Среда обитания организации

 

Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда и внешняя среда. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечить поддержание баланса между организацией и внешней средой путём создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а следовательно, обеспечить устойчивое существование организации.

Организации полностью зависимы от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.

В современной теории организации и менеджменте стали привычными утверждения о необходимости тщательного анализа внешней среды организации и процессов управления, хотя в рамках классических управленческих концепций больше внимания уделялось внутренним аспектам.

К этому менеджеров подталкивает логика общественного развития, не оставляющая места для замкнутости производства товаров и услуг, и закрытости рынка.

В системе факторов внешней среды организации обычно выделяют несколько уровней или слоев.

Первый слой - это тот, в котором непосредственно оперирует организация. Его называют деловой или функциональной средой. Факторы деловой среды прямо и непосредственно воздействуют на большинство аспектов деятельности организации и определяют технологию и стиль менеджмента. Сочетание факторов деловой среды уникально для каждой организации и поэтому значение их анализа и учета трудно переоценить.

Второй слой - общая или генеральная среда - включает факторы, которые оказывают косвенное влияние на деятельность организации и управление ею. Эти факторы примерно в равной степени воздействуют на организации одного региона или даже страны. Их влияние, как правило, непрямое, но может быть очень сильным.

Третий слой - глобальная среда - это так называемые «трансграничные» факторы, воздействие которых не связано с особенностями конкретного региона или страны.

Потребители - это индивиды и компании, приобретающие товары и услуги организации. Взаимодействие с потребителями в конечном итоге и определяет успешность деятельности современной организации.

Партнеры - это те, кто обеспечивает поступление необходимых для производства сырья и материалов, а также ресурсов, необходимых для нормального функционирования организации - поставщики. К партнерам относятся также те индивиды и компании, с которыми организация находится в кооперативных отношениях (вместе производят какой-то товар или предоставляют услугу) или сотрудничает с целью защиты общих интересов.

Регуляторы - это, как правило, государственные, региональные и местные органы, задающие конкретные правила, контролирующие и регулирующие деятельность организации. Это, например, министерство, выдающее лицензию, налоговая инспекция, органы пожарного и санитарного надзора и т.д. Это влияние может быть как стимулирующим, так и тормозящим деятельность и развитие компании. Классическим примером действия этого фактора является количество инстанций, которое необходимо пройти предпринимателю, чтобы зарегистрировать компанию или открыть новый бизнес в уже действующей компании.

Конкуренты - это организации, которые функционируют в той же сфере бизнеса и предлагают свои товары и услуги таким же группам потребителей нашей организации. Конкуренция - один из важнейших факторов развития современного бизнеса, оказывающий определяющее влияние на практически все стороны деятельности организации.

Профсоюзы. В странах с развитой экономикой фактическое влияние профсоюзов является довольно мощным. Принято считать, что профсоюзы оказывают определяющее влияние на социальную политику организации. Но во многих случаях оно затрагивает и другие аспекты деятельности компании - разработку стратегий, планирование и организацию работ, формирование и развитие структуры, реструктуризацию и т.д. В СССР (как и в любом тоталитарном государстве) профсоюзы фактически были встроены в административную систему, т.е. были фактором внутренней среды организации. В нынешней России же профсоюзы, являясь классическим внешним фактором, не настолько сильны, чтобы говорить о высокой степени их влияния.

Культура - история, традиции и обычаи, нормы и поведенческие модели, конфессиональная структура и система ценностей общества, в котором действует организация. Трудовая культура, отношение к меньшинствам, гендерные отношения, отношение к труду, деньгам, другим людям.

Экономика - степень развитости финансовых, трудовых и потребительских рынков. Уровень жизни и покупательная способность населения. Способ организации экономической жизни, степень государственного регулирования. Фискальная политика, развитие банковского сектора, экономическая инфраструктура. Валютное регулирование, инвестиционный климат; занятость и безработица, инфляция, цены, доступ к ресурсам и др.

Социум (социальные факторы) - демографическая, этническая, половозрастная и классовая структура страны, в которой функционирует организация. К важным социально-демографическим факторам относятся также старение населения в развитых странах, географическое распределение и плотность населения, его динамика и мобильность, а также степень развития образовательной системы и образовательный уровень людей.

Законы - общая легальная система страны, в которой оперирует организация. Конституция, гражданское законодательство, законодательное обеспечение инвестиций и вложения капитала. Трудовое законодательство; финансовое и налоговое законодательство.

Политика - распределение и концентрация власти; политическая система; политическая активность, стиль политической жизни в стране, в которой оперирует организация. Сюда же можно отнести наличие и силу так называемых групп влияния - борцы за права потребителей, за здоровый образ и безопасность жизни, экологические движения и т.д.

Технологическая среда - знания, информация, развитие науки и техники. Отражает степень развития производительных сил в целом. Важнейшие технологические изменения, оказывающие влияние на бизнес во всех странах - это технический прогресс, ведущий к появлению новых материалов и технологий, развитие информационных технологий, распространение ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Международная среда - это факторы, обусловленные такими мировыми тенденциями, как глобализация и интернационализация экономики, отраслевые сдвиги к сфере услуг и высоким технологиям, возрастание гибкости производства, рынков сбыта и продуктов, усиление конкуренции и сотрудничества. Сюда же можно отнести возможности для развития бизнеса компании в других странах. Указанные тенденции находят свое отражение как в международных договоренностях, так и в политике и стратегии организаций.

Все перечисленные факторы следует рассматривать в комплексной связи. Все они взаимозависимы, хотя наиболее общая тенденция такова: от ноосферы к деловой среде. Иными словами, действие факторов деловой среды - это производное от действия факторов общей среды, действие факторов общей среды - производное от глобальной, и действие всех их - производное от ноосферных процессов. Скажем, рынок труда (экономический фактор общей среды) сейчас находится под все усиливающимся влиянием глобализации и интернационализации (международный сектор глобальной среды). Успех в конкурентной борьбе - особенно в современной России - невозможен без учета политических факторов и использования современных технологий. Вся система факторов внешней среды пронизана такими связями и зависимостями, что создает громадные трудности для современного менеджера.

Комплексное воздействие всех факторов внешней организационной среды уже привело к огромным изменениям в теории и практике управления. К наиболее важным сдвигам, помимо смены общей парадигмы и философии управления, можно отнести следующие:

структуры организаций становятся все более плоскими и децентрализованными; крупные компании распадаются на более мелкие;

усиливается потребность в интеграции, обеспечиваемой единой корпоративной стратегией, культурой и финансовым контролем;

«горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», основанное на иерархии; это повышает роль инициативы, риска, независимости и способности к предвидению;

инновации, творчество, риск и долгосрочные ориентации становятся необходимыми компонентами управления;

стиль управления, ценности и поведенческие модели менеджеров смещаются от бюрократических к предпринимательским;

управленческие ценности, методы и модели управления становятся экоориентированными: любое решение принимается с «оглядкой» на экологические факторы внешней организационной среды.

 




double arrow
Сейчас читают про: