Управление академией и литературная деятельность

В 1782 Дашкова вернулась в российскую столицу и её отношения с Екатериной вновь улучшились. Екатерине очень нравился литературный вкус Дашковой, но главным образом ей импонировало желание Дашковой возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы.

Императрица, указом от 24 января (4 февраля) 1783 года, назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Г. Разумовско-го, который она занимала до 12 (23) ноября 1796 года (с 12 (23) августа 1794 года, когда Дашкова была уволена в отпуск, до 12 (23) ноября 1796 года, когда она была уволена от дел вовсе, её должность исправлялПавел Петрович Бакунин).

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. По её предложению была также учреждена 30 сен-тября (11 октября) 1783 года Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её президентом.

По назначении директором Академии наук, Дашкова в своей речи выражала уве-ренность, что науки не будут составлять монополию академии, но «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут». С этой целью по её инициативе были организованы при академии публичные лекции (ежегодно, в течение 4 летних месяцев), имевшие большой успех и привлекавшие большое число слушателей. Дашкова увеличила число студентов-стипендиатов академии с 17 до 50, и воспитанников академии художеств — с 21 до 40. В продолжение 11 лет директорства Дашковой академическая гимназия проявляла свою деятельность не только на бумаге. Несколько молодых людей отправлены были для довершения образования в Геттинген.

Учреждение так называемого «переводческого департамента» (взамен «собрания переводчиков» или «российского собрания») имело целью доставить русскому обществу возможность читать лучшие произведения иностранных литератур на родном языке. В это-то именно время и появился целый ряд переводов, по пре-имуществу с классических языков.

По почину Дашковой был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», выходивший в 1783 и 1784 (16 книжек) и носивший сатирическо-публи-цистический характер. В нём участвовали лучшие литературные силы: Державин, Херасков, Капнист, Фонвизин, Богданович, Княжнин. Здесь помещены были «За-писки о русской истории» имп. Екатерины, её же «Были и небылицы», ответы на вопросы Фонвизина, «Фелица» Державина.

Самой Дашкова принадлежит надпись в стихах к портрету Екатерины и сатиричес-кое «Послание к слову: так». Другое, более серьёзное издание: «Новые ежемесяч-ные сочинения» начато было с 1786 г. (прод. до 1796 г.). При Дашковой начата новая серия мемуаров академии, под заголовком «Nova acta acad. scientiarum petro-politanae» (с 1783 г.). По мысли Дашковой издавался сборник при академии: «Ро-ссийский Театр». Главным научным предприятием российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». В этом коллективном труде Дашко-вой принадлежит собирание слов на буквы Ц, Ш, Щ, дополнения ко многим другим буквам; она также много трудилась над объяснением слов (преимущественно обозна-чающих нравственные качества). 29 ноября 1783 года на заседании Российской академии Дашкова предложила использовать печатную букву «Ё».

Сбережение многих академических сумм, умелое экономическое управление ака-демией — несомненная заслуга Дашковой. Лучшей оценкой её может служить то, что в 1801 г., по вступлении на престол императора Александра I, члены российс-кой академии единогласно решили пригласить Дашкову снова занять председательское кресло в академии (Дашкова отказалась от этого предложения).

Кроме названных литературных трудов, Даш-кова писала стихи на русском и французском языках (большею частью в письмах к импе-ратрице Екатерине), перевела «Опыт о эпи-ческ. стихотворстве» Вольтера («Невинное упражнение», 1763, и отд., СПб., 1781), пере-водила с англ. (в «Опытах трудов вольного российского собрания», 1774), произнесла несколько акд. речей (написанных под сильным влиянием речей Ломоносова). Некоторые её статьи напечатаны в «Друге Просвещения» (1804 — 1806) и в «Но-вых ежемесячных сочинениях». Ей принадлежит также комедия «Тоисиоков, или человек бесхарактерный», написанная по желанию Екатерины для эрмитажного театра (1786), и драма «Свадьба Фабиана, или алчность к богатству наказанная» (продолжение драмы Коцебу:«Бедность и благородство души»). В Тоисиокове (человеке, жела-ющем «и то и сио») видать Л. А. Нарышкина, с которым Дашкова вообще не ладила, а в противопоставляемой ему по характеру героине Решимовой — автора комедии.

