Для передачи крутящего момента деталям, сопряженным с валом, широко применяют шпоночные и шлицевые соединения. Наибольшее распространение в машиностроении получили призматические и сегментные шпонки.
Шпоночные пазы для призматических шпонок обычно фрезеруют (рис. 7.33) на шпоночно-фрезерных станках (серийное и массовое производство) специальной двуперой концевой фрезой с челночным движением подачи (рис. 7.33, а), на фрезерных станках – многозубыми концевыми фрезами (рис. 7.33, б) и дисковыми трехсторонними фрезами (рис. 7.33, в). Фрезерование пазов для сегментных шпонок производят специальной дисковой фрезой на обычных фрезерных станках (рис. 7.33, г).
Более точным способом является фрезерование пазов с маятниковым движением подачи. Сквозные шпоночные канавки можно обрабатывать на строгальных станках.
Шпоночные канавки в отверстиях втулок обрабатывают в единичном и мелкосерийном производстве на долбежных станках (долбление), а в серийном и массовом производстве – на протяжных станках (протягивание).