Развитие национальной литературы и журналистики

А) Устное народное творчество

 

Развитие русского народного творчества, как и в прежние века, протекало в традиционных жанровых формах исторических песен, сказаний, сатирических сказок, юморесок и повестей. Центральное место в народном фольклоре заняли произведения, напрямую связанные с Крестьянской войной под руководством Е.И. Пугачева. Поэтому главным образом это были исторические песни и предания, созданные в Поволжье и на Урале, которые воспевали самого Емельяна Пугачева и его сподвижников, в частности Салавата Юлаева и Ивана Зарубина. А среди произведений этого жанра самыми известными были народные песни «Судил тут граф Панин» и «Пугач и Салтычиха». В западнорусских землях, особенно на территории Правобережной Малороссии, главными героями исторических сказаний и песен стали борцы против польских оккупантов — Богдан Хмельницкий, Максим Кривонос, Иван Богун, Максим Зализняк, запорожские казаки и гайдамаки, которые были застрельщиками мощных восстаний против польской шляхты в 1734, 1750, 1754 и 1768 гг.

Как и в прошлом веке, чрезвычайно богат и разнообразен был сатирический жанр устного народного творчества. Это и крестьянские повести «Сказание о царевне Киселихе» и «Повесть пахринской деревни Камкина», и солдатская сатира «Горестное сказание» и «Челобитная крымских солдат», и язвительные юморески «Дело о побеге петуха от куриц из Пушкарских улиц», «Про попа Негребецкого», «Апшит, данный от хозяина серому коту», и знаменитый «Плач холопов».

Гневные сатирические пародии на чиновничество, канцелярскую волокиту и продажный суд стали проникать и в многочисленные рукописные сборники, такие, как «Копия с просьбы в небесную канцелярию», «Беседа у секретаря», «Разговор двух министров, земского суда канцеляристов», «Разговор о кукушке в суде», «Глухой паспорт», «Плач лаврских монахов» и «Синаксар на память пьяницам о изобретении горилки».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: