Разработала Гусева Марина Павловна
ЦЕЛИ УРОКА: изучить, охарактеризовать звук Ж. и его букву; учиться читать слова, слоги, предложения с новой буквой. [Ж].
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.
1-2 мин
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение? Покажите мне смайлики!! Выберите смайлик вашего настроения! А я хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. - А поможет нам наш девиз дня:
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы отлично учимся,
У нас все получится.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3 мин
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы и звуки «проживают» в этом удивительном городе.
- Как отличить гласные звуки от согласных?
УУД: Познавательные:
логические:
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
3. Постановка учебной задачи. 3-5 мин
Мы можем отправиться в путешествие в страну Грамматики в город Буквоград на волшебных санях Деда Мороза, где живут все наши буквы. Населяем мы его сами, по мере знакомства с каждой буквой.
- Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград».
Показываю буквы, дети называют, Я: почему буквы в домиках с разными крышами?
- Красные с синей полоской- гласные, придающие твёрдость согласным (Дают команду согласному: Читай меня твёрдо!)
- красные с зелёной полоской -- придающие мягкость согласным (Дают команду согласному: Читай меня мягко!)
- Что знаем про гласные?
Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду.
Гласный образует слог; ударный-безударный; руководит чтение согласного звука.
Дома с зелёной крышей - для согласных, обозначающий только мягкие согласные.
Дома с синей крышей – для согласных, обозначающих только твёрдые согласные звуки
Дома с сине-зелёной крышей – для согласных, кторые могут звучать и твёрдо и мягко.
Согласные бывают парными по глухости и звонкости; мягкими и твёрдыми
Буква Ш – всегда обозначает твердый звук, буква Ч – всегда обозначает мягкий звук; у буквы Ь звука нет, смягчает согласный звук.
Но ребята, наши жители Буквограда ходили друг к другу в гости и похоже, кто-то остался не в своём доме. Давайте наведём порядок и расселим буквы правильно. Кто заметил буквы не на своём месте?
Меняем буквы местами и объясняем почему.
· Как вы думаете, зачем мы сегодня туда поедем? Да, повезём туда новую букву. И не только отвезём, но и найдём ей нужный правильный дом, в котором ей будет хорошо.
- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока. Слайд 2
– Каковы цели нашего урока? Чему мы должны научиться?
На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.
· Изучить … звук и …букву.
· Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.
·
Какую Букву? Давайте догадаемся.
Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки!
Закончи фразы:
1. Как на тоненький ледок 2. Солнце светит ярко
Выпал беленький ………. Снежок От него нам …… жарко
3. Ног от радости не чуя,
С горки весело лечу я.
Стал мне спорт важней и ближе,
Помогли мне в этом? …… лыжи
4 Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке…. снежинка
- Назовите какой новый одинаковый звук вы услышали во всех этих словах- отгадках? Ж!
Правильно, звук Ж, и он обозначает букву??????????? ----- Ж!!
Мультфильм показать
Прочитать сказку о жадной жабе, дети должны запомнить слова со звуком Ж
--- ответы детей
- Произнесите звук Ж . Наденем волшебные наушники! Потёрли пальчиками ушки!!! Поработаем со звуком. Произносим и слушаем.
- -Какой это звук? Почему? Как произносим?
-- Что мы слышим? -- Как звучит этот новый звук? С голосом?? – Да!
-- Звонко!
-- С преградой! -- Что мешает нам его произносить? -- зубы
--- Делаем выводы: Какой это звук? -- согласный!
Составление плана решения проблемы
Давайте исследуем его. Слайд 4, 5, 6
- Если это согласный звук, что мы должны о нем рассказать?
-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?
- Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?
- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?
-Тогда давайте будем решать эту проблему. Вот теперь пора нам в путь!!
- А почему мы поедем в путешествие на санях? Кто догадался? А потому что сейчас какое время года?
Поэтому по снегу лучше всего передвигаться на санях.
- Готовы! Поехали! Нов пути нам встретятся и препятствия и интересные задания и поэтому будем к ним готовы. В путешествии можно сделать много открытий, поэтому будем друг другу помогать
- Наша первая остановка:
СТАНЦИЯ «Учебная» Слайд 3
Создание проблемной ситуации
- Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся – особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.
На доске – буква Ж и знак вопроса
Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
4. Проектирование и фиксация нового знания
(«открытие» нового знания). 8-10 мин.
Учитель: Превращаемся в исследователей и проводим исследовательскую работу в группах.
5 Игра по группам «Звук-незнакомец»
1 группа:- Найдите слова, в которых есть звук [Ж] твёрдый
ЖАБА, ЖИВОТ, Жора, ЖУК,
2 группа - Найдите слова, в которых есть звук [Ж] мягкий
3 группа: - Как в других словах звук [ж] произносится? Особенно на конце слова?
- Прочитайте слова с буквой Ж на конце, послушайте его, дайте характеристику.
Слова: УЖ, МОРЖ, НОЖКА, НОЖ, ЁЖ, КРУЖКА, ЛОЖКА
Как звучит звук? -- глухо! – ПОЧЕМУ?
ВЫВОДЫ:
звук Ж заменяется на звук Ш, Значит он парный по глухости - звонкости!
(ДЕТИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ)
- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?
- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука? Мягкий звук Ж не находится
ВЫВОДЫ: - Какая же особенность у этого звука?
3. Представление результатов исследования.
-А сейчас послушаем, что вы расскажете о результатах своих исследований.
По группам дети проговаривают выводы о звуке Ж:
- В чем особенность звука [ж]? -Звонкий он или глухой, мягкий или твердый.??
1 Всегда звучит твёрдо! У звука [ж] нет мягкой пары.
- он согласный, он шипящий. Потому что при произнесении слышится и голос и шум.