Важным историческим документом являются мемуары Дашковой, изданные сначала на английском языке г-жей Вильмот в 1840 г., с дополнениями и изменениями. Французский текст мемуаров, принадлежащий несомненно Дашковой, появился позже («Mon histoire», в «Архиве кн. Воронцова», кн. XXI). Сообщая очень много ценных и интересных сведений о перевороте 1762 г., о собственной жизни за грани-цей, придворных интригах и т. д., кн. Дашкова не отличается беспристрастием и объективностью. Восхваляя имп. Екатерину, она почти не даёт никаких фактических оснований такому восхвалению. Нередко сквозит в Записках как бы обвинение импе-ратрицы в неблагодарности. Далеко не оправдывается фактами подчёркиваемое бескорыстие автора мемуаров.

В опале

Новое неудовольствие императрицы Дашкова навлекла напечатанием в «Российском театре» (издававшемся при Академии) трагедии Княжнина «Вадим» (1795). Трагедия эта была изъята из обращения. В том же 1795 году выехала из Санкт-Петербурга и жила в Москве и своей подмосковной деревне. В 1796 году, тотчас по восшествии на престол, император Павел отстранил Дашкову от всех занимаемых ею должностей, и приказал жить в новгородском её имении. Только при содействии имп. Марии Фёдо-ровны Дашковой разрешено было поселиться в Калужской губернии, а потом и в Москве, где она жила не принимая более участия в литературных и политических делах. Ее жизнь с той поры была тесно связана с имением Троицкое, которое она превратила в подобие земного парадиза.

Дашкова скончалась 16 января 1810 года и была погребена в храме Живоначальной Троицы в селе Троицком в Калужской губернии. К концу XIX века следы надгробия были практически затеряны. 22 октября 1999 года по инициативе МГИ им. Е. Р. Дашковой надгробие было восстановлено и освящено архиепископом Калужским и Боровским Климентом. Установлено место, где она была погребена: «в трапезной части церкви „в левой стороне трапезной, против столба“, в её северо-восточном углу в склепе, расположенном под полом. Устройство усыпальницы представителей княжеских родов в храме соответствовало русской мемориальной традиции. На стене трапезной между вторым и третьим окнами была помещена медная доска, на которой был текст эпитафии, составленный племянницей Дашковой Анной Исленьевой: „Здесь покоятся тленные останки княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожденной графини Воронцовой, штатс-дамы, ордена св. Екатерины кавалера, императорской Академии наук директора, Российской Академии президента, разных иностранных Академий и всех российских ученых обществ члена. Родилась 1743 года марта 17, скончалась 1810 января 4. Сие надгробие поставлено в вечную ей память от приверженной к ней сердечной и благодарной племянницы Анны Малиновской, урожденной Исленьевой“. В настоящее время церковь восстановлена, на могиле сделана надгробная плита».

Дети

От брака с М. И. Дашковым имела дочь и двух сыновей: Анастасия (1760—1831),  получила блестящее домашнее воспитание, в 1776 году вышла замуж за Андрея Евдокимовича Щербинина. Супруги подолгу жили врозь, часто ругались и периодически расходились. Анастасия Михайловна была скандалисткой, беспорядочно тратила деньги, влезала в долги. В 1807 году Екатерина Романовна лишила дочь наследства и запретила впускать к себе даже для последнего прощания.

Михаил (1761—1762)

Павел (1763—1807), московский губернский предводитель дворянства; завещал свое имущество графу Ивану Илларионовичу Воронцову, которому император Александр I разрешил именоваться Воронцовым-Дашковым. Был женат с 14 января 1788 года на неродовитой и нетитулованной дочере купца Анне Семёновне Алферовой (1768—1809). Супружество Павла Михайловича не было счастливым, и супруги недолго жили вместе. Видимо, справедливо замечание современника, писателя-мемуариста Ф. Ф. Вигеля о том, что князь Дашков «долго не задумался, взял да и женился, не быв даже серьезно влюблен». Екатерина Романовна не желала признавать семью сына и свою невестку увидела впервые только после смерти сына в 1807 году, спустя 19 лет после их свадьбы.

Память

В Петербурге на пр. Стачек сохранилась усадьба Дашковой — Кирьяново.

В подмосковном Серпухове одна из улиц города носит имя Екатерины Дашковой, а на территории Серпуховского района имеется деревня, названная в честь Дашковой.

В 1992 году был создан Московский гуманитарный институт имени Е. Р. Дашковой. ПриМГИ им. Е. Р. Дашковой существует Дашковское общество, изучающее наследие выдающегося государственного деятеля XVIII столетия Е. Р. Дашковой.

В 1999 году МГИ им. Е. Р. Дашковой была учреждена Медаль княгини Дашковой «За служение Свободе и Просвещению».                http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=501

ДВОЕВЕРИЕ -Христианство, распространяясь в среде язычников, уживалось с поклонением языческим богам.                                                                                         (61)  

2. Двоеверие в Древней Руси
По формулировке доктора филологических наук Бориса Успенского, для конфе-ссиональной ситуации на Древней Руси было свойственно двоеверие, особым способом организованное «сосуществование христианского и нехристианского поведения».
‘Нечистое’ поведение не осознавалось как грех, если только оно совершалось в соот-ветствующем ‘нечистом’ месте, как, например, баня. Выбор той или иной из этих форм поведения (и, очевидно, верований) происходил, по модели Успенского, ситуационно: в церкви кощунством было вести себя не по-христиански; в других же, ‘нечистых’ или ‘грешных’ местах, наоборот, кощунственным было поступать и гово-рить так, как это пристало в церкви.
Уклад жизни формировался как предсказуемое чередование ‘правильного’ и ‘непра-вильного’ поведения, которое закономерно следовало за сменой локальных ситуаций.            

3.  Русское старожильческое население сердца России – Волго-Окского междуречья в своей первоначальной основе сформировалось в результате взаимодействия авто-хтонного населения финно-угров – мери, муромы и мещеры, балтов галиндов и при-шлых славян вятичей, сложившихся как этнос преимущественно на тех-же верхнеокских балтах.

В первую очередь славянские мигранты оседали в более благоприятных для пашенно-го земледелия регионах – в частности в плодородном владимиро-суздальском ополье, долинах крупных рек и южных склонах возвышенностей, издавна освоенных финно-угорскими народами Волго-окского междуречья.

Многочисленные финно-угорские обитатели указанных мест растворили волны славянских мигрантов почти бесследно, переняв за столетия славянский язык церкви и государства, но оставив оставив хорошо заметный финно-угорский след в простона-родной культуре и верованиях, региональных диалектах, топонимике.

Соответственно среди русского населения старых земледельческих районов преобла-дают люди с финно-угорской внешностью – сероглазые и русоволосые. Мещёрский край в данном отношении представляет особый интерес.

Эти малопривлекательные для земледельцев территории заселялись славянскими мигрантами очень медленно и неохотно, и в результате процесс взаимной ассимиляции местных финно-угров и пришлых славян шёл здесь гораздо дольше чем в Ополье или в Переславле и Ростове. Можно даже сказать, что тип дорусского мещеряка – темново-лосого и кареглазого законсервировался в многих местностях Мещёры.                       http://merjamaa.ru/news/o_finno_ugorskom_jazyke_mosko.  http://vk.com/vjesmerjamuroma

4.   Становление христи­анства на Руси покрыта многими тай­нами и полно противо-речий. Некоторые исследователи полагают, что рус­ское православие - не результат победы христианства над язычес­твом, а совокупность грамотной политики священ-ников и жрецов, кото­рые вовсе не воевали с другой религией, а создали удивитель­ную комбинацию.

Условно её можно назвать «двоеверием». Хотя, несомненно, что основа – христи-анская, и все православные догматы не только соблюдаются, но явно превалируют. Но и взгляды уникальных (но во многом схожих с учением Христа) религиозных взглядов древних славян органично вплелись в русское православие. И существуют доказательства этой версии.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: