Вопросы для подготовки к зачёту и экзамену

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Согласовано на 2014/2015 уч.год

Проректор по УМР

___________Н.А. Вершинина

                           

«___» _______________2014г.

Дисциплина: Уголовно-исполнительное право

Направление: 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация -бакалавр

Форма обучения: все

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ И ЭКЗАМЕНУ

 Общая часть.

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его задачи и место в системе российского права.

УИП как отрасль законод-ва — это совокупность норм, регулирующая обще. отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения средств исправит. воздействия.

УИП как наука имеет своим предметом не только действующее росс. законод-во, регулирующее процесс исполнения (отбывания) наказания, но и историю его становления и развития, а также процессы, происходящие в законод-ве заруб. гос-в.

УИП как дисциплина — это преподаваемый в учебных заведениях курс, построенный на систематизированном отображении уг.-исполн. законод-ва и основных положениях науки УИП.

Уг. - исполн. законод-во РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Задачами яв-ся регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Предмет – это политика гос-ва в сфере исполнения наказания, система законод-ва, источники законод-ва, направленные на исполнение наказания и исправление осужденных.

УИП входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, кот. образуют также УП и УПП. Последнее призвано обеспечить осущ-е правосудия, в то время как УИП в определ. мере обеспечивает реализацию результатов правосудия.

Также УИП связано с констит. правом при регулировании прав. статуса осужденных, с админ. правом в сфере управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, с гражданским, семейным, финансовым и др. отраслями законод-ва.

2. Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью.

Политика гос-ва - основные направления и формы достижения соц. целей, кот. ставит перед собой общество, полит. и властные структуры, его представляющие.

Политика в сфере борьбы с преступностью направляет деят-ть гос-ва, органов представит. власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответ-ти лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

Уголовная политика - это направление деят-ти гос-ва в сфере борьбы с преступностью, кот. определяет уг. ответ-ть, ее основания, цели, систему и виды наказаний.

Уголовно-испол. политика яв-ся частью единой политики гос-ва, непосредственно вытекая из уголовной политики, определяет направление деят-ти гос. органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания этой деятельности.

Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовной и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выделилась из уголовной политики. Составной частью уголовной политики яв-ся уголовно-правовая политика. Она определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уг. ответ-ть, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответ-ти, криминализацию и декриминализацию деяний, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания. Прав. сфера уг.-испол. политики имеет более узкое содержание: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деят-ти гос-ва, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказывает влияние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний и отдельных видов, к практике назначения наказаний. В конечном итоге, политика в сфере исполнения наказаний влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на решение по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

Являясь составной частью политики в области борьбы с преступностью, уг.-испол. политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деят-ти гос-ва по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

3. Принципы уголовно-исполнительной политики.

Принцип законности – борьба с преступностью с помощью уг.-прав. средств должна вестись строго в рамках закона и в полном соответствии с ним.

Принцип равенства осужденных перед законом – достигается комплексом мер, направленных на создание единых условий и режима отбывания наказания независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.д.

Принцип гуманизма – выражается в соблюдении междун. дог-ров и стандартов обращения с осужденными, запрет применения пыток, унижающих чел. достоинство видов обращения и наказания.

Принцип справедливости- наказание и иные меры уг.-прав. х-ра должны соотв-ть х-ру и степени общ. опасности престу-я, обстоят-вам его совершения и личности виновного.

Принцип демократизма - реализуется в том, что деятельность органов и учреждений, ис­полняющих наказания, осуществляется на началах широкой гласности и взаимодействия с различными органами и организациями.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения нака­зания - предполагается рациональное применение мер принуж­дения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.

Рациональное применения мер принуждения – применяется за совершение нарушения режима для поддержания порядка и условий отбывания наказания в опред. режиме.

Средства исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения- применение мер поощрения к осужденным, не допускающим нарушения режима.

Соединение наказания с исправительным воздействием и т.д.

4. Источники уголовно-исполнительного права Российской Федерации.

Общепризнанные принципы и нормы межд. права, межд. дог-ры.

Конституция РФ (принятая 12 декабря 1993 года)

Фед. констит. законы - "О судебной системе Российской Федерации"

Фед. законы - Уголовно-Исполнительный кодекс, Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

Указы Президента - “О реформировании уг.- испол. системы”; “Вопросы фед. службы судебных приставов” и “Вопросы фед. службы исполнения наказаний”.

Постановления Правительства - “Положение об уголовно-исполнительных инспекциях”

НПА фед. органов исполн. власти - Правила отбывания наказания военнослужащими, Положение об отряде осужденных.

Постановления высших судов - не яв-ся НА и направлены исключительно, на толкование и разъяснение смысла уг.-испол. законод-ва.

Су­дебная практика - многократное единооб­разное решение судами одной и той же категории дел.

5. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Норма - это вариант должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.                         

Виды: I. По целевой направленности:

1) регулятивные (правоустановительные) - устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений:

  а) обязывающие - устанавливают требования к субъектам совершать определ. действия, что обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов;

б) запрещающие - устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные;

в) управомочивающие - предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом;

2) правоохранительные - призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения уг. наказания, способствуют реализации иных норм УИП;

3) дефинитивные, кот. подразделяются на: а) нормы-принципы; б) нормы-задачи; в) нормы-дефиниции;

4) поощрительные — направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправления осужденных - предоставляют право на поощрение только одному субъекту - администрации учреждения или органа, исполняющего наказание;

II. По объему: 1) основные; 2) конкретизирующие;

III. По содержанию: 1) материальные; 2) процессуальные.

Структура: 1) гипотеза - условие или событие, при наличии кот. норма должна применяться - выносится за пределы текста нормы УИП, она м.б. общей для большинства норм. В ряде норм гипотеза содержится в самом нормативном акте;

2)диспозиция - сердцевина нормы, правило поведения субъектов и участников правоотношений, определяет права и обязанности. Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают;

3) санкция - последствие нарушения установленных ею правил поведения - они могут находиться в др. статье, но применяются за нарушение правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ.

Содержание. Права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих наказание, регламентируют их деят-ть в двух направлениях: при исполнении наказания и применении исправительного воздействия.

6. Уголовно-исполнительные правоотношения. Их структура.

Уг.-исполн. правоотношения - это урегулированные нормами УИП общ. отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения уголовных наказаний.

СТРУКТУРА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Субъекты правоотношений: физ. и юр. лица; Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания; Наблюдательные комиссии; Комиссии по делам несовершенно­летних

Содержание уг.-испол. правоотношений: фактическое поведение субъектов и участников, а также совокупность их прав и обязанностей.

Объект уг.-исполн. правоотношений составляют явления и предметы, т.е. реально существующие обстоятельства, по поводу которых возникают правоотношения.

Юр. факты - действия или события, в связи с кот. возникают, изменяются или прекращаются уг.-исп. правоотношения (вступление в силу приговора суда, истечение срока наказания и др.).

7. История развития уголовно-исполнительного законодательства и права.

1)Русская правда (создана около 1072 г.) – памятник древнерусского права, содержащий нормы уголовных наказаний и их исполнения;

2)общероссийские Судебники 1497-1550 гг., где были объединены предписания Русской правды, обычного права и судебно-прецедентной практики. Система наказаний и процесс их исполнения по Судебникам приобретают в этот период более суровый характер, направлены на максимальное устрашение преступников и населения, поэтому значительная часть применявшихся ранее наказаний в виде штрафов вытесняется смертной казнью, телесными наказаниями;

3) Соборное уложение 1649 г. - ведущими видами наказания были смертная казнь, телесные наказания, тюремное заключение, ссылка. Соборное уложение предусматривало отсрочку исполнения смертной казни. Новым видом наказания явилась ссылка преступников в отдаленные города, остроги, крепости, имения;

4) Артикул воинский 1715 г. - это произведенная Петром I первая систематизация уголовно-правовых норм России. Квалифицированные виды смертной казни применялись за наиболее опасные преступления. Расширилось применение телесных наказаний;

5) при Екатерине II26 мая 1831 г. образуются Приказы общественного призрения, которые должны были организовать исполнение наказания в виде лишения свободы в работных и смирительных домах. Кабинет министров России принял к сведению сообщен ие министра внутренних дел о введении в действие одобренной Попечительским обществом о тюрьмах тюремной инструкции, регламентировавшей исполнения лишения свободы;

6) первым систематизированным законодат. актом об исполнении лишения свободы стал Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 г.;

7) при Николае I была проведена систематизация уголовного права, завершившаяся принятием 15 августа 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных;

8) 20 ноября 1864 г. в ходе прогрессивной судебной реформы под влиянием буржуазных веяний принимается Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Указом 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин, клеймение, ограничивалось применение розг. Уложение предусматривало новую систему наказаний: смертную казнь; каторгу; ссылку на поселение; заключение в исправительном доме; заключение в крепости; заключение в тюрьме; арест; денежный штраф;

9) после Февральской буржуазной революции 1917 г. главной задачей наказания стало перевоспитание человека, совершившего преступление;

10)вплоть до принятия Уголовно-исполнительного кодекса принимались многочисленные акты, регулирующие данные отношения;

11)с 1 июля 1997 г. вступал в силу Уголовно-исполнительный кодекс РФ, и система уголовно-исполнительного законодательства принципиально изменилась. Почти все законодательные акты утратили законную силу, и УИК РФ стал основным законом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний, предусмотренных УК РФ.

8.

9. Средства исправления осужденных: понятие, правовое регулирование, характеристика.

Исправления осужденных при применении средств исправления образует исправительное воздействие, кот. представляет особый вид воспитат-го, педагог-го процесса, осуще-го при исполнении наказания, т. е. в условиях реализации мер гос. принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных.

Объем и характер средств исправления зависят от содержания исполняемого наказания. При исполнении различных видов наказаний, связанных с изоляцией от общества, исправит. воздействие на осужденных отличается по своему содержанию. Исправит. воздействие отличается от обычного воспитания по своему объекту. Применительно к лишению свободы в качестве объекта для него выступают лица, осужденные к лишению свободы, представляющие наибольшую опасность для общества.

Особенности объекта определяют направленность исправит. воздействия - не только формирование личности гр-на, но и его исправление. Основанием для применения к осужденным исправит. воздействия служит только приговор суда, вступивший в законную силу, поэтому исправление осужденных возложено на уполномоченные на это гос. учреждения и органы, а участие осужденных в проводимых воспитат. мероприятиях обязательно. Исправит. воздействие реализуется в рамках, установленных нормами этой отрасли права. Соединение исполнения наказания и исправит. воздействия образует единый карат.- исправит. процесс. Результатом применения исправит. воздействия д.б. исправление осужденного, когда сформировано уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, правопослушное поведение.

Содержание исправительного воздействия заключается в: 1)воспитательной работе; 2)общественно- полезном труде; 3)получении общего образования; 4)проф. обучении, проф. подготовке и общественном воздействии.

Воспитательная работа с осужденными направлена на формирование у них элементарных навыков социально одобряемого поведения: уважения к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, к труду и его результатам, к закону. Труд осужденных в уг.-испол. законод-ве относится к числу основных средств их исправления.

Исправит. воздействие, сопутствующее исполнению наказания, регламентируется УИП, т.к. оно осущ-ся в строго очерченных границах, устанавливаемых правилами режима. Они определяют допустимость применения тех или иных форм, методов и примеров воспитания.

10. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.

Дифференциация предполагает, что к различным категориям осужденных в зависимости от х-ра совершенных ими престу-ий и степени общ. опасности личности, прошлой преступ­ной деят-ти следует применять различный объем мер ка­рател. воздействия, правоограничений, а воспитат. работа с ними должна проводиться с учетом особенностей их личности, возраста, пола и иных особенностей и свойств. Нор­мы уг. и уг.-исполн. законод-ва создают для этого необходимые возможности. Прежде всего это относится к осужденным к лишению свободы. Так, например, закон предусматривает раздельное содержание различных категорий осужденных в исправит. учрежде­ниях различных видов; что дает возможность применять к ним различный объем мер карательно-воспитат. воздействия.

Методом дифференциации исполнения наказания служит классификация осужденных на различные категории. Исполнение наказания и применения исправит. воздействия представляют единый карат.-исправит. процесс, вместе с тем дифференциация кары отличается от применения таких средств исправления, как труд, воспитательная работа, общее и профессиональное обучение осужденных. Дифференциация исполнения наказания ограничивается существующими видами исправит. учреждений, а в их пределах - видами колоний. Она зависит также не только от степени изоляции осужденных от общества, объема ограничения их субъективных прав, но и от срока наказания, кот. надлежит им отбыть, от места отбывания наказания - в конкретном субъекте РФ, где они проживали, или за его пределами. Если дифференциация исполнения наказания в основном ограничивается рамками определ. вида исправит. учреждения, то дифференциация исправит. воздействия осуще-ся в пределах конкретного исправит. учреждения с учетом типологических особенностей различных категорий осужденных с точки зрения возраста, пола и др. признаков, а также степени соц.-нравственной запущенности или степени исправления.

Дифференциации исправит. воздействия в отношении различных категорий осужденных может осуще-ся в пределах вида исправит. учреждения как без изоляции, так и путем изоляции.

Дифференциация исправит. воздействия на осужденных проводится с учетом типологических особенностей различных их категорий в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, прошлой преступной деятельности.

Дифференцированное применение исправит. воздействия может строиться с учетом иных типологических признаков осужденных (возраста осужденного).

Под индивидуализацией понимается систематическое, целенаправленное ка­рательно-воспитат. воздействие на конкурентных осуж­денных с учетом их личностных особенностей и качеств. Оно проводится на основе изучения личности каждого осужденного, с учетом его отрицат-х и положит-х св-в, образо­вания, профессии, степени соц.-нравст. запущенно­сти, поведения лица в условиях отбывания наказания и т.д. Диффе­ренциация и индивид- ция не применяются отдельно, тем более независимо друг от др.

Дифференциация и индивидуализация представляют собой единый комплекс исправит. воздей­ствия на осужденного с учетом его личностных и иных особен­ностей. Дифференциация предполагает применение одинаковых по объему и х-ру форм и методов исправит. воздейст­вия к определенной группе осужденных со сходными признака­ми и хар-ками их личности, поведения и т.д. При инди­видуализации их применение сориентировано только на кон­кретную личность.

11. Характеристика осужденных и ее значение для проведения воспитательной работы с осужденными.

Одна из важнейших целей наказания — исправление осужден­ного, что невозможно без изучения личности отбывающего нака­зание, без выявления тех черт, которые привели к совершению пре­ступления и должны быть искоренены. С другой стороны, важно знать и то хорошее, что есть в человеке, на что можно опираться в проведении воспитательной работы.

1. Социально-демографическая характеристика

- Пол. Удельный вес женщин среди осужденных относитель­но невелик и составляет 4%.

- Возраст. Лица среднего и старшего возраста имеют больший жизнен­ный опыт, сформировавшийся характер. Их действия чаще, чем у молодежи, являются следствием обдуманных решений. Большинство лишенных свободы (86,4%) принадлежит к воз­растным группам 20 — 49 лет.

- Семейное положение. Возрастает доля лиц, не состоящих в браке, что объясняется в первую очередь увеличением удельно­го веса тех, кто не состоял в браке к моменту ареста. Многие лица потеряли семьи за время отбывания на­казаний.

- Трудоспособность и состояние здоровья. Основная масса осужденных к лишению свободы здорова и трудоспособна. Доля инвалидов I и II групп менее 2%. Основная причина — освобождение их в результате амнистий. Значительному числу осужденных назначено принудительное лечение от алкоголизма и наркомании.

- Образование. В течение истекшего 25-летия образовательный уровень осуж­денных неукоснительно рос.

- Род занятий. 35,1% нигде не работа­ли, не учились и не имели

2. Уголовно-правовая характеристика

- Квалификация совершенного преступления. Больше половины всех осужденных отбывают наказания за преступления против собственности. Вслед за ними идут преступ­ления против личности (около одной трети), затем преступления против общественной безопасности (каждый десятый).

- Число судимостей. Среди лишенных свободы 44,9% имеют первую судимость, 20,7% — вторую, 14,5% — третью, 9,3% — четвертую, 5,2% — пя­тую, 2,9% — шестую, остальные имели большее число судимостей.

- Назначенное наказание. Большинство осужденных (73,3%) отбы­вали наказание в виде 2 — 8 лет лишения свободы.

3. Уголовно-исполнительная характеристика.

- Трудовая деятельность. За последнее пятилетие доля постоянно работа­ющих сократилась вдвое — с 91,9 до 44,8%.

- Оценка степени исправления. За истекшее пятилетие число поощрений у осужденных умень­шилось.

12. Правовой статус лиц, отбывающих наказания.

Прав. положение (статус) лиц, отбывающих наказания - совокупность прав, закон. интересов и обязанностей осужденных во время отбывания уг. наказания.

Прав. статус лиц, отбывающих наказания исходит из положения, что лица, отбывающие уг. наказание, яв-ся гр-ми гос-ва, они не лишаются граж-ва и не исключаются из числа членов общества. Следовательно, осужденные обладают правами и свободами человека и гражданина, кот. предоставляет им Конституция РФ.

Основными элементами, составляющими содержание правового положения личности, являются:

- Субъективное право - можно определить как закрепленную законом и гарантируемую гос-вом реальную возможность опред. поведения осужденного и пользования им соц. благами, обеспечиваемую юр. обязанностями должн. лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, др. субъектов уг.-исполн. правоотношений.

- Законные интересы - закрепленные в прав. нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратуры, судом поведения осужденных во время отбывания наказания.

- Юр. обязанность - установленная в обязывающих и запрещающих нормах права мера необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспеч-щая достижение целей уг. наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц.

Для осужденных к лишению свободы устанавлива­ются ограничения в свободе передвижения, выборе места жительства и ме­ста пребывания, для осужденных к обязательным работам - ограничения в свободе выбора труда. Осужденный имеет право на личную безопасность; свободу совести и свободу вероисповедания.

Общепринято выделение трех видов правового статуса личности: - общий правовой статусе граждан, -специальный правовой статус определенной категории граждан, -индивидуальное правовое положение гражданина.

Устанавливая прав. статус, гос-во берет на себя обязанности не только исполнять наказание, но также охранять и обеспечивать права и законные интересы осужденных. Оно определяется правовыми ограничениями, уровень кот. зависит от вида уголовного наказания.

Осужденные – ин. гр-не и лица без гра-ва пользуются правами и несут обязанности, кот. установлены междунар. дог-ми РФ, законод-вом РФ о прав. положении ин. гр-н и лиц без граж-ва, с изъятиями и ограничениями, предусмо-ми угол., угол.-исполн. и иным законод-вом РФ.

13. Система учреждений и органов, исполняющих наказания.

Уг.-исполн. система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; тер-ные органы управления уг.-исполн. системы; фед. орган исполн. власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.

Первую группу составляют те, для кот. исполнение уголовных наказаний яв-ся основной функцией:

а) учреждения уголовно-исполнительной системы: - Угол.-исполнит. инспекция исполняет уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества; - Исправит. центр предусмотрен для исполнения основного наказания в виде ограничения свободы; - Арестные дома — места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора; - Исправит. учреждения предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.

б) дисциплинарная воинская часть- предназначены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части;

в) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт;

г) судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа.

Ко второй группе относятся учреждения и органы, для кот. исполнение наказаний яв-ся дополнительной функцией:

а) суд; б) администрация организации, в кот. работает осужденный; в) командование воинских частей и учреждений; г) орган, правомочный в соот-вии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деят-тью; д) должн. лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее гос. наградой, либо соотв-щий орган.

14. Задачи, стоящие перед учреждениями и органами, исполняющими наказания.

- Исполнение приговора суда: наказание как совокупность карательных правоограничений, а при исполнении отдельных видов наказаний применяют средства исправительного воздействия на осужденных.

-Обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

- Специального (частного) предупреждения преступлений считается выполненной в том случае, когда осужденный не совершает нового преступления во время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории — друг от друга.

Только исправительные учреждения:

1. обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания - ведется учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуще-ся постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними; принимаются меры по поддержанию дисциплины и порядка среди осужденных и т.д.

2. организация труда осужденных - привлекают осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и т.д.

3. проведения воспитательной работы с осужденными - реализуется путем проведения нравственного, правового, трудового, физического и иных форм воспитания.

4. получения общего образования и профессиональной подготовки.

5. обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных – создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных к лишению свободы, охраны их здоровья; материально-бытовых и медико-санитарных условии отбывания наказания.

6. социальная защита персонала мест лишения свободы, обеспечение его безопасности.

7. проведение оперативно-розыскной деятельности, содействие др. органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

15. Виды исправительных учреждений и их назначение.

Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы:

1. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов;

2. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, а также осужденные женщины;

3. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы;

4. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, кот. смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на опред. срок или пожизненным лишением свободы.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установ. порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.

Лечебно- исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения.

 В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет.

Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Исправительное учреждение реализует гос. принуждение и входит в систему правоохранит-х органов, оказывает при этом воспитательное, соц.-педагог. воздействие на осужденных, обеспечивает необходимый жизненный уровень осужденных в местах лишения свободы, выполняет производственно-хозяйственные задачи, обеспечивает безопасность сотрудников, персонала и осужденных и др. специфические цели и задачи, присущие только исправительным учреждениям.

16. Охрана объектов уголовно-исполнительной системы.

Охрана объектов уг.-испол. системы осуще-ся спец. подразделениями уг.-испол. системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания.

Конвоирование осужденных и заключенных осуще-ся ВВ МВД РФ, милицией, а также спец. подразделениями уг.-испол. системы по конвоированию. Подразделения ВВ МВД РФ, осуще-щие конвоирование осужденных и охрану объектов уг.-исп. системы, находятся в оперативном подчинении терр-ных органов управления уг.-испол. системы. Норматив численности персонала учреждений и органов уг.-исп. системы установлен в 16 % от среднегодовой численности осужденных, содержащихся в исправит. учреждениях.

Охрана объектов осуще-ся путем организации деят-ти подразделения охраны на постах в сочетании с применением техн. средств охраны, средств связи, сигнальных средств и служебных собак. Для охраны и защиты объектов из работников в подразделении назначаются караулы охраны. Для охраны и защиты других объектов из работников охраны назначаются сторожевые группы и устанавливаются сторожевые посты. Охрана и защита объектов караулами требуют от работников ведом. охраны знания и точного выполнения инструкций, высокой бдительности, решительных инициативных действий и умелого владения оружием, спец. и подручными средствами.

Основные задачи:

- защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

- обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутри объектового режимов;

- предупреждение и пресечение побегов, преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах со стороны лиц, отбывающих наказания.

17. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с судом и иными государственными органами, ведущими борьбу с преступностью.

Взаимодействие с органами предварительного следствия. УПК РФ возлагает на органы следствия выявление при­чин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также принятие мер по их устранению. Органы следствия могут оказывать администрации исправ. учреждений большую помощь в деле изучения лично­сти осужденных. Например, они могут предоставить админист­рации такие данные об осужденных, как поведение в быту, на работе и т.п., кот. следователь выявляет в ходе следствия. В то же время администрация учреждения может оказывать по­мощь следств. органам в раскрытии невыявленных и нераскрытых преступлений.

Взаимодействие с судами. Спе­цифика их совмест. деят-ти определяется особой ролью суда, его заседаний. Эффективность исполнения наказаний не­посредственно зависит от справедливости вынесенного приго­вора. Если наказание справедливо, соразмерно и соответствует х-ру и степени общ. опасности совершенного престу-я и личности виновного, то оно будет способство­вать эффективному исполнению уг. наказания. Именно суд определяет вид исправит. учреждения, вид режима. Кроме того на суд возложена обязанность по выявлению при­чин и условий, способствующих совершению преступлений в исправ. учреждениях или условно-досрочно освобож­денными. Особой формой взаимодействия яв-ся суд. контроль за изменением вида наказания, за всеми формами дос­рочного освобождения.

Взаимодействие со службами милиции по соц. адаптации освобожденных. Причинами или условиями совершения многих престу-ний освобожденными яв-ся слабый контроль, надзор и недостаточное оказание помощи, особенно в первые дни и месяцы на­хождения их на свободе. Тут и вопросы быт. и труд. устройства, обеспечения в определ. законом мерах адми­н. надзора за ними и т.д. Вся эта работа должна вестись в тесном взаимодействии исправ.учреждений и органов милиции с др. гос. органами, пред­приятиями, учреждениями. Такую работу условно можно раз­бить на два этапа.

Первый этап - подготовительный. Он начинается за три ме­сяца до освобождения из мест лишения свободы с выявления намерения (желания) осужденного о месте его будущ. прожи­вания, проведения бесед с ним об условиях жизни на свободе (часто резко изменившихся), правилах и нормах поведения, но­вых нормат. и законод. актах и т.д.

Второй этап - обмен информацией между исправ. учреждениями и органами МВД будущего места жительства. Администрация учреждения дает информацию об освобождае­мом, хар-тику его личностных кач-в, связях с преступ. элементами, намерениях и т.д., т.е. данные, кот. могут представить интерес для предупреждения престу-ий со стороны этих лиц. Со своей стороны милиция обязана инфор­мировать администрацию мест лишения свободы об освобож­денном, его труд. и быт. устройстве и т.д. Это помогает сотрудникам исправ. учреждений вскрывать и устра­нять в своей работе недостатки, в т.ч. в изучении личности осу­жденного.

О взаимодействии с органами прокуратуры. На прокуратуру возложены задачи по осуще-ю высшего надзора за точным и единообразным исполнением за­конов всеми органами и организациями. Созданы специальные отделы прокуратуры по надзору в местах лишения свободы. Кроме того органы прокуратуры призваны координировать деят-ть правоохран-х органов на всех этапах борь­бы с преступностью: при проведении профилак. рабо­ты, расследовании престу-ий, исполнения наказаний, закре­плении результатов исправит. воздействия.

18. Права и обязанности работников уголовно-исполнительной системы.

Персонал: сотрудники исправит. учреждений, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава и рабочие и служащие персонала исправит. учреждений.

Сотрудники имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним,

- осуществлять оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность,

- применять к нарушителям закона меры воздействия и принуждения, применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие,

- производить административное задержание и применять другие меры административного воздействия,

- производить досмотры и обыски осужденных, иных лиц и их вещей, трансп. средств на тер-рии учреждений, исполняющих наказания, и прилегающих тер-рий, на кот. установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы,

- осуществлять регистрацию осужденных и т.д.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны:

- обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законод-ва, правопорядок и законность;

- в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общ. безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел РФ;

- проходить спец. подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физ. силы, спец. средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

19. Правовая и социальная защита работников уголовно-исполнительной системы.

Персонал, а также члены семей персонала находятся под защитой гос-ва. Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом. Никто, кроме гос. органов и долж. лиц, прямо уполномоченных на то Законом, не вправе вмешиваться в служебную деят-ть персонала.

В интересах обеспечения личной безопасности сотрудников УИС и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников. Федеральный орган управления УИС обязан обеспечивать сотрудников оружием и спец. средствами индивид. защиты.

На рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов распространяется порядок гос. страхования и возмещения ущерба в случае их смерти (гибели) или увечья, предусмотренный для сотрудников УИС законод-вом РФ.

Сотрудникам устанавливается льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии: 2 дня службы - за 3, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком, - 1 день службы за 2 при сохранении за ними ранее установленных льгот.

Сотрудники, направленные в командировку, пользуются правом на приобретение вне очереди проездных документов на все виды транспорта и на размещение в гостинице по командировочному удостоверению.

Сотрудники имеют право на получение жилой помощи в виде отдельной квартиры или дома, кот. должны предоставляться им в течение 3 лет. А на этот период им предоставляется общежитие или выплачивается денежная компенсация.

Сотрудникам при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов выплачивается единовременное пособие.

Сотрудникам, награжденным в период службы гос. наградой, размер единовременного пособия увеличивается на 2 оклада денежного содержания.

Предоставляется удлиненный отпуск в меди. учреждениях системы МВД России, др. учреждений здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности. Они же имеют право на курортное лечение в санаториях и отдых в пансионатах, домах отдыха и туристических базах. При этом им выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки, а членам семьи – 50% стоимости путевки.

Сотрудники бесплатно пользуются всеми видами городского транспорта, имеют право приобретения вне очереди проездных документов и мест в гостиницах при выезде в командировку. Им устанавливаются квартирные телефоны в течение года после подачи заявления.

Рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, пенсия устанавливается по достижении 55 лет мужчинам и 50 лет женщинам. Сотрудникам персонала, имеющим право на пенсию, устанавливается ежемесячная доплата в размере от 25% до 50% суммы пенсии, кот. м.б. им начислена.

20. Основания и порядок применения мер безопасности и оружия в работе исправительных учреждений.

Спец. средства в местах содержания под стражей могут быть применены:

1) для отражения нападения подозреваемого или обвиняемого на сотрудников мест содержания под стражей и иных лиц;

2) для пресечения массовых беспорядков или групповых нарушений установленного режима содержания под стражей;

3) для задержания лиц, совершивших престу-е;

4) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений и транспортных средств;

5) для пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из места содержания под стражей или из-под конвоя.

Сотрудники УИС обязаны проходить спец. подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физ. силы, спец. средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

 При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны:

1) предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физ. силы, спец. средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке яв-ся неуместным либо невозможным;

2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи;

 3) о каждом случае применения …сотрудник исправит. учреждения в течение 24 часов с момента его применения обязан доложить своему начальнику или начальнику ОВД по месту применения.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники УИС при отсутствии спец. средств или оружия вправе использовать любые подручные.

21. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Общая характеристика.

                                     24. Контроль за деятельностью органов и учреждений и органов, исполняющих наказание- это система наблюдения и проверки соответствия их деят-ти требованиям уг.-испол. законод-ва и иных НПА с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.). Существуют четыре формы международного контроля.

Государственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

Общественный контроль также подразделяется на определенные виды. Это контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями и отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации.

Значение контроля:

1) обеспечивает законность при исполнении наказаний;

2)устраняет причины и условия, порождающие нарушения законности; 3)обеспечивает соблюдение прав и законных интересов осужденных;

4) формирует и повышает уровень правосознания персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов;

5)устраняет выявленные недостатки в деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказание;

б)позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание системы исполнения наказания материальные средства;

7) позволяет лучше информировать граждан об условиях отбывания наказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.

22. Судебный контроль и прокурорский надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания.

Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, отнесенных законом к его компетенции (услов.-досроч. освобождении, о замене неотбытой части наказания более мягким, об отсрочке отбывания наказания и т.д.). При обнаружении нарушений закона, недостатков в работе учреждений и органов, суд ставит в известность прокуратуру для принятия надлежащих мер.

Суд вправе рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания - возможны в случаях, предусмо-х законод-вом (необоснованный отказ в условно-досрочном освобождении).

Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплин. воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать опред. должности или заниматься опред. деят-тью, лишения спец., воинского или почетного звания, классного чина и гос. наград, обязат-х работ, исправит-х работ, ограничения по военной службе, смертной казни.

    В системе органов прокуратуры выделены спец. подразделения для осущ-я постоянного наблюдения за соблюдением законности учреждениями и органами, исполняющими наказания. За администрацией – Ген. прокурор РФ и подчиненными ему прокурорами.

Согласно ст. 32 Закона “О прокуратуре РФ” предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания яв-ся:

1. законность нахождения лиц в исправит-х и иных учреждениях, исполняющих наказание;

2. соблюдение установленных законод-вом РФ прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;

3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокурор осуще-ет надзор за законностью применения персоналом УИС физ. силы, спец. средств, огнестрел. оружия. Прокурор обладает широкими полномочиями при осуще-нии надзора. Он имеет право посещать в любое время вышеуказанные органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принуд-го х-ра, знакомиться с оператив. материалами и документами, на основании кот. эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принуд-го характера.

Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуд-го х-ра, проверять соответствие законод-ву РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации проверяемых органов и учреждений, брать объяснения от должн. лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство об административных правонарушениях.

При выявлении нарушений прокурор вправе отменить дисциплинарные взыскания, наложенные на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освободить их своим постановлением из ШИЗО, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, ДИЗО.

Постановления и требования прокурора подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

23. Общественный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Виды общественного контроля:

1) контроль государственных организаций и общественных формирований;

2) контроль правозащитных организаций и управомоченных по правам человека;

3)контроль средств массовой информации.

Формы контроля:

1) посещение учреждений и органов, исполняющих наказания;

2)ознакомление с документами, касающимися вопросов соблюдения прав и законных интересов осужденных;

3) участие в проверках учреждений и органов, исполняющих наказания, проводимых контролирующими органами с их согласия;

4)прием предложений, заявлений и жалоб;

5) направление предложений администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, в которых выявлены нарушения прав и интересов осужденных;

6) доведение до сведений вышестоящих органов управления уголовно-исполнительной системы, органов государственной власти и органов местного самоуправления информации о недостатках в работе учреждений и органов.

Основные направления в деятельности общественных объединений:

1)участие в работе по исправлению осужденных;

2)оказание материальной помощи исправительным учреждениям, исправительным центрам и уголовно- исполнительным инспекциям;

3)участие в контроле за деятельностью исправительных центров и уголовно-исполнительных инспекций.

Общественные объединения принимают участие в работе по исправлению осужденных:

- занимаются трудовым воспитанием осужденных; - оказывают помощь в получении и повышении уровня общего и профессионального образования;

- осуществляют юридическое консультирование;

- оказывают помощь в организации досуга осужденных, психологическую помощь;

- осуществляют благотворительную деятельность.

Контроль могут осуществлять:

1) попечительские советы - образовываются в воспитат. колониях для оказания помощи администрации в организации учеб.- воспитат. процесса, решения вопросов соц. защиты, труд., быт. устройства освобождающихся лиц. В состав этих советов могут входить представители органов МСУ, гос. предприятий, учреждений, организаций, общ. объединений и граждан.

Советы - добровольные объединения юр. и физ. лиц, проявляющих в своей общ. или проф. деят-ти интерес к местам лишения свободы. Попечит. советы участвуют в исправлении осужденных, отбывающих наказания, координируют деят-ть общ., религиозных и иных организаций, коммерческих структур по оказанию материальной помощи колониям и исправлению осужденных, привлечению осужденных к индивидуальной трудовой деятельности;

2) родительские комитеты - в них могут быть включены родители осужденных, лица, их замещающие, и другие близкие родственники. Цель таких комитетов - повышение эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказание помощи администрации воспитательных колоний;

3) методические советы - в их состав входят наиболее опытные сотрудники системы, ученые, педагоги, психологи;

4) депутаты и иные уполномоч. лица - могут посещать учреждения, исполняющие наказания, встречаться с осужденными, принимать их жалобы, знакомиться с документами.

24. Международный контроль за деятельностью персонала исправительных учреждений.

Междунар. контроль за деят-тью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен междунар. пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Междунар. пактом о гражд. и полит. правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и др. жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.).

Существуют четыре формы международного контроля:

1. периодическое представление гос-вом докладов о соблюдении прав человека (в т.ч. и при исполнении наказания).

2. сообщения ин. гос-в о нарушениях гражд. и полит. прав, применении пыток, др. жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

3. индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.

4. посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы гос-ва-члена Совета Европы.

Вторая и третья формы междунар. контроля появились в 1991 году в результате признания нашим гос-вом компетенции Комитета ООН по правам человека и Комитета ООН против пыток принимать и рассматривать сообщения др. гос-в и жалобы физ. лиц о нарушениях прав человека на тер-рии России. Эта форма междунар. контроля была прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 12 УИК, в кот. установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межгос. органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригос. средства их правовой защиты. Посещения членами Европейского Комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы в России стали возможными после ратификации в 1998 году Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

25. Контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в РФ осущ-ет контроль за деят-тью учреждении и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деят-ти УИС, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала.

Принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека от гр-н РФ, лиц без граж-ва и ин. гр-н, в т.ч. от находящихся в местах исполнения наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам в РФ лицами, находящимися в местах принудит. содержания, просмотру администрацией не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: а) принять жалобу осужденною или иного лица к рассмотрению; б) разъяснить осужденному средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; в) направить жалобу гос. органу, например в Главное управление исполнения наказаний Минюста РФ, для разрешения жалобы по существу; г) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

При проведении проверки по жалобам о нарушениях прав человека в местах отбывания наказания Уполномоченный вправе без специального на то разрешения и беспрепятственно посещать их, запрашивать и получать от органов и учреждений, исполняющих наказания, вышестоящих органов управления ими сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.

В случае необходимости Уполномоченный получает объяснения должн. лиц и гос. служащих по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы. Уполномоченный вправе принять решение о самостоятельной или совместной с компетентными органами проверке деят-ти исправит. учреждений, др. органов, исполняющих наказания, а также их руководителей и иных должностных лиц.

При рассмотрении жалоб осужденных Уполномоченный может знакомиться с уг. делом, приговор по кот. вступил в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по кот. отказано в возбуждении уголовных дел.

По вопросам своей деят-ти Уполномоченный пользуется правом безотлагат-го приема руководит-ми и иными должн. лицами, в т.ч. руководит-ми УИС, администрацией учреждении и органов, исполняющих наказания.

Важной формой контроля Уполномоченного яв-ся его посещение исправит. учреждений и ознакомление на месте с условиями отбывания наказания осужденными. Эта форма контроля особенно действенна при массовых или грубых нарушениях прав человека при исполнении наказания, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Действенной формой реагирования Уполномоченного на нарушения прав человека при исполнении наказания яв-ся спец. доклады. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязат. офиц. опубликованию в “Росс. газете”, спец. доклады по отдельным вопросам м.б. опубликованы по решению Уполномоченного в “Росс. газете” и в др. изданиях.               

26. Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Минюст РФ осуществляет ведом. контроль за деят-тью уг.-испол. инспекций, арестных домов, исправит. центров и исправит. учреждений, входящих в уг.-исполн. систему. Минюст РФ обеспечивает законность деятельности подчиненных ему подразделений.

Формы ведомственного контроля:

1) контроль за деят-тью учреждений и органов, исполняющих наказания осуще-ся путем представления отчетности в вышестоящие органы управления этими учреждениями. В результате этого принимаются меры по исправлению положения;

2) проведение ревизий и проверок производственной или финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

3) посещение учреждений и органов, исполняющих наказание, кот. осуще-ся должн. лицами вышестоящих органов без спец. разрешения. Контролирующие функции осуще-ся путем личного ознакомления должн. лиц с условиями и результатами деят-ти администрации, условиями содержания осужденных и правопорядком, во время исполнения наказания. Лица, кот. проверяют учреждения и органы уг.-исполн. системы могут проводить опрос персонала и осужденных, знакомиться с документами.

В процессе проведения комплексного инспектирования учреждений и органов, исполняющих наказания, при целевой проверке, осужденные, их родственники, иные граждане, могут подавать предложения, заявления, жалобы на действия администрации;

4) инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, осуще-ет Глав. управление исполнения наказаний Минюста РФ, а также подчиненные ему террит. органы. Для проведения данного контроля в указанных управлениях создается специальное подразделение - инспекция.

При инспектировании проверяется вся деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Проверке подлежат:1)оперативно-служебная деятельность; 2) производственная деятельность; 3) финансово-хозяйственная деятельность.

Минобороны РФ, Генштаб РФ, командующие военных округов и др. командиры осуще-ют контроль за персоналом дисциплинарных воинских частей, гауптвахт, а также по отношению к командованию воинских частей в порядке, установленном воинскими уставами, иными НПА.

Особенная часть.

27. Исполнение наказания в виде штрафа.

Штраф — ден. взыскание, назначаемое в размере от 2 тысяч 500 до 1 миллиона рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф может назначаться как в качестве основного, так и дополнительного наказания. Исполнение штрафа регламентируют УИК, а также Фед. законом «Об исполнительном производстве». Суд, постановивший приговор, разъясняет осужденному, что он обязан в 30-ти дневный срок после вступления приговора в силу уплатить штраф. Суд может предоставить осужденному рассрочку уплаты штрафа на срок до 3лет, если это необходимо с учетом обстоят-в дела, имущественного положения осужденного и др. обстоят-в, кот. закон не регламентирует.

Если штраф назначен в кач-ве основного и злостно не уплачивается, суд. пристав-исполнитель не ранее 10-ти, но не позднее 30-ти дней со дня истечения предельного срока уплаты направляет в суд представление о замене штрафа др. видом наказания. В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнит. наказания, суд. пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законод-вом РФ.

Спец. меры принуд. исполнения штрафа: 1. Обращение взыскания на иму-во путем наложения ареста и продажи иму-ва. 2. Обращ-е взыскания на з/п, пенсию, стипендию и иные виды дохода осужд-го 3. Обращ-е взыскания на ден. суммы и иму-во осужденного, наход. у др. лиц. Взыскание м.б. обращено на любое иму-во. Если иму-ва не хватает – обращают взыскание на общую соб-ть. Взыскание не обращ-ся на иму-во, если размер штрафа, наложенного на осужд. кот. работает, пол. пенсию или стипендию не превышает той доли МОТ, на кот м.б. обращено взыскание. Не подлежит изъятию то иму-во, кот. min необходимо самому осужд. и лицам, наход. на его иждивении.       

28. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Согласно ч. 2 ст. 45 и ст. 47 УК РФ лишение права занимать определ.должности и заниматься определ. деят-тью назначается в качестве основного и дополн. наказания.

Условное назначение лишения права занимать определ. должности или заниматься определ. деят-тью ни в кач-ве основного, ни в кач-ве дополн. наказания законом не предусмотрено. Лишение права занимать определ. должности или заниматься определ. деят-тью состоит в запрещении занимать должности на гос. службе, в органах МСУ, либо заниматься проф. или иной деят-тью.

В кач-ве основного, это наказание может устанавливаться судом на срок от одного года до 5 лет; как дополнительное – от 6 месяцев до 3 лет.

При назначении его в кач-ве дополн. к обязательным работам, исправит. работам, а также при условном осуждении срок этого наказания исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

 При назначении в кач-ве дополн. наказания к огра­ничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воин­ской части, лишению свободы оно распространяется на все вре­мя указанных основных видов, но при этом срок исчисляется с момента их отбытия. Если данное наказание назначается в каче­стве основного, то срок его исполнения начинается со дня всту­пления приговора суда в законную силу.

Администрация организации, где работает осужденный, обязана исполнить приговор суда не позднее 3 дней после получения копии приговора суда, т.е. освободить осужденного от должности, или запретить заниматься определ. деят-тью и направить в уг.-исполн. инспекцию сообщение об исполнении приговора.

Требования приговора суда о лишении прав заниматься определ. деят-тью обязательны также и для органов, имеющих право давать разрешение на занятие такой деят-тью и аннулировать выданные разрешения. Получив копию приговора суда, такой орган обязан в 3хдневный срок аннулировать разрешение на занятие той деят-тью, кот. запрещена приговором суда. Если осужденный нарушает запрет, установленный приговором (не увольняется с должности, продолжает заниматься запрещенной деятельностью и т.п.), инспектор предлагает ему немедленно прекратить занятие запрещенной деят-тью и берет об этом подписку. В случае невыполнения требований инспектора наступает уг. ответ-ть.

29. Исполнение дополнительного наказания о лишении воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В соот-вии со ст. 45,48 УК РФ лишение спец., воинского или почетного звания, классного чина и гос. наград возможно в кач-ве дополн-го наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого престу-я с учетом личности виновного. Применение данного наказания призвано оказать моральное и предупредительное воздействие на осужденного и иных лиц. Кроме того, оно связа­но с лишением виновного прав и льгот, установленных для лиц, имеющих специальные, воинские или почетные звания, класс­ные чины и гос. награды.

Вопрос о лишении специальных, воинских званий или класс­ных чинов м


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: