Вопросы к экзамену по рассмотренным темам

1. Введение в менеджмент. Специфика языка.Структура данного курса и его авторская специфика.

 

Представления о «Менеджменте» и «Теория менеджмента» впервые стали обособлять американцы. Речь идет о системе междисциплинарных политических знаний, которые могут играть чрезвычайно полезную или очень вредную роль в судьбе граждан, народов и государств. Все зависит от того, какими будут эти знания, и как они будут использоваться. Объективные научные знания о «менеджменте» американцы и зависимые от них общества по разным причинам разработать не могут. Граждане России должны включиться в изучение «американской идеологии менеджмента» и в ее развитие в интересах России и человечества. Пока система представлений о «теории менеджмента» определяется «американскими стандартами». Она господствует в мире и узаконена в России «Государственным стандартом образования» России». В побудительном порядке она задана «учебными пособиями» с грифом «МО». В секретном порядке она «регламентирована» содержанием тестов, которые используются для «проверки знаний студентов» при «аттестации и аккредитации» вузов. Автор обязан излагать материал курса согласно таким предписаниям и регламентам, опираясь на Рабочую программу, привязанную к Учебному плану вуза. Такое содержание данного курса условно назовем «традиционным». Формально автору не запрещено говорить правду, соответствующую науке, опыту и интересам россиян. Поэтому автор «дополняет» курс объективными научными («нетрадиционными») сведениями. В этом «необычная специфика курса».

В лекциях используется государственный язык России – русский язык.  Его простейшей смысловой основой, как и любого другого языка, являются слова. Будем различать три назначения слов: 1) прямое и идентифицирующее; 2) иносказательное (аллегорическое); 3) символическое (терминологическое)

  В первом случае слова используются для наименования чего-либо или кого-либо, с целью отличия одних объектов и субъектов от других при познании окружающего мира и для их идентификации. Типичные примеры: камень, животное, птица, воробей, Я, Он.

    Во втором случае слова могут использоваться в переносном («аллегорическом») смысле. Например, один человек может назвать другого человека – змея, слон, солнышко и т.д.

    Третий случай. Слова используются в качестве «терминов» для символического наименования чего-либо или кого-либо. Такие слова играют важнейшую роль в любом языке и определяют его высшее назначение. 

   Необходимо различать два вида «терминов»: понятия и  дефиниции.

   Понятиемногосложное договорное представление о чем-либо или о ком-либо, которому присвоено свое наименование (понятийный термин) и которое используется для осознанного достижения общей или согласованной цели в интересах всех участников договора.

  Дефиниция – волюнтаристское, в том числе директивное (командное) представление о чем-либо или ком-либо, вводимое в интересах автора дефиниции, в том числе в ущерб и во вред другим субъектам, которых принуждают к использованию вводимого термина.

                    Наименование

Лекция

 
Введение в менеджмент. Понятия о менеджменте. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.

 1

 
Эволюция менеджмента и его современные концепции. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Школы менеджмента.

 2

 
Методологические основы, система и основные понятия в менеджменте. Инфраструктура менеджмента. Методы и функции менеджмента. Планирование, организация, мотивация как основные функции менеджмента.

 3

 
  Организация и организационные структуры менеджмента. Линейные, штабные структуры менеджмента. Дивизиональные структуры менеджмента. Адаптивные (органические) структуры менеджмента.

4

 
Планирование и стратегия развития организации. Природа и цель планирования. Целеполагание. Стратегические, тактические и оперативные планы. Бизнес-планирование. Управление по целям

 5

 
Организация как функция менеджмента. Нормы управляемости. Взаимоотношение полномочий

 5

 
  Мотивация как функция менеджмента, теории мотивации. Понятия мотивации и стимула. Методы мотивации

 6

 

Контроль как функция менеджмента. Понятие контроля. Виды и процесс контроля. Передача и распространение информации.

 7

Анализ, регулирование и координация в менеджменте. Анализ в управленческом цикле. Анализ внутренней и внешней среды.

 7

Информация и коммуникации в менеджменте. Управленческая информация.

 8

Процессы управления и принятие управленческих решений.

 9

 

       

 

2. Введение в менеджмент. Кто такие менеджеры игде они существуют.

«Мир менеджеров». Простейшаямодель «мира менеджеров». Функции учредителя и директора юридического лица. Выводы.

Менеджмент является молодой и крайне политизированной областью междисциплинарных знаний. В СССР эта область знаний, развиваемая американцами, считалась лженаукой. После «перестройки» учебные курсы по менеджменту вошли в систему образования России без коренной переработки «американской идеологии». Суждения о менеджменте, являются не только «очень молодыми», но и противоречивыми, крайне спорными, ненаучными. Они могут использоваться для агрессии и манипуляции социальным сознанием рядовых граждан. Такой путь внедрения в России «менеджмента» не является научным.

«Мир менеджеров» в начальном состоянии (до получения доходов и прибыли) – «мир разных состояний» и видов деятельности одного и того же человека, который создает юридическое лицо и осуществляет власть над ним, выполняя функции законодательного и исполнительного органа власти.

«Структура такого (простейшего) мира» обусловлена разделением власти над юридическим лицом между двумя функционерами, в роли которых может выступать один и тот же человек, выполняющий функцию «законодательного органа власти» и функцию «исполнительного органа власти». Именно эти и только эти два функционера строят в дальнейшем «мир других наемных работников», часть из которых образует «разветвленный мир менеджеров».

 

 

 


· функция высшего и самостоятельного менеджера (учредителя), который осуществляет планирование получения дохода и прибыли за счет расфасовки товара;

· функция «директора ЮЛ» (главного исполнительного менеджера), который заключает договора с поставщиками сырья и оплачивает его приобретение, а также заключает договора с директорами магазинов, в которые поставляет расфасованную продукцию;

 

 

3. Введение в менеджмент. «Мир менеджеров».Модель «мира менеджеров» в единоличнойфирме с единственным работником. Функции и коммуникации. Виды менеджерской деятельности. Кто определяет цель менеджмента. Выводы на основе модели.

     

 

 


Итак,  в модели, изображенной на рис.1.б, «мир менеджеров» образует один человек, который выполняет «внутри ЮЛ» два разных вида деятельности. В данном примере «мир менеджеров» является «внутренним миром» одного физического лица (двуликого Януса), которое в одном качестве является одним менеджером (законодателем), а в другом качестве – другим менеджером (директором ЮЛ). Такое состояние возникает на начальной стадии создания единоличной фирмы (юридического лица) и сразу после его государственной регистрации.

Коммуникация в социальных системах (авторское толкование) - путь перехода человека из одного функционального состояния в другое свое состояние (линия связи между разными функциональными состояниями одного и того же человека). При движении по коммуникации из одной точки функционального пространства в другую физические свойства человека не изменяются.            

    Принципиальные отличия «американской трактовки» от авторской трактовки заключаются в следующем.

     Во-первых, по американской трактовке коммуникация связывает разных людей, а по авторской трактовке коммуникация связывает разные функциональные состояния одного и того же человека.

    Во-вторых, если переходить к взаимодействиям разных людей, то автор называет такие взаимодействия «договорными», а американские профессора «общением» (разговором, «передачей информации»). При заключении и исполнении, например, возмездных договоров люди меняют один товар на другой, используя минимум две разные (встречные) коммуникации для передачи своих товаров друг другу. Американские профессора навязывают представления, которые могут использоваться для принудительного навязывания любой «информации» другому человеку (нужной или ненужной, правдивой или ложной) без какой-либо ответственности за такое «навязывание» под девизом «обмена».

4. Введение в менеджмент. «Мир менеджеров».Модель устройства «мираменеджеров» в фирме с наемнымперсоналом. Кто определяет цель менеджмента. Рядовые менеджеры. Выводы.

«Мир менеджеров» - иерархическая система субъектов, выполняющих разные властные функции в составе юридического лица.

Первую главную (законодательную) властную функцию в этом «мире» осуществляет «учредитель» («хозяин юридического лица»). Если в роли учредителя выступают два и более физических лица, то они создают «самоуправленческую организацию». Такая организация является главной в «мире менеджеров».

Вторую по значимости властную (должностную) функцию в «мире менеджеров» играет директор или «дирекция» (директор и его заместители). Они образуют командную организацию во главе с директором. На рис. 3 изображен один директор.

Осуществляя по заданию учредителя власть, директор создает внутри юридического лица командную организацию, члены которой называются «персоналом». Основой деятельности персонала является труд рядовых работников, которые производят товар, реализуемый директором, и которые называются «рабочими». Для организации труда рабочих, управления им (производством), снабжением и сбытом товаров, а также для осуществления иных властных функций, директор в составе персонала создает «армию рядовых и старших менеджеров». Поскольку всех таких менеджеров он наделяет частью своих правомочий, они, как и директор, тоже называются «менеджерами».

   Наяду с объединением учредителей и с дирекцией «персонал» образует «третью организацию» в составе юридического лица.

    Осуществляя по заданию учредителя власть, директор создает на основе возмездных договоров с внешними рыночными субъектами «четвертый вид организации», необходимый для получения доходов и прибыли. На основе одних договоров директор закупает сырье для производства товаров, а на основе других договоров он получает выручку от продажи произведенных товаров. Разница между выручкой и затратами на покупку сырья образует «доход юридического лица». Без создания такой организации (и связи с «внешним миром») достичь цели менеджмента не возможно. Часть деятельности, связанная со снабжением и сбытом произведенных товаров, входящая в состав менеджмента, получила название «маркетинг». 

Все члены персонала, которые согласно трудовому договору выполняют какие-то должностные функции вместо директора, образуют вместе с учредителем и директором «мир менеджеров». Рабочие не являются частью этого «мира». Почему рядовые специалисты, которые никем не командуют, тоже называются «менеджерами»?

     Наряду с администраторами, которые командуют трудом рабочих, в необходимо осуществлять другие функции:

· обеспечивать труд рабочих сырьем и инструментами;

· учитывать объем и качество труда рабочих и других членов персонала;

· использовать результаты контроля и качества работы для планирования, начисления и выплаты заработной платы;

· множество иных функций, не связанных с производством товара.

     Все такие функции (учета, контроля, делопроизводства, планирования, бухгалтерской деятельности и др.) должен осуществлять либо директор, если доходы фирмы малы, либо наемные рядовые специалисты. Поэтому все такие рядовые специалисты, которые наделены по должности функциями директора, тоже, как и директор, называются «менеджерами», но в отличие от директора, они являются «рядовыми, низшими по должности менеджерами».

    Как деятельность, менеджмент полностью определяется учредителем и директором ЮЛ при верховенстве учредителя. Они определяют назначение, цель и сущность любого менеджмента в своем юридическом лице.

Поскольку мелкие частный функции они перелают на договорной и командно-административной основе разным наемным работникам, всю деятельность, называемую менеджментом, можно условно разделить на уровни:

· высший стратегический менеджмент учредителя ЮЛ;

· главный оперативный (исполнительный) менеджмент директора ЮЛ;

· оперативно-тактический менеджмент администраторов и главных специалистов;

тактический (низовой) менеджмент рядовых специалистов.

 

 

5. Введение в менеджмент. «Мир менеджеров».Сравнение «учебных суждений» о «мире менеджеров» с опытоми авторским толкованием этого «мира» и их критика.

Американская трактовка Авторская трактовка Критическое замечание
«Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента». Юридическое лицо составляет основу «мира менеджеров». Создание такого «лица» - причина существования менеджмента Юридическое лицо не является объединением (организацией) людей. Американские авторы уводят читателей от причины, появления менеджмента
  «Организация – это группа людей,….». ««наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы».     Разные функции в ЮЛ может осуществлять один человек, а не группа людей. Если он умрет, но ЮЛ не исключено из государственного реестра, то в ЮЛ нет людей.  Термин «менеджер» характеризует не человеческие качества и не людей, а «должностной статус человека» в составе ЮЛ. Не всякий человек – менеджер, но всякий менеджер – человек.
«… это группа людей, деятельность которых сознательно координирована для достижения общей цели или целей». Менеджеры – это не группа людей, которая кем-то (неизвестным) координирована. Менеджеры – должностные лица, которые образуют формальную структуру во главе с учредителями ЮЛ.  Американские авторы искажают представление о «мире менеджеров» как о системе должностных лиц, входящих со своими обязанностями в формальную организацию во главе с учредителями.

 

Общий вывод по данному подразделу. Толкование «мира менеджеров» в учебной литературе России по «менеджменту» носят характер фальсификации объективных опытных данных и на искажение представлений о «менеджменте».

 

 

6. Введение в менеджмент. «Мир менеджеров».Американская терминология о «миременеджеров».

 Многие преподаватели менеджмента в России не обращают внимания на терминологию, которую американцы используют для наименования разных менеджеров. Менеджер – не специальность. Поэтому, называя кого-либо менеджером, американцы уточняют представление о должности, указывая направление труда, специальность и уровень иерархии в системе власти. Приведем в сравнении с русской терминологией американскую терминологию (табл.3).

 

                                                                                                          Табл.3.

Американский термин   Русский термин
Менеджер по финансам Бухгалтер
Главный менеджер по финансам Главный бухгалтер
Менеджер по управлению персоналом Работник отдела кадров
 Главный менеджер по управлению персоналом Начальник отдела кадров
Менеджер по делопроизводству Секретарь, работник канцелярии, архивариус
Главный менеджер по делопроизводству Начальник канцелярии
Менеджер по маркетингу, маркетолог Снабженец, сбытовик, специалист по рекламе
Главный менеджер по маркетингу Начальник отдела снабжения и сбыта
Менеджер по управлению качеством Специалист по контролю качества
Топ-менеджер Руководитель, директор проекта
Администратор Бригадир, мастер, начальник цеха

 

Обратим внимание на то, что в учебной литературе по менеджменту почему-то нет сведений о месте и роли единственного самостоятельного высшего менеджера – «учредителе» и специфике его взаимодействия с наемным директором.

 

 

7. Введение в менеджмент.Что такое менеджмент (разные толкования термина). Ваше мнение и его обоснование.

 

В учебной и справочной литературе приводятся разные толкования термина «менеджмент».

    В табл.4 приведена подборка таких толкования и авторское толкование, основанное на рассмотрении вопроса о «мире менеджеров».

 

                                                                                                         Табл.4.

 Разные толкования термина «менеджмент»

Источник

1 «Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности». «Менеджмент - управление в условиях рынка»

Герчикова И.Н. Менеджмент

2 «Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации…».

Виханский О.С., Наумов А.И Менеджмент

3 «Менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в хозяйственной деятельности организации оптимальных результатов на основе разумного использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов…».

Менеджмент. Русинов Ф.М, Разу М.А. и др.

4 «Менеджмент – это искусство получения работы, сделанной посредством других».

А.А. Радугин

Осн. мен-та

5 «Менеджмент – это функция; наука и искусство; категория людей; орган или аппарат управления и руководства, люди контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал»

РумянцеваЗ.П.

Саломатин Н.А. Менеджмент организации

6 «Существуют разные виды управления: производственное техническое, государственное, хозяйственное. Для обозначения последнего укоренился термин менеджмент».

Веснин В.Р. Основы менеджмента

7 «Менеджмент – тип управления, в наибольшей степени отвечающей потребностям и условиям рыночной экономики… Нередко М... отождествляют с искусством управления».

Словарь-справочник менеджера. Под ред М.Г. Лапусты

8

«Менеджмент – наука об управлении»

Менеджмент в строит-ве. Жаворонков, Пермякова
9.

«Менеджмент деятельность по созданию юридического лица, организации и руководству персоналом с целью получения дохода и прибыли за счет производства и реализации товаров, а также иная деятельность по исполнению законов и планов юридического лица, без учета труда рабочих. Основой менеджмента является деятельность учредителя и директора ЮЛ вместе и неразрывно. Она характеризует сущность «менеджмента».,

Авторская трактовка проф. Ланцова В.М
       

 

  Многообразие толкований одного и того же слова подтверждает факт, что речь идет о «термине». Множество разных толкований характеризует его неопределенность и спорность.

   Авторский комментарий к некоторым трактовкам.

   К трактовке № 1. Суждение является неверным. Во-первых, из множества менеджеров, которые работают на условиях найма в юридическом лице, только учредители этого «лица» являются «самостоятельными менеджерами». Все остальные менеджеры, образующие иерархическую структуру, не являются «самостоятельными». Во-вторых, менеджмент – не является профессией. Учредители реализуют право на создание ЮЛ, наем работников на основе трудового договора и на осуществление деятельности с целью получения дохода и прибыли. В-третьих, менеджмент характеризуется целью, которая не указана в данном толковании. Это порождает неопределенность и потерю смысла толкования. В-четвертых, управление как способ достижения цели за счет власти над людьми, используется в менеджменте, но менеджментом не является. В менеджменте используется не только управление (командное управление персоналом), но и самоуправление (в системе учредителей) и взаимное договорное управление внешними лицами в рамках возмездных договоров. До осуществления управления необходимо создать командную организацию. Создание организации также входит в менеджмент. До создания организации необходимо создать хозяйство и технологию производства будущей продукции, за счет реализации которой будет формироваться доход и прибыль. Все эти обстоятельства игнорируются в данном толковании.

К трактовке № 2.Во-первых, менеджмент является деятельностью. У деятельности нет функций. В переводе на русский язык фраза «функции менеджмента» означает «деятельности деятельности». Это – глупость. Во-вторых, Менеджмент не ограничен «координацией и установлением взаимодействия внутри организации…». Без взаимодействия с поставщиками сырья и покупателями изготовленных юридическим лицом товаров невозможно получить доход и прибыль. Авторы трактовки аннулируют цель менеджмента. В-третьих, в любой командной организации, которую создают учредители, деятельность организации определяется не рядовыми наемными лицами, а «работодателем» и «хозяином ЮЛ». Нельзя скрывать роль и место руководства организации, называя его «организацией». В-четвертых, фраза ««менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации» носит неопределенный характер. Надо прямо и честно говорить, что рабочие, входящие в состав персонала, не занимаются менеджментом.  

 

8. Учебные суждения о целях, задачах менеджмента, «современном российском менеджменте» и их критика.

В учебной литературе России приведены следующие суждения о «целях и задачах менеджмента».

   «Основной целью менеджмента является достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала организации и обеспечение в рыночных условиях прибыльности организации».

 

   Критические комментарии автора к этому суждению.

  Во-первых. Цель деятельности (менеджмента) не может принадлежать самой деятельности. Она – не человек. Цель может принадлежать только людям, которые ее осуществляют. Если в деятельности принимает множество людей, действующие по команде властителя (учредителя) или его доверенного лица (директора фирмы), то речь может идти только о целях учредителей. Условно и только условно можно говорить о целях учредителей как о цели менеджмента. Если не заметить это обстоятельство, то суждения о «цели менеджмента» становятся глупостью или фальсификацией.

  Во-вторых,  не эффективность производства определяет цель менеджмента хозяев фирмы, а необходимость получения дохода и прибыли. Именно такая цель предопределяют «эффективность производства».

  В-третьих, Авторы данной фразы почему-то забывают или не понимают, либо нарочно искажают главную цель менеджмента. Дело в том, что «прибыль» является частью «дохода». Это – разные понятия. Первичным является «доход». Прибыль является особой частью дохода.

Основными задачи менеджмента в соответствие с обозначенной целью в учебной литературе считаются:

· «организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей;

· обеспечении стабильного положения предприятия на рынке;

· стимулирование работы персонала;

· постоянный поиск и освоение новых рынков;

· разработка стратегии развития организации (предприятия);

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

· повышение квалификации кадров;

· создание атмосферы творческой активности».

 

  Критический комментарий автора. Все эти суждения, заимствованные из иностранной литературы, представляют собой ничего незначащую «декларацию». Кстати первичной задачей, а не «пятой» задачей, всех самостоятельных менеджеров (учредителей фирмы) является разработка стратегии получения дохода и прибыли, но авторы приведенного суждения не знают, что такое стратегия и как она проектируется.

 

Подражая иностранным наивным суждениям о национальной специфике менеджмента, некоторые авторы российских учебников говорят о «современной специфике российского менеджмента».

   Такими лицами полагается, что «российскому менеджменту» присущи:

· специализация;

· социализация;

· профессионализация;

· компьютеризация;

· интернационализация и глобализация.

Авторский комментарий.

        Во-первых, охарактеризуем то, что выше перечислено.

    Специализация характерна для любого организованного труда. Если учитывать «современную российскую специфику», то на самом деле в России происходит разрушение подготовки кадров профессиональных рабочих и специалистов. Это порождает разрушение существовавшей в СССР и возникновение «дикой специализации труда» в большинстве отечественных производств.

    Социализация  означает подчинение института частной собственности институту общинной, народной и национальной собственности, интересам всех граждан. В современной России происходит ликвидация естественных монополий (государственных, муниципальных, кооперативных), разрушение социализации (и разгосударствление государства). Вместо социализации возникла и становится беспредельной «олигархия», разрушается простейший социальный институт – институт семьи и т.д.

   Профессионализация невозможна без подготовки кадров, а такая подготовка уже разрушена и перспективы на ее восстановление и развитие пока нет.

   Компьютеризация  является не спецификой российского менеджмента, а продуктом развития научно-технического прогресса. Не надо обманывать.

Компьютеризация  может носить не только прогрессивный и полезный для граждан характер, но и вредный, опасный. Необходимо различать такие направления компьютеризации.

  Интернационализация и глобализация  являются диверсионно-подрывными видами деятельности, направленными на ликвидацию суверенной государственности России, на ее расчленение и колонизацию. Эти процессы действительно происходят в России.

  Во-вторых, все названные виды разных тенденций никакого прямого отношения к «рыночному менеджменту» не имеют, за исключением интернационализации и глобализации, которые являются характеристикой государственного стратегического менеджмента, осуществляемого руководством России. Если говорить о «рыночном менеджменте», то в современной России все отечественное товарное производство и реализация отечественных товаров подавлены и, в основе, разрушены. Для этого использованы разные методы, в том числе методы налогообложения. С 1992 года экономика России разрушена сильнее, чем во время Второй Мировой Войны и продолжает разрушаться, становится все более преступной. Это – реальная «специфика российского менеджмента».

 

 

9. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.Суждения, распространенные в учебной литературе.Понятийный аппарат, введение которого должно былобы предшествовать введению представлений о менеджменте. Власть и ее виды. Представления о собственности.

   В учебной литературе можно встретить следующие суждения о месте менеджмента в рыночной экономике. Полагается, что «рыночная экономика основана на частной собственности, рынке труда, капитала и свободном ценообразовании». Полагается, что в системе понятий рыночной экономики менеджмент – это профессионально осуществляемое управление предприятием в условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной деятельности, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов».

Критические замечания автора к приведенной цитате.

Во-первых, не «менеджмент» входит в систему понятий «рыночной экономики», а большинство представлений о «рыночной экономики» входит в систему представлений о менеджменте. Наряду с представлениями об экономики в представления о менеджменте входят большие массивы знаний из социологии, теории права и юриспруденции, теории организации, теории управления, политологии, языкознания, техники, естественных наук, философии и др.  Иными словами представления о менеджменте являются более разнообразными и первостепенными по сравнению со знаниями «рыночной экономики».

  Во-вторых, нельзя один непонятный термин объяснять, используя множество иных непонятных терминов. Отсутствуют объективные публичные представления о «рынке», его структуре и свойствах. Отсутствуют понятные и объективные представления об «экономике» разных хозяйств и власти в них. Отсутствуют объективные представления о «собственности», без использования которой экономика (и менеджмент) не существует. Отсутствуют представления о «частной собственности». Отсутствуют ясные и объективные представления о «рынке труда». Никакого «свободного ценообразования» в жизнеспособном государстве быть не может. Свобода ценообразования возможна только в рамках закона и на основе договора.

Типичные толкования термина «власть» приведены в табл.6.

                                                                                                         Табл.6.

       Толкование термина Источник
«Власть 1. Право и возможность распоряжаться кем-чем-н, подчинять своей воле. С.И.Ожегов. Словарь русского языка
«Власть – возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей» М.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента

 

   Критические комментарии автора.

  Во-первых, в обоих суждениях отсутствует указание на назначение власти. Такой «пробел» в толковании может использоваться для уничтожения или спровоцированной гибели властителя. Во-вторых, в обоих суждениях отсутствует указание на причину появления «возможности» (что предшествует появлению возможности?). В-третьих, право – это тоже возможность, но соответствующая закону («законная возможность»). Распоряжение не является главной целью власти. В-четвертых, «способность» не означает результат. В-пятых, нельзя сужать представления об объектах власти. Не только люди являются объектами власти.

 

   Авторское толкование понятия власть, являющееся обобщением прогрессивной правовой культуры человечества:

 

Власть – господство субъекта (властителя) над объектом власти, которое устанавливается и используется для реализациивозможности удовлетворения властителем своих потребностей в реальном времени или в будущем за счет объекта власти.    

Власть может быть полной или ограниченной, бессрочной или срочной (временной), монопольной или совместной с кем-то.

С учетом понятия «власть» введем краткое (авторское) толкование термина «собственность».

 

Собственность – полная, бессрочная и монопольная власть человека (собственника) над вещью, которая предназначена и используется им для удовлетворения своих потребностей за счет вещи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow