Три вида собственности на вещь

1) единоличная собственность;

2) общая собственность с разными подвидами («совместная», «долевая»);

3) единый и неразрывный комплекс «общей коммунальной собственности» и «частной собственности» - главный вид собственности при построении любой государственности.

 

 

10. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Представления о хозяйствах (единоличном и общем), о собственности на них.

Хозяйство – система, состоящая из хозяина и недвижимого имущества, над которым хозяин властвует для удовлетворения своих потребностей за счет использования недвижимости.      

Хозяйство, принадлежащее на праве собственности одному человеку (физическому лицу) называется «единоличным хозяйством», а собственность на него – «единоличной собственностью».

   Если все участники при принятии любого решения по осуществлению общей собственности обладают одним голосом (являются равноправными), то их собственность называется «общей совместной собственностью». Это – главный подвид общей собственности, а объединение таких участников называется «коллективом». Участники такой собственности обладают равными обязанностями, равной ответственностью (равным бременем общей собственности) и равными правами.

 

11. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Модельные представления о едином хозяйственном комплексе и собственности на него. ЖКХ. Специфика института власти в ЖКХ.

 

 

 


  Теперь введем чрезвычайно значимую для граждан и любого государства модель «единого хозяйственного комплекса», ее главную разновидность – модель жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) (рис.7).    

  Без обоснования отметим, что структура и специфика института собственности на ЖКХ оказывают решающее влияние на все проблемы любого менеджмента и любой экономики в любом государстве (пока оно существует).

Уникальная специфика общей коммунальной собственности заключается в следующем. Недвижимое коммунальное имущество, которое оставили за собой бывшие участники общей собственности, со всех сторон окружают частное имущество. Это обстоятельство отражено на рис.7.б. Это обстоятельство означает, что никто из частных собственников не может использовать свое недвижимое имущество по назначению, выйти из квартиры или попасть в нее, не пользуясь недвижимым коммунальным имуществом. По этой причине общая коммунальная собственность оказывается не только властью коммуны над недвижимой вещью, но и властью над всеми людьми, находящимися внутри частных хозяйств и на «коммунальной территории».  

         

Общая коммунальная собственность – уникальный бессрочный институт единой власти одновременно над людьми и над недвижимой вещью. Изобретение и использование такого института при переходе к оседлому образу жизни стало основой построения государственности.

 

 

12. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Предпринимательство, коммерция, бизнес. Модельные представления о рынке и основном экономическом кругообороте капитала.

 

   Термин «коммерческое» присваивается не только юридическим лицам, но и видам деятельности. Например, торговые, посреднические организации получают доход в виде процента от цены продаваемого чужого товара. Такая деятельность называется «коммерцией».

Доходы и прибыль могут формироваться не за счет производства и реализации товаров, но и за счет операций с деньгами и ценными бумагами. Такой способ получения «дохода из воздуха» за счет операций с деньгами и ценными бумагами получил название «бизнес».   Типичныйспособ бизнеса («банковского) – получение процентов за предоставление денежного кредита.

   Предпринимательство -  деятельность по производству товаров (продукции, работ, услуг) с целью получения дохода и прибыли.

    Предпринимательство может осуществляться на некоммерческой или коммерческой основе. В законодательстве России введена путаница представлений о таких видах доходной деятельности. Для исключения такой путаницы введем авторское толкование «коммерческой деятельности».

 

 

 


     Рис.8. Авторская модель функциональной структуры «рынка»

 

13. Эволюция менеджмента и школы менеджмента. Американская систематизация представлений о «школах менеджмента». Сущность и специфика первых двух «школ менеджмента». Принципы А.Файоля.

 

Стремясь систематизировать развитие представлений о менеджменте и связать их с историей менеджмента, американцы предложили и в учебной литературе России используются суждения о такой систематизации под девизом «школы менеджмента».  

   Представление о таких «школах»  считается характеристикой развития менеджмента и входит в систему учебных знаний. Рассмотрим такую характеристику.

Первые четыре «школы» связаны с разным подходом к проблеме управления персоналом фирмы.

  Сторонники первой «школы» были первыми толкователями термина «менеджмент». К их числу относятся: Ф.У. Тейлор, Ганти, Л. и Ф. Гилбрейт,, Эмерсон, Г. Форд

Не вникая в сущность управления и администрирования, сторонники этой школы сделали выводы о значимости разумного управления трудом рабочих на их производительность. На основе этих выводов сформулированы четыре «принципа Тейлора» («рекомендуемые правила»):

· научное исследование каждого вида трудовой деятельности (рабочих);

· отбор рабочих по их трудовым качествам;

· сотрудничество администратора с рабочими;

· равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими.

    Именно бригадиры и мастера, непосредственно управляющими трудом рабочих (низовые администраторы) считались «менеджерами».

   Сторонники второй «школы» понимали, что низовое администрирование как разновидность зависимого управления является частью единой системы управления, во главе которой находится директор «фирмы» (ЮЛ). Поэтому рассматривать вопросы управления персоналом необходимо рассматривая всю систему управления им. Впервые на это публично в рамках представлений о менеджменте обратил внимание француз Анри Файоль. Его считают родоначальником «классической школы (административного) управления». Другим яркими представителями этой школы являются Урвик (Англия) и Муни (США). Основную идею представителей этой «школы» можно сформулировать следующим образом – «управление персоналом строится сверху вниз».  

    А.Файоль высказал 14 «принципов» построения административной иерархии системы командного управления:

· разделение труда;

· полномочия и ответственность (при распределении управленческих функций);

· дисциплина;

· единство направления;

· подчиненность личных интересов общим;

· вознаграждение персонала (за труд);

· централизация (власти);

· «скалярная цепь» (иерархическая цепь по подчиненности сверху вниз);

· порядок (на рабочем месте);

· инициатива (в рамках полномочий);

· корпоративный дух, и т.д.

В составе административной деятельности А.Файоль выделил четыре вида деятельности, которые позже (и необоснованно) стали называть «функциями управления». К ним он отнес: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

  В представлениях, введенных А.Файолем, отсутствует самое главное лицо в системе командного управления фирмой – собственник фирмы (учредитель), который нанимает директора и управляет его деятельностью.

14.  Эволюция менеджмента и школы менеджмента. Специфика и сторонники «школы человеческих отношений» и «школы межличностных отношений». Их критика.

 К сторонники третьей «школы» относятся М.П.Фоллет, М. Мейо. Их подход характеризуют идеей – «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Эти ученые обратили внимание на то, что коллектив и «давление коллег» может оказываться существеннее, чем влияние администраторов. В процессе управления персоналом необходимо учитывать такое влияние. Это – бихевиористское направление. По мнению О, Шелдона управляющие должны относиться к рабочим честно и с уважением.

  Существенный «вклад» в это направление внесли Д. Мак-Грегор, А. Маслоу. Мак-Грегор предложил делить людей на две категорию Одни – не любят и не хотят работать. К ним надо применять административный, командный стиль управления. Другие – любят работу и хотят работать. К таким людям, по мнению Мак-Грегора, надо применять «демократический стиль управления». Следует отметить, что представления Мак-Грегора о сущности «демократии» (власти народа) и «демократическом стиле» остаются неясными и крайне субъективными, спорными.

  А. Маслоу предложил свою (субъективную) модель «иерархии потребностей», которую сторонники данной школы предлагают использовать в «концепции организационного поведения». Снизу вверх он ввел следующее суждение о такой иерархии:

· био-физические потребности человека («базисная потребность»);

· потребности безопасности («базисная потребность»);

· потребность социального общения;

· потребность в любви и уважении;

· потребность в реализации собственного Я.

В этой пирамиде лишь первые две («низшие») потребности действительно соответствуют опыту и являются общезначимыми для людей. Все остальные «потребности» носят субъективный и малозначимый характер. Для примера можно рассмотреть иную модель, предложенную в учебном пособии «Реальный менеджмент» (В.М.Ланцов, А.Г. Фаррахов), имеющемся в библиотеке вуза.

К сторонники четвертой «школы» относятся К.Арджирис, Р. Лайкерт. Эти ученые отошли от школы человеческих отношений в сторону «межличностных отношений» и необходимости эффективного использования каждого участника персонала в соответствии с его личным потенциалом. У всех работников разный потенциал, а разным потенциалам должны соответствовать и разные функции и разные межличностные отношения. Их главная идея – «повышение эффективности организации как целой за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов».

 

15.  Эволюция менеджмента и школы менеджмента. Специфика 6-8 «школ менеджмента» и их критика.

«Школа подхода к управлению как процессу»

«Школа системного похода»

«Школа ситуационного подхода»

  «Школа подхода к управлению как процессу» связывают с развитием представления о сущности метода управления как процесса. Представители этой «школы» выдвигают и предлагают разные «модели процесса управления». Приписывают А.Файолю блок-схему простейшей «модели процесса управления». «Достижения этой школы» вызывают наибольшие сомнения в их объективности, значимости и полезности. Однако, к этому вопросу вернемся при рассмотрении сущности процесса командного управления (далее – просто управления). Здесь отметим лишь следующую специфику суждений об этой «школе». Во-первых, из всех видов управленческой деятельности, необходимых для осуществления менеджмента «фирмы», в учебной литературе говорится только о командном управлении. О самоуправлении и взаимном договорном управлении никаких сведений в этой литературе нет. Во-вторых, вместо объективных представлений о процессе командного управления в учебной литературе распространены модели о «сизифовом труде» (о бесконечном и бесцельном труде психически больного отшельника). Модель процесса такой деятельности выдается за модель процесса управления. Это – тщательно обдуманная фальсификация науки, направленная на то, чтобы учащиеся были не способны кем-либо осознанно и эффективно управлять.

«Школу системного похода» связывают с учеными, которые предлагают связывать деятельность «организации» с внешней средой и рассматривать их во взаимосвязи. Полагается, что «система – некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого». Такой подход является спорным, если учесть, что каждое юридическое лицо («фирма») является обособленным субъектом.

     «Школу ситуационного похода» связывают с учетом вероятностей состояния фирмы, которая зависит от случайностей и обстоятельств, характеризующих ситуацию, в которой оказалась фирма. Сторонники такого подхода стремятся увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей «фирмы». Речь идет о ситуационных различиях между «организациями» и внутри «организаций». Сторонники такого подхода стремятся выявить наиболее значимые факторы, характеризующие разные ситуации с целью их последующего учета в менеджменте.

   Хотя на этом американские «творцы теории менеджмента» заканчивают свои суждения о развитии «теории менеджмента», на самом деле это не так. Издание и распространение учебного пособия М.Мескона, М.Альберата и Ф. Хедори знаменует появление «новой школы менеджмента». Сторонники этой «школы» связывают менеджмент с деятельностью какой-то странной организации, свойства и сущность которой остаются неизвестными и в которой менеджмент не существует. Фальсификация представлений о реальном менеджменте становится сложнее и многообразнее.

 

 

16. Методологические основы менеджмента.Принципы менеджмента иих критика. « Функциименеджмента» и их критика.

    Принципы менеджмента – руководящие правила, советы которые вводятся и рассматриваются в учебной литературе по менеджменту и считаются соответствующими опыту.

«Впервые термин «принципы» в менеджменте использовал А.Файоль, который предложил 14 принципов административного управления.

Наиболее многочисленный перечень «принципов» предложили Г. Кунц и С.О’Донелл, которые вводят:

· десять принципов планирования;

· пятнадцать принципов организации;

· десять принципов мотивации;

· четырнадцать принципов контроля.

Каждую из этих групп принципов они связывают с одной их четырех функций менеджмента».

 

  

Авторская позиция. Никакие субъективные мнения и советы для других людей не являются законами природы, общества и государства. Однако, знание того, что написано в учебной литературе и требуется государственными стандартами необходимо, независимо от того, разумны они или нет

Согласно госстандарту и учебной литературе необходимо иметь представления о «функциях менеджмента». В учебной литературе можно встретить следующее утверждение:

   «Функции – это конкретный вид управленческой работы, обеспечивающей взаимосвязанную деятельность всей организации».

  Авторская трактовка понятия «функция» и критика приведенных дефиниций («функция», «функции менеджмента»).

     Слева в данной фразе дано название термина («функции»), а справе – его толкование.

    Во-первых, для сравнения приведем авторскую трактовку термина «функция»:

   «Функция – любая целенаправленная деятельность человека, состоящая из разных операций (действий), объединенных причинно-следственной связью, которая характеризуемой какой-то зависимостью от времени (видом функции).

    Можно сказать короче: функция – вид временной закономерности целенаправленной деятельности человека. Разным зависимостям от времени, разным промежуточным и конечным результатам деятельности соответствуют разные виды функций.

 

 

17. Методологические основы менеджмента.Суждения об «инфраструктуре менеджмента» и ихкраткая критика.

18. Методологические основы менеджмента. Авторские модельные представления об «инфраструктуременеджмента»и основных функциях руководства фирмы.

19. Организация и организационные структурыменеджмента. Общие суждения. «Внутренняя среда организации» и критика американской модели.

20. Организация и организационные структурыменеджмента.Виды структур организацииперсонала.«Модель линейной организации». Учебноеи авторское представление. Их сравнение. Выводы.

21. Организация и организационные структурыменеджмента. Модели многолинейной организации (учебная и авторская). Их сравнение.

22.  Организация и организационные структурыменеджмента. Модели дивизиональной организации и их сравнение. Выводы.

23. Организация и организационные структурыменеджмента.Функциональныеорганизации.Модели линейно-штабнойорганизации и их сравнение. Место и роль «штаба». Матричные организации.

24.  Планирование и стратегии развития организации. Виды управленческой деятельности. Виды командного управления и причины их различия. Модель простейшей системы, в которой осуществляется командное управление. Отклик. Каналы прямой и обратной связи.

25. Планирование и стратегии развития организации. Модели процесса управления (2-3 модели), распространенные в учебной литературе. Функции управления по модели А.Файоля. Общая критика учебных моделей и ее обоснование.

26.  Планирование и стратегии развития организации. Анализ сущности модели процесса управления А.Файоля и доказательство того, что эта модель характеризует специфику сизифова труда. Представления о функциях и о причинно-следственной связи.

27.  Объективная принципиальная модель процесса управления. Место и роль стратегии и плана в осуществлении власти над людьми. Функции процесса управления и их назначение (генерации воздействий, прием и измерение откликов, сравнение с планом, коррекция закона управления).

28. Планирование и стратегии развития организации. Что такое разработка стратегии и стратегия. Главные компоненты стратегии управления: закон управления и план управления. Типичные ошибки при рассуждениях о «плане управления».

29. Планирование и стратегии развития организации. Сущность и назначение планирования, его места и роли в стратегии. Стратегическое планирование. Роль «штаба».

30.  Учебные представления о природе и цели планирования. Целеполагание. Критика учебных представлений и ее обоснование.

31. Учебные и иные суждения о процессе планирования. Бизнес-планирование. Разные точки зрения.

32.  Управление по целям. Авторитарное и либеральное управление.

33. Нормы управляемости. Делегирование полномочий.

34.  Сущность мотивационного управления и его место и роль в менеджменте. Мотивация и стимул. Методы мотивации.

35. Место и роль контроля в управленческой деятельности. Администрирование. Виды и процесс контроля. «Контроллинг».

36.  Регулирование и координация в менеджменте

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow