Развитие архитектурного творчества

 

Первая половина XIX в. вошла в историю русской архитектуры как время дальнейшего расцвета классицизма и его более поздней разновидности ампира, для которого были характерны массивные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор в виде богатой воинской эмблематики и аналогичного орнамента эпохи императорского Рима, что должно было зримо воплотить идеи государственного могущества и воинской славы Российской империи.

Главными законами классической архитектурной композиции были строгая симметрия и общая гармония всех ее составных частей. Парадный вход в здание всегда располагался в центре и оформлялся в виде портика, т. е. выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном. Существенной чертой позднего классицизма являлась высокая форма синтеза архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и прикладного искусства. В отличие от прошлого столетия, когда в центре внимания зодчих было создание храмовых и усадебных построек, в начале нового века особое внимание стали уделять строительству административных и общественных зданий, которые формировали внешний облик самих городов.

В этот период отмечается особый размах градостроительных работ и завершение застройки центральной части многих губернских городов — Ярославля, Твери, Владимира, Калуги, Нижнего Новгорода, Смоленска, Киева, Харькова, Одессы и других. Но, безусловно, самые помпезные памятники классической архитектуры по-прежнему возводились в двух столицах Российской империи ― Санкт-Петербурге и Москве. Петербургский классицизм был не столько архитектурой отдельных зданий и построек, сколько архитектурой целых городских ансамблей, поражающих своим внутренним и внешним единством, гармоничностью и изящной красотой. Московский классицизм, напротив, был классицизмом отдельных зданий и построек, поскольку грандиозные монументальные ансамбли просто бы не уместились на извилистых московских улочках, сохранивших в своем облике архитектурные особенности разных исторических эпох. Поэтому, по мнению многих историков искусства (Е. Кириченко, В. Лисовский, И. Евсина), московский классицизм носил значительно более мягкий, камерный и даже интимный характер. В этот период окончательно сложились ансамбли Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей и Стрелки Васильевского острова в Петербурге, а также Театральной площади в Москве.

Выдающимися русскими зодчими, которые продолжили традиции русского классицизма в архитектуре и создали блестящие архитектурные ансамбли в Москве, Петербурге и крупных губернских городах, были:

Андриан Дмитриевич Захаров (1761―1811), который был автором здания Адмиралтейства (1806―1823), ставшего своеобразным центром всего Петербурга, и кафедрального Андреевского собора в Кронштадте (1806―1817).

Андрей Никифорович Воронихин (1759―1814), по проектам которого были построены знаменитый Казанский собор на Невском проспекте (1801―1811) и здание Горного института (1806―1811), а также оформлены внутренние интерьеры императорских дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске.

Жан-Франсуа Тома де Томон (1760―1813), который был автором здания Биржи (1805―1810) и Ростральных колонн (1805―1810) в Петербурге, «Мавзолея» Павла I в Павловске (1805―1808), здания Одесского оперного театра (1804―1809) и Монумента Славы в Полтаве (1806―1811).

Карл Иванович Росси (1775–1849), создавший целую галерею архитектурных ансамблей северной столицы, в частности Александринский театр на площади Искусств (1817–1832), Михайловский дворец (1819―1825), здание и арку Главного штаба на Дворцовой площади (1819―1829), новые здания Сената (1824―1834) и Святейшего синода (1826―1834) на Сенатской площади и многие другие.

Василий Петрович Стасов (1769–1848), который стал автором Павловских казарм на Марсовом поле (1817–1820), Нарвских (1827―1834) и Московских (1834–1838) триумфальных ворот, Преображенского (1827―1829) и Троицкого (1828―1834) соборов в Петербурге, а также Провиантских складов в Москве (1821―1835).

Осип Иванович Бове (1784–1834), который, будучи главным архитектором Комиссии о строении Москвы, воссоздал и построил в первопрестольной ансамбль первых Торговых рядов на Красной площади (1815), здания Большого (Петровского) и Малого Императорских театров (1821–1824), ансамбль Александровского сада с гротом «Руины» у кремлевской стены (1820–1822), Триумфальную арку на Тверской (1827―1834), здание Первой Градской больницы (1827–1832), а также совместно с инженером А.А. Бетанкуром здание Манежа на Моховой (1817–1825). Кроме того, в 1816–1819 гг. О.И. Бове руководил работами по восстановлению крепостной стены, Никольской и Арсенальной башен Московского Кремля, разрушенных наполеоновской армией во время пребывания в Москве.

О.И. Бове вошел в историю русской архитектуры как автор множества московских и подмосковных усадеб-особняков русской знати, дворянства и купечества, которые были построены в период восстановления старой столицы. Среди этих изумительных построек особенно интересны дом-усадьба богатого купца и издателя М.П. Глазунова на Никольской улице (1816), дом-усадьба А.И. Анненковой в Преображенском (1818), дом-усадьба князя Н.С. Гагарина на Новинском бульваре (1820), дом-усадьба князя А.И. Трубецкого в Богоявленском переулке (1833), в котором поселился сам О.И. Бове, женившись на вдовушке князя Авдотье Семеновне Трубецкой. Ему же принадлежали проекты и целого ряда московских и подмосковных культовых построек, созданных в стилистике позднего классицизма: церковь Николы Чудотворца в Котельниках (1821), церковь Михаила Архангела в селе Архангельском (1822), церковь Покрова Богородицы в селе Пехра-Покровское (1825), церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (1832–1836) и Троицкий собор Данилова монастыря (1833–1838), который достраивал его брат Михаил Иванович Бове. Кроме того, О.И. Бове был автором проекта знаменитой церкви Вознесения у Никитских ворот (1827–1845), в которой венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова, и которую после его смерти достраивал известный московский архитектор Ф.М. Шестаков.

Доменико Иванович Жилярди (1785―1845), по проектам которого были восстановлены и построены здания Московского Императорского университета на Моховой (1817―1819), Екатерининского института на Кудринской площади (1820―1822), Опекунского совета на Солянке (1823―1826), а также московские усадьбы князей Голицыных в Кузьминках (1824―1828), Луниных на Никитском бульваре (1818―1823) и Усачевых-Найденовых на Яузе (1829–1831).

В конце 1830-х гг. на смену классицизму приходит так называемый стиль эклектики, для которого было характерно сочетание и даже не совсем эстетически оправданное смешение элементов раннего классицизма, псевдоготики, барокко, ампира, русско-византийского, новогреческого и других архитектурных стилей разных эпох. Эклектика господствовала в русской архитектуре вплоть до 1890 г., пройдя в своем развитии два основных этапа. Первый этап (1830–1850) традиционно определяют как «эклектический романтизм», а второй (1850–1890) — как «эклектический историзм».

По мнению историков архитектуры (Е. Кириченко, В. Лисовский), в рамках «эклектического романтизма» существовало два главных направления:

1) русско-византийский стиль, который опирался на архитектурное наследие Византийской империи и Древней Руси, и

2) ретроспективный стиль, который культивировал архитектурные формы европейской готики, ренессанса, классицизма и барокко.

Ведущим направлением в то время стал русско-византийский стиль, который также называют стилем «национального романтизма». Правда, в тот период русская архитектурная школа еще не достаточно глубоко освоила все богатство древнерусского и византийского архитектурного наследия, но в целом опиралась именно на их традиции.

Крупными представителями нового архитектурного стиля были многие русские зодчие, в том числе:

Огюст Августович Монферран (1786–1858), принимавший активное участие в строительстве комплекса Нижегородской ярмарки, включая Спасский собор (1817–1822), и построивший в Санкт-Петербурге знаменитую Александрийскую колонну на Дворцовой площади (1829–1834) и не менее знаменитый Исаакиевский собор на Сенатской площади (1818–1858).

Константин Андреевич Тон (1794–1881), основатель русско-византийского стиля, который стал автором зданий Николаевских вокзалов в Петербурге (1844–1851) и Москве (1844–1849), Большого Императорского дворца (1838–1849) и Оружейной палаты (1844–1851) в Московском Кремле, а также знаменитого храма Христа Спасителя (1837–1883), открытие и освящение которого состоялось уже после смерти его создателя.

Кроме того, по его проектам были построены многие «воинские» храмы в Петербурге и его окрестностях, в том числе Введенская церковь Семёновского полка (1834–1842), Петропавловская церковь Уланского полка (1836–1839), Преображенская церковь Гренадерского полка (1840–1845) и Благовещенская церковь Конного полка (1842―1849).

Александр Павлович Брюллов (1798–1877), построивший знаменитую Пулковскую обсерваторию (1834–1839), здание штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837―1843) и здание Александровской больницы (1843–1845) в Петербурге, в зодчестве которых отчетливо видны элементы псевдоготики. Кроме того, он принял самое активное участие в восстановлении Зимнего дворца, сильно пострадавшего от грандиозного пожара 1837 г.

Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802―1865), по проектам которого в Петербурге и его окрестностях были построены Мариинский (1838―1844), Фермерский (1842―1843), Николаевский (1853―1861) и Ново-Михайловский (1857―1861) великокняжеские дворцы, дворец князей Белосельских-Белозерских (1846–1848) и Львиный каскад в Петергофе (1854–1857).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: