поэтому принято различать классическое мальтузианство и его позднейшие модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о "тщетности" усилий по преумножению средств существования людей, поскольку это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число потребителей.

В двадцатом веке ввиду обнаруженной несостоятельности "арифметической прогрессии" Мальтуса (объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем темпы роста населения) У. Томпсон (США), Г. Ражо (Франция), Э. Ист (США), К. Вит-Кнудсен (Дания) и некоторые другие, стремясь отстоять основные идеи классического мальтузианства, пытались показать, что теория Мальтуса не сводится лишь к "прогрессиям", что главным тезисом мальтузианства выступает именно "природный" характер демографического развития.

Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. В обыденном представлении его идеи трансформируются в отказ от детей в браке. Эта идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку "примирить" биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, "революционное зерно" мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о "половом влечении", отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.

Неомальтузианство не ограничивается чистой теорией, в своих практических рекомендациях это течение выделяет в первую очередь биологическую сферу воспроизводства человеческого рода и отодвигает на задний план как незначимые мероприятия по преобразованию, повышению эффективности экономики, подъему уровня жизни населения. Таким образом, неомальтузианство игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства людей. Ведущие современные демографы США оценивают воздействие именно на биологический механизм рождаемости, как "основной элемент" стратегических программ по отношению к народонаселению мира, на деле игнорируя необходимые общественные, экономические преобразования.



Заключение

В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.).

Общество – совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системой человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.



Список использованной литературы

 

Ахутин А.В., "Понятие природы в античности и в новое время"- М., ТК ВЕЛБИ 1988

Гиренок Ф.И. "Экология, цивилизация, ноосфера"- М., Прогресс, 1990

Ионцев В.А. Учебно-методические материалы по курсу "Экономика народонаселения и демография" Под редакцией д.э.н. В.А. Ионцева. М.,МГУ им. М.В.Ломоносова, 2002.

Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник.- Волгоград, Интерглосс, 1998.

Лукашевич В.К. Философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича.-М., Дрофа, 2000

Лавриненко В.Н. Философия: Учебник / Под ред. Лавриненко В.Н. – М., Прогресс, 2002.

Ткаченко А. "Выходит ли Россия из демографического кризиса?" "Социально-политическиий журнал" 5'96

Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. т.42. М., 1987 г.


[1] Лукашевич В.К. Философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича.-М., Дрофа, 2000.С. 301

[2] Лукашевич В.К. Философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича.-М., Дрофа, 2000. С. 303

[3] Лукашевич В.К. Философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича.-М., Дрофа, 2000. С. 304

[4] Ахутин А.В., "Понятие природы в античности и в новое время"- М., ТК ВЕЛБИ 1988, с 567.

[5] Гиренок Ф.И. "Экология, цивилизация, ноосфера"- М., Прогресс, 1990, с.308

[6] Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. т.42. М., 1987 г. С. 92

[7] Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник.- Волгоград, Интерглосс, 1998. С. 268

[8] Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник.- Волгоград, Интерглосс, 1998. с. 195

[9] Лавриненко В.Н. Философия: Учебник / Под ред. Лавриненко В.Н. – М., Прогресс, 2002. С.372

[10] Ионцев В.А. Учебно-методические материалы по курсу "Экономика народонаселения и демография" Под редакцией д.э.н. В.А. Ионцева. М.,МГУ им. М.В.Ломоносова, 2002. С. 136

[11] Ткаченко А. "Выходит ли Россия из демографического кризиса?" "Социально-политическиий журнал" 5'96



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: