Становление партийно-политической системы в России

А) Основные направления общественно-политической мысли

 

Начавшийся процесс модернизации Российской империи не мог не породить дальнейшую дифференциацию общественного сознания. Видных представителей правящей элиты страны, оппозиционных и революционных кругов с особой остротой волновали проблемы дальнейшего развития страны, ее места в мировом сообществе, соотношения традиционных ценностей и новых идей. По своим идейным убеждениям российская общественная элита была крайне неоднородна.

I. Государственный консерватизм был представлен именами К.П. Победоносцева, Л.А. Тихомирова, Д.И. Иловайского, В.П. Мещерского и других видных русских традиционалистов, выступавших с позиций защиты самодержавной формы правления, православной веры и многовековых народных традиций и ценностей.

II. Славянофильская традиция нашла свое дальнейшее развитие в трудах выдающихся русских философов В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова,  братьев С.Н.  и Е.Н. Трубецких и других видных представителях этого течения, которые делали особый акцент на идеях религиозно-нравственного обновления страны и русского общества с опорой на традиционные ценности — патриархальность русской общины и семьи, духовность, религиозность и т. д.

III. Западническая доктрина нашла своих ярких представителей в лице видных русских либералов, среди которых особое место занимали крупные русские историки и обществоведы П.Н. Милюков, В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.А. Корнилов, В.Д. Набоков, Д.Н. Шипов, В.И. Вернадский  и другие. В отличие от своих многолетних оппонентов они выступали за установление конституционной формы правления в виде парламентской (конституционной) монархии и становление правового государства, основанного на принципе разделения властей.

IV. Революционный лагерь был представлен сторонниками социалистической доктрины — народниками, анархистами и марксистами, в недрах которого существовало несколько основных течений:

1) Либеральные (легальные) народники  и революционные неонародники, которые по-прежнему исповедовали теорию «крестьянского социализма». Видными идеологами легальных народников были Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, С.Н. Южаков, Н.Ф. Даниельсон  и С.Н. Кривенко, а общепризнанными лидерами и идеологами нелегальных народников являлись В.Я. Чернов  и Н.Д. Авксентьев.

2) Анархисты, в недрах которых обозначились два основных течения — революционный анархизм («хлебовольцы») (П.А. Кропоткин, М.Э. Дайнов, Г.И. Гогелия, М.И. Гольдсмит) и ненасильственный анархизм («толстовцы») (Л.Н. Толстой, П.Н. Николаев, В.Г. Чертков), продолжали исповедовать идеи ликвидации любого государства, которое являлось главным носителем всех существующих форм угнетения и деспотизма.

3) Социал-демократы, которые были представлены двумя основными течениями: а) легальными марксистами (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, А.С. Изгоев, С.Н. Булгаков) и экономистами (Е.Д. Кускова, М.И. Туган-Барановский), отвергавшими неизбежность социалистической революции как необходимого условия построения социализма; б) революционными марксистами, в недрах которых традиционно выделяют: умеренное крыло (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич), считавшее социалистическую революцию делом отдаленного будущего, и радикальное крыло (В.И. Ленин, Ю.О. Мартов), утверждавшее, что социалистическая революция в России возможна в обозримой исторической перспективе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: