Управление персоналом в районном отделе народного образования – целенаправленная деятельность начальника муниципального учреждения, а также заместителей руководителя и специалистов системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом. Аппарат управления включает начальника отдела, двух заместителей и 5 ведущих специалистов. В функции начальника отдела входят:
- непосредственно руководит отделом народного образования;
- направление деятельности заместителей начальника отдела;
- обеспечение взаимодействия с отделами администрации района, с районным и городским Советами депутатов, департаментом науки и образования администрации области;
- является распорядителем кредитов представляемых отделу, подписывает смету расходов и другие финансовые документы, определяет условия премирования и материального стимулирования труда работников отдела;
- осуществление руководства деятельностью аппарата отдела и подчиненными ему учреждениями;
|
|
- издание приказов, инструкций и распоряжений, организует контроль за их выполнением;
- осуществляет подбор и расстановку руководящих кадров ОУ района;
- председателем Совета РОНО, начальником гражданской обороны;
- обеспечение совершенствования учебно-материальной базы образовательных учреждений исходя из соответствующего уровня финансирования отдела;
- контроль ход выполнения намеченных программ по капитальному строительству и капитальному ремонту и др.
Непосредственно занимается управлением кадров заведующий, в обязанности которого входит:
- обеспечение образовательных учреждений района педагогическими кадрами, осуществляет контроль организации их учебы, повышения квалификации;
- организация работы отдела по целевому направлению выпускников сельских школ в педагогические учебные заведения, а также осуществляет отбор сельской молодежи для поступления на рабфак;
- направление деятельности отдела и администраций образовательных учреждений по вопросам правовой и социальной защиты учительства;
- координация работы дошкольных образовательных учреждений, по охране труда и технике безопасности, ГО и ЧС, лицензированию, методической службы, школ южной зоны;
- организация совместно с председателем райкома профсоюза работников народного образования разработку, принятие коллективных договоров и соглашений между администрациями образовательных учреждений и профсоюзными комитетами, контролирует их выполнение;
- обеспечение контроля исполнения приказов департамента науки и образования, постановлений главы администрации и решений районного Совета депутатов по вопросам образования, планов и программ, постановлений коллегии департамента, Советов РОНО, приказов по отделу по курирующим вопросам;
|
|
- стажировка молодых специалистов и др.
В своей деятельности сотрудники аппарата управления руководствуются типовым положением об образовательных учреждениях среднего профессионального образования[1] и об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования[2], а также положениями Национального проекта «Образование»[3] и др.
Исходя определения сущности управления персоналом РОНО и условий, в которых осуществляется этот процесс, формируется концепция управления персоналом. Правильная организация процесса управления улучшает качество трудовой жизни. В этом заключается сущность философии управления персоналом, которая является неотъемлемой частью философии организации. В отделе народного образования такого нормативного документа нет, что обусловлено небольшими размерами организации и отсутствием инициативы у сотрудников его создания.
Для максимальной эффективности использования кадрового потенциала нужна чётко разработанная кадровая политика. В организации она не разработана, что свидетельствует об отсутствии понимания её необходимости. В связи с отсутствием кадровой политики не регламентированы и важнейшие направления её формирования. Также в учреждении не разработана кадровая стратегия. В уставе отдела народного образования прописана задача и предмет деятельности последнего, но отсутствует определение целей организации.
Деловая оценка персонала представлена в виде аттестации персонала. По её результатам сотрудники соответствует занимаемой должности за последние 3 года. Такое отношение администрации к аттестации персонала отдела образования тормозит развитие сотрудников и не дает им возможность полностью реализоваться в своей сфере, что является недостатком управленческого аппарата и администрации города, и отдела образования.
Для изучения управленческих технологий в РОНО мы провели экспертный опрос, цель которого – выявить недостатки в системе управления персоналом. Оно обусловлено не только проходящей модернизацией кадровой службы, но и желанием самих сотрудников подробно рассмотреть процесс управления человеческими ресурсами. Для этого разработана анкета, в которой отражены управленческий, документационный и информационный аспект. (Приложение 1) В состав экспертной комиссии входили 5 сотрудников (2 заместителя начальника и 3 ведущих специалиста). Результаты экспертного опроса приведены в таблице 1.