Международно- правовые акты регионального характера

Европейская социальная хартия, Европейская конвенция о защите

прав человека и основных свобод.

    Предусматривают право на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку.

Европейская конвенция об академическом признании

университетских квалификаций.

    Принята 14.12.1959 г. Предусматривает, что академическое признание университетской квалификации, полученной за границей, позволяет ее обладателю продолжать курс обучения в университете и получать следующие степени на тех же условиях, которые существуют для граждан государства, ратифицировавшего Конвенцию (в России в 1999 г.).

Европейская конвенция об эквивалентности дипломов,

ведущих к доступу в университеты.

    Принята 11.12. 1953 г. Устанавливает, что учащимся, успешно завершившим среднее школьное образование на территории одного из членов Совета Европы, должны быть предоставлены все возможности для поступления по своему выбору в университет, расположенный на территории других государств, входящих в указанную организацию. В этих целях государства, ратифицировавшие данную конвенцию, взаимно признают эквивалентность дипломов (в России с 17.09.1999 г.).

Европейская конвенция об эквивалентности периодов

университетского образования.

    Принята 15.12.1956 г. Государства признают любой период обучения в другом университете – государства члена Совета Европы – эквивалентным подобному периоду обучения в университете своей страны при условии выданного свидетельства и удовлетворительных результатах.

Лиссабонская конвенция (1997г., ратифицирована в РФ в 2000г.)

    Рекомендует странам-участницам признавать академические квалификации и соответствующие документы стран, подписавших конвенцию. Но рекомендации не имеют обязательной силы.

Двустороннее соглашение между РФ и Францией

      Признаёт эквивалентность французской степени доктора наук и российской степени кандидата наук. Однако, ввиду отсутствия прописанной процедуры эквивалентизации не является документом прямого действия.

Существуют договоры между странами относительно

ограниченного круга профессий

    Например, между Швейцарией и странами ЕС: соглашение, по которому дипломы врача, стоматолога, ветеринара, фармацевта, медсестры по общему уходу за больными, архитектора автоматически признаются в других странах без каких-либо дополнительных процедур.

Международные договоры и соглашения – документы Содружества Независимых Государств

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.

Принята 26.05.1995 г. Устанавливает обязательность и бесплатность начального и основного общего образования.

Соглашение о сотрудничестве в области образования.

Принято 15.05.1992 г. Предусматривает взаимное признание права граждан, входящих в СНГ, на получение образования на территории государства своего постоянного проживания.

Многосторонние и двухсторонние договоры и соглашения.

Например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики и Правительством РФ о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24.11.1998 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27.02.1996 г. и др..

Внутригосударственное законодательство.

Федеральный уровень.

Конституция Российской Федерации(Ст.43).

Принята 12.12.1993 г. Гарантирует каждому право на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных ОУ и на предприятиях. Каждый вправе не конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование. Основное общее образование является обязательным. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Право на образование является неотъемлемым элементом государственных гарантий в области социальной защиты населения, и государство, провозгласившее себя социальным, обязано обеспечить его реализацию.

Федеральные законы и законы субъектов Федерации

Закон РФ "Об образовании" (принят 10.07.1992 г.). Является общим, поскольку устанавливает основы правового регулирования образовательных отношений во всех отраслях образования, структуру системы образования, требования к содержанию образования, организацию образовательного процесса, принципы управления и др.

Закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (22.08.1996 г.), Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", Закон РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон РФ "О трудовых пенсиях" и др.

Подзаконные нормативные акты

Представлены

· Указами Президента РФ (например, об улучшении финансирования образовательных учреждений)

· постановлениями Правительства РФ (например, об утверждении типовых положений об образовательном учреждении, стипендиях, о концепции модернизации Российского образования от 29.12.2001 № 1756Р, национальный проект «Образование» от 03.03.2001 № 160),

· приказами Минобразования РФ (например, о порядке замещения должностей, об особенностях режима работы и времени отдыха педагогических работников от 27.03.2006 № 69)

Региональный уровень

· региональные законы «Об образовании»

· постановления Правительства СПб (сетевой план по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования от 27.12.2005),

· документы Комитета по образованию Правительства СПб (о системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений)

 

Локальный уровень

Локальные нормативные акты

Принимаются непосредственно в данном ОУ и распространяются только на сотрудников и обучающихся (например, правила внутреннего трудового распорядка, графики учебного процесса, учебные планы, положения о стипендиальном обеспечении, коллективные договоры. Они не должны ухудшать положения субъектов образовательных отношений по сравнению с нормативными актами более высокого уровня.

 

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОДЕРЖАНИИ

ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

(ФГОС общего образования нового поколения)

 

Русский и Иностранный языки – существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Значительно увеличен удельный вес предметов: введено обязательное изучение Русского языка в старшей школе и Иностранного языка со 2-го класса начальной школы.

Литература – значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функции предмета, существенно обновлен перечень изучаемых литературных произведений.

Математика – впервые введены элементы теории вероятности и статистики.

Информатика и информационные технологии – учебный предмет, органически соединяющий теоретические и прикладные аспекты, обеспечивающий всеобщую компьютерную грамотность, введен для изучения со 2 класса начальной школы.

Естествознание – усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области (Физика, Химия, Биология). На базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегративный курс Естествознание.

Биология – значительно расширено содержание раздела «Человек» (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности).

География – реализована новая концепция содержания географического образования с переходом от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу.

История – полнее раскрываются историко-культурные аспекты, роль человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического процесса.

Обществоведение – впервые его изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования; одновременно на базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы Экономика и Право.

Искусство – увеличен удельный вес данной образовательной области, предусматривается ее обязательное изучение в 9 классе, и по выбору – в старшей школе.

Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению.

ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Проблемы, вызвавшие необходимость пересмотра ФГОС профессионального образования заключаются в следующем.

С переходом экономики России на рыночные механизмы стало ясно, что выпускники учреждений ПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда.

Работодатели не желают «доводить» на рабочем месте молодых специалистов (это занимает не год, а 3-5 лет). Основная проблема в данном случае состоит в недостатке у выпускников не знаний, умений или навыков, а специфического умения исполнять обязанности в рамках основных профессиональных видов деятельности.

Профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию.

Система ценностных ориентаций, установок и мотивов учащихся учреждений СПО обладает существенной внутренней противоречивостью. Ведущим мотивом деятельности учащегося СПО является улучшение благосостояния (мотив материального благополучия), а мотивы самореализации и саморазвития, конкурентоспособности, повышения уровня образования, творческой и предпринимательской деятельности, стремления стать лидером занимают существенно более низкие места в иерархии мотивов. Учащиеся не ориентированы на практическую деятельность в условиях рынка труда и недооценивают роль собственной конкурентоспособности в современных социально-экономических условиях. Основное противоречие состоит в том, что желание добиться материального благосостояния (а в понимании учащихся это означает и социальную защищённость и жизненный успех) не подкреплено пониманием того, каковы пути достижения этой цели.

Произошли радикальные изменения в содержании всех профессий. Ряд профессий оказался невостребованным, в тоже время возникло много новых профессий. Эти изменения вызваны следующими причинами: переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда; падением спроса на неквалифицированный ручной труд; распространением автоматизированных систем управления производственными процессами; спадом массового производства; повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда; растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками; повышением уровня взаимодействия работников в коллективе; размыванием границ между профессиями и т.д.

 

СТРУКТУРА ФГОС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разделы:

1. Область применения.

2. Термины, определения, обозначения, сокращения.

3. Характеристика подготовки по специальности.

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников.

5. Требования к результатам освоения ОПОП.

6. Требования к структуре ОПОП.

7. Требования к условиям реализации ОПОП.

7.1.Общие требования к условиям реализации ОПОП.

7.2. Требования к организации учебной и производственной практик.

7.3. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса.

7.4.Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса.

7.5. Требования к финансовому обеспечению ОП.

7.6. Требования к материально-техническому обеспечению ОП.

8. Требования к оцениванию качества освоения ОПОП.

9. Приложение. Перечень профессий рабочих, рекомендуемых к освоению в рамках ОПОП.

10. Приложение. Базисный учебный план.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Общеобразовательные программы призваны обеспечить социализацию личности: формирование общей культуры, создание основы для сознательного выбора и освоения профессии (ст.9 п.2). Они подразделяются на программы (п. 3) дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Эти программы реализуются в ОУ соответствующих типов и являются преемственными (ст.17 п.1,3). Общее образование является обязательным (ст.19 п.3). Требование обязательности общего образования сохраняется до 18 лет (ст.19 п.4).

Обучающийся, достигший 15 лет может оставить ООУ до получения им общего образования по согласию родителей и местного органа управления образованием; в месячный срок должны быть приняты меры по трудоустройству или продолжению образования в иной форме (ст.19 п.6).

По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в ОУ оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

ОУ незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении (ст.19 п.7).

Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.

Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах (ст. 17 п.4).

Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения.

Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (ст.17 п.5).

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ 

ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Профессиональный модуль «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

 

Требования к практическому опыту.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений; составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы; организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.; организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром; организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении; проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; составления психолого-педагогической характеристики ребенка; наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах; обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции; осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений); оформления документации.

Требования к умениям.

Обучающийся должен уметь определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста; формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями; оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели; использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях; составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка; определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении; использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе; выразительно читать литературные тексты; петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать; отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики; анализировать занятия, наблюдения, экскурсии; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий.

 

Требования к знаниям.

 

Обучающийся должен знать основы организации обучения дошкольников; особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста; структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования; теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях; особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах; приемы работы с одаренными детьми; способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении; основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе; элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу; требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста; диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников; требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка; педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений; виды документации, требования к ее оформлению; особенности и методику речевого развития детей; развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений.

 

Требования к общим компетенциям.

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать
общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Требования к профессиональным компетенциям.

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями,   соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Организация мероприятий, направленных на укрепление
здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.1.Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: