Проблемы российского туризма в XX веке

экскурсионный деловой туризм

Форс-мажорные обстоятельства на популярных зарубежных курортах и в турцентрах лишний раз напомнили о назревшей необходимости формирования отечественного турпродукта. Качественного и разнообразного, альтернативного раскрученным зарубежным направлениям. Для этого недостаточно развивать туристскую инфраструктуру и быть в русле мировых процессов. Нужно разрушать негативные стереотипы, создавать яркие положительные образы России. В этой связи всё большее значение приобретает развитие, в том числе на государственном уровне, коммуникационных технологий. Иначе говоря - связей с общественностью.

Россия, несмотря на огромный потенциал, занимает на мировом туристском рынке далеко не самое значимое место. На долю нашей страны согласно Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г. приходится примерно процент мирового турпотока. По оценкам ВТО, потенциал России значительно выше. При соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры она может принимать до 40 млн. (!) иностранных туристов в год против реальных 7 млн.

Развитие приоритетных направлений, а это внутренний и въездной туризм, сдерживаются рядом факторов. В частности:

сохраняющийся образ России как страны, неблагоприятной для туризма;

действующий порядок оформления виз;

несовершенная туристская инфраструктура;

недостаточные усилия субъектов РФ по созданию благоприятного инвестиционного климата;

отсутствие до 2002 г. государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей России за рубежом;

низкий уровень сервиса во всех секторах туриндустрии; несопоставимость цены и качества при размещении в российских отелях.

Основной задачей развития туризма в России было названо формирование современной маркетинговой стратеги продвижения турпродукта на внутреннем и международном рынках. Однако несовершенство существующего информационного туристского пространства остаётся притчей во языцех на всех уровнях.

В ближайшее время на развитие туризма могут повлиять и новые негативные факторы. Решение создаваемых ими проблем ляжет в первую очередь, конечно, на госорганы и профессиональные объединения.

Присоединиться к важной задаче - формированию положительного туристского имиджа России как единого туристского пространства, развитию внутреннего и въездного туризма - может, в принципе, каждый член туристского сообщества.

Несомненно, свой весомый вклад в это благородное дело вносят и средства массовой информации. Сегодня от них требуются целенаправленные публикации, которые будут:

освещать положительные моменты в туристской сфере и экономике страны, способствующие развитию инфраструктуры, обеспечению безопасности туристов, формированию благоприятных условий для инвесторов;

конструктивно критиковать недостатки, мешающие развитию туротрасли в стране;

знакомить читателей, и в частности специалистов турбизнеса, с положительным опытом зарубежных стран;

формировать общественное мнение о туризме, как отрасли, положительно влияющей на экономику региона и всей страны.

Именно в процессе такой деятельности и сможет произойти формирование положительного туристского имиджа России как единого туристского пространства, что будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма.

С другой стороны, следует учесть, что среди участников турбизнес-процесса и потенциальных потребителей туристских услуг сложились устоявшиеся негативные стереотипы в отношении России, отрицательные мифы. Их нужно выявлять и нейтрализовать положительной информацией. Такой вид деятельности необходимо включить в основные направления работы госорганов, отвечающих за развитие туризма на федеральном и местном уровнях. Следует принять во внимание, что в регионах возможны свои специфические мифы.

Примеры стереотипов:

многие иностранцы убеждены, что Россия - страна, небезопасная для туризма. При этом сами россияне всё ещё считают опасным весь юг России;

некоторые регионы жалуются, что им не на что развивать инфраструктуру, нет инвесторов. При этом они не считают нужным изыскивать средства на продвижение своего турпродукта и на региональные рекламно-имиджевые кампании;

многие турфирмы, туристы и журналисты по-прежнему полагают, что санаторно-курортное лечение в России безнадёжно отстало и не может конкурировать с зарубежными курортами;

в России всем уже всё известно, и вряд ли чем россиянина можно удивить. В то же время турфирмы и туристы жалуются на недостаток информации о стране;

развивать туризм в отдалённых регионах сложно из-за дорогой транспортной составляющей. А Дальний Восток и Сибирь вовсе недосягаемы для туристов.

Список потребительских стереотипов можно продолжать. Задача туристских структур - найти своего потенциального клиента и переубедить его. Изменить, пусть пока в небольшой целевой аудитории, негативный образ на позитивный.

Создание положительного образа страны, благоприятной для туризма, - не только российская проблема. Преимущества развития отрасли очевидны, однако напоминать о них, считают в ВТО, нужно постоянно. Организация, внося свою лепту в продвижение индустрии путешествий, предложила поднять уровень информированности населения о положительном влиянии туризма на культуру, экономику и на благосостоянии самого мирового сообщества.

Туризм способствует созданию благоприятной окружающей среды. Стимулирует местные власти к реставрации памятников, открытию музеев и национальных парков для привлечения туристов. С развитием туризма растёт необходимость совершенствования инфраструктуры. Новые аэропорты, дороги, морские порты, десятки других реализованных проектов способствуют существенному улучшению уровня жизни местного населения.

И что самое важное: туризм обогащает людей культурно, знаниями об экологии и социуме. Он содействует миру и сотрудничеству между нациями и народами.

Кампания по формированию положительного имиджа мирового и российского туризма только набирает обороты. Но у России с её потенциалом в туризме большое будущее.

 



Заключение

 

Итак, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что по прогнозам специалистов и в наступающем третьем тысячелетии рост туристической индустрии будет необратим и быстрые темпы развития данной отрасли мировой экономики будут сохраняться. И это вполне объяснимо, особенно учитывая тот факт, что на данном этапе своего развития человеческое общество трансформировалось из общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени», поэтому путешествия и туризм для огромного количества жителей нашей планеты стали категориями важными. Незаменимыми и неотъемлемыми от самых необходимых условий жизни.

В то же время спрос на туристические услуги будет претерпевать некоторые изменения, что связано с появлением нового типа потребителя на рынке туризма. Турист будущего высоко информирован и образован, он очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален, он стремится жить полной жизнью и получить от этой жизни массу всевозможных впечатлений, он избалован изобилием предлагаемых ему товаров и услуг, он непостоянен и жаждет разнообразия, удовольствий и развлечений.

В целом же, по мнению специалистов, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом Европа останется самым важным и популярным регионом, привлекающим туристов и путешественников. Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион обойдут американский континент и займут второе место. Россия также займет свое место в индустрии международного туризма, а именно к 2020 году будет уступать по своей популярности у туристов и путешественников лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии.

Таким образом, туризм XXI века - это прежде всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристических товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего - это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъектуры туристического рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста. Это компетентность и профессионализм в организации производства, продвижения и реализации туристических продуктов и услуг.

 



Список литературы

1. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. - М.: Экономпресс, 1999.

. Карпова Г.А., Воронцова М.Г. Экономика современного туризма. - М.: Герда, 2003.

. Папирян Г.А. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1998.

. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.: Экспертное бюро-М, 2000.

. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: