Введение алгоритма записи слов под диктовку и самопроверки

Технологическая карта урока обучения письму.

Тема урока: Строчная м. Письмо соединений букв.

Введение алгоритма записи слов под диктовку и самопроверки.

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной буквы м; содействовать формированию умения делить слово на слоги, выполнять виды соединений букв в слове (верхнее, среднеплавное, нижнее), анализировать предложения и составлять схему предложений; закреплять гигиенические навыки при письме; способствовать развитию основных мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов; писать строчную букву м на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот.

Личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

 


Конспект

№ п/п Этапы урока Методы и приемы Содержание урока (деятельность учителя) Деятельность ученика УУД
I Организационный момент. Словесный: чтение стихотворения, рассказ о правилах посадки Вот звенит для нас звонок — начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели, настроились на урок письма. Расскажите о правилах посадки на уроке. Формулировать и аргументировать правила поведения на уроке письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

II

Мотивационный.

Словесный: формулирование задач урока, характеристика звуков

Определение целей урока На доске расположены две таблицы: 1.Печатные и письменные буквы М м; 2. Таблица с правилами письма слухового диктанта. I. Определим цели нашего урока. Посмотрите внимательно на страницу тетради по письму и на доску. Выясните, что мы уже умеем, а значит, что-то сможем повторить. - Умеем читать и писать по звукобуквенной схеме; - Сравнивать буквы; - Записывать слово; - Писать диктант. Определим, чему научимся. - Научимся писать новую букву; - Будем учиться писать строчную букву м; - Выберем, какие элементы нужны для письма новой буквы. Работать с информацией, отделяя известное от неизвестного Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Повторение звуков [м], [м'] Я прочитаю скороговорку, а вы скажете, почему именно эту скороговорку я выбрала для сегодняшнего урока. На полу скребется мышка, Спит в берлоге бурый мишка, Этот мишка очень мил, Только лапы он не мыл. - В ней есть слова со звуками, которые мы изучаем; - Слова мышка и мишка, мил и мыл начинаются с парных мягких и твердых звуков, которые мы сейчас изучаем; - На письме эти слова начинаются с буквы, которую мы будем сегодня писать. Выделять в звучащем тексте слова с новыми звуками. Овладение базовыми предметными понятиями.
III Постановка учебной задачи. Наглядный: работа с «Веселой азбукой» и таблицей буквы М. Формирование зрительного образа строчной буквы м в памяти учащихся Учитель читает стихотворение: Взялись за руки друзья И сказали: «Ты да я - Это мы». А между тем Получилась буква М. А. Шибаев - На что похожа буква М?     Находить зрительные ассоциации.  
  Словесный: сравнение букв и называние элементов. Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы м: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных. - Сравните малую печатную и строчную письменную буквы м. - Чем они похожи? Чем отличаются? Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Сравнивать объекты, находить общее и различия.
  Практический: конструирование буквы. Далее учитель на магнитной доске конструирует строчную букву м. - Назовите элементы, из которых состоит строчная буква м. (Полоска в форме плавной линии, две полоски в форме прямой линии с закруглением с одной стороны). Выньте из конвертов все элементы, которые вы видите в правом углу тетради под письменной буквой. Выберите нужные элементы, составьте строчную букву м. Работая, не забывайте о гигиенических правилах, проверьте, как вы сидите. Анализировать поэлементный состав букв, конструировать из набора элементов.  
    В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 9, 1 (2), 3, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 6, 36, 38, 3 для дифференцирования размера и формы элементов.   Уметь работать в материальной среде начального общего образования.
    Поднимите наборные полотна, покажите, какая получилась буква. Сделайте самоконтроль. Проверьте, как выполнена работа по «Ключу» к конструированию письменных букв (тетрадь № 2, с.32) - Переконструируйте строчную букву м в строчную букву а, в строчную букву и, в строчную букву у. Контролировать этапы своей работы.  
IV. Решение частной учебной задачи. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.    
  Наглядный: показ написания Письмо элементов буквы - Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква м. Обводить образец  
  Практический: обведение образца, письмо «в воздухе» и в тетради. Письмо строчной буквы м. 1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснения образца начертания строчной буквы м на доске мелом.                 М М М М М М М                            1  2  3  4   5   6   7 - Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее (1). Ведем плавную линию до верхней линейки, делаем закругление вправо (2). Вниз опускаем прямую (3). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (4). Линию продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо (5). Вниз опускаем прямую (6). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (7). Краткое описание: слева направо (1), вверх, отклоняясь вправо (2), вниз (3), вправо (4), вверх, отклоняясь вправо (5), вниз (6), вправо (7).   Слушать объяснение учителя и запоминать написание буквы. Следовать точной инструкции учителя при выполнении заданий.
    2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы м под счет.           М — и М - раз М - и М  - два  М - и 3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании и расслабления мышц руки в процессе имитации написания строчной буквы м под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради. (Тетрадь № 2, с. 30). Писать букву под счет.  
  Физкультминутка Подготовка руки к письму ГОЛУБИ Мы распахнем пошире дверь И выпустим на волю голубей, И, крыльями взмахнув легко, Они взлетают высоко. Вернувшись с полета, Воркуют друзья. Жить без свободы Птицам нельзя. Руки скрестить на груди, затем резко развести в стороны, ладонями вверх. Затем выполнять махи руками, имитируя полет голубей.    
  Практический: чтение и анализ особенностей написания слов. Письмо слогов Письмо слогов после соответствующей подготовительной работы; чтения слогов с обоснованием, что прочитан именно слог. Проговаривается письмо соединений. Определение счета для письма первого слога ам: «и — раз — и — два — и — и — раз — и — два — и». «Письмо» в воздухе под счет и письмо в тетради. Таким же образом проводится работа со вторым слогом ма. Самоконтроль за выполнением правил письма. Анализировать слог, писать слог, сравнивая с образцом.     Осознавать необходимость осуществлять контроль по результату.
  Физкультминутка      
  Словесный: составление текста Выполнение речеязыкового задания - Рассмотрим иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован? - Что делает мама? - Составьте текст из 3-х предложений по этой иллюстрации. Составлять предложения по иллюстрации. Выражать свои мысли полно и ясно.
  Практический: слого-звуковой анализ слова. Работа со звуко-буквенной схемой - Произнесите по слогам «мама». - Проанализируйте звуко-буквенную схему слова «мама». - Сколько звуков в этом слове? - Сколько слогов? - На каком месте в слове находится звук [м]? (В начале слова и в середине). - Перекодируйте звуки [ м ], [ а ] в письменные буквы. Выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить написанные слова с моделью. Использовать знаково-символические средства представления информации.
  Наглядно-практический: сравнение элементов и размера букв.   Практический: списывание Выполнение логических заданий с буквами. - Какие буквы написал Почемучка? - Сравните буквы О-о. Чем они похожи? Чем отличаются? (Эти буквы состоят из одинакового по форме элемента — овала, но различного по размеру). - Сравните буквы а-у. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме и размеру элемент — полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны). - Переконструируйте строчную букву а в строчную букву у. Сравните буквы а-о. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме и по размеру элемент — малый овал). - Переконструируйте строчную букву а в строчную букву о. - Прочитайте слово в тетради. - Расскажите, какие виды соединений букв используются в слове «мама». (Все соединения — нижние). - Запишите слово «мама» по образцу.     Сравнить похожие буквы.     Выделять соединения, списывать с письменного образца.     Использовать логические средства сравнения, анализа, синтеза.
    Запись слова под диктовку Работа по таблице для повторения правил письма на диктанте. Учитель поясняет, что сегодня они будут работать над записью слова под диктовку.
1. Слушай слово (предложение), стараясь запомнить его.   ?     /                        
2. Повтори и проверь, как запомнилось то, что будешь писать. Составь модель слова (предложения).                         
3. Пиши, диктуя себе по слогам.                                      
4. Проверь, правильно ли ты написал(а): прочитай написанное по слогам, проводя под ними дуги; найди ударные слоги, поставь ударение; отметь трудные места в словах.     Ма-ма   М а́ма  

 

Воспроизводить и применять правила записи слов под диктовку. Осваивать учебное действие письмо под диктовку.
  Физкультминутка      
    После повторения правил учитель предлагает закрыть образец в тетради листом для заметок с клейким краем. Один из учеников проговаривает слово по слогам, как будет себе диктовать при записи. Затем дети хором проговаривают слово по слогам, чтобы так диктовать себе при записи. «Пишут» в воздухе, диктуя по слогам, а только после этого пишут в тетради, вполголоса диктуя по слогам. Выполнение гигиенических правил письма. После записи учитель предлагает вспомнить о проверке, о самоконтроле записанного. Дети читают написанное, ставят ударение, отмечают дугами слоги. Предлагается произвести взаимоконтроль.       Использовать приемы самоконтроля.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Чему учились на уроке? - Какое задание вам понравилось больше всего? Чем оно вам понравилось? - Какое задание показалось особенно трудным? - Что бы вам хотелось выполнить еще? Отвечать на вопросы учителя. Осуществлять самооценку, осознавать свои достижения и неудачи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: