Герменевтический круг-

Дивинации - искусственного «вживания» в душу автора текста;

Сравнения - сопоставления фактов, других данных

38. Психоанализ - комплекс психологических теорий и методов, предназначенных для объяснения роли бессознательного в жизни человека, а также один из методов психотерапии.

Бессознательное (особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека);

Сознательное (одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным

Неофрейдизм - направление в психологии, развившееся из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны. Последователи Фрейда считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия

Сверхкомпенсация - понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, "великие люди", отличающиеся исключительными способностями.

40. Постмодернизм — сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов современной цивилизации. В буквальном смысле слова "постмодернизм" — это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре.

Нарратив ", " текстуальност ь", " интертекстуальность " – это важнейшие понятия, которые используются постмодернизмом для описания современной реальности, основные слова его языка. "Ничто не существует вне текста" - утверждает Ж.Деррида

Децентрация – Постмодернизм подвергает критике центрированность как основной принцип европейской культуры Нового времени, рационального мышления модерна, которое отвергается как метафизическое.

41 Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках диалектики. В философской традиции диалектика есть учение о развитии. Само слово «диалектика» греческое по своему происхождению и в переводе означает «искусство вести беседу», а его употребление в философском смысле обычно приписывается Сократу: он понимал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, как способ ведения философского диалога, приводящий к истинным определениям понятий.

42 суб­станции — самостоятельной сущности, которая для своего суще­ствования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

бытие - это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя все сущее.

Материальное бытие существование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

И деальное бытие существование идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуализированного духов­ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

Ч еловеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и его бытие в материальном мире;

136

С оциальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

Н оуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

Ф еноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. monos - один, единственный).

Плюралистические (от лат. pluralis - множественный)

Монада - бесчисленные идеальные элементы бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом - как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе.

Закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы)

Синергетики - изучающая особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др.

43 Познание  есть специфический вид духовной деятельности  человека,

процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в

тесной связи с общественной практикой.

  Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы).

Познающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически

отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании

свою свободу.

Творчество –созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии.  

44. Научное знание представляет собой сложно организованную систему, которая объединяет различные формы организации научной информации: научные понятия и научные факты, законы, цели, принципы, концепции, проблемы, гипотезы, научные программы и т. д. Центральным звеном научного знания является теория.

Эмпирические объекты - это не просто любые чувственно воспринимаемые предметы реальности, а некие модели чувственных объектов, которые выступают заменителями первых (например, модель самолета не есть сам самолет), но также воспринимаются органами чувств, что обеспечивает наглядность, являющуюся важным моментом научного познания

Понимание факта в контексте обыденного познания как некое событие окружающего мира (факт - от лат. factum - сделанное, свершившееся) от научного факта.

Теоретический уровень исследования концентрирует в себе прежде всего процесс рационального познания, который начинается с отдельных понятий и суждений и завершается построением теории и теоретически обоснованных предположений (гипотез).

Теоретические законы - это законы ненаблюдаемых объектов

Идеалы и нормы исследования представляют собой признанные в науке требования к научной рациональности, выраженной в обоснованности и доказательности научных положений, а также способах описания и научного объяснения, построения и организации знания.

Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы и общества, возникающую в результате обобщения и синтеза основных принципов и достижений наук в данную историческую эпоху.

Под методом подразумевается упорядоченный и организованный способ деятельности, направленный надостижение определенной практической или теоретической цели.

Сфера научного знания, в которой изучаются возможности и границы применения различных методов исследования и являющаяся общей теорией научного метода, называется методологией науки

 Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления).Наблюдение как метод научного исследованиея- это не просто пассивное созерцание изучаемых предметов и процессов, оно носит деятельный характер и предполагает особую предварительную организацию его объектов, обеспе Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.Научный эксперимент является одним из видов практики. чивающую контроль за их "поведением".

Индукция - логическое умозаключение от единичного к частному и от частного к общему. Индуктивный метод используют при решении задач, связанных с систематизацией, классификацией, научным обобщением.

Объяснение - мыслительная операция, осуществляемая в целях выявления причинной зависимости, закономерности функционирования данного объекта с целью раскрытия его сущности. Объяснение представляет собой весьма сложную поисковую деятельность, которая не обходится без догадок, предположений, гипотез, возникающих в процессе интерпретации опытных данных.

Абстрагирование есть процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств, прежде всего существенных, общих.

 Особой разновидностью абстрагирования является процессидеализации, который представляет предельный переход от реально существующих свойств предметов к свойствам идеальным.

Формализация представляет собой отражение содержательного знания в знаково-символическом виде - формализованного языка, создаваемого на принципе взаимно-однозначного соответствия с целью исключения возможности неоднозначного понимания.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, в основу которой кладутся некие исходные положения - постулаты (аксиомы), из которых логически путем доказательства выводятся все остальные утверждения данной теории.

Дедукция - умозаключение, которое осуществляет переход от общего к частному, более конкретному знанию.

45 Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный) - философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания чувство, инстинкт, интуицию и т. п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишённой закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле.

  Ощущения  - возникли в процессе эволюции на базе раздражимости, которая имеется уже у простейших живых существ. Способность ощущения сформировалась в полной мере вместе с центральной нервной системой

Восприятие. Оно базируется на ощущениях и ранее приобретённом опыте. Восприятие можно рассматривать как синтез ощущений и сравнение возникающего образа с имеющимся жизненным опытом, зафиксированным в памяти

Представление - формируется на основе ощущений и восприятия, представляя собой мыслительные образы, не связанные непосредственно с объектом.

Рационализм (от лат. rationalis - разумный) - ступень познания, связана со способностью обобщения и формулирования понятий. То есть понятия являются начальной формой абстрактно-логического или рационального познания так же, как ощущения выступают начальной формой чувственно-образного отражения действительности

Суждение - это такая форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается. Например: «Сегодня идёт дождь» или «На экваторе не бывает зимы». В суждении, как правило, два или несколько понятий связаны единым смыслом.

Умозаключение представляет собой определённое рассуждение, в ходе которого на основании одного или нескольких суждений формируется новое суждение, логически вытекающее из предыдущих:

1. Началась сессия.

2. Студентам надо готовиться к экзаменам.

Второе утверждение является следствием первого.

46 Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления).Наблюдение как метод научного исследованиея- это не просто пассивное созерцание изучаемых предметов и процессов, оно носит деятельный характер и предполагает особую предварительную организацию его объектов, обеспе

Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.Научный эксперимент является одним из видов практики. чивающую контроль за их "поведением".

Измерение, операция, посредством которой определяется отношение одной (измеряемой) величины к другой однородной величине (принимаемой за единицу); число, выражающее такое отношение, называется численным значением измеряемой величины

Под анализом понимают разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения.

В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа.

Аналогия – подобие сходство каких-то свойств, признаков или отношений у раличных в целом объектов.

Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта, базирующего на взаимооднозначном соответсвии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта и включающее в себя построение модели, изучение его и перенос полученных сведений на моделируемый объект оригинал.

47 Абстрагирование есть процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств, прежде всего существенных, общих.

 Особой разновидностью абстрагирования является процессидеализации, который представляет предельный переход от реально существующих свойств предметов к свойствам идеальным.

Формализация представляет собой отражение содержательного знания в знаково-символическом виде - формализованного языка, создаваемого на принципе взаимно-однозначного соответствия с целью исключения возможности неоднозначного понимания.

Идеализация

48 Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение, будучи неадекватной формой знания, главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность практики и самого познания.
Ложь – преднамеренного искажения истины в корыстных интересах – и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации.

Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Это верное, правильное отражение действительности

Достижение истины – непосредственная цель познания в любой его форме.

Абсолютная истина понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом. Это гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему. Абсолютная истина – это также тот элемент знаний, который не может быть опровергнут: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т.д.

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, понятие о теплороде). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Догматизм - преувеличивает значение устойчивого момента. Для догматика – это истина в «последней инстанции», вечная и неизменная, в которой нельзя даже усомниться

Релятивизм – это абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: все в мире скоротечно, истина выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня может признаться заблуждением.
Соответствие знаний объектам и предметам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально знаковой форме (классическая концепция истины)

Понятие «действительность» трактовалось не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что просто имеет место, существует.

Когерентная (лат. cohaerentia – связь, сцепление) концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и др.). Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний. (есть еще диалект-мат, семантическая)

Прагматическая (греч. pragma – дело, действие) концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен и др.). В соответствии с принципами прагматизма истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.

Конвенционалистская (лат. conventio – соглашение) концепция истины (А. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.). В рамках этой концепции истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории.

Научная истина – это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: а) соответствовать исследуемой предметной области; б) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности

49 Человек – главный предмет философского исследования.

51 Научная революция — это перестройка оснований науки.

Онтологические основания науки представляют собой принятые в той или иной науке представления о картине мира, типах материальных систем, законах функционирования и развития и т. д.

Гносеологические основания науки — принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта и т. п.

Логические основания науки — принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий и утверждений и т. п..

Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки представления о методах открытия и получения знания, способах доказательства и т. п.. Ценностные или аксиологические основания науки — принятые представления о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в общей системе науки, о целях науки, научном прогрессе и т. д.

Рациональность (Лебедев: с. 169) — это тип мышления, обладающий свойствами: дискурсивности (языковой выразимости), определенности понятий (терминов), системности, обоснованности, рефлексивности.

52 систематичность - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

 теоретическую полноту, логическую правильность, подтверждение опытом, использование научных методов.

53 Под природой понимается совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культу­ры и цивилизации. Природа является объектом естествозна­ния.

54 Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.

Общество - это реальные субъекты исторического процесса, которые выступают в виде конкретных самодостаточных социальных организмов и имеют вполне определенные координаты в пространственно-временном континууме человеческой истории (именно их имеют в виду, когда говорят, например, о польском, российском или японском обществах).

Социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои («страты») по самым разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т. д.

Страта (слой, пласт) – это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. Основа и сущность социальной стратификации – в неравномерном распределении прав и привилегий, меры ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Статус – это положение в обществе в соответствии с возрастом, профессией, происхождением и т.д.

Престиж – это оценка определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении.

55 Гражданин — житель города, полиса в античной Греции. Интересно отме­тить, что в античном мире граждан, занятых делами города-государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т. е. как обыва­телей

Правовое государство — это не только власть и законы, но и общественный договор, т. е. готовность граждан испол­нять эти законы и реальная готовность и способность государ­ства уважать и защищать права граждан. Человек может быть лично не согласен с властью и законами, но он обязан их ис­полнять наравне с другими гражданами. Равенство в правах и обязанностях перед законом не только по вертикали, но и по горизонтали (т. е. социальные связи между людьми) представ­ляет собой важнейший принцип гражданского общества.

56 Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития.

В. С. Барулин:" движущие силы общества - это деятельность людей, раскрытая с точки зрения ее внутреннего механизма, ее факторов и причин".

Понятие"народ " является слабо разработанным в социальной философии. Признаками народа являются прежде всего участие в основной сфере общественной жизни - материально-производственной, а также частично и в духовной сфере; связь с прогрессивной направленностью исторического процесса; противопоставление правящим, высшим слоям общества; общая историческая судьба; общая вера, единая общенародная идея; общая историческая перспектива

57. Свобода и необходимость - философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и об-ва

 58 ОЭФ представляет собой совокупность производственных отношений, уровня производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе историческом развития.

 Вся история рассматривается как закономерный процесс смены ОЭФ.

Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы (орудия труда и люди с их умениями и навыками, их характер и уровень) и производственные отношения. Надстройка – государство, политические и общественные институты. К переходу от одной ОЭФ к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации (шумерская, вавилонская, минойская, эллинская/греческая, китайская, индусская, исламская, христианская).

  Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках (их количество около 30: американская, германская, русская и др.).

Культура – совокупность религий, традиций, материальное и духовной жизни. Культура – автономная, замкнутая, обособленная реальность. Цивилизация – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

59 Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.

60 Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: