Поиск решения проблемы – открытие нового знания

Разработала Гусева Марина Павловна

ЦЕЛИ УРОКА: изучить, охарактеризовать звук Ж. и его букву; учиться читать слова, слоги, предложения с новой буквой. [Ж].

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

1-2 мин

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение? Покажите мне смайлики!! Выберите смайлик вашего настроения! А я  хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. - А поможет нам наш девиз дня:

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

У нас все получится.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3 мин

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы и звуки «проживают» в этом удивительном городе.

- Как отличить гласные звуки от согласных?

 

УУД: Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

 

3. Постановка учебной задачи. 3-5 мин

 

Мы можем отправиться в путешествие в страну Грамматики в город Буквоград на волшебных санях Деда Мороза, где живут все наши буквы. Населяем мы его сами, по мере знакомства с каждой буквой.

 - Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград».

Показываю буквы, дети называют, Я: почему буквы в домиках с разными крышами?

 

     - Красные с синей полоской- гласные, придающие твёрдость согласным (Дают команду согласному: Читай меня твёрдо!)

      - красные с зелёной полоской -- придающие мягкость согласным (Дают команду согласному: Читай меня мягко!)

- Что знаем про гласные?

Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду.

Гласный образует слог; ударный-безударный; руководит чтение согласного звука.

 

Дома с зелёной крышей - для согласных, обозначающий только мягкие согласные.

Дома с синей крышей – для согласных, обозначающих только твёрдые согласные звуки

Дома с сине-зелёной крышей – для согласных, кторые могут звучать и твёрдо и мягко.

 

Согласные бывают парными по глухости и звонкости; мягкими и твёрдыми

Буква Ш – всегда обозначает твердый звук, буква Ч – всегда обозначает мягкий звук; у буквы Ь звука нет, смягчает согласный звук.

 

 Но ребята, наши жители Буквограда ходили друг к другу в гости и похоже, кто-то остался не в своём доме. Давайте наведём порядок и расселим буквы правильно. Кто заметил буквы не на своём месте?

 

 Меняем буквы местами и объясняем почему.

· Как вы думаете, зачем мы сегодня туда поедем? Да, повезём туда новую букву. И не только отвезём, но и найдём ей нужный правильный дом, в котором ей будет хорошо.

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока. Слайд 2

 – Каковы цели нашего урока? Чему мы должны научиться?

На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.

· Изучить … звук и …букву.

· Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.

·

Какую Букву? Давайте догадаемся.

Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки!

Закончи фразы:

1. Как на тоненький ледок                           2. Солнце светит ярко

Выпал беленький ………. Снежок                                 От него нам …… жарко

3. Ног от радости не чуя,

С горки весело лечу я.

Стал мне спорт важней и ближе,

Помогли мне в этом? …… лыжи

                                        4 Покружилась звёздочка

                                            В воздухе немножко,

                                            Села и растаяла

                                            На моей ладошке…. снежинка

 

- Назовите какой новый одинаковый звук вы услышали во всех этих словах- отгадках?  Ж!

Правильно, звук Ж, и он обозначает букву??????????? ----- Ж!!

Мультфильм показать

Прочитать сказку о жадной жабе, дети должны запомнить слова со звуком Ж

 --- ответы детей

- Произнесите звук Ж  . Наденем волшебные наушники! Потёрли пальчиками ушки!!! Поработаем со звуком. Произносим и слушаем.

- -Какой это звук? Почему? Как произносим?

-- Что мы слышим? -- Как звучит этот новый звук? С голосом?? – Да!

-- Звонко!

-- С преградой! -- Что мешает нам его произносить? -- зубы

--- Делаем выводы: Какой это звук? -- согласный!

Составление плана решения проблемы

Давайте исследуем его. Слайд 4, 5, 6

- Если это согласный звук, что мы должны о нем рассказать?

-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?

- Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.   Вот  теперь пора нам в путь!!

- А почему мы поедем в  путешествие на санях? Кто догадался? А потому что сейчас какое время года?

Поэтому по снегу лучше всего передвигаться на санях.

- Готовы! Поехали! Нов пути нам встретятся и препятствия и интересные задания и поэтому будем к ним готовы. В путешествии можно сделать много открытий, поэтому будем друг другу помогать

 

 

- Наша первая остановка:

СТАНЦИЯ «Учебная» Слайд 3

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся – особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.

На доске – буква Ж и знак вопроса

Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

 

4. Проектирование и фиксация нового знания

(«открытие» нового знания). 8-10 мин.

Учитель: Превращаемся в исследователей и проводим исследовательскую работу в группах.

5 Игра по группам «Звук-незнакомец»

1 группа:- Найдите слова, в которых есть звук [Ж] твёрдый

ЖАБА, ЖИВОТ, Жора, ЖУК, 

2 группа - Найдите слова, в которых есть звук [Ж] мягкий

3 группа: - Как  в других словах звук [ж] произносится? Особенно на конце слова?

- Прочитайте слова с буквой Ж на конце, послушайте его, дайте характеристику.

Слова: УЖ, МОРЖ, НОЖКА, НОЖ, ЁЖ, КРУЖКА, ЛОЖКА

Как звучит звук? -- глухо! – ПОЧЕМУ?

ВЫВОДЫ

звук Ж заменяется на звук Ш, Значит он парный по глухости - звонкости!

(ДЕТИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ)

- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?

- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука? Мягкий звук Ж не находится

ВЫВОДЫ:   - Какая же особенность у этого звука?

3. Представление результатов исследования.

-А сейчас послушаем, что вы расскажете о результатах своих исследований.

По группам дети проговаривают выводы о звуке Ж:

- В чем особенность звука [ж]? -Звонкий он или глухой, мягкий или твердый.??

1 Всегда звучит твёрдо! У звука [ж] нет мягкой пары.

 - он согласный, он шипящий. Потому что при произнесении слышится и голос и шум.




double arrow
Сейчас читают про: