Аккредитация - процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту. Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями.
Цель аккредитации чаще всего формулируют следующим образом:
-повышение и укрепление качества и профессиональной компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации;
-достижение признания результатов испытаний и сертификатов соответствия внутри страны и за рубежом;
-обеспечение конкурентоспособности и признания продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Понятие системы качества, инженерный и административный подход.
Система качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.
Современная система качества основывается на двух подходах: инженерном (техническом) и.
Административном(управленческом)
Инженерный подход базируется на требованиях стандартов на продукцию и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других научных методов, используемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции.
Административный подход базируется на требованиях стандартов ИСО серии 9000, принципах и методахменеджмента — «скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией». В широком смысле она охватывает организационную структуру организации, документацию, производственные процессы и ресурсы для достижения целей в области качества продукции и удовлетворения требований потребителей.
Основные методы оценки соответствия при сертификации.
Измерения, испытания и контроль являются основными методами оценки соответствия при сертификации. Особенности их применения определяются задачами, которые решает испытательная лаборатория при сертификации продукции
Задача испытания – получение количественных или качественных оценок характеристик; продукции, т. е. оценивание способности выполнять требуемые функции в заданных условиях.
Эта задача решается в испытательных лабораториях, ее решением является подготовленный протокол испытаний с указанием параметров продукции.
Задача контроля – установление соответствия характеристик продукции заданным в нормативных документах требованиям, в том числе и по результатам испытаний.
Методы контроля при сертификации.
Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают методы проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Такие стандарты должны в наибольшей степени обеспечивать объективность, точность и воспроизводимость результатов оценки обязательных требований к качеству продукции. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.
Несмотря на многообразие методик, приемов и способов контроля можно выделить и общие положения, подлежащие стандартизации. К ним относятся: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов; допустимая погрешность испытания.
Виды испытаний.
Испытания представляют собой процесс проверки выполнения заданных функций системы, определения и проверки соответствия требованиям ТЗ количественных и (или) качественных характеристик системы, выявления и устранения недостатков в действиях системы, в разработанной документации. Устанавливают следующие основные виды испытаний:
1) предварительные;
2) опытная эксплуатация;
3) приемочные.
Основные составляющие процесса испытаний.
Основными составляющими процесса испытания являются:
1. Объект испытаний – продукция, подвергаемая испытаниям.
Главным признаком объекта испытаний является то, что по результатам испытаний принимается решение именно по этому объекту: о его годности или браковке, о возможности предъявления на последующие испытания, о возможности серийного выпуска и т. д.
2. Условия испытаний – совокупность воздействующих факторов и (или) режимов функционирования объекта при испытаниях. Условия испытаний могут быть реальными или моделируемыми, предусматривать определение характеристик объекта при его функционировании и отсутствии функционирования, при наличии воздействий или после их приложения.
3. Средства испытаний – технические устройства, необходимые для проведения испытаний. Сюда входят средства измерений, испытательное оборудование и вспомогательные технические устройства.
4. Исполнители испытаний – персонал, участвующий в процессе испытаний. К нему предъявляются требования по квалификации, образованию, опыту работы, другим критериям.






