Истомина Наталия Борисовна

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

Педагогический институт

Кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования

 

 

РЕФЕРАТ

 «Особенности и логика построения курса «Наглядная геометрия»
 Н.Б. Истоминой»

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

группы НО-116

Тимохина А.В.

 


Владимир 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….…3

 

Дидактические принципы в курсе «Наглядная геометрия» …………………………5

 

Планируемые результаты освоения курса «Наглядная геометрия»…………………8

 

Содержание программы……………………………………………………………..…9

 

1 класс ………………………………………………………………………….…….….11

 

2 класс ……………………………………………………………………………………14

 

3 класс……………………………………………………………………………………16

 

4 класс……………………………………………………………………………………19

 

Список литературы……………………………………………………………………...23

 

 

Введение

 

Истомина Наталия Борисовна

Автор учебно-методического комплекта по математике для четырехлетней начальной школы, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, автор учебников и учебно-методических пособий по математике.

В 1964 году Истомина Наталия Борисовна закончила Псковский педагогический институт по специальности учитель математики и физики. Работала в школе учителем математики в 5-9 классах. В 1970 году поступила в аспирантуру, в 1973 защитила диссертацию под руководством академика Л.В. Занкова на тему «Эволюция учебных заданий в связи с изменением содержания обучения». С этого времени круг ее научных интересов был связан с профессиональной подготовкой учителя начальных классов в ВУЗе и с совершенствованием методики обучения математике в 1 – 6 классах.

В 1995 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Методическая система развивающего обучения математике в начальной школе», которая явилась результатом обобщения работы по учебно-методическому комплекту по математике для 1 – 3 классов.

В 1999 году Наталия Борисовна Истомина удостоена премии Правительства Российской Федерации за создание учебно-методического комплекта пособий по математике для четырехлетней начальной школы.

В 2000 году под ее руководством создан учебно-методический комплект «Гармония», который был включен в Федеральный эксперимент по модернизации начального образования.

В 1999 году в школьной практике начали использовать учебно-методический комплект по математике для 5 – 6 классов (Автор Н.Б. Истомина).[1.45]

 Анализ результатов работы по комплекту для четырехлетней начальной школы и для 5 – 6 классов, проведение семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, анкетирование учителей, творческое сотрудничество кафедры теории и методики начального образования и издательства «Ассоциация ХХ1 век» позволили не только совершенствовать учебно-методические комплекты по математике для начальных и для 5 – 6 классов, но и создавать новые пособия, которые сегодня широко используются в школьной практике. В этой работе принимают участие аспиранты Н.Б.

Истоминой, учителя и ее единомышленники. Одним из таких комплектов является Наглядная геометрия для начальной школы.

Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

 Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;

формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии; проводить простейшие построения, способы измерения;

 воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.[1]

Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометри­ческого материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление раз­личных пособий для младших школьников в виде Тетрадей, содер­жанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий - тетради «Наглядная геометрия» для 1—4-го классов.

 

Цель курса – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Факультатив и изданные для его проведения Тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

Задача курса – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно - действенного и наглядно- образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно- образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование.

Сначала ученики знакомятся с плоскими фигурами: точкой, отрезком, прямой, ломаной, треугольником, прямоугольником, квадратом, ромбом и др.,

  Затем происходит знакомство с геометрическими телами: кубом, цилиндром, шаром и др. и их элементами; развертками геометрических тел; с плоскостью. Обучающиеся учатся решать задачи на нахождение периметра, площади; знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейкой, угольником, циркулем. При проведении внеурочных занятий учитываются возрастные особенности детей. Материал представлен в форме интересных заданий, дидактических игр, игровых ситуаций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: