Издательства. Структура и функциональность издательской отрасли

 

Издательство – государственное, общественное, кооперативное, акционерное или частное предприятие, осуществляющее подготовку, выпуск и реализацию книг, газет, журналов, плакатов и других видов печатной продукции, а также электронных и комбинированных изданий.

До настоящего времени выпуском книг занимаются государственные издательства – «Картя Молдовей», «Универсул», «Лумина» и около 200 структур различных форм собственности.

Таким образом, несмотря на увеличение числа издательств в стране, сохраняется их гипертрофированная концентрация в Кишиневе. Подобное положение негативно сказывается на обеспечении населения книгами, сдерживает развитие регионального и национального книгоиздания.

Бывает сложно классифицировать издательства, функционирующие в условиях рынка. Однако все же есть признаки, по которым издательства очевидным образом, и которые могут быть положены в основу их распределения по группам.

В зависимости от выпускаемой литературы, масштабов выпуска, формы собственности и других факторов издательства могут быть классифицированы по различным признакам:

По видам издаваемой литературы издательства могут быть:

§ выпускающие книжную продукцию;

§ выпускающие журналы;

§ выпускающие газеты.

По тематике издания и ее читательскому назначению различаются:

§ универсальные издательства;

§ специализированные, то есть выпускающими литературу определенного вида или типа (на пример, учебную, научную, энциклопедическую, религиозную и т.д.)

По этому признаку легко можно выделить такие специализированные издательства как «Лумина», «Штиинца».

По форме собственности издательства могут быть:

§ государственными;

§ частными;

§ кооперативными;

§ акционерными;

§ партийными;

§ издательствами общественных организаций;

§ а также иной, в том числе смешанной собственности.

По территориальному признаку различают:

§ местные;

§ национальные;

§ транснациональные издательства.

По знаковой природе информации выпускаемых изданий издательства можно подразделить на те, что выпускают:

§ текстовые книги;

§ нотные издания;

§ картографическую продукцию;

§ издания для слепых и слабовидящих;

§ различные виды электронных изданий.

По масштабу деятельности издательства могут быть:

§ крупными, выпускающими свыше 100 книг в год;

§ средними и малыми, выпускающими от нескольких до нескольких десятков книг в год.

При формировании любого предприятия основой всегда служит производственный процесс, который является совокупностью действий, направленных на изготовление готового продукта.

Структура издательства – деление издательства на взаимосвязанные части: редакционную, художественно-оформительскую, производственную, экономическую, маркетинга и распространения.

Функциональная структура подразумевает деление издательства на отдельные функциональные блоки, имеющие свои конкретные задачи и обязанности: редакционный, производственный, маркетинговый, финансово-экономический, кадровый. Возглавляет такую структуру директор (генеральный директор, президент), а отдельные блоки возглавляют менеджеры (управляющие, начальники). Подобная структура эффективна для издательств малого и среднего масштаба, при небольшом объеме выпуска и при однородном характере выпускаемой литературы.

Таким образом, можно выделить три основные составляющие части издательства: редакционную, производственную и службу реализации. Наряду с ними во многих издательствах существуют вспомогательные (обслуживающие) отделы: бухгалтерия, юридическая служба, наборные участки, разноцелевые компьютерные службы, отделы (редакции) художественного оформления и другие.

Как отечественный, так и мировой опыт издательской деятельности свидетельствует о том, что имеется определенный минимально необходимый круг специалистов, без которых нельзя обойтись при подготовке изданий.

Организационные структуры различных издательств весьма разнородны, но все же можно выделить несколько типовых, к которым сводиться возможные варианты:

1. Администрация (директор, заместитель директора, редактор).

2. Производственный отдел.

3. Отделы / департаменты основаны в зависимости от профиля издаваемой литературы.

4. Плановый отдел.

5. Наборный, компьютерный отдел.

6. Отдел художественного оформления.

7. Отдел технического редактирования.

8. Отдел корректуры.

9. Бухгалтерия.

10. Отдел маркетинга и распространения.

11. Библиотека и архив издательства.

12. Отдел кадров.

 

Для обеспечения нормального ритма этих отделов, их возглавляют компетентные люди, хорошо знающие издательское дело.

1. Генеральный директор.

2. Директор производственного отдела.

3. Административный директор.

4. Главный редактор.

5. Художник.

6. Бухгалтер.

7. Специалист по маркетингу.

8. Юрист.

9. Редактора (художественный редактор, технический редактор).

10. Корректоры.

11. Коммерческие агенты.

12. Технолог.

13. Операторы.

14. Специалист по ресурсам.

Схема приведенная выше больше соответствует большим издательствам, так как средние и маленькие, выбирают структуру в зависимости от вида и объемов выпускаемой продукции. Какая ни была бы выбранная структура, она должна обеспечить хороший ритм производства издательства и не повлиять на качество готового продукта. Ниже приведена примерная структура издательств, которые по   масштабу деятельностибываютсредними и малыми:

1. Административный отдел.

2. Редакционный отдел.

3. Производственный отдел.

4. Отдел маркетинга и рекламы.

Примерная структура издательства приведена ниже.

 

 

     
 

 

 


1.5. Коллекции – как элементы издательской стратегии.

 

Издательства может специализироваться по выпуску нескольких видов литературных произведений, или научных изданий которые адресованы одному сегменту читательской аудитории. Организационная структура такого издательства должна соответствовать характеру издательского процесса и обеспечивать выпуск книг высокого качества.

Коллекции или так называемые – серии – это важные элементы издательской стратегии обусловленные в издательском плане.

Координатор коллекции начинает с определением специфики выбранной коллекции, подбор авторов, инициирует создание новых книг по тематике коллекции, начиная с идеи книги, занимается наряду с другими специалистами вопросами ее будущей реализации, в определенной мере отвечает за финансовый успех конкретного проекта.  

Если ответственность за издание одной книги большое, то за издания коллекции оно огромное, так как, коллекции планируются на долгое время. Это включает планирование финансовых средств, прогнозирование будущего развития рынка, а также, учет всего спектра читательского спроса.

Коллекции можно охарактеризовать следующими показателями:

- план / проект: критерии по которым выбирают будущие издания, кому они адресованы;

- дизайн коллекции: макет для обложки и книжного блока;

- логотип коллекции: графический элемент который позволяет идентифицировать книгу одной коллекции;

- номер коллекции.

Таким образом, система коллекций, обеспечивает выпуск книг в области так называемой социально значимой литературы, ориентированной на информационное обеспечение развития экономики, науки, культуры и образования.

Так, издательство «Прут Интернационал» ориентирует свою деятельность в трех направлениях: учебная литература, учебно-дидактический материал, художественная литература, издавая, пять коллекций: «Кеица фермекатэ» (для маленьких детей), «Кеица де аур» (для детей дошкольного возраста), «Романе историче» (для подростков), и «Кучериторий космосулуй».

Почти десять тематических направлений у издательстве «Литера». Каждая из них включает от 5 до 200 изданий. Основной является коллекция «Библиотека школарулуй»  с выше 2000 названий.

Издательство «Штиинца» выпускает книги в следующих коллекций: «Лумя вежеталэ а Молдовей», «Лумя анималэ а Молдовей», «Мика библиотекэ а елевулуй», «Мичь енчиклопедий».

Все больше практикует перспективное планирование коллекций издательство «Картиер», таких как, «Прима меа библиотекэ», «Кэрць челебре».

Издательство «Арк» издает коллекции с названием: «Дикционаре АРК», «Енчиклопедий», «Прима Верба».

 

 

&   Литература &

1. Biblioteconomie şi ştiinţa informării. Prelegeri.Chişinău: USM, 2002.

2. Dicţionar Enciclopedic Ilustrat. Chişinău: Ed. Cartier, 1999. 1810 p. ISBN 9975-949-64-9

3. Legea R.M. nr. 939 – XIV din 20 aprilie 2000 cu privire la activitatea editorială modificată şi completată la 3.12.2003.

4. Lescu, Mihai. Activitatea editorială. USM. FJŞC. Ciclu de prelegeri. Chişinău, 2005. 104 p. ISBN 9975-9883-4-2.

5. Schuwer, Philippe. Tratat practic de editare. Timişoara: Editura AMARCORD, 1999. 636 p. ISBN 973-9244-65-3.

6. Solcan, Mihai Radu. Eseu filosofic. Bucureşti, 2004. 30 p.

7. Издательства в процессе перемен: cборник. Москва: Логос, МГУПБ, 1999, 190 c. ISBN 5-88439-010-6.

8. Кузнецов, Б. А. Экономика и организация издательской деятельности. Москва: Высшая школа, 2006. 319 c. ISBN 5-17-035425-8.

9. Киппхан, Гельмут Энциклопедия по печатным средствам информации, Московский государственный университет печати, 2000. 1280 c. ISBN 5-8122-0310-5.

10. Марголин Е. Магический кристал. Revista Компюарт, 8′2000, 22-34 c.

11. Мильчин, А. Э. Культура издания. Практическое руководство. Москва: Логос, 2002, 224 c. ISBN 5-94010-176-3.

12.  Энциклопедия книжного дело. Москва, Юристь, 1998, 540 c. ISBN 5-7975-0037-X.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow