Методика: Дифференциально-диагностический опросник

Профессиональная ориентация школьников

Цель: Определение профессиональных склонностей и предпочтений школьников

 

«Мотивы выбора профессии»

Мотив - это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть, мотив - это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию.

Выбор профессии предполагает наличие знаний о мире профессий в целом о своих способностях и интересах.

Существует ряд психолого-педагогических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую из профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. 

При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данной деятельностью. В этом случае получение новых знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность.
К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного.

А.В.Петровский продолжая идеи Леонтьева, ввел классификацию мотивов на внешние и внутренние

Схема 2

Классификаций мотивов и отношений по А.В. Петровскому

Мотивы

Отношения

Индивидуально ориентированные Социально ориентированные
«внешние» «могу» (осознание своих возможностей по отношению к возникающим задачам) «надо» (осознание социальных обязанностей)
«внутренние» «хочу» (напряжение потребностей) «должен» (принятие обязательств перед другими и самим собой)

Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируются с процессом выполнения задачи.

 Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, зарплата, призы, победа/проигрыш, давления конкурентов или руководителей вообще связываются с результатами.


Методика: «Мотивы выбора профессии»

Автор: Р.В. Овчарова.

При выборе профессии человек может руководствоваться следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и т.д. Методика позволяет определить, почему выбирается та или иная профессия и предвидеть, насколько успешно оптант будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.

Методика состоит из 20 вопросов.

Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной шкале на сколько то или иное утверждение повлияло на выбор профессии.

Шкала оценок:

 5 - очень сильно повлияло,

4 - сильно,

3 - средне,

 2 - слабо,

1 - никак не повлияло. «Приложение 1»

 Каждое из 20 утверждений, характеризует либо внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые мотивы, либо внешние положительные или внешние отрицательные мотивы.

Условные обозначения:

“И” - внутренние индивидуально значимые мотивы,

“С” - внутренние социально значимые мотивы,

“+” - внешние положительные мотивы,

“ -” - внешние отрицательные мотивы.

 Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.

 

Для несовершеннолетнего

Возраст 14 – 17 лет

Методика: Дифференциально-диагностический опросник.

Цель: Определение профессиональных склонностей и предпочтений школьников

Автор: Е.А. Климов.

Для предварительной в интиресах и склонностях учащихся можно использовать специальную анкету и деференциально – диагностический опросник, разработанный группой сотрудников ВНИИ профтехобразования под руководством Е.А. Климова в конце 60 –х – начале 70-х годов.

Диагностическая цель: Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». «Приложение 4»

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. «Приложение 5» Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.

Краткое описание типов профессий

I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

· животные, условия их роста, жизни;

· растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

· изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

· выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

· проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

· развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

· поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

· технические объекты (машины, механизмы);

· материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

· создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

· эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

· ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

· хорошая координация движений;

· точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

· развитое техническое и творческое мышление и воображение;

· умение переключать и концентрировать внимание;

· наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

· тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

· цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

· чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

· звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

· хорошая оперативная и механическая память;

· способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

· хорошее распределение и переключение внимания;

· точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

· усидчивость, терпение;

· логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является: художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

· создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

· воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

· размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

· художественные способности; развитое зрительное восприятие;

· наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

· знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются: люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

· воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

· медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

· бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

· информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

· защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

· стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

· устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

· доброжелательность, отзывчивость;

· выдержка;

· умение сдерживать эмоции;

· способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

· способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

· способность владеть речью, мимикой, жестами;

· развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

· умение убеждать людей;

· аккуратность, пунктуальность, собранность;

· знание психологии людей.

Время обследования не ограничивается. Хотя  следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе.

 

Литература:

  1. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 375с.
  2. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. - 300 с.

 

 

Ф.И.О______________________________________________________________________________

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов

I II III IV V
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  

 

Сфера "Человек - Природа".

Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют, что человек стремится выбрать профессии, в которых будет иметь дело с животными и растениями, биологическими и микробиологическими процессами (садовник, зооинженер, ученый агроном, рабочий-лесовод, лаборант-микробиолог и др.).

 

Сфера "Человек - Техника".

Она включает профессии, предметом труда которых являются технические объекты: машины, механизмы, материалы, энергия (крановщик, слесарь, инженер-технолог и др.).

 

Сфера "Человек - Человек".

В данной группе профессий предметом труда являются люди, группы, коллективы (медсестра, продавец, преподаватель, официант, врач, экскурсовод и др.).

 

Сфера "Человек - Знаковая система".

В данной сфере труд направлен на обработку информации (сведений), представленных в виде знаков, шифров, кодов, цифр, искусственных или естественных языков (телеграфист, архивариус, технический редактор, библиограф, переводчик, бухгалтер и др.).

 

Сфера "Человек - Художественный образ".

Объектом труда в данной сфере являются художественные образы, их части, элементы и свойства (маляр, чеканщик, композитор, писатель, актер и др.).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: