Фронда русского дворянства

Однако часто усилия власти по воздействию на сознание подданных дают непредсказу-емые результаты. Воспитываемое столетиями чувство личной зависимости и предан-ности престолу, служба которому провозглашалась главной мировоззренческой ценностью, превратило высшее сословие в прямых слуг императора. И если в Западной Европе король был «первым среди равных», а сословие феодалов было связано прочной сетью вассально-сеньориальных связей, то в России подданных монарха объединяли только милость двора и дарованные императорской властью чины. Со временем в сознании образованной элиты внушаемые властью ценности стали деформироваться: некоторые начинали болезненно воспринимать общепринятые средства продвижения по чиновной лестнице — систему прошений, рекомендаций и протекций — как «выха-живания», «доискивания» и «идолопоклонство».

Титульный лист Жалованной грамоты дво-рянству. 1785 год© Проект «100 главных документов российской истории»

 

Цели дворянства как сословия были раство-рены в государственном интересе, который отождествлялся с авторитетом престола, и за-менены верноподданнической обязанностью.

Представления о высшем содержании самой государственной службы тоже постепенно усложнялись: неделимая для традиционного сознания формула ревностной преданности императору и Отечеству начала разру-шаться, и некоторые люди, особенно при-надлежащие к высшим эшелонам власти, начали различать службу государю, Оте-честву, общему благу — и придворную службу. Это усугублялось критикой нравов и взаимоотношений, господствующих в светской среде: их стали описывать как «интриги самые пакостные и стряпчес-кие, нападения клеветливые».

Поначалу недовольство проявлялось только в словесных заявлениях, нарушенииях этикета и нестандартном восприятии стереотипных ситуаций, но никак не реалии-зовывалось в продуманных действиях. Если прочитать частные письма дворян вто-рой половины XVIII века, мы увидим, как многие из них дистанцируются от «бол-тания», «молвы», «слухов», «толков», «сплетен», «злословия» — то есть от господствующего общественного мнения. В среде образованного дворянства формируется зона частной жизни, особую ценность приобретает малочисленное сообщество особых людей, име-нуемых в пере­писке «умными, честными просве-щенными людьми», «прямо благородными людьми», «истинными патриотами» или «обществом добронравных».

В результате влияние идеологической доктрины абсолютизма стало слабнуть, тра-диционные ценности в сознании дворян отходили на второй план, и некоторые из них направляли свои силы в иные социальные области, независимые от бю-рократичес-кого аппарата, престола и светской массы. Но интеллектуальная элита не могла про-тивопоставить самодержавию ни экономической мощи крупных земельных владений, ни складывающегося веками прочного положения в провинции, ни монолитной сос-ловной солидарности. И она стала искать для себя иные сферы реализации личности.

Привилегированное положение и определенная бытовая свобода давали фрондиру-ющему дворянину только одну уникальную возможность — удалиться от придвор-ной жизни, светского окружения и изматывающей борьбы за карьеру и обрести пусть временное, а порой и иллюзорное, но успокоение. Сделать это можно было в замкну-том мире дворянской усадьбы, в семейном счастье, дружеском кружке, в масонских исканиях, книгах, писательском труде, в автономной социальной деятельности, например в благотворительности или частном издательстве. Наиболее ярким примером такой социально значимой деятельности, не направ-ленной против власти, но и не зависимой от нее, считается история кружка Нови-кова. Николай Новиков, писатель, масон розенкрейцерского толка, удалился из Петербурга, взял в аренду типографию Московского университета и открыл част-ное издательство. В течение знаменитого «новиковского десятилетия» (1779–1789) из этой типографии вышло книг больше, чем за все остальные годы правле-ния Екатерины.

Зона частной жизни формировалась в загородных усадьбах, где часто дворянин, «душевно отставший от всяких великосветских замыслов», предавался «покойно-му в отставке житью», наслаждению «спокойствием и собственностью своею». В домах интеллектуальной элиты царил особый микроклимат дружеского эмоционального общения, расцвеченный любительским стихотворством и литературными играми.

В то же время во второй половине XVIII века дворяне попрежнему сохраняли гордость за величие империи, возвышающее чувство причастности к ее блиста-тельным победам, веру в высший авторитет верховной власти и презумпцию не-виновности царственной особы. Эти чувства сдерживали нарастающее недовольство и стремление к самоизоляции от государства — конфликт образованной личности и престола еще зарождался и на уровне обыденного сознания проявлялся только в вопросах, далеких от действия официальных ценностей. Фрондерские настроения уживались с верноподдан­ни­ческими идеалами, порождая причудливые характеры едких пересмешников екатерининского царствования. Такие масштабные фигуры русского XVIII века, как Александр Суворов, Никита Панин, Николай Репнин, Михаил Муравьев удивительным образом сочетали службу при дворе, независимость мнений и резкую критику нравов света.

Таким образом, в золотой век русского дворянства инициированные государством две ведущие тенденции — формирование бюрократии и интелли­генции — достигли определенного равновесия: слой профессиональных чиновников еще не офор-мился в касту, оттесняющую высшее сословие от управления империей, а дворянская культура еще не переросла в открытую оппозицию престолу. Но случившийся в первой четверти XIX века идеоло­гический раскол господствующего класса и утрата им своих ведущих позиций был, конечно же, генетически связан с социальной историей предшествующего столетия.      Автор Елена Марасинова               http://arzamas.academy/courses/32 1905. Иллюстрированный альбом Городской и домовой администрации Санкт-Петербурга

ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ - Эмблема орла с двумя головами была символом древнего Хеттского царства, которое властвовало на Балканах, в Малой Азии и контро-лировало  выход из Средиземного в Чёрное море. Символ также использовался персидскими шахами из династии Сасанидов.

В Древнем Риме полководцы изображали одноглавого орла на своих жезлах. Позднее орёл стал исключительно императорским знаком, символизирующим верховную власть.

По легенде, когда в Рим въезжал Юлий Цезарь, круживший в воздухе орёл убил двух коршунов, которые упали к ногам императора. Удивлённый Цезарь счёл это добрым знаком и приказал прибавить римскому орлу вторую голову.

Двуглавый орёл также был гербом Византии. Существует предположение, что эмбле-ма относилась не ко всему государству, а только к династии Палеологов, правившей в 1261 — 1453 гг. в Византии.

Как двуглавый орёл стал символом России?

Гербы, в близкой к современной форме, появились в Средние века в западной Европе, в Англии и Франции. Рыцари изображали свои эмблемы на щитах и знаменах, пере-давая их из поколения в поколение. На Руси гербов не существовало. Во время боёв знамёнами служили чаще всего вышитые или нарисованные изображения Христа, Богородицы, святых или православного креста. Поэтому вначале гербом в России служила великокняжеская печать.

Двуглавый орёл пришел на Русь из Византии в эпоху Средневековья. В январе 1472 года невестой Великого князя московского Ивана III стала византийская принцесса Софья Палеолог. Иван III решил поместить двуглавого орла на своей печати рядом с гербом Москвы — Георгием Победоносцем, убивающим змея.

Поначалу оба герба существовали на равных, но спустя сто лет двуглавый орёл был выбран эмблемой российского герба, а Георгий Победоносец — московского.

Как изменялся герб России?

В XVII веке в лапах орла появились скипетр и держава — регалии императорской власти, общепринятые во всех монархических государствах.

Очередное изменения внёс сын Ивана Грозного — Федор Иванович «Блаженный» за время своего недолгого правления (1584-1587). Между коронованными головами двуглавого орла появился православный крест. Этот символ был связан с утверждением в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

При Михаиле Фёдоровиче Романове (1613-1645) на эмблеме появился Георгий Победоносец — его изображение появилось на груди орла. Также на гербе стали изображать третью корону.

Павел I (1796-1801) как покровитель мальтийского ордена, распорядился включить в государственный герб изображение мальтийских креста и короны.

Император Александр I (1801-1825) убрал мальтийскую символику, а также две короны из трёх. После победы над Наполеоном орла стали изображать с опущенными расправ-ленными крыльями (до этого крылья были подняты). В лапах вместо скипетра и державы появились венок, молнии и факел.

Но самая серьёзная геральдическая* реформа была проведена в царствование Александ-ра II в 1855-1857 годах. По его велению было создано специальное Гербовое отделение, которое возглавил барон Бернгард Кене. Он изменил рисунок орла и Святого Георгия Победоносца.

11 апреля 1857 года Александр II утвердил герб Российской империи — двуглавого орла. В мае 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления, которые без особых изменений просуществовали до 1917 года.

После революции символика монархии и Российской Империи — орден, флаг и герб бы-ли упразднены. Эмблемой СССР стал серп и молот.

Двуглавый орёл вернулся на герб страны только в 1993 году, когда указом президента был введён новый государственный герб — двуглавый орёл, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.


В каких еще странах двуглавый орел используется в качестве государственного символа?
Двуглавый орел используется на гербах и флагах у современных государств:

Албания
Двуглавого орла у Византии в конце XV века позаимствовал феодальный род Кастриоти. Представитель фамилии Георгий Скандербег в 1443 году возглавил борьбу за независимость Албании от Турции. Флаг с орлом, под которым воины Скандербега шли в атаку против чужеземцев, стал главным национальным символом балканского народа. Да и подругому быть не могло. Ведь древние албанцы верили, что они произошли именно от этой гордой птицы. Название страны на местном наречии именуется Шкиперия — «Страна орлов».

Армения
Двуглавый орел был изображен на гербе древнего княжеского рода Мамиконянов. В 1918 году он стал официальным гербом Первой республики Армения по выбору архитектора, академика Российской академии художеств Александра Таманяна и художника Акопа Коджояна.

Сербия
На эмблеме изображен двуглавый орел, на его груди красный щит, на щите крест с четырьмя огнивами (сербский крест). Сверху королевская корона и плащ. Герб в точ-ности повторяет герб Королевства Сербии династии Обреновичей, впервые принятый в 1882 году.

Черногория
На гербе изображен двуглавый орел в полете, который повторяет эмблему династии Петровичей (первая королевская династия Черногории) и династический герб правящей династии Византии Палеологов. Герб в местной трактовке символизирует единство и взаимосвязь Церкви и Государства.
Кроме того, двуглавый орел в прошлом использовался на гербах и флагах исторических государств:
Австрийская империя (1815-1867)
Австро-Венгрия (1867-1918)
Федеральное Государство Австрия (1934-1938)
Царство Польское (1815-1915)
Союзная Республика Югославия (1992-2003)

В ряде стран двуглавый орел является символом вооруженных сил или полиции:
Греция – флаг армии;
Кипр – эмблема Нацгварди;
Турция – эмблема Генерального директората безопасности;
Шри-Ланка - Эмблема Бронетанкового корпуса.

 

*Геральдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная истории-ческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.                                                                                            http://vk.com/putin_v_v_da


ДЕВА. - Почитание Богородицы восходит к праотеческим временам. У всех арийских народов одним из доминантных культов был культ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ.

 

«Почитание «неизреченной» богини, уходящей корнями в древнюю эпоху матриархата, развивался, дополнялся всё новыми и новыми качествами, пока она не превратилась из архаичной богини космической Судьбы в «божественную Деву», равную силой и мудрым советом отцу Громовержцу (Гесиод). Поскольку культ богини мудрости уходит в глубины матриархата, когда жреческие функции исполняли женщины, (весталки) стоит обратить внимание на взаимосвязь Афины (Минервы) с женским культовыми фигурами бронзового века, найденными на Балканах. Они имеют птицеобразный лик и связаны с комплексом гиперборейской (полярной) мифологии. Палладу называют «матерью книг», и пишет, что она наделила людские души «силой творящей ума», отверзла врата пре-мудрости, к богу ведущей». В христианские времена в афинском акрополе был устроен главный соборный храм в честь Пресвятой Богородицы.

Изначально Афина (Минерва) не была богиней «греческой»(!)…она имеет пелазгичес-кие и гиперборейские корни. Менрва попала к этрускам через пеласгов задолго до возвышения Рима. Генетически родственна римской Минерве и этрусской Мен рве мало из-вестная у нас Рейтия (Reitia). Эта богиня почиталась среди вендов (венетов) и ретов (ретийцев), живших в дохристианскую эпоху на восточном склоне Альп. <…> Есть мнение, что Рейтия была сугубо женской богиней, связанной с лунным культом и загробным миром. Другие аргументы свидетельствуют о её близости к Оранте (спар-танской ArtemisOrthia)». Более того, семья олимпийских богов находит точные соот-ветствия в славянской мифологии и по сути выражают общую конструктивную идею творения Вселенной. Зевс и Лето порождают детей близнецов: полярную богиню-медведицу Артемиду (Лелю, одну из рожаниц) и стреловержца Аполлона (Купалу, Даждьбога), связанного с созвездием Тельца. Оба близнеца рождены под ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ(!), в точке мировой оси, на Абсолютном СЕВЕРЕ, почему их и называют ГИПЕРБОРЕЙСКИМИ». Так сохранялась память у древнеарийских народов о рожде-нии ПРИЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ, СЕМЯ КОТОРОЙ сотрёт главу древнего змия искусителя. ПРЕЧИСТАЯ ПРЕБЛАГОСЛОВЕННАЯ БОГОРОДИЦА была предопре-делена в предвечном совете Божием, представленная и предвозвещенная в различных образах и словах пророков Духом Святым. Нераскаявшимся прародителям Адаму и Еве БОГ – ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА дал непреложное обетование и надежду на будущее спасение и возрождение человечества. Это обетование было первое благовестие спасение людей от СЕМЕНИ ДЕВЫ – ХРИСТА БОГА, КОТОРЫЙ родится от ДЕВЫ БОГОРОДИЦЫ, в Библии в книге Бытия об этом написано так:<…>«и вражду положу между тобою (дьяволом) и между ЖЕНОЮ, (БОГОРОДИЦЕЮ) и между семенем твоим (каиниты – все люди зла) и между семенем ЕЁ; (всех праведников) оно будет поражать тебя (дьявола) в голову (чистой праведной жизнью), а ты будешь жалить его в пяту» (через преступления) (Быт. 3, 15). Постепенно, со временем, люди впали в различные заблуждения, обоготворяя силы природы как проявление сил второстепенных богов, провозвестников воли ЕДИНОГО БОГА. Также исказилось понятие о величайшей чести БОГОРОДИЦЫ, но главная мысль в памяти народов сохранялась верно:



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: