Александр II: человек и политик

 

Будущий император Александр II родился 17 апреля 1818 г. и был первенцем в семье цесаревича Николая Павловича и его супруги Александры Федоровны. После того, как отец-цесаревич совершенно неожиданно стал императором Николаем I, семилетнего младенца стали усиленно и всесторонне готовить к занятию престола и окружили его блестящими наставниками и учителями. Его воспитателем был назначен генерал-адъютант К.К. Медер, главным наставником стал знаменитый поэт В.А. Жуковский, а учителями — видные русские ученые и государственные деятели, в том числе М.М. Сперанский, К.Д. Кавелин, Е.Ф. Канкрин, Ф.Ф. Брунов и другие. По свидетельству многих современников, цесаревич Александр Николаевич был гораздо привлекательнее своего отца — умнее, образованнее, мягче и сдержаннее характером. В отличие от сильной и волевой натуры Николая I, он был чрезвычайно изменчив и с годами не только сохранил, но и приумножил эту неустойчивость натуры и в личной, и в государственной жизни.

Образование Александр завершил в 1837―1839 гг. длительной поездкой по 29 губерниям Европейской России, Западной Сибири и практически всем странам Западной Европы. А после возвращения в Россию Николай I стал активно привлекать старшего сына к участию в государственных делах. В 1842 г. цесаревич становится членом Государственного совета, Сената и Святейшего синода, а затем, в 1846–1848 гг., в качестве председателя он возглавил работу секретных комитетов по крестьянскому вопросу. Одновременно с этим наследник престола был назначен на высшие военные посты — сначала командующим всей гвардейской пехоты, а затем командиром Гвардейского и Гренадерского корпусов. На время своих отъездов из столицы государь-император всегда оставлял Александра на «государственном хозяйстве» и возлагал на него все самые важные дела. В 1850 г. наследник престола принял активное участие в боевых действиях на Кавказе, где приобрел богатый и разнообразный опыт в военных делах.

По свидетельству многих современников и историков (Л. Захарова, В. Чернуха, Л. Ляшенко), по своим внутренним убеждениям Александр II не был реформатором и в отличие от младшего брата Константина Николаевича никогда не увлекался либеральными идеями. Более того, будучи главой секретных комитетов, он всегда возглавлял консервативную партию, которая жестко отстаивала интересы помещиков-крепостников. Однако, вступив на престол после смерти своего отца, Александр II (1855―1881) нашел в себе мужество признать крах николаевской политической системы и необходимость проведения широкомасштабных реформ в стране.

 

2. Подготовка крестьянской реформы (1856―1861)

 

В середине XIX в. Россия оставалась единственной европейской страной, где сохранялось крепостное право, существенно тормозившее ее социально-экономическое и политическое развитие. Начиная с середины XVIII в. вопрос о ликвидации крепостного права постоянно находился в центре общественного внимания. Об этом говорили и депутаты екатерининской уложенной комиссии (А. Алейников, А. Маслов), и просветители (Н. Новиков, А. Радищев), и декабристы, и славянофилы, и западники, и революционные демократы. Даже ряд членов правительства и многие идеологи дворянства не остались в стороне от этого острейшего вопроса. Достаточно вспомнить «крестьянские проекты» М.М. Сперанского, А.А. Аракчеева, Н.С. Мордвинова, Д.А. Гурьева и П.Д. Киселева, а также деятельность десяти секретных комитетов по крестьянскому вопросу и их законодательные акты, чтобы убедиться в этом. Однако все попытки правительства смягчить наиболее отвратительные черты крепостного права и убедить благородное сословие в выгодности его отмены постоянно упирались в махровый консерватизм многих помещиков-крепостников.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил 30 марта 1856 г., во время коронационных торжеств в Москве, где, выступая перед представителями московского дворянства, он прямо заявил, что лучше отменить крепостное право «сверху», нежели ждать, когда оно будет отменено самими крестьянами «снизу».

Сами помещики, преследуя узкокорыстные классовые интересы, не горели особым желанием решать назревший крестьянский вопрос, и власть в очередной раз взяла инициативу в свои руки. В январе 1857 г. был образован новый секретный комитет по крестьянскому вопросу, в который вошли граф А.Ф. Орлов, князь В.А Долгоруков, граф М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин и другие вельможи. Составленный из бывших николаевских сановников, в большинстве своем отъявленных крепостников, новый комитет преднамеренно затягивал решение крестьянского вопроса. Напряженная социальная обстановка в стране заставила самого Александра II принять более действенные меры. Летом 1857 г. состоялась его встреча с генерал-губернатором Прибалтийского края В.И. Назимовым, в ходе которой он убедил друга своей юности подтолкнуть помещиков Виленской, Ковенской и Гродненской губерний проявить инициативу в решении крестьянского вопроса.

В июле 1857 г. член секретного комитета министр внутренних дел граф С.С. Ланской на основании «Записки» своего товарища (заместителя) министра генерала A.И. Левшина представил императору проект крестьянской реформы и предложил создать в каждой губернии дворянские комитеты для обсуждения этого проекта. В ноябре 1857 г. царь узаконил предложение С.С. Ланского в секретном рескрипте на имя генерала В.И. Назимова, а затем, в декабре 1857 г., аналогичный рескрипт был дан петербургскому генерал-губернатору графу П.Н. Игнатьеву и чуть позже всем руководителям великорусских губерний.

С опубликованием первых рескриптов и началом работы ряда губернских комитетов подготовка крестьянской реформа впервые приобрела гласный характер. В связи с этим обстоятельством в феврале 1858 г. секретный комитет был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений о крепостном состоянии», а его председателем назначен великий князь Константин Николаевич, который был давно и хорошо известен своими либеральными взглядами. В апреле 1858 г. Александр II утвердил программу Главного комитета на принципах, изложенных в рескрипте генерал-губернатору B.И. Назимову, которая тогда предусматривала не ликвидацию, а лишь смягчение крепостного права.

Публикация ряда царских рескриптов и создание Главного комитета вызвали новый подъем крестьянского движения в стране. По данным начальника III Отделения и шефа Корпуса жандармов генерал-адъютанта князя В.А. Долгорукова, только в 1858 г. было зафиксировано 530 крестьянских выступлений, более 100 из которых были подавлены правительственными войсками. Крестьянское движение не только ускорило ход подготовки крестьянской реформы, но и вынудило правящие круги сановного Петербурга к более радикальному решению крестьянского вопроса.

В декабре 1858 г. была принята новая программа крестьянской реформы, которая, в отличие от старой, подрывала сами основы крепостничества. Основные положения этой программы, автором которой стал член Главного комитета генерал Яков Иванович Ростовцев, выглядели следующим образом:

1) крепостные крестьяне получают личную свободу;

2) все бывшие крепостные крестьяне обеспечиваются земельными наделами в постоянное пользование с правом их последующего выкупа в собственность через специальный кредитный банк;

3) переходное, или временнообязанное состояние крестьян по отношению к помещикам регламентируется специальным законодательным актом.

Новая аграрная программа потребовала переработать многочисленные проекты губернских комитетов, которые были составлены по старой программе. С этой целью в марте 1859 г. при Главном комитете были созданы две редакционные комиссии, которые возглавил тот же генерал Я.И. Ростовцев. Он собрал все законодательные акты о владельческих крестьянах, а также поступившие в комиссии проекты крестьянской реформы и материалы секретных комитетов, и опубликовал их в 25-томном собрании «Материалов редакционных комиссий».

В августе 1859 г. в недрах редакционных комиссий был подготовлен проект «Положения о крестьянах», который был обсужден с депутатами от губернских комитетов. Многие консервативно настроенные помещики (П.П. Гагарин, М.П. Позен) подвергли этот проект резкой критике, поскольку считали установленные в нем крестьянские наделы слишком завышенными, а повинности за эти наделы — явно заниженными. Руководство редакционных комиссий вынуждено было пойти на ряд уступок консервативной части дворянства, в результате чего в черноземных губерниях страны были существенно понижены нормы крестьянских наделов, а в нечерноземных, напротив, повышены размеры оброка.

В начале 1860 г. скоропостижно скончался генерал Я.И. Ростовцев и новым председателем редакционных комиссий стал министр юстиции, окаменелый консерватор граф Виктор Никитич Панин. При всем своем желании он не смог оказать серьезного негативного влияния на процесс подготовки реформы, поскольку фактическое руководство всей работой по проведению реформы теперь осуществлял председатель Земского отдела Министерства внутренних дел, тайный советник Николай Алексеевич Милютин — крупный государственный деятель и наиболее видный представитель правительственной партии либеральных бюрократов.

В начале октября 1860 г. отредактированное «Положение о крестьянах» поступило в Главный комитет по крестьянскому делу, где оно обсуждалось вплоть до середины января 1861 г. В конце января 1861 г. проект этого документа поступил на рассмотрение Государственного совета, и после одобрения проекта большинством государственных мужей, 19 февраля 1861 г., в шестую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал два исторических документа: манифест «Об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

По информации ряда историков (Н. Троицкий), текст самого царского манифеста, который был опубликован 5 марта 1861 г., первоначально был написан Н.А. Милютиным и Ю.Ф. Самариным. Однако затем, по личной просьбе императора, его отредактировал московский митрополит Филарет, которого в народе звали Филька. Поскольку этот текст был написан слишком витиеватым для большинства безграмотных крестьян слогом, то в народе манифест практически сразу получил не очень благозвучное название «филькина грамота». Хотя подобная трактовка истории создания этого документа разделяется далеко не всеми современными историками (А. Боханов).

 

3. Отмена крепостного права и аграрная реформа 1861―1863 гг.

 

В «Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» содержалось 17 законодательных актов, в том числе «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение о выкупной операции» и другие. В соответствии с этими документами:

1) 23 млн владельческих крепостных крестьян получали личную свободу и целый ряд имущественных и гражданских прав «свободных сельских обывателей»: теперь они могли в качестве юридических лиц заключать всевозможные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, выступать истцами и ответчиками в суде и т. д.

2) Вместе с личной свободой бывшие крепостные крестьяне получали свои усадьбы «в потомственное пользование» и полевой надел в «общинное пользование», от которого не могли отказаться в течение первых девяти лет. В течение этого срока крестьяне должны были по-прежнему нести за свой земельный надел традиционные феодальные повинности — барщину и оброк.

3) Размеры земельных наделов и объем крестьянских повинностей четко фиксировались в уставных грамотах, которые должны быть заключены всеми помещиками и крестьянами в течение ближайших двух лет, до января 1863 г. Составлять же эти уставные грамоты должны были сами помещики, а проверка их законности возлагалась на мировых посредников, которые назначались Сенатом из числа местных столбовых дворян-землевладельцев по представлению губернатора. Уставные грамоты заключались не отдельными крестьянами, а сельскими общинами и, таким образом, сохранялась прежняя круговая порука и ответственность всей крестьянской общины за каждого крестьянина и его повинности.

4) При определении и фиксации размеров земельного надела в уставной грамоте помещики должны были исходить из установленных «Местными положениями» норм наделения пахотной землей. Для степных губерний размер земельного надела мог колебаться от 12 до 6 десятин земли, а для черноземных и нечерноземных губерний от 15 до 5 десятин земли. Таким образом, крестьяне не могли требовать надел выше установленного максимума, а помещики не могли урезать крестьянский надел ниже установленного минимума. Хотя реально это правило довольно часто нарушалось, и помещики чаще всего исходили из собственных имущественных интересов.

5) В результате всех этих манипуляций бывшие помещичьи крестьяне получили в среднем по 3,3 десятины земли на ревизскую душу, т. е. гораздо меньше пахотной земли, чем у них было до реформы. По данным большинства историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак), только в Казанской, Саратовской, Самарской, Полтавской, Екатеринославской и Харьковской губерниях помещики отрезали у крестьян почти 40 % той надельной земли, которой они владели до отмены крепостного права. Кроме того, подлинным бичом всех крестьянских хозяйств стала чересполосица, поскольку часто помещичьи земли клином врезались в крестьянские наделы, отчего сами крестьяне были вынуждены на крайне невыгодных условиях и под большой процент арендовать эти клинья у своих бывших владельцев.

6) Вся надельная земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков вплоть до заключения так называемой выкупной сделки. Пока эта сделка не была заключена, крестьяне считались временнообязанными, то есть по-прежнему несли в пользу помещиков традиционные феодальные повинности. Правда, по новым правилам эти повинности были строго фиксированы: размер оброка, в зависимости от региона, колебался в пределах 8―12 рублей за год, а размер барщины сокращалось со 130―140 до 70 дней в году. Поскольку повинности временнообязанных крестьян почти не отличались от традиционных повинностей крепостных, то многие крестьяне не желали подписывать уставные грамоты. В итоге, по данным тех же историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак), до января 1863 г. уставные грамоты подписали только 42 % бывших крепостных крестьян.

7) Заключительным актом крестьянской реформы должен был стать выкуп крестьянами своих земельных наделов в собственность. Однако под видом выкупа земли фактически был проведен выкуп феодальных повинностей. В исторической науке существуют разные оценки выкупной операции всей надельной земли. Одни историки (П. Зайончковский, Л. Захарова) считают, что рыночная стоимость земли, полученная крестьянами, составляла около 650 млн рублей, а реальная или выкупная стоимость составила более 860 млн рублей. Другие историки (Б. Литвак), напротив, утверждают, что выкупные цены за землю были ниже, чем ее рыночная стоимость.

8) Размер выкупа земли и крестьянских повинностей определялся путем так называемой «капитализации оброка», которая в зависимости от региона составляла от 200 до 135 рублей в год. Только в том случае, если крестьянин выплачивал всю эту сумму помещику сразу и полностью, он мог стать собственником собственного надела земли. У подавляющей части крестьян таких огромных денег просто не было, а помещик был заинтересован получить всю сумму сразу, чтобы, положив ее в коммерческий банк, он мог по-прежнему получать традиционную сумму крестьянского оброка. Поэтому роль посредника между крестьянами и помещиками взяло на себя государство, которое в 1861 г. создало при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение. Суть выкупной операции состояла в следующем: 20 % требуемой суммы крестьянин платил (или отрабатывал) помещику сам, а 80 % этой суммы за крестьянина платило государство. Таким образом, помещик получал все деньги разом, а крестьяне теперь становились временнообязанными уже по отношению к государству. Теперь в течение ближайших 49 лет они должны были выплачивать государству эти самые 80 %. Такая система получила название выкупных платежей и просуществовала до 1 января 1907 г., когда только по одним процентам крестьяне выплатили государству астрономическую сумму в размере 700 млн рублей.

Значительная часть бывших крепостных крестьян, заключив уставные грамоты со своими бывшими помещиками, вовсе не собирались переходить на выкуп земли, что подрывало суть самой аграрной реформы. Поэтому в конце декабря 1881 г. было издано специальное «Положение», в соответствии с которым все временнообязанные крестьяне до января 1883 г. обязаны были перейти на выкуп земли.

В июне 1863 г. по аналогичному сценарию освободили 1,7 млн удельных крестьян, принадлежавших царской фамилии. По их «Положению» удельные крестьяне переводились на выкуп земли в течение ближайших двух лет, и средний размер их земельного надела составлял 4,8 десятин земли.

В июне 1866 г. аналогичное «Положение» было распространено и на 19 млн государственных крестьян, которые, будучи лично свободными сельскими обывателями, платили в казну феодальную ренту в форме оброка. Все они сохранили за собой земли, находившиеся в их пользовании, и могли по своему желанию либо, как и прежде, платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку и стать собственниками своих земельных наделов. Средний размер наделов государственных крестьян составил 5,9 десятин земли, то есть почти в два раза больше, чем у бывших крепостных крестьян.

Подводя итоги аграрной реформы 1861 г., необходимо особо подчеркнуть два важных обстоятельства:

1) После отмены крепостного права все помещики в полном объеме сохранили прежние права на всю земельную собственность, то есть проблема помещичьего землевладения так и не была разрешена.

2) Даже после полного выкупа земли крестьяне лишь формально становились собственниками своих земельных наделов, поскольку практически во всех великорусских губерниях верховным собственником всей земли оставалась крестьянская община.

Параллельно с отменой крепостного права летом 1861 г. во всех бывших помещичьих деревнях и селах было введено крестьянское общественное управление, по образцу крестьянского самоуправления государственной деревни, созданного в 1837―1841 гг. графом П.Д. Киселевым. Первичной ячейкой нескольких деревень и сел являлось сельское общество, которое управлялось сельским сходом, на котором избирались на три года сельский староста, сборщик податей и другие должностные лица. Сельский староста обеспечивал порядок в своей округе, следил за сбором подушной подати и т. д.

Несколько сельских обществ образовывали волость, управление которой осуществлялось волостным сходом. Этот орган местной власти избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной суд. Волостной старшина имел те же функции, что и сельские старосты, только в объеме волости, а сельские старосты подчинялись ему. Что касается волостного суда, то он разбирал тяжбы между крестьянами и судил их за незначительные проступки. Все эти органы сельского и волостного управления находились под жестким контролем со стороны мировых посредников, которые назначались губернатором с подачи предводителей губернских и уездных дворянских собраний.

Если в целом оценивать аграрную реформу 1861 г., то следует признать, что, несмотря на всю свою противоречивость и незавершенность, эта реформа явилась переломной гранью между Россией феодальной и Россией капиталистической, создав необходимые условия для утверждения новых общественных отношений в стране.

 

4. Финансовая реформа 1860―1864 гг.

 

Раньше всех, еще до отмены крепостного права, стала проводиться реформа финансовой системы, которая оказалась в крайне плачевном и расстроенном состоянии после дорогостоящей Крымской войны (1853–1856).

Большую роль в проведении этой реформы сыграл выдающийся русский экономист и блестящий знаток финансовой системы страны, статс-секретарь Валериан Алексеевич Татаринов, по предложению которого для оживления промышленности и торговли в мае 1860 г. Александр II подписал указ о создании Государственного банка, которому были переданы все вклады упраздненных кредитных учреждений — Заемного и Коммерческого банков, Счетной палаты и других. Кроме того, Государственный банк получил преимущественное право кредитования всех промышленных, торговых и аграрных предприятий, а также целевых государственных программ.

Одновременно с этим, основываясь на неутешительных данных Податной комиссии, в сентябре 1860 г. Александр II подписал указ «Об отмене частных откупов», в соответствии с которым с января 1863 г. по всей стране отменялась старая откупная и вводились новая акцизная система сбора косвенных налогов. Введение новой системы государственных акцизов имело большое положительное значение, поскольку огромные денежные средства из тугих карманов частных откупщиков в одночасье перетекли в исхудавшую государственную казну.

В 1862 г. для централизации всей финансовой системы страны, по предложению того же В.А. Татаринова и нового министра финансов М.Х. Рейтерна был издан очередной императорский указ, в соответствии с которым:

• единственным распорядителем всех государственных доходов и расходов (бюджета) становилось Министерство финансов Российской империи;

• отныне весь государственный бюджет страны должен был проходить процедуру утверждения в Государственном совете, а роспись всех государственных доходов и расходов публиковаться в печати;

• вся деятельность Министерства финансов стала строго подотчетна Государственному контрольному управлению, новым председателем которого в ранге министра был назначен действительный тайный советник В.А. Татаринов.

В 1864 г. в развитие этой реформы во всех губерниях страны были созданы контрольные палаты, независимые от местной администрации и напрямую подчиненные Главному государственному контролеру. К сожалению, финансовая реформа В.А. Татаринова так и не затронула архаичной налоговой системы, созданной Петром I, и подушная подать была отменена только в мае 1882 г. Поэтому основную долю всех государственных налогов по-прежнему платили только податные сословия Российской империи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: