Кустарные промыслы Нижегородской губернии./Сост. М.А.Плотников. Нижний Новгород, 1894. С.278

Отечество моё Нижегородское: книга для чтения./ Сост. Г.Камерилова. Нижний Новгород, 1997. С.256.

Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. Нижний Новгород, 1995. С.604

4. Труды Нижегородского педагогическо­го института. Краеведческий сборник. Т.1. Нижний Новгород, 1924. С.150-151.

История

Белякова А. Валькова Т.

Вначале XX века на нижегородской земле домотканая одежда почти вышла из употребления. Считалось модным шить наряды из дорогих покупных материалов. Даже повседневную одежду делали из фабричных х/б тканей: миткаля, ко­ленкора, кумача, китайки, ситца. Особенно полюбилась в этих местах плотная тёмно-синяя ткань, усыпанная яркими мелкими цветами и букетиками. Из неё шили рубахи, передники, сарафаны. Такие сарафаны назывались «русским платьем» и делались прямыми на лифе. Широкие полотнища собирались в складки или в мелкие сборки. Место пришива полотнищ к лифу часто украшалось вышивкой по сборкам. (Илл. 17) В будни «русское платье» носили с ситцевой мелкоузорной рубашкой традиционного кроя с широ­ким рукавом, сужающимся к кисти. В ряде случаев на пояс надевался передник из той же ткани. Платок на голову повязывали по-особенному — по кромке, так что весь рисунок платка был виден. (Рис.2)

В Нижегородской губернии старообрядческие семьи составляли значительную часть населения. В Безводном наряду с православным храмом был старообрядческий монастырь. В среде старообрядцев сохранился, благодаря их консервативности, более ранний вариант нижегородского костюма: косоклинный распашной сарафан. Ещё совсем недавно его надевали в качестве молельной одежды. Силуэт этого сарафана необычайно красив и пластичен. (Рис.1) Почти такого же кроя были в XVIII в. и праздничные косоклинные сарафаны, сшитые из дорогих шелков и украшенные по середине переда золотым позументом (галуном) или кружевом и множеством дутых пуговиц. Позже, к середине XIX века, их сменили круглые «москали» (прямые сарафаны) из шёлка, украшенные золотной бахромой только по подолу. К шёлковому сарафану в обязательном порядке полагалась шёлковая или парчовая нагрудная распашная одежда, называвшаяся по-разному: «душегрея», «епанечка», «холодник», «кафтанчик». Наиболее старинным считается вариант со свободно лежащими на спине фалдами, потом ткань стали фиксировать мелкими складками. А в середине XIX века уже носили кафтанчики и душегреи с крупными трубчатыми складками. (Илл. 7, илл. 8)

Девичьи и женские головные уборы Нижегородчины были необычайно богато украшены, стоили очень дорого и передавались из поколения в поколение. Поэтому их формы долгое время оставались неизменными, зато изменялся декор.

Например, с развитием золотошвейных промыслов вышивка на женских косынках становилась всё богаче и разнообразнее, хотя по форме этот головной убор относится к очень архаичным. (Илл. 11, илл. 12, илл. 13) В то же время девичьи повязки (илл. 26), изготовленные ранее, отличаются большим мастерством исполнения в сравнении с более поздними. Мужской костюм на рубеже веков представлял собой городской вариант. Приближенным к традиции оставался лишь крой косоворотки. (Илл. 6) Праздничные рубахи в Безводном шились из шёлка и сатина, украшались вышивкой крестиком по канве нитками под цвет поясов и носились с «тройкой»: брюками, жилеткой и тужуркой.

Как сшить нижегородскую рубашку

Предлагаем вам подробное описание и крой костюма: рубашки, сарафана, кафтанчика, повязки и украшения «ожерельи».

Перед раскроем рекомендуем шёлковые, льняные и х/б ткани выстирать, чтобы потом они не дали усадки в изделии. Обращаем также ваше внимание на то, что мы даём все размеры без припусков на швы, т.к. в традиционной одежде припуски на швы минимальны. Рубашка, которую мы описываем, сшита вручную из белой х/б фабричной ткани с мелким фактурным тканым рисунком (рукава), тончайшего белого батиста (манжеты) и белого миткаля (перед, спинка и ластовицы).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: