Что (кто) является движущей силой исторического процесса?

Философия истории

Какие вы знаете философские модели истории?

В основных моделях философии истории рассмотрим концепции, где четко выделяется характер движения исторического процесса, имеющий либо линейную, либо циклическую, либо спиралевидную, либо хаотичную характеристику. Все они вместе и будут составлять единую универсальную схему представлений о развитии мировой истории в разных культурах и эпохах.

1.1 Провиденциальная модель философии истории

Онтологии мистической картины мира может принадлежать провиденциальная модель философии истории, которую отстаивала, например, христианская философско-религиозная доктрина. Линейный характер развития исторического процесса объясняется тем, что у него есть как начало - сотворение мира Богом, так и конец - апокалипсис, в котором праведники будут отделены от грешников. Движущей силой в этой модели выступает Творец, ибо оп через свою волю промысел непостижимым для человека образом ведет его к эсхатологическому концу.

1.2 Космодентрическая модель философии истории

Здесь движущей силой исторического процесса выступает космос, божественная природа которого у греков и римлян не вызывала сомнений. Абсолютная повторяемость всего делает историю познаваемой, ибо то, что было в прошлом, с необходимостью свершится в будущем. Смыслом в космоцептричеекой модели истории является вечное возвращение и повторение пройденного в новых формах, чье многоцветие и многообразие главное содержание этой концепции.

1.3 Формационная модель философии истории

 Здесь законы материального мира с необходимостью обусловливали принцип существования и развития общественного бытия. Философская картина мира выдвинула универсальные диалектические законы, которым подчинялись природа, сознание человека и всеобщая история. Все они, согласно этой модели, имеют спиралевидное движение от низших форм своего существования к высшим.

1.4 Модель "конца истории"

Для определения антиисторической модели философии истории обратимся к постмодернистской картине мира, основывающейся на хаосе - ризоморфной структуре реальности, где нет и не может быть линейных связей, а есть только одна игра случая. Попытка через текст освоить этот мир превращает его в среду обитания современной человеческой культуры. Современная онтология разрушает привычную, укрепившуюся в веках систему устойчивых отношений, делающую мир стабильным и предсказуемым. Постмодернистская картина мира сравнивается с осколками разбитого стекла, которые дезориентируют человека в культурном пространстве. Здесь происходит отрицание каких-либо пространственных центров и утверждается ацентризм. Тут пет целого, а есть лишь устанавливающиеся между собой па паритетных правах связи между частями. Иначе говоря, постмодернистское восприятие реальности начинается там, где заканчивается целое. Ибо как считают его представители, двадцатый век и так заплатил достаточно высокую цепу за разные формы единоначалия - диктатуру, тоталитаризм, тиранию. Вместо этого утверждается практика равноправного диалога дискурса. Толерантность становится принципом совместного нахождения решений.

Подводя общий итог, заключаем, что с точки зрения философии постмодернизма, история выступает частной формой мифологического мировоззрении, а поэтому, по оценке Ж. Дерриды, "чему не следует доверять, так это метафизическому концепту истории", пытающемуся найти вней универсальные основания.

Источники:

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. / Ясперс К. Питер, 2010;

2. Гегель Г. Сочинения. / Гегель Г. Т. 8. Философия, 2008.

Что (кто) является движущей силой исторического процесса?

Существуют три вида модели источников исторического процесса: социальные противоречия, солидарность, конфликт.

Существует три подхода к проблеме влияния отдельной личности на ход истории: 1)выдающиеся личности творят историю; 2)личность, какой бы выдающейся она ни была, не может повлиять на ход истории; 3)решающая роль принадлежит народу, а отдельные личности влияют на ход истории.

Субъектами исторического процесса могут быть либо личность, либо целая структура: 1) этносоциальная структура общества (человеческая семья, народность); 2) социально-политическая структура; (социальная группа, класс);

Источник исторического развития – то, что движет историю, глубинные причины ее движения. В настоящее время выделяют три модели источника:

- социальные противоречия (Макиавелли, Гегель, Маркс) – например, борьба классов (марксизм), этнографических образований (геополитика Ратцеля) или иных противоборствующих группировок;

- солидарность (Конт, Спенсер): социальная сплоченность – гарант сбалансированного развития общества, основанного на разделении труда, а конфликты – отклонения, требующие преодоления;

-конфликт(Парк,Козер), то есть свободное и демократическое сочетание конкуренции и консенсуса. Конфликтология как раз и призвана разрешать конфликты, а их подавление в ригидных (жестких) обществах ведет к социальным взрывам.

Взаимодействие субъектов и движущих сил истории обуславливается изменением объективных условий, в которых оно происходит.

Общественный процесс определяется формами сознания (религией, политикой). Исторический процесс развивается в результате сознательной деятельности субъекта исторического процесса. Движущие силы определяются либо субъектами (Ленин сказал - сделали революцию), либо законами (НТР возникла из потребности общества).

Исходя из данного материала, можно прийти к выводу, что движущими силами исторического процесса могут выступать интересы, потребности, социальные противоречия и социальные конфликты.

Источники:

1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: БЕК, 2000. – 527с.

2. Спиркин А.Г. Философия.: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. –816с

4. Имеет ли история цель? Что такое телеологизм?

Само слово телеология происходит от греческих слов telos — результат и logos — учение и обозначает учение о конечной цели создания и развития мира. В основе телеологической теории находиться принцип конечных причин, который подразумевает, что все происходящие изменения в природе происходят благодаря существованию некоторой конечной цели. Таким образом, телеология — это поиск и объяснение причины всех изменений находится в будущем. Телеология рассматривает эволюцию в качестве смены поколений отдельно взятых живых существ, которая происходит из-за наличия некоторых определённых целей и причин.

В современной истории философии выдвигаются две противоположные точки зрения по вопросу о смысле и цели истории.

Первая из них рассматривает историю как совокупность событий и процессов, случайно возникающих в обществе и также случайно исчезающих. Соответственно этому, сторонники такого взгляда не видят в истории никакой цели и никакого смысла. Иногда отрицание смысла в истории отвергается на том основания, что при изучении истории очень часто главное внимание обращается на историю политической власти. По мнению К. Поппера, такая история «есть не что иное, как история международных преступлений и массовых убийств (включая, правда, некоторые попытки их пресечения).

Совершенно иной взгляд на эту проблему развивает крупнейший британский историк А. Тойнби. Как и К. Поппер, он считает, что «пока есть жизнь, есть надежда и что с Божьей помощью человек - хозяин своей судьбы, хотя бы отчасти, хотя бы в чем-то». Но в отличие от К. Поппера, А. Тойнби указывает, что история может дать нам информацию относительно наших собственных перспектив. Такую возможность истолковывают по-разному. Одни признают, что исторические процессы имеют неумолимый, роковой характер и людям остается лишь покорно ожидать своей судьбы. Другие, наоборот, отвергают подобную предопределенность и говорят лишь о вероятности будущих событий и призывают активно бороться за реализацию благоприятных. Для общества возможностей. «При этой альтернативе, - пишет А. Тойнби, - урок истории больше похож не на гороскоп астролога, а на навигационную карту, которая дает мореходу, умеющему ею пользоваться, больше возможности избежать кораблекрушения, чем если бы он плыл вслепую, ибо дает ему средство, употребив свое умение и мужество, проложить курс между указанными на карте скалами и рифами».

Смысл нашего понимания исторического процесса и нашей собственной жизни определяется тем, как мы устанавливаем свое место в рамках целого и как представляем цели истории. Цель может выступать как скрытый смысл, который историк пытается истолковать и проверить. К. Ясперс считает такой целью истории: 1) цивилизацию и гуманизацию человека 2) свободу и сознание свободы, 3) величие человека, творчество духа, 4) открытие бытия в человеке. «Подобные цели, - пишет он, - могут быть достигнуты в каждую эпоху, и действительно - в определенных границах - достигаются,... каждое поколение осуществляет их на свой манер». Смысл, утверждает он, всегда присущ сознанию человека в своих многообразных формах. Поэтому всякая абсолютизация смысла оказывается несостоятельной, ибо каждое новое поколение пытается раскрыть новый всеобъемлющий смысл.

Таким образом, в концепциях К. Поппера, А. Тойнби и К. Ясперса четко просматривается противопоставление их позиций религиозной философии и прогрессизму натуралистического подхода. В то время как последние исходят из признания конечной цели истории, первые настаивают, что признание такой цели означало бы завершение исторического процесса. Соответственно этому, смысл истории не сводится к достижению какой-то заранее определенной, конечной цели; эта цель раскрывается по мере осуществления целей, выдвигаемых обществом на определенных этапах его исторического развития. Конечно, без периодически возникающих целей нельзя определить смысл происшедших исторических событий и процессов, но такие цели не должны быть установлены раз и навсегда, ибо они меняются с изменением условий, места и времени.

Источники:

1. Поппер К. Открытое общество и его враги. - Т. II. Гл. 25.

2. Тойнби А. Повторяется ли история // Цивилизация перед судом истории. - М. СПб, 1995.

3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: