Причины кризиса в сфере жилищно-коммунального хозяйства

           Усть - Камчатского муниципального района

    

         В настоящее время ЖКХ находиться в кризисном состоянии. Одной из причин кризиса в отрасли жилищно-коммунального хозяйства Усть - Камчатского муниципального района является нарастание морально-технического износа жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры, тем­пы старения жилищно-коммунального комплекса опе­режают темпы его реновации и модернизации, что ведет к увеличению рисков возникновения крупных системных аварий. Это требует анализа и поиска наиболее эффективных путей реформирования ЖКХ, исходя из конкретных условий и специфики каждого муниципального образования.  

Основным направлением государственной политики в части повышения эффек­тивности бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство является переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства с од­новременным развитием системы адресных компенсаций (субсидий) на оплату жи­лищно-коммунальных услуг, финансируемых из бюджетов.

Статистические данные по Усть - Камчатскому муниципальному району в части среднедушевого дохода населения свидетельствуют о том, что 9.300 человек (49,7%) имеют доходы ниже прожиточного минимума.

Размер жилищной субсидии для всех категорий получателей (наниматели, собст­венники, члены жилищно-строительных кооперативов) должен зависеть от размеров со­вокупного дохода семьи и рассчитываться как полная компенсация разницы между:

- установленным размером платы для нанимателей жилых помещений по договору социального найма в пределах социальной нормы жилья в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг (и/или на основании показаний приборов учета);

- максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату жи­лищно-коммунальных услуг с учетом максимально допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.

Потребность в средствах для предоставления гражданам субсидий и льгот при оп­лате жилья и коммунальных услуг покрывается за счет бюджетов всех уровней. Предсказать изменения прожиточного минимума и полной стоимости жилищно-коммунальных услуг не представляется возможным. Они могут привести как к росту, так и к снижению потребности в средствах на жилищные субсидии.

Предполагается усовершенствовать принцип расчета жилищных субсидий, перей­дя к принципу расчета по одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой жилищной субсидии от размера совокупного дохода семьи.

В соответствии с проектами законодательных актов по упорядочению механизма предоставления льгот предполагается сохранить льготы либо ввести адекватный механизм предоставления субсидий вне зависимости от уровня доходов следующим категориям граждан: Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, полные кавалеры ор­дена Славы, инвалиды и участники Великой Отечественной войны и другим. Затраты на эти цели будут обеспечиваться за счет федерального бюджета.

Средства на предоставление льгот отдельным категориям граждан, которым льго­ты сохраняются независимо от уровня их доходов, составят в  2011 – 2014 годах  599,21 млн. рублей ежегодно.

Льготы военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц подлежат ком­пенсации из федерального бюджета. Потребность в средствах на эти цели составит ориентировочно 49,4 млн. рублей ежегодно. Часть этих средств будет направлена на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с программой социально-экономического развития Российской Фе­дерации на среднесрочную перспективу в части ре­формирования действующей системы льгот предусматривается пересмотр и отмена ря­да льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевод льгот, установленных для различных катего­рий работающих граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих), в форму денежных выплат [25, C. 154].

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Собственные же доходы местного самоуправления, то есть постоянные источники, поступления которых регулируются местной властью, не превышают одной четвертой части бюджета. Несмотря на принятые законы о местном самоуправлении, удельный вес местных и закрепленных налогов не достигает 70 % общей величины доходов бюджетов (без учета дотаций). Принятые Бюджетный, Налоговые кодексы мало улучшают доходную базу местных органов управления и не способствуют развитию их самостоятельности.

Объективная убыточность жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время диктует необходимость в средствах на покрытие убытков (обеспечение достаточности текущего финансирования). Традиционным источником этих средств является бюджет, в частности, доходы бюджета от использования муниципальной собственности. Однако часто муниципальная собственность используется нерационально, а реальные поступле­ния от нее в бюджет оказываются ниже возможных. Представляется целесообразным передать эту собственность непосредственно хозяйствующим субъектам, осуществляю­щим деятельность в сфере ЖКХ, одновременно освободив местный бюджет от бремени дотирования отрасли.

Так же, необходимо последовательно реализовать кадастровый учет жилья и законодательно установить принцип дифференциации платы за наем в государственном и муници­пальном жилищных фондах в зависимости от степени благоустройства, качества и мес­тоположения жилья.

Обеспечение финансовой стабильности жилищно-коммунального комплекса являет­ся основным условием формирования новых экономических отношений в этом секторе экономики и требует решения следующих задач:

- реорганизация муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйст­ва с целью обеспечения возможности их полноценного участия в новых экономи­ческих отношениях;

- ликвидация дотационного жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение ста­бильного и достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-ком­мунальных услуг.

В компетенцию органов государственной власти Камчатского края и органов ме­стного самоуправления Усть - Камчатского муниципального района вхо­дит инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющихся задолженностей пред­приятий жилищно-коммунального комплекса. Таким образом, финансовая стабилизация жилищно-коммунального комплекса зависит от тесного взаимодействия органов власти регионального и муниципального уровней.

Инвентаризация частного сектора в Усть - Камчатском муниципальном районе не проводилась бо­лее 15-ти лет. Поэтому достоверная информация о частных жилых домах и их состоянии прак­тически отсутствует. Технические паспорта многоквартирных жилых домов устарели и требуют обновления.     Не­обходимые финансовые затраты на проведение инвентаризации жилищного фонда Усть - Камчатского муниципального района оце­ниваются в 5 млн. рублей.

Учитывая дефицит средств в районном бюджете работы по инвентаризации жили­щного фонда займут по времени 3 года.

Стабильное и достаточное финансирование затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг может быть обеспечено совместными действиями корпорации предпри­ятий жилищно-коммунального комплекса и администрации Усть - Камчатского района по решению следующих задач:

- постепенный переход на полную оплату потребителями (в том числе, населе­нием) жилищно-коммунальных услуг (включая отчисления на капитальный ремонт);

- ведение учета роста потребности в средствах на предоставление жилищных суб­сидий гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной сферы;

- упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммуналь­ных услуг;

- исключение из платежей потребителями жилищно-коммунальных услуг пред­приятиям-поставщикам начислений, связанных с нерациональными расходами, кото­рые будут выявлены в ходе аудита и экспертиз тарифов (включая нерациональные расходы на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры);

- создание прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно-комму­нальные услуги и обеспечение расходов составляющих этих тарифов (амортизаци­онные отчисления, прибыль, расходы на модернизацию и развитие) строго по целе­вому назначению.

При этом предполагается, что собираемость платежей населения будет устойчиво сохраняться на уже достигнутом в Усть - Камчатском  районе     уровне 70%.

Достаточность финансового обеспечения предприятий, поставляющих жилищно-ком­мунальные услуги, может быть обеспечена только путем реализации принципа полного возмещения затрат каждому поставщику этих услуг.

Из вышеперечисленного следует, что именно низкая социальная и экономическая результативность проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства, необходимость включения населения в реформы ЖКХ обусловили потребность органов местного самоуправления Усть- Камчатского муниципального района в новой концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства и разработке программы развития ЖКХ Усть - Камчатского муниципального района.

    3.2 Разработка  программы развития жилищно-коммунального

          хозяйства Усть - Камчатского муниципального района

В настоящее время, на уровне органов местного самоуправления Усть - Камчатского муниципального района осуществляется решение следующих задач:

- обеспечение преобразований предусмотренных подпрограммой «Реформирова­ние и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на       2002 – 2011 годы в форме создания кор­порации предприятий жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального рай­она;

- отработка новых методов работы с лимитами на содержание переданного в му­ниципальную собственность жилищного фонда;

- развитие нормативно-правовой базы по реформированию жилищно-коммуналь­ного комплекса в рамках полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации;

- участие в разработке корпорацией предприятий жилищно-коммунального ком­плекса основных направлений модернизации отрасли в части жизненно важных для города систем;

- предоставление средств местного бюджета на модернизацию жилищно-комму­нального комплекса на безвозвратной и возвратной основах;

- предоставление гарантий и иных форм поддержки привлечения корпорацией жи­лищно-коммунальных предприятий г. Петропавловск-Камчатский заемных финан­совых средств;

- апробирование и развитие рыночных механизмов привлечения средств частных инвесторов для модернизации жилищно-коммунального комплекса и технического переоснащения служб.

Для реализации вышеизложенных преобразований предлагается программа реформирования жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского района путем создания корпорации предприятий жи­лищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального района, которая обеспечит скоординиро­ванную реализацию преобразований жилищно-коммунального хозяйства и проведение активной инвестиционной полити­ки.

Основной целью предлагаемой программы реформирования жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального района является финансовое оздо­ровление ЖКХ и освоение модели бездотационного экономического развития отрасли.

Основные цели программы совпадают с целями под­программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», федеральной целевой программы «Жилище» на    2002 – 2011 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797, и определяются как:

- повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования  жи­лищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения (за счет централизации управления основными финансовыми потоками и принятия корпоративных решений по вопросам инвестирования проектов в сфере ЖКХ);

- привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс (этому будет способствовать появление в отрасли предприятий с преимущественно частным капи­талом);

- улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с              одновременным сниже­нием нерациональных затрат (за счет обеспечения корпоративного контроля за эф­фективностью производственной деятельности отдельных звеньев корпоративной си­стемы, а также за счет проведения комплекса мероприятий по коренной модерни­зации основных фондов).

В качестве инструмента для достижения указанных целей и обеспечения возможно­сти устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса в рыночных условиях вы­ступит корпоративная система управления.

Основные задачи, стоящие перед органами местного самоуправления Усть - Камчатского муниципального района, администрацией Камчатского края и корпорацией предприятий жилищно-коммунального комплекса, заключаются в следующем:

- финансовом оздоровлении жилищно-коммунальных предприятий путем рест­руктуризации и ликвидации их задолженностей;

- доведении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня;

- жестком соблюдении установленных стандартов оплаты услуг населением;

- переходе от дотирования жилищно-коммунальных предприятий через граждан к предоставлению категориальных льгот малообеспеченным семьям путем персонифи­цированной адресной социальной помощи;

- ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

- снижении издержек, повышении качества и доступности жилищно-коммуналь­ных услуг;

- формировании инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления услуг;

- создании взаимосвязанных процедур тарифного регулирования для коммуналь­ных предприятий и локальных монополистов.

Также, в соответствии с подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищ­но-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой програм­мы «Жилище» на 2002 – 2011 годы, должны быть обеспечены государственная, региональная и муниципальная поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплек­са Усть - Камчатского муниципального района на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и гарантий по привлекаемым инвестициям.

По важнейшим направлениям реформирования и модернизации жилищно-комму­нального хозяйства муниципального образования должны быть разработаны соответствующие подпрограммы к общей муниципальной программе.

В целом, программные мероприятия предусматривают переход к новой экономичес­кой модели жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального района, которая нап­равлена на:

- коренное оздоровление финансовой ситуации в отрасли;

- создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресур­сов и повышения эффективности деятельности предприятий комплекса;

- привлечение частных инвестиций для реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса.

Программные мероприятия требуют скоординированной деятельности с одной стороны создаваемой корпорации предприятий жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального района, а с другой – органов государственной власти и местного самоуп­равления. Они предусматривают:

- обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса;

- формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммуналь­ного комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества предостав­ляемых услуг;

- всестороннюю поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу.

Ключевым моментом реформ в области жилищно-коммунального хозяйства является ликвидация разрыва между расходами и доходами предприятий отрасли, т.е. решение проблемы хронического недофинансирования и создание реальных предпосылок для перехода в режим бездотаци­онного финансирования.

Существуют два принципиальных пути сближения уровней рас­ходов и доходов:

-  снижение расходов,

-  повышение доходов.

В оптимальном варианте эти два пути должны сочетаться, и каждый из них характеризуется набором конкретных мероприятий.

В программе предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на двухстороннее движение к установлению баланса между расходами и доходами в жилищно-коммунальном хозяйстве.

При этом сохраняются прежние воздействия на уровень доходов ЖКХ, однако берется курс на снижение роли бюджетного дотирования. Также снижается роль повышения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами: поскольку предусматриваются воз­действия, способствующие снижению расходов, уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг будет расти при сохранении действующих тарифов. Появляется еще одна форма воздействия на уровень доходов жилищно-коммунального хозяйства – внебюджетная поддержка.

Главный упор будет делаться именно на мероприятия по снижению расходов.

Создание корпоративной системы управления отраслью позволит постепенно пере­нести бремя расходов по дотированию с местного бюджета на корпорацию предприя­тий жилищно-коммунального комплекса, привлечь на эти цели внебюджетные активы.

Пре­жде всего, это активная инновационная политика – разработка и внедрение техничес­ких новшеств, кардинально меняющих ситуацию в части нерациональных трат. Иннова­ционные проекты коснуться наиболее затратных видов деятельности ЖКХ и сущест­венно повлияют на стоимость жилищно-коммунальных услуг (а, следовательно, и на эко­номически обоснованные тарифы).

В условиях дефицита финансовых средств, при выборе инновационных проектов следует отдавать предпочтение тем, которые способны в сжатые сроки и при мини­мальных затратах кардинально изменить ситуацию в отрасли.

Следует отличать инновационные мероприятия, направленные на коренную модер­низацию систем ЖКХ и часто требующие принципиального пересмотра подходов к тех­ническим решениям, от мероприятий, направленных на поддержание систем в состоя­нии жизнеспособности (текущий и капитальный ремонты), а также от мероприятий с использованием новых технологий, которые преследуют цель улучшений при сохра­нении сложившейся системы.

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить то, что, собственно, инновационные мероприятия требуются тогда, когда сложившаяся систе­ма безнадежно устарела (с технической, ресурсной и иных точек зрения) и в принципе не способна эффективно решать поставленные задачи даже при условии внесения опре­деленных улучшений. Большинство проблем жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского района связано именно с бесперспективностью сложившейся системы и требуют инновационных решений.

Меньшее, но также значительное влияние на реальные расходы ЖКХ окажет модер­низация основных фондов. Техническое перевооружение отрасли позволит повысить эффективность производства, а также снизить затраты на содержание персонала и теку­щее обслуживание оборудования.

И, наконец, важную роль сыграют организационно-управленческие мероприя­тия, способствующие сокращению управленческого персонала, ликвидации многозвен­ности и внедрению новых экономических отношений между участниками процесса про­изводства.

К организационно-техническим мероприятиям можно отнести широкое внедре­ние приборов учета поставляемых коммунальных услуг. Это значительно выгоднее при­меняемых повсеместно нормативных методов. Очевидно, завышенные нормативы потре­бления являются источниками нерациональных расходов: платить приходится не за фак­тически потребленные услуги, а за те, которые якобы предоставил поставщик. С другой стороны, иногда нормативы оказываются заниженными (особенно для предприятий и организаций), когда при их разработке не учитываются некоторые объективные по­требности в коммунальных услугах. Тогда фактические расходы поставщиков не по­крываются доходами, и возникает необходимость дотирования.

Для этого предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению финансовой стабильности жилищно-коммунального комплекса.

Обеспечение финансовой стабильности жилищно-коммунального комплекса являет­ся основным условием формирования новых экономических отношений в этом секторе экономики и требует решения следующих задач:

- реорганизация муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйст­ва с целью обеспечения возможности их полноценного участия в новых экономи­ческих отношениях;

- ликвидация дотационного жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение ста­бильного и достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-ком­мунальных услуг.

В политике доходов берется курс на снижение роли бюджетного дотирования, также снижается роль повышения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами: поскольку предусматриваются воздействия, способствующие повышению уровня оплаты ЖКУ при сохранении действующих тарифов. В программе предусмотрена еще одна форма воздействия на уровень доходов ЖКХ – внебюджетная поддержка, которая включает:

- Организацию деятельности внебюджетной экономической системы поддержки жилищно-коммунального хозяйства.

- Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и
повышения качества жилищно-коммунальных услуг (в рамках корпоративной системы управления).

Выполнение программы целесообразно проводить поэтапно.

На первом этапе предполагается реализовать первоочередные мероприятия, рассчитанные на получение следующих результатов:

- проведение инвентаризации жилищного фонда Усть - Камчатского района с соз­данием соответствующей многофункциональной базы данных;

- инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюд­жетных организаций и других потребителей (в том числе, населения) перед пред­приятиями жилищно-коммунального комплекса;

- прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-ком­мунальные услуги;

- инвентаризация муниципального имущества, находящегося в безвозмездном поль­зовании жилищно-коммунальных предприятий;

- разработка бизнес проектов инновационного характера, направленных радикаль­ное снижение затрат при производстве и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, а также имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности муни­ципального образования;

- снижение размеров дотационного финансирования жилищно-коммунального ком­плекса;

- разработка и проведение комплекса мероприятий, направленных на реализацию на территории Усть - Камчатского района положений Федерального закона РФ «О то­вариществах собственников жилья»;

- создание реальных предпосылок для перехода на полноценные договорные от­ношения в жилищно-коммунальной сфере;

- совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жи­лищно-коммунальных услуг.

В ходе реализации первого этапа программы планируется также привлечение бюд­жетных ресурсов, а также средств отечественных и международных кредитных органи­заций для финансирования инновационных проектов в сфере ЖКХ  Усть - Камчатского  муниципального района. Также планируется:

- в основном завершить формирование законодательной и иной нормативно-пра­вовой базы;

- провести углубленный анализ технического состояния объектов жилищно-ком­мунального комплекса;

- осуществить комплексную экспертизу издержек и независимый аудит жилищ­но-коммунальных предприятий, являющихся естественными локальными монопо­листами.

На втором этапе предполагается обеспечить:

- приватизацию и концессию муниципальных предприятий жилищно-коммуналь­ного комплекса для обеспечения их полноценного участия в новых экономически условиях путем объединения в корпоративную систему управления;

- учреждение Центральной управляющей компании и передачу ей полномочий по управлению муниципальным жилищным фондом;

- развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;

- создание механизма регулирования естественных локальных монополий;

- развитие концессионных механизмов.

На третьем этапе предполагается силами корпорации предпри­ятий жилищно-коммунального комплекса реализовать стратегические мероприятия, на­правленные на устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муни­ципальных гарантий.

Корпорация предприятий жи­лищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального района должна обеспечить скоординиро­ванную реализацию этих подпрограмм и проведение активной инвестиционной полити­ки.

На основании вышеперечисленного, можно заключить, что основным критерием для включения в состав программы конкретных направлений и проектов послужила их приоритетность с учетом целей и задач социально- экономического развития страны. В связи с этим программа содержит проекты, реализация которых имеет не только региональное, но и общероссийское значение.

Предлагаемая программа направлена на консолидацию финансовых ресурсов корпорацией предприятий жилищно-коммунального комплекса для решения задачи модерни­зации отрасли, а также для повышения инвестиционной привлекательности комплекса и снижение рисков инвестирования с целью привлечения в жилищно-коммунальную сфе­ру частных инвестиционных ресурсов.

Залогом успешного проведения инвестиционной политики и модернизации основ­ных фондов должна явиться деятельность, направленная на формирование привлекательного инвестиционного климата.

Предоставление коммунальных услуг любым потребителям, включая бюджетные организации, должно происходить только на основе договорных отношений. В случае неоплаты коммунальных услуг бюджетными организациями должна признаваться кре­диторская задолженность соответствующего бюджета перед коммунальными пред­приятиями, учитываемая при планировании бюджета следующего года.

Переход к полноценным договорным отношениям в сфере коммунальных услуг в принципе невозможен без двух условий:

– включения в договора требований по качеству предоставляемых услуг;

– обеспечения надежного механизма фиксации отклонения значений параметров коммунальных услуг от установленных в договорах.

Наиболее важным является второе условие: без него выполнение первого окажется формальным. В настоящее время отклонения от нормы при поставке коммунальных ус­луг фиксируются по письменным заявлениям граждан. Достоверность информации дол­жна подтверждаться актом комиссии с участием представителя поставщика услуг. По­добная практика очень трудоемка, отнимает много времени у граждан и должностных лиц, не дает возможности цивилизованно разрешать конфликты. Она не способна эффек­тивно защищать интересы потребителей [37, C. 198].

Представляется целесообразным организовать контроль за качеством основных ком­мунальных услуг, предоставляемых населению, по следующим параметрам:

Холодное водоснабжение:

- бесперебойная подача воды (с нормативом по времени для допустимых в месяц отключений);

- давление на вводе в дом.

Горячее водоснабжение:

- бесперебойная подача воды (с нормативом по времени для допустимых в месяц отключений);

- температура горячей воды на вводе в дом;

- давление горячей воды на вводе в дом.

Теплоснабжение:

- температура теплоносителя на вводе в дом;

- перепад давлений между прямой и обратной сетями.

Электроснабжение:

- напряжение в сети на вводе в дом;

- частота на вводе в дом.

Отслеживание качественных параметров на вводе в дом позволит четко разделить ответственность поставщиков коммунальных услуг и эксплуатационных организаций, обеспечивающих подачу услуг индивидуальным потребителям.

Контроль за качеством коммунальных услуг будет сочетаться с количественным учетом. Это означает, что внедряемая система приборов учета (квартирных и обще­домовых) обеспечит одновременно оба направления. Такой принципиальный подход обуславливает жесткие требования к выбираемым моделям приборов учета. Они долж­ны обеспечивать возможность замера не только количественных, но и качественных параметров.

В Усть - Камчатском муниципальном районе предполагается реализовать модульную схему сбора и обработки информации, в соот­ветствии с ней, каждый многоквартирный дом оснащается управляющим контроллер­ным устройством с блоком сбора информации на переносные носители. Контроллер обеспечивает запросы приборов учета с установленной выборкой по времени и запись информации. Переносные носители накапливают полную информацию (например, за сутки), которая затем вводится в один компьютер (в соответствующей эксплуатиру­ющей организации). Таким образом, появляется возможность отслеживать полную кар­тину поставки коммунальных услуг в жилые дома, обслуживаемые данной эксплуати­рующей организацией. При переходе дома на обслуживание в другую организацию ме­няется лишь адрес доставки переносного носителя информации.

В рамках модульной схемы организуется сбор минимально необходимой инфор­мации по многоквартирному дому (или по группе близко расположенных небольших жилых зданий) с обеспечением передачи оперативных данных эксплуатирующим орга­низациям. В то же время, каждый отдельный модуль оказывается готовым к оснащению компьютером и радиостанцией, т.е. к соответствующему расширению возможностей ин­формационной системы. При этом внедрение схемы с использованием радиосвязи мо­жет быть отложено до изыскания достаточных финансовых средств.

Именно четкий контроль за количеством и качеством потребляемых коммунальных услуг может позволить осуществить реальный переход на полноценные и справедливые дого­ворные отношения с предприятиями локальными монополистами.

Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального ком­плекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы к задачам органов государственной власти в части реализации указанной под­программы относит следующие:

- создание законодательной, нормативно-правовой и методической базы для ре­формирования жилищно-коммунального комплекса, для проведения работ по его модернизации и для привлечения частных инвестиций;

- предоставление средств федерального бюджета на финансирование межрегио­нальных и особо важных проектов по модернизации и технологическим преобразо­ваниям жилищно-коммунального комплекса и тесно связанных с ним ресурсообеспечивающих энергетических комплексов на безвозвратной и возвратной основах;

- предоставление гарантий по привлечению заемных средств от международных финансовых организаций, а также иных форм поддержки привлечения частных за­емных средств;

- софинансирование реализации программы адресной социальной защиты насе­ления по оплате жилья и коммунальных услуг;

- создание и поддержка эффективных механизмов использования средств феде­рального бюджета для достижения целей подпрограммы;

- методическое руководство проведением эксперимента по введению персонифи­цированных социальных счетов граждан в ряде субъектов Российской Федерации и подведение его итогов;

- организация и проведение информационной работы среди населения;

- обеспечение контроля за реализацией подпрограммы с целью анализа ситуации, обобщения положительного и отрицательного опыта;

- организация взаимодействия с органами государственной власти и местного са­моуправления с целью координации хода реализации подпрограммы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Разработка Программы имеет целью повысить уровень обоснованности прогноза экономического и социального развития в области жилищно-коммунального хозяйства, определить основные направления и пути решения народно – хозяйственных проблем и наиболее эффективного использования ресурсов.

Ресурсное обеспечение программы определяется условиями ее реализации в тече­ние 2011 – 2014 годов. Затраты на реализацию программы складываются согласно следующих показателей:

- затраты на  модернизацию жилищно-коммунального комплекса,

- предоставление граж­данам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Затраты на модернизацию жилищно-коммунального комплекса в основном ориен­тированны на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспе­чения населенных пунктов (систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения). Учтены также ориентировочные потребности на работы по коренной модернизации с использованием новейших технологий.

С целью радикального снижения потерь питьевой воды планируется постепенная замена существующих водоводов на трубы с большим сроком службы по технологии «труба в трубе».

Приоритетными направлениями по сетевому хозяйству, модернизации мощно­стей систем тепло-, водоснабжения и канализации  являются:

- разработка и реализация проекта перевода системы теплоснабжения на газ ме­тан, синтезированный из местных ресурсов, главным образом, твердых бытовых отходов;

- внедрение модульных и блочных котельных (в п. Ключи и п. Козыревск);

- использование современных изолирующих материалов при передаче тепловой энергии;

- проведение ремонтно-восстановительных работ на аварийных объектах тепло­снабжения;

- очистка внутридомовых систем центрального отопления с использованием но­вейших технологий.

Наряду с указанными инженерными мероприятиями на объектах жилищно-ком­мунальной инфраструктуры требуется проведение следующих работ по модернизации жилищного фонда:

- ремонт, утепление и гидроизоляция наружных ограждающих конструкций зда­ний с одновременным повышением сейсмоустойчивости;

- установка в домах приборов учета потребления ресурсов: воды, тепловой энер­гии, электричества;

- модернизация подводных и внутренних систем отопления и горячего водоснаб­жения;

- использование экономичных приборов освещения и санитарно-технического обо­рудования.

Источниками покрытия затрат на модернизацию жилищно-коммунального ком­плекса являются:

        - средства бюджетов всех уровней,

 - средства предприятий жи­лищно-коммунального комплекса,

- частные заемные средства.

Потребность в средствах на реализацию настоящей программы должна уточняться на осно­вании прогноза на соответствующий год. Конкретные объемы средств и направление финансирования за счет средств федерального, регионального и муниципального бюд­жетов будут устанавливаться при утверждении бюджетов на соответствующий год.

Вопросы социальной защиты населения находятся в компетенции органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления. Предметом деятельности корпо­рации предприятий жилищно-коммунального комплекса станут информационное обес­печение и специальные мероприятия по снятию нагрузки на местный бюджет в связи с решением ряда социальных проблем.

Как было указано выше источниками покрытия затрат, связанных с предоставлением жилищных субсидий, а также установленных законодательством Российской Федерации льгот являются сред­ства бюджетов всех уровней.

Согласно подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммуна­льного комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, средства федерального бюджета будут выделяться на следующие цели:

- обеспечение поддержки проведения мероприятий по модернизации и реформи­рованию жилищного комплекса в сумме от 0,20 млрд. рублей до 0,89 млрд. рублей ежегодно;

- софинансирование обязательств по предоставлению гражданам жилищных суб­сидий за счет средств фонда софинансирования и/или фонда компенсаций до 5 млрд. рублей ежегодно;

- погашение части средств займов международных финансовых организаций и софинансирование соответствующих инвестиционных проектов.

За счет средств муниципального бюджета будут осуществляться расходы по:

- общему управлению реализацией настоящей программы;

- мониторингу проведения и оценки проектов, разработанных в рамках настоя­щей программы;

- содействию в проведении тендеров, нормативно-правовому и методическому обеспечению реализации настоящей программы муниципальным заказчиком.

Конкретные объемы средств, направления и формы бюджетного финансирования инвестиционных проектов в рамках настоящей программы будут устанавливаться при утверждении муниципального бюджета на соответствующий год.

Важнейшими, перспективными источниками финансирования проектов модерниза­ции и развития жилищно-коммунального комплекса должны стать частные инвестиции.

Муниципальный заказчик программы в лице администрации Усть - Камчатского района будет  осуществлять свои функции во взаимодейст­вии с задействованными в ее реализации подразделениями администрации муниципаль­ного образования, предприятиями, а также с корпорацией предприятий жилищно-ком­мунального комплекса и ее участниками.

Можно заключить, что программа направлена на решение неотложных социальных проблем жизнеобеспечения населения Усть - Камчатского муниципального района. Содержание проектов, раскрывающих цели и задачи программы, определено исходя из объективно складывающейся ситуации в социальной сфере Камчатского края с учетом задач и приоритетов государственной политики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: