Какие деревья на Руси избегали

В народной медицине всегда использовались части – кора, листья, почки и цветы – разных деревьев.
Полезные качества связывались не только с целебными свойствами содержащихся в них соков, но и с особой энергетикой, которой народные придания наделяли каждое из этих деревьев.

Согласно древнейшим верованиям славян существовали деревья с положительной и отрицательной энергетикой.
Одни полезно было иметь в хозяйстве, строить из них, делать мебель и кухонную утварь. Других рекомендовалось избегать, чтобы не создавать в жилище нехорошую атмосферу.

Ива

Мощной отрицательной энергией обладала, по мнению славян, ива. Сам внешний вид плакучей ивы с поникшими ветвями настраивал на негативный лад. Предки считали иву деревом утопленниц и самоубийц. В глубокой древности существовали поверья, что в ее ветвях живут лесные духи, принимавшие образ молодых красавиц.
Также ими могли быть неупокоенные души утонувших в реке девушек. Ива манила к себе женщин, испытывавших острую душевную боль. Но она не лечила ее, а еще сильнее обостряла, поэтому считалась чем-то вроде дерева-вампира. Ива относилась к так называемым «женским» деревьям.

По мнению современных медиков, плохая репутация ивы вызвана ее внешним видом. Тяжелые ветви, склонившиеся до земли, могут наводить на грустные мысли людей, склонных к меланхолии. Никакого иного вреда она не приносит.

Осина

Деревом-вампиром славяне считали и осину. По их мнению, она являлась мощным накопителем отрицательной энергетики и буквально «высасывала» из людей силы. Неприятные ассоциации у наших предков вызывали и дрожащие от малейшего дуновения ветерка листочки осины. Это явление напоминало перешептывание невидимых духов, поэтому народные поверья наделяли осину мощными магическими свойствами. Вероятно, именно отсюда в Средние века возникло предание, что только осиновый кол может убить вампира.

На самом деле, это лишь суеверия. Большинство деревьев, считавшиеся когда-то опасными, не приносят человеку никакого вреда.

Тополь

Очень схожими свойствами наделялся и тополь. В древности считали, что он тоже собирает в себе весь негатив, «плохую» энергию. Под тополем не рекомендовалось спать, поскольку он якобы мог отбирать у человека силы.

Современная наука утверждает, что это простое суеверие. Никакого такого воздействия тополь не оказывает. Конечно, если люди сами себя в этом не убеждают.

Черемуха и рябина

Эти растения тоже считались вампирами, «высасывающими» из человека энергию. При этом их плоды и листья широко использовались в быту и народной медицине, что легко можно объяснить изобилием в них витаминов. Особенно хороши богатые витамином С плоды рябины, отлично помогающие при простуде. Черемуху считали дурманящим растением. Это объясняется сильным ароматом, источаемым ею в период цветения. В этом есть доля истины.

Действительно, очень сильный запах черемухи может вызывать головную боль, заложенность носа и слезотечение у чувствительных людей и аллергиков.

Деревья с хорошей энергетикой

К растениям с положительной энергетикой славяне относили плодовые деревья (груши, яблони, вишни), а также дуб, сосну, клен, кедр и конечно же березу, символ русской душевности. Эти деревья, по мнению предков, давали людям силы, здоровье и душевный покой. Наука с этим полностью согласна.

Живая природа обладает целебными свойствами, очень положительно влияющими на психоэмоциональное состояние человека. Оно уже, в свою очередь, благоприятно сказывается и на физическом здоровье. Недаром с древнейших времен славяне искали успокоения и мира в душе, гуляя в лесах и лугах. Там они получали мощную энергетическую подпитку, которая помогала справляться с любой бедой.
                                                                          #крамольная_традиция и https://www.kramola.info/tag/tradicii






ДЕРЕВО ЯЗЫКОВ -

 

 

ДЕРЖАВА - Старые державы славян. Докиевский период
В бытовом сознании русских, украинцев, белорусов, а также южно и западнославянских наций закрепилось ошибочное поверье, что первое государство у славян и восточных славян, в частности, – это Киевская Русь, а ранее того наши предки жили разрозненными племенами и родами. И как бы отдельным личностям не хотелось поддержать сей миф, он рассыпается как карточный домик.
Во-первых, никакой Киевской Руси никогда не существовало, это мы должны запечатлеть раз и навсегда в своей памяти. Держава восточных славян звалась: Руськая или Русьская Земля. Именно под таким названием упоминается наша Родина в международных документах и летописях. Распространенное ныне название было введено в ХІХ в. российским историком Н.М.Карамзиным. Это было сделано для того, чтобы объяснить, почему Киев – столица Древней Руси, не является столицей России. Для этого Н.М.Карамзин выдвинул теорию, по которой в 1169 г. столица Руси переходит из Киева во Владимир, а потом в Москву. А для того, что бы две Руси не путали, он вводит термины Киевская Русь и Московская Русь. На самом деле эти понятия не имеют никакого исторического обоснования. Киев как был, так и остается «матерью» городов руських, а политические перипетии не изменили духовного значения этого города.
Во-вторых, Русьская Земля не первая держава славян, но, действительно, первая славянская империя. Как все политические империи, эта держава рухнула, и произошло это, к сожалению, по причине утраты духовных ценностей, исконного миропонимания.
Наиболее значимой восточнославянской державой докиевского времени было Антское царство. Своё название царство получило от имени, которым тогда величали восточных славян – Анты. Историк VI в. н.э. Иордан, говоря о предках славян, пишет: «Эти берут своё начало от одного корня и ныне ведомы под тремя именами: венедов, антов, склавинов». Впервые название «ант» встречается в одной из керченских надписей III в. Ко второй половине IV века относят славяно-готскую войну, которая с переменным успехом велась в Северном Причерноморье и на всей территории между Днестром и Днепром, землях Антского царства.
Как и когда-то трипольцы, анты жили в городах и весях, не защищенных оборонительными сооружениями, что говорит об отсутствии внутренних противоречий или хорошо организованной обороне, которая не пускала врага далеко в глубь страны. Известнейшими антскими царями (князьями) были Бож, Радогост (Ардагаст), Пирогост, Межимир. В иностранных сочинениях упоминаются бояры и вельможи: Идарий, Кологаст, Доброгаст, Всегорд.
Наиболее яркими в истории Антского царства были войны с готами и аварами. Война с готами, хотя и принесла антам победу, но оставила неизгладимую печаль в народной памяти. На одном из витков этой войны антский царь Бож (Бус), обманом взятый в плен готами, был распят вместе со своими сыновьями и 70-ю старейшинами на крестах. Возможно, так готы-христиане хотели запугать антов-славян. Почти через полтысячелетие автор «Слова о полку Игореве…» также с горестью упоминает «времена Бусовы», о которых поют «красные девы готские».
Не менее богатырской была борьба славян с обрами (аварами) через 200 лет после упомянутых событий, в VI веке. Во главе антского войска находился князь Межимир (Мезенмир), который, будучи в стане аваров на переговорах, дерзко отказал покориться, сказав, что никогда его народ никому не корился, но лишь повелевал иными. За это обры убили Межимира, а в царство Антов было отправлено карательное войско. Источники ничего не упоминают об этой войне, но в нашем народе стойко сохранилась поговорка: «сгинуть аки обры» (бесследно пропасть). Наверное, эта поговорка более чем красноречиво говорит о судьбе обров и их карательного войска.
В VII веке антские племена и роды почти целиком заселили Балканы, превратив эти земли в славянские. До сих пор у хорватов сохранилось мужское имя Ант, которое также встречается у славян Венгрии.
Антское царство представляло собой державу федеративного типа, как пишет византийский автор Прокопий Кесарийский: «племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии». Именно поэтому ничего не известно о столице царства или княжьих династиях, их просто не было. Анты жили вечевым правом, а роль князя возрастала во время войн.
В VII веке Антское царство исчезает из упоминаний источников, но появляется другая держава, называемая Само. Она возникла на территории современной Чехии, Хорватии, Австрии, а её население составляли предки современных словаков, чехов, словенцев и лужицких сербов. Вполне возможно, что именно совместным ударом западные и восточные славяне уничтожили обров, взяв Аварский каганат (так называлось государство обров) в славянские тиски и раздавив общего врага.
Во главе западных славян стал князь Само, по чьему имени и назвали державу. Созданное в 870 г. «Обращение баваров и хорутан» (франкский источник) говорит: «Во времена славного короля франков Дагоберта славянин некий, именем Само, проживавший у хорутан, был вождём этого племени».
Западным славянам приходилось вести войну на два фронта, с востока ещё не ослабли окончательно обры, а с запада уже наступали франки. В битве под Вогастисбургом в 631 г., продолжавшейся 3 дня, Само разбил франкскую армию. После этого славяне вторглись в Тюрингию и некоторые другие земли, контролируемые франками. Кроме того, к Само присоединился сорбский князь Дерван. И хотя славянам не удалось закрепиться в землях франков и после смерти князя Само в 658 г. его держава распалась, западные славяне уже скоро возродили державность, создав Великую Моравию, на востоке зародилась Руськая Земля, а на Балканах возникли державы славян Берзития и Драгувития.
Посему, традиции государственности имеют в нашем народе глубокие корни. Наши державы существуют, как минимум, с IV века, погибая и перерождаясь в вихре мировых событий. И если, как и в древности, положить в основы державности вечевой принцип, идею духовного единства народа, мы станем не менее успешными, нежели наши славные Предки – венеды, анты, склавины и иные, коими именами Предки величали себя.                                      Богумир МЫКОЛАЕВ Глобальное Просвещение Человечества

ДЕРЖАВИН Гавриил Романович  - великий русский поэт и крупнейший государственный деятель Гавриила Романовича Державина.

ДЕСНИЦА правая рука                                           (21)

2.   Десница — это не рука То есть, конечно, рука. Но строго правая. Последнее же время можно часто встретит словосочетания  вроде «левая десница»  или «обе десницы». Так вот, если «десница» левая — она «шуйца». Отсюда и происходят старинные слова «одесную» (по правую руку) и «ошую» (по левую руку). И совсем уж несуразно, когда жалоба персонажа лекарю на «боль в десницах», оказывается, означает проблему с дёснами во рту.     https://vk.com/history_porn

ДЕСНЫЙ правый (68.?)

ДЕТИНЕЦ - В домонгольской Руси насчитывалось около 400 больших и малых городов. Основой каждого города была крепость, которую первоначально называли детинцем, а в XIV веке появляется термин "кремль" (кром). По мнению некоторых исследователей, новое название происходит от слова "кромьство" - внутренность.Кремль - это целый город с храмами и хозяйственными постройка ми, с жилыми домами и административными учреждениями. И даже когда русские города разрослись и широко раскинули свои посады, их кремли оставались крепостями "для осадного сидения".

Крепости для защиты своих земель от врагов славяне строили с незапамятных времен. Недаром скандинавы называли славянские земли страной крепостей, что звучало как Гардарики. Да и сами слова город, град в IX-XVII веках были синонимами слова "крепость". На Руси традиционно называли городом любое поселение, обнесенное крепостной стеной.

Первые крепости славян были достаточно примитивными, что тем не менее вполне соответствовало уровню военного искусства того времени. Арабский географ Аль-Бакри, живший в X веке, видел, как славяне возводят свои укрепления. "И таким образом строят славяне большую часть своих крепостей: они направляются к лугам, обильным водами и камышом, и обозначают там место круглое или четырехугольное, смотря по форме, которую желают придать крепости, и по величине ее выкапывают вокруг ров, и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши ее досками и сваями наподобие битой земли, покуда стена не дойдет до желанной высоты. И отмеряется тогда дверь, с какой стороны им угодно, и к ней подходят по деревянному мосту".

По гребню вала ставили деревянную ограду - частокол или заполот (стена из вертикально врытых на некотором расстоянии друг от друга бревен, соединенных между собой горизонтально уложенными бревнами или плахами). Подобную ограду позднее сменила более надежная крепостная стена из срубов-городен.

Деревянным укреплениям на Руси отдавали предпочтение главным образом благодаря обилию материала, богатым плотницким традициям и скорости возведения. Первую каменную, вернее каменно-деревянную, крепость, датируемую VIII веком, археологи открыли под Старой Ладогой на Любшанском городище. К числу древнейших русских каменных фортификаций относятся также крепости на Труворовом городище под Изборском (IX век) и в Старой Ладоге (конец IX века).

В XI-XIII веках среди множества деревянных крепостей, покрывавших густой сетью русскую землю, начинают появляться каменные фортификационные сооружения. Как правило, это отдельные башни и прясла стен (пространство между башнями). В Киеве, например, были построены Софийские ворота и Золотые ворота с Благовещенской надвратной церковью. В Переяславле следует вспомнить Епископские ворота с церковью святого Федора Стратилата и примыкающие к ним отрезки стен, во Владимире - Золотые и Серебряные ворота.

Князь Андрей Боголюбский в 1158-1165 годах построил под Владимиром в Боголюбове первый на Руси белокаменный укрепленный двор (замок). Во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо вокруг детинца строится каменная ограда с надвратной Иоакимо-Анненской церковью.

В Новгородском детинце в 1195 году возводятся Пречистенская, а 1233 году - Федоровская проезжие башни, увенчанные надвратными церквами.

Каменные башни-вежи стали ядром обороны пограничных крепостей западной и юго-западной Руси.
К началу монголо-татарского нашествия каменных крепостных сооружений на Руси оказалось все-таки слишком мало. Феодальная раздробленность Руси и превосходная осадная техника у монголов привели к тому, что русские деревянные крепости после отчаянного и по большей части кратковременного сопротивления были сметены монголами. Столицы княжеств Рязань и Владимир, имевшие первоклассные по тем временам укрепления, пали соответственно на шестой и пятый день осады. А феноменальную семинедельную оборону небольшого Козельска можно объяснить не только мощью укреплений и мужеством защитников (другие города оборонялись не менее яростно), но и его исключительно выгодным положением в речной петле. Вторжение завоевателей прервало естественное развитие отечественного каменного фортификационного зодчества на полтораста лет. Традиции сохранялись и развивались только в Новгородской и Псковской землях, не затронутых монгольским нашествием.

Северо-западные соседи Руси - шведы и ливонские немцы - умели брать крепости, и остановить их нашествие могли только каменные твердыни. Потому и возводятся на западе "грады каменные": Копорье (1297), Изборск (1330), Орехов (1352), Ям (1384), Порхов (1387), Остров (XIV век). В XV веке поновляются стены Старой Ладоги, сооружаются каменно-деревянные и просто деревянные крепости Гдов, Велье, Опочка. Неоднократно усиливались и расширялись укрепления Новгорода. Одной из самых сильных русских крепостей стал Псков, по количеству выдержанных осад ему не было равных в России.
Возрождение каменного крепостного зодчества в Центральной России связано со временем правления великого князя Дмитрия Ивановича, при котором в 1367 году, в преддверии грядущего противоборства с Ордой, началось строительство белокаменного Московского Кремля. Многие историки русской архитектуры считают, правда, что кремль Дмитрия Донского был не полностью каменным, а каменно-деревянным. Частично каменным был и Нижегородский кремль.

Термины кремль, кремник впервые встречаются в летописях 1317 года, где рассказывается о постройке крепости в Твери. Извечная соперница Москвы Тверь, хоть и не потянула на возведение каменной крепости, но деревянный кремник при строительстве обмазали глиной и побелили.

В XVI-XVII веках в Русском государстве было построено около З0 каменных крепостей. Это и Московский, и Тульский, и Коломенский кремли. Появились крепости в Зарайске, Серпухове, Казани, Астрахани и Смоленске. Сооружали их отечественные и иноземные мастера. Возводили крепостные стены и вокруг монастырей. Монастырские укрепления либо дублировали, либо заменяли государственные крепости на особо важных направлениях. Подобных монастырей-крепостей было выстроено около 40.
Каменные твердыни, защищавшие важнейшие города и дороги, стали костяком обороны Московского государства, а его плотью можно считать деревянные крепости, густой сетью покрывавшие Россию от Дальнего Востока до Швеции. Особенно много деревянных крепостей было на юге, где они служили ячейками многочисленных укрепленных линий и засечных черт, преграждавших дорогу крымским татарам в центральные уезды России. В анналах отечественной истории сохранилось немало случаев, когда неприятель, вооруженный самыми современны ми по тем временам стенобитными орудиями, неделями в бессильной ярости топтался у обгорелых стен того или иного деревянного городка и в конце концов с позором удалялся.

В художественно-эстетическом отношении деревянные крепости почти не уступали каменным. О том, какое впечатление производили они на современников, рассказано в дневнике антиохийского архимандрита Павла Аллепского (1654). Вот что пишет он о Севской крепости (недалеко от г. Брянска): "Крепость великолепна, с чрезвычайно прочными башнями и с многочисленными большими пушками, размещенными одна над другой, с широкими и глубокими рвами, скаты которых обложены деревом, с деревянною двойною стеной. Мы дивились на эти укрепления и постройки, ибо эта крепость прочнее каменной: и как могло быть иначе, когда это крепости царские и укрепляются постоянно. Затем нас ввезли во вторую крепость, также со стенами, башнями, рвами, потом в третью, которая еще больше, крепче и неприступнее первых двух; в ней есть потаенная дверь, через которую сходят к ее большой реке черпать воду, ибо крепость стоит на верху высокого холма..."

Деревянные крепости можно очень быстро построить, и в этом одно из главнейших их достоинств. Даже небольшую каменную крепостицу нужно строить несколько лет, в то время как возведение большой деревянной крепости за один сезон, а то и меньше, было делом обычным. Например, в 1638 году во время фортификационных работ в Мценске крепостные стены Большого острога и Плетеного города общей протяженностью около 3 километров с 13 башнями и почти стометровый мост через реку Зушу возвели всего за 20 дней (не считая времени, потраченного на заготовку леса).

На театрах военных действий и в районах, где строительство было небезопасно из-за возможного нападения неприятеля, широко применяли метод сборного строительства. Папский посланник так описал поразивший его военно-технический прием: "После того, как инженеры предварительно осмотрели места, подлежащие укреплению, где-нибудь в довольно далеком лесу рубят большое количество бревен, пригодных для таких сооружений; затем, после пригонки и распределения их по размеру и порядку, со значками, позволяющими разобрать их и распределить в постройке, спускают вниз по реке, а когда они доедут до места, которое намечено укрепить, их тянут на землю, из рук в руки; разбирают знаки на каждом бревне, соединяют их вместе и в один миг строят укрепления, которые тотчас засыпают землей, а в то время являются и их гарнизоны".

Подобным образом во время похода на Казань весной 1551 года построен город Свияжск. Крепостные стены протяженностью около 2,5 километра, множество домов, складов и церквей были возведены всего за месяц. А в годы Ливонской войны сборным методом около Полоцка "с неслыханной быстротой" поставили несколько русских крепостей: Туровлю, Сушу, Красну, Козьян, Сокол, Ситну, Улу, Копие.

Автор: В. НЕДЕЛИН, преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Журнал " Наука и жизнь"
На миниатюре детинец 12-13 века в Киеве https://vk.com/call_of_russia

ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ЧЕРЕПА – искусственное придание черепам зна-ти, представителям царских семей особого измененного вида, чтобы отличаться от простых граждан и демонстрировать некую «связь» с богами. Такие факты известны в древних культурах многих народов: Древнего Египта, Месопотамии, народов Южной и Центральной Америки.

 

ДЕЯ́НИЕ – я. Действие, поступок, свершение. Великие деяния. Преступное д. Противоправное д.

ДЕЯТИ - Деятель                                                                                      сл. Даля



















ДЁГТЕКУРЫ

На Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.                                                                                                                          https://vk.com/detizemlirusskoy

 

ДЖИВА -Богиня Джива посылаєт в Явный Мір матрицу Души, которую образно можно прєдставить в видє чєтырєх блоков информаціи:
I-й блок информаціи включаєт в сєбя:
1. Знанія о жизни на обитаємых Зємлях.
2. Знанія об опрєдєлєнных мєрностях пространства.
3. Опрєдєлєнный набор чувств.
4. Указаніє пути, по которому должна пройти Душа, чтобы совєршєнствоваться.

II-й блок информаціи включаєт в сєбя:
1. Матрицу совмєстимости Души с тєм носитєлєм, в котором она будєт находиться, т.є. с физичєским тєлом (совмєстимость по матєри, т.к. мать даєт тєло).
2. Совмєстимость образов Духа и крови носитєля (совмєстимость по отцу, т.к. отєц даєт образ Духа и крови).
3. Совмєстимость образов и понятий окружающєго Міра, в котором воплощаєтся Душа, т.є. тот строй, социальная систєма, которыє ближє всєго подходят под Духовноє воспріятіє.
4. Совмєстимость тєх знаній, которыє заложєны внутри Души при єє отправкє, со знаніями находящимися «снаружи», т.є. в том мирє, в котором Душа воплотится.

III-й блок содєржит информацію о том, что нєобходимо пєрєдать потомству.

IV-й блок это тє качєства и знанія, которыє Душа должна приобрєсти в процєссє развитія. То єсть чєтвєртый блок это чистоє полє, котороє должно заполниться информацієй (личным опытом).
Попадая на Зємлю, Душа сама выбираєт сєбє родитєлєй. Она способствуєт тому, чтобы в данный отрєзок врємєни соєдинились двє подходящиє систємы: с опрєдєлєнной матрицєй - папа и с опрєдєлєнной матрицєй - мама. Чтобы при сліяніи этих двух энєргій (матриц) могла родиться данная Душа.
При рождєніи чєловєка, в тєчєніє 22 минут с момєнта появлєнія из матєринской утробы, Душа принимаєт всю нєобходимую информацію для жизни в мірах Яви, которая пєрєдаєтся от Дживы (информація пєрваго блока), и информацію от Бога - Прародитєля (информація второго блока), которая идєт по лучу от Звєзды – Покрови-тєльницы, а такжє остальную информацію.

До того врємєни, пока рєбєнок находится в чрєвє матєри, в єго тєлє присутствуєт частица Души матєри, но как только пуповина пєрєрєзаєтся, то он получаєт свою Душу.
Близнєцы, родившієся в прєдєлах 22 минут, будут психологичєски похожи как двє капли воды. А єсли второй рєбєнок родился на 23-24 минутах, то похожи ужє нє будут.

Єсли рєбєнок нє закричал при рождєнии, то это значит, что луч от Звєзды – Покрови-тєльницы был пєрєкрыт другой Душой, которая свою явную жизнь прєкратила в рєзультатє насильствєнной смєрти (война, нєсчастный случай и т.д.). Дєлаєтся это для таго, чтобы она могла довыполнить свою программу. Отсюда и значєниє слова рє-ин-карна-ція - Богиня Карна разрєшаєт повторноє всєлєниє Души.
Єсть єщє понятіє ин-карна-ція - это подсєлєніє, шизофрєнія, т.є. когда в тєло с одной Душой врємєнно всєляєтся вторая Душа: получаєтся, что в одном тєлє как бы два чєловєка. Подсєлєнная, болєє сильная Душа, довыполняєт свою программу и уходит.

Послє рождєния, до 12 лѣт, рєбєнок впитываєт образ СОЗИДАНІЯ и ТВОРЧЄСТВА, который имєют єго родитєли. Впослєдствіи он должєн будєт научиться созидатєльно-му труду, чтобы трудиться и создавать на благо своєго Рода. И, воплощая свои идєи в Мірє Яви, чєловєк увєличиваєт и развиваєт форму бытія данного Міра, а послє жизнє-ннаго прєображєнія (физичєской смєрти) он сам становится Богом - Творцом новой Рєальности.

Чєм болєє гармоничнєй будєт новая созданная Рєальность, и чєм большє она напол-нится Любовью и Божєствєнным созиданієм, тєм в болєє гармоничный Высшій Мір на Златом Пути Духовного развитія попадєт чєловєк.

Завєршив всє дєла в Явном Мірє, чєловєку нєобходимо смєнить мєрность своєго сущєствованія. Пєрєход на болєє высшій уровєнь сознанія и жизни в болєє многомєр-ном мирє, в просторєчіи называєтся - «смєрть», т.є. с-мєр-т-ь: с - смєна, мєр мєрнос-ти, т - творящая, ь - утвєрждєніє. Дословно: смєну мєрности творящая.
В Сантии Вѣдах Пєруна Бог Пєрун о смєрти молвил так:
«Лишь в заблуждєніи пєвцы учат о смєрти, люди. Я жє называю обманом - смєрть, а нє обманом, Бєзсмєртиє называю...
И смєрть нє как рысь пожираєт рождєнных, воспринимаємой нєт y нєє формы... Смєрть наблюдаєтє вы в окружєніи, а для сєбя вы єє нє найдєтє...»
То єсть, чєловєк видит смєрть только окружающих єго сущєств, как бы со стороны. Для нєго самого смєрти нєт, т.к. покидая своє тєло, он пєрєходит на другой уровєнь сущєствованія, продолжая свой Путь Духовнаго развитія.

Дрєвняя Мудрость Славяно-Арійских народов учит:
на дєвятый дєнь, послє остановки жизнєдєятєльности физичєского тєла, Душа поднимаєтся ввєрх и описываєт «восьмєрку» вокруг Зємли и Луны.
Эти слои атмосфєры образно воспринимаются чєловєком как рєка, отдєляющая два Міра:
Мір Яви (физичєскій) и Мір Нави (астральный).
Далєє Душа находится в эфирном тєлє Зємли до 40 днєй - по зємному врємєни, там жє врємя тєчєт по-другому.

Во врємя этого чєловєк проходит три Суда:
1-й Суд - это Суд Совєсти. Чєловєк выступаєт сам для сєбя и подсудимым, и судьєй, и прокурором, и адвокатом (возможно, єму в этом помогаєт єго Лєг - хранитєль).

2-ой Суд - самый строгій - это Суд Прѣдков, которыє спросят чєловєка: «Что ты сдєлал для процвєтанія нашєго Рода?»

3-й Суд - это Суд Бога - Покровитєля. Когда Душа приходит в Мір Слави - там єє встрєчаєт Бог - Покровитєль Рода, который опрєдєляєт: годится ли этот чєловєк в Созидатєли.

Єсли три Суда будут пройдєны, тогда Душу посылают в Мір 16-ти измєрєній - Мір Лєгов.
Но, єсли на Судє Прѣдков будєт выявлєно, что чєловєк нє созидал на благо своєго Рода, либо сдєлал очєнь мало и, єсли этих «нєдоработок» много, то Богиня Карна возвращаєт єго на Зємлю (рєинкарнація). Душє, прєждєврємєнно покинувшєй Мір Яви, позволяєт вєрнуться назад Бог Варуна (супруг Богини Карны). Бог Варуна посылаєт своєго помощника - Ворона - для таго, чтобы вєрнуть Душу. В пєснях и сказках Ворон - птица вєщая, она даєт возможность Душє вновь вєрнуться на Зємлю.
Эти знанія, о пєрєвоплощєніи Души, Славянє пєрєдавали другим народам так жє, как и чєрнокожим житєлям Дравидіи (дрєвнєй Индіи). Но в связи с тєм, что эти житєли дрєвнєй Индіи изначально нє имєли своих прєдставлєній о космичєских законах, то они нє могли воспринять эту систєму - воплощєнія и развитія, с дальнєйшим пєрєходом на болєє высшій уровєнь сущєствованія. Тогда наши Прѣдки, давая им учєніє, объяснили им прощє: «Єсли живєшь как свинья - то в слєдующєй жизни родишься свиньєй, и тєбя кто нибудь съєст, єсли туп как дєрєво - родишься баобабом, а єсли холодный и бєзчувствєнный как камєнь - тогда в слєдующєй жизни будєшь камнєм». Такоє объяснєніє на дрєвних индусов хорошо подєйствовало, и на основє этого они создали своє учєніє о пєрєвоплощєніи Душ.

Душа, достигшая Міра Лєгов либо болєє высших Міров, можєт по своєму жєланію опуститься в болєє низший Мір - «Странником», т.є. воплотиться в Мірє Яви, чтобы учить людєй Мудрости. Таких людєй воспринимают как пророков, вєликих учитєлєй и т.п. єсли люди утратили Духовную связь с Богами и Прѣдками, тогда Странники создают какоє-либо учєніє, котороє поможєт людям вєрнуться на Путь Духовнаго развитія. Нєкоторыє Странники могут воплощаться в Явном Мірє нєоднократно, наблюдая за Духовным развитієм людєй - как напримєр: Далай Лама, который пєрєд смєртью физичєскаго тєла указываєт своим приближєнным - гдє и когда он снова будєт рождєн. И воплощаєтся на Зємлє снова и снова, наблюдая за тєм, как люди слєдуют єго учєнію.
В Дрєвних Славяно-Арійских тєкстах єсть упоминанія об Учитєлях чєловєчєства:
«...Это сущєства болєє Высокого порядка сложности, которыє спускаются в Мір Людєй для руководства и пєрєдачи Вышних Знаній и Заповєдєй. Вєдь над развитієм Духовной и Душєвной сущности чєловєка работаєт нє только он сам, но и Всєлєнскіє Силы, возвышающіє чєловєка или задєрживающіє єго Духовноє и Душєвноє совєршєнствованіє».
В Свящєнных Славяно-Арійских источниках (Сантіях) нєоднократно упоминаются дрєвніє врємєна, когда Зємлю посєщали Боги Славяно-Арійцєв, принєсшіє на Зємлю Мудрость Міра Сіяний (Вѣды), которую Славянє хранили и пєрєдавали из поколєнія в поколєніє.                                                                                                      http://vk.com/rado_mir































ДЖЙОТИШ

Михаил Филин 24 февраля 2019

Джйотиш (Ведическая, индийская, лунная астрология) — это древнейшая система изучения Вселенной. По праву, она с самых древних времен считается самой великой наукой из наук.


В переводе с санскрита «джйоти-» означает «свет знания», «проливающий свет», а «-иша» — Бог. Эта великая наука, и вправду, помогает пролить для каждого, кто с ней соприкасается, свет на жизнь — его собственную, окружающих, мира.
Очень точно о Джйотише сказано в книге И. Поздеевой «Джйотиш или Ведическая астрология»:


«Поступки и судьбы людей «записываются» на Небесах в виде движения звезд и планет, и затем, при рождении человека, выдаются Небесной канцелярией в виде своеобразного паспорта — гороскопа. Гороскоп отражает картину судьбы и позволяет увидеть закономерности мироздания, частью которого является человек.

Гороскоп помогает понять, почему происходят те или иные события, принять свою судьбу, осознать ответственность за совершенные и совершаемые поступки, но самое главное — помогает увидеть себя частью мира, где все пронизано законом соответствия и исполнено божественной любви, имеет глубокий смысл и направлено на благо души.


Джйотиш использует девять планет: семь основных — от Солнца к Сатурну, и две теневые — Раху и Кету. В ведических писаниях семь планет сравниваются с семью основными цветами, а теневые планеты — с невидимой частью спектра: инфракрасными и ультрафиолетовыми излучениями. Путешествуя по зодиакальному кругу, планеты «замешивают краски» нашей судьбы. Ослепительно белый цвет, исходящий от центра всех галактик и всего мироздания, преломляется во Вселенной через планеты Солнечной системы, создавая богатую палитру судеб и рисуя каждому неповторимое полотно его жизни.
Джйотиш не только дает возможность увидеть разноцветную картину судьбы, но и различить источник всех цветов — Верховного живописца, того, кому подвластны все судьбы. Ведическая астрология в своем высшем предназначении является наукой познания Бога, поэтому джйотиш называют «глазами знания» — тем, что позволяет увидеть незримое.»                                                                                                                                    http://rodovich.ru/

.

ДЖУГА   по грузински Сталь. (Сталин И.В.)                                                             (48)

ДЖУР (ЖУР) - Еще со времен Владимира Мономаха поселяне кушали джур – блю-до из овсяной муки (овсяный кисель). К джуру (журу) добавлялись сушеные яблоки, вишни, калина, иногда постное масло, мед. Кушали с молоком.
Овсяную муку разводят теплой водой и ставят в теплое место на 2-3 часа, чтобы поднялась опара. Затем процеживают и ставят варить, постоянно перемешивая кашу.
Мука овсяная — 800 г, вода — 2 стакана.

 

ДЗЕВОНИЯ - богиня лесных зверей.

 

ДЗЕРЖИНСКИЙ Ф.Э. -  1. В этот день, в 1877 году, родился Феликс Эдмундо-вич Дзержинский - советский политический деятель, глава ряда наркоматов, основа-тель и глава ВЧК.
В январе 1919 года вместе с Иосифом Сталиным составил комиссию ЦК и Совета обо-роны, выяснявшей в Вятке причины поражений Красной армии в районе Перми. С марта 1919 по июль 1923 года был одновременно наркомом внутренних дел и предсе-дателем военного совета войск ВОХР, а с ноября 1920 — войск ВНУС. С августа 1919 года по июль 1920 года по совместительству начальник Особого отдела ВЧК. В сен-тябре 1919 и в октябре 1920 года председатель Комитета обороны Москвы. С февраля 1920 года председатель Главного комитета по всеобщей трудовой повинности (Глав-комтруд). С апреля кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б), с 1921 года член Оргбюро.

 Руководил борьбой с повстанческим движением на Украине. Во время войны с Польшей в 1920 являлся начальником тыла Юго-Западного фронта (возглавлял охрану революционного порядка) и членом Временного ревкома Польши и Польского бюро ЦК РКП(б), и одновременно был членом ЦИК коммунистической рабочей партии Польши, действовавшего в Смоленске.
 

 


В 1922—1923 годах — председатель ГПУ (ОГПУ). Возглавляя в начале 1923 года комиссию ЦК по расследованию конфликта между Закавказским крайкомом и грузинскими коммунистами-националистами, вместе со Сталиным поддерживал нейтралистскую линию крайкома и его председателя Григория Орджоникидзе, как отвечающую директивам ЦК.

Занимал пост председателя комиссии по выработке мер по усилению охраны госу-дарственных границ.

По решению партии переходит на командные должности в промышленности (Нарком Путей Сообщения, с 14 апреля 1921 года), одновременно с этим — Нарком внутрен-них дел в 1919—1923 годах, с февраля 1922 года — председатель Главного Полити-ческого Управления (ГПУ) при НКВД РСФСР, с сентября 1923 председатель ОГПУ при СНК СССР.

Борьба с беспризорностью
Возглавляя коммунистическое хозяйство, одновременно был председателем комиссии по улучшению жизни детей (то есть по борьбе с детской беспризорностью). На должности председателя комиссии Дзержинский организовал систему детских учреждений — приёмников-распределителей (временного пребывания), детских домов, «коммун» и детских «городков». В этих учреждениях тысячи обездоленных детей получали медицинское обслуживание, образование, питание, и самое главное, возможность дальнейшей самореализации. На базе коммуны имени Дзержинского (руководитель А. С. Макаренко) было создано целое предприятие, где работали подростки, создавая один из самых современных по тем годам фотоаппаратов под названием «ФЭД», то есть первые буквы его имени, отчества и фамилии. Восемь бывших беспризорников стали впоследствии академиками АН СССР, в их числе всемирно известный генетик Николай Петрович Дубинин. Нужно заметить, что на тот момент по официальным данным около 5 000 000 детей являлись беспризорными.

Руководство спортивной жизнью
Дзержинский понимал, насколько важна хорошая физическая форма для сотрудников органов внутренних дел. По его инициативе было создано ДСО «Динамо». 18 апреля 1923 года состоялось учредительное собрание общества. В качестве тренеров были привлечены лучшие спортивные кадры Москвы. Созданное спортивное общество быстро расширяло свою деятельность. К 1926 году спортивное общество «Динамо» включало более 200 ячеек. И сегодня «Динамо» является одним из самых массовых спортивных обществ.

ВСНХ
С 1924 года кандидат в члены Политбюро ЦК партии. С февраля 1924 председатель ВСНХ СССР. Считал основным фактором развития промышленности «ориентацию на широкий крестьянский рынок» и подчёркивал, что «нельзя индустриализироваться, если говорить со страхом о благосостоянии деревни», выступал за развитие мелкой частной торговли, за то, чтобы поставить частного торговца «в здоровые условия», защитив его от местных администраторов. Стремился снизить себестоимость про-дукции и цены на изделия промышленности путём опережающего роста производи-тельности труда по отношению к заработной плате.

Активнейшим образом занимался вопросами развития металлургического комплекса страны. В 1924 году по его инициативе вместо Главметалла ВСНХ РСФСР была создана комиссия МеталлЧК, которую он же и возглавил. МеталлЧК рассматривается некоторыми экспертами как прообраз министерства металлургии СССР.

20 июля 1926 года на пленуме ЦК, посвящённом состоянию экономики СССР, Дзержинский произнёс двухчасовой доклад, во время которого выглядел больным. В нём он подверг резкой критике Г. Л. Пятакова, которого он назвал «самым крупным дезорганизатором промышленности», и Льва Каменева, которого обвинил в том, что тот не работает, а занимается политиканством.
«…если вы посмотрите на весь наш аппарат, если вы посмотрите на всю нашу систему управления, если вы посмотрите на наш неслыханный бюрократизм, на нашу неслыханную возню со всевозможными согласованиями, то от всего этого я прихожу прямо в ужас. Я не раз приходил к Председателю СТО и Совнаркома и говорил: дайте мне отставку… нельзя так работать!»
Из-за нервного срыва ему стало плохо.
В тот же день он скончался от сердечного приступа.
Похоронен 22 июля на Красной площади в Москве у Кремлёвской стены.

Имя Дзержинского было присвоено городам и сёлам СССР, ряду заводов, фабрик, кораблей и других объектов. На улицах городов появились памятники, бюсты «Железного Феликса». Его имя присваивалось улицам и площадям, школам и институтам.
В 2013 году имя Дзержинского носили 1342 площади, улицы, проспекта и переулков России.
На Украине в честь Феликса был назван город Каменское (Днепродзержинск). (19 мая 2016 решением Верховной Рады городу возвращено первоначальное название Каменское.)
Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» был построен при Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, назван также в честь Дзержинского. До середины 1990-х выпускал фотоаппарат «ФЭД».

В 2014 году «За массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом в боевых действиях по защите Отечества и государственных интересов в условиях вооруженных конфликтов, учитывая заслуги в укреплении обороноспособности государства» президент России Владимир Путин подписал Указ о присвоении Отдельной дивизии оперативного назначения внутренних войск МВД России (ныне — в составе Национальной гвардии России) почётного наименования «имени Ф. Э. Дзержинского», которое она ранее носила до переформирования в 1994 году.
В 2017 году Федеральная служба войск Национальной гвардии приняла решение вернуть Саратовскому институту Росгвардии прежнее название «краснознаменный институт имени Дзержинского Ф. Э.».                                   https://vk.com/pomni1918war1922

 2. Семь лет Первой мировой и Гражданской войн вызвали разруху в стране. Народное хозяйство пришло в упадок, миллионы людей остались без крова и без работы, семьи — разлученными, дети — выброшенными на улицу.Как только стихли бои на фронтах Гражданской войны, одним из первых вопросов, вставших перед советской властью, был вопрос о детях. Проблема детской беспризорности обостри-лась с особой силой в 1921 году, когда на Россию обрушилась губительная засуха. Посевы погибли, хлебные резервы оказались исчерпанными, надежд на урожай не было. Положение страны стало катастрофическим. Пришел небывалый для России голод, охвативший 37 губерний с населением свыше 40 миллионов человек. В районах бедствия сложилась ужасающая картина детского горя, сиротства, бездом-ности, проституции, преступности, буквального выми-рания. Газета «Красная звезда» Петроградского военно-го округа 29 марта 1922 года сообщала, что «к началу 1922 года от голода умерло более 11,2 миллионов де-тей». В 1922 году в стране скиталось около 7 миллио-нов детей.По инициативе Ф.Э. Дзержинского Президиум ВЦИК на заседании 27 января 1921 года постановил организовать при ВЦИК комиссию по улучшению жизни детей. В тот же день Дзержинский издал приказ ВЧК № 23, в котором, в частности, гово-рилось: «…Положение детей, особенно беспризорных, тяжелое… Три года напряженной борьбы на фронтах не дали возможности, однако, сделать всего необходи-мого для обеспечения и снабжения детей и окружения их исчерпывающей заботой… И Чрезвычайные комиссии не могут оставаться в сто-роне от этой заботы. Они должны помочь всем, чем могут, советской власти и в работе по охране и снабжению детей».

Далее в приказе указывались конкретные задачи. В них входили: обследования фактического положения дел на местах; проверка выполнения декретов о детском питании и снабжении и изыскании мер и способов к их выполнению; помощь в отыскании лучших зданий, их ремонте, снабжении топливом; особое внимание предлагалось уделить защите беспризорных детей на вокзалах и в поездах. В слу-чае невозможности принять детей органами народного образования надлежало «изыскать иные способы снабжения их помещением и продовольствием». Предписывалось: «обо всех случаях хищений, злоупотреблений или преступного отношения к детям — и разгильдяйства — Чрезвычайные комиссии должны дово-дить до сведения своего Исполкома… и все дела, требующие наказания, переда-вать в Ревтрибунал или Народный Суд по важности дела — для гласного разбира-тельства». В заключение приказа говорилось: «Забота о детях есть лучшее средство в истреблении контрреволюции. Поставив на должную высоту дело обеспечения и снабжения детей, Советская власть приобретает в каждой рабочей и крестьянской семье своих сторонников и защитников, а вместе с тем широкую опору в борьбе с контрреволюцией». В двухнедельный срок предлагалось сообщить, «что по этому вопросу сделано, а также план предстоящей работы в этом направлении».

Официально Комиссия по улучшению жизни детей была образована 10 февраля 1921 года. Председателем Комиссии стал Ф.Э. Дзержинский. Его заместителем ВЦИК утвердил командующего войсками ВЧК начальника милиции республики В.С. Корнева. В состав Комиссии вошли пять членов — по одному представителю от наркомпрода, наркомздрава, наркомпроса, Рабоче-крестьянской инспекции и ВЦСПС.

В письме Дзержинского, направленном всем местным органам ВЧК говорилось, что работа сотрудников ЧК должна состоять не в том, чтобы вмешиваться в деятельность учреждений, которым поручена охрана детей, а в том, чтобы оказывать им практическую помощь.

Сотрудники ЧК и милиции раскрывали и пресекали преступления, связанные со взяточничеством, хищениями и бесхозяйственностью в работе учреждений по охране жизни детей, взяли под свою защиту беспризорных детей на вокзалах и в поездах.

В приказе по войскам ВЧК республики № 177 от 16 марта 1921 года говорилось, в частности: «…Блуждающих по водным и ж.-д. путям сообщения беспризорных детей быть не должно… Обнаруженных на путях сообщения беспризорных детей отводить в: а) приемные пункты, б) распределители, в) комиссии по делам несовершеннолетних и г) отдел Народного образования… При задержании чинами Желдормилиции беспризорных детей проявлять максимум внимания и бережливо-осмотрительного отношения к ним и ни в коем случае не допускать грубости и насилия».

Чем только не занималась Деткомиссия за время своего существования! Но, конечно, больше всего внимания она уделяла вопросам снабжения детских учреждений всем необходимым, распределением продовольствия, мануфактуры (по губерниям, с точностью до аршина). Было распределено 175 тысяч пар обуви и 750 тысяч пар лаптей (например, Петроградской губернии выделялось 17780 пар обуви и 76200 пар лаптей), а также 110 тысяч пар американской обуви; досок, брусков и других лесоматериалов. Особо выделялись деньги (12 миллиардов 700 миллионов рублей) на организацию детских домов в голодающих губерниях. Отдельные решения были приняты даже по распределению 4 вагонов посуды и 2400 ящиков оконного стекла!

Нищая, почти умирающая страна все, что могла, отдавала детям!

Самых несчастных детей из голодавших губерний эвакуировали в более благопо-лучные регионы, а также за границу (600 человек отправили в Чехословакию; рассматривался вопрос о направлении в Германию и Англию).

По инициативе ВЧК Народный комиссариат продовольствия направил 21 марта 1921 года указание всем Губпродкомам: «В целях обеспечения диетическим пита-нием детей и больных… изъять нижеперечисленные продукты из общего распре-деления, предоставив их исключительно для детского и больничного питания». В числе этих продуктов были запасы сушеных фруктов, молочной муки «Нестле», овсяной крупы «Геркулес», фруктовых консервов, шоколада и т.д. В телеграмме Корнева, направленной вслед за этим указанием, говорилось: «Виновные в неис-полнении циркуляра подлежат строжайшей ответственности».

В другой телеграмме Корнева предлагалось «немедленно принять меры отвода в ведение Наркомпроса не требующих большого ремонта хорошо сохранившихся пригородных дач для летних детколоний».

Сотрудники органов и войск ГПУ ежемесячно отчисляли часть пайка и жалования в помощь голодающим детям и строго контролировали использование этих денег. Ко всем частям и органам ГПУ были прикреплены беспризорные дети. Действовал принцип: «Десять голодных кормят одного умирающего». Некоторые органы ГПУ организовывали и содержали за свой счет детские дома, где детям прививались трудовые навыки.

Одних бюджетных средств для борьбы с беспризорностью было недостаточно, и Деткомиссия искала новые источники. Одним из них стал специальный выпуск тиражей двух почтовых марок, все средства от продажи которых шли на помощь беспризорным. По инициативе Деткомиссии Президиум ВЦИК ввел специальное 10%-ное обложение билетов на различные увеселительные зрелища в форме осо-бых марок. В 1923 году была проведена всероссийская «Неделя беспризорного и больного ребенка», давшая большие сборы (ГПУ пожертвовало 100 миллиардов рублей). Прошел также «Тарелочный сбор» в театрах. 10%-ное отчисление от вы-ручки буфетов только за первый день «Недели» составило 25 миллиардов рублей. Была выпущена кинокартина «Беспризорные», освещавшая жизнь среды, в которой вращались беспризорные — «дно улицы», ночлежки, воровские притоны. На сред-ства, собранные в рамках «Недели», были основаны новые детские учреждения.

Созданные в большом количестве детские дома, «дома ребенка», детские коммуны, колонии, интернаты и другие детские учреждения, эвакуация детей в благополуч-ные районы, кампания по усыновлению беспризорных и другие меры дали свои результаты.

Кстати, колонии не носили нынешнего характера «исправительно-трудовых», как многие полагают сейчас. Достаточно обратиться к трудам А.С. Макаренко, чтобы убедиться в этом.

Количество беспризорных и безнадзорных детей в стране резко сокращалось. Может быть, это простое совпадение, но памятник Ф.Э. Дзержинскому был воз-двигнут там, где высятся здания не только спецслужб, но и универмага «Детский Мир».

По просьбе Ф.Э. Дзержинского, перегруженного работой в ОГПУ и Наркомате путей сообщения, а также в ЦК РКП(б), осенью 1923 года он был освобожден от руководства комиссией, работа которой была уже налажена, но до конца дней не переставал заботиться о детях. Ф.Э. Дзержинский ушел из жизни в 1926 году, не успев полностью завершить начатое дело. Несмотря на все принятые меры, в 1926 году в СССР оставалось еще около 290 тысяч беспризорных детей.

Накануне Великой Отечественной войны позорное явление беспризорности в стране было практически ликвидировано.

Детские колонии и коммуны НКВД существовали до самой войны. Двумя из них (имени Ф.Э. Дзержинского и А.М. Горького, которые при объединении получили имя Ф.Э. Дзержинского) руководил великий педагог А.С. Макаренко. Как-то на вопрос о своих наградах он ответил: «Золотые часы от имени НКВД».

Из числа бывших воспитанников детских учреждений для беспризорных выросли сотни тысяч тех, кто встал грудью на защиту Родины в годы Великой Отечествен-ной войны. Война принесла народу новые страдания, в том числе и всплеск детс-кой беспризорности. Но уже несколько лет спустя с ней было покончено. Сейчас, в 2003 году, в мирное и неголодное время, в России, по разным данным, насчиты-вается от 2 до 3 миллионов беспризорных детеЙ. http://www.uhlib.ru/

Дзержинск — бывшее Черноречье (приокский город, районный центр) — современное название в честь Ф. Э. Дзержинского носит с 1929 года (когда была переименована и его железнодорожная станция Растяпино). Дзержинск вырос в советское время, став в 1927 году рабочим поселком, а в 1930 году — городом.

ДЗЯДЫ - Хранитель рода и, прежде всего, детей, конечно. Старший мужчина, пред-ставитель родового старейшинства, который усмиряет страсти внутри клана, хранит основные принципы морали рода, строго следя за их исполнением. Дзядом называли и лесное божество — хранителя Перунова клада. Деда молили об указании, открытии клада. В Белоруссии хранителя золотых кладов называют Дедка. Ходит он по дорогам в виде нищего с красными, огненными глазами и с такою же бородою и, встретив несчастного бедняка, наделяет его деньгами. В Херсонской губернии рассказывают, что клад нередко является в виде старика в изорванной и грязной нищенской одежде. В Украине рассказывают о старом, беловласом и сопливом деде, который бродит по свету, и если утереть ему нос, то он тотчас же рассылается серебром. У славян особый обряд почитания дедов совершался весной на радуницу — седьмой день Пасхи или осенью. Угощали дедов и на Рождество, под Новый год. Души умерших родственников приглашали в дом и жертвовали им пищу, выливая ее под стол или выставляя за окно. Пищу также относили на кладбище и клали на могилки.                                                                                                   https://vk.com/north_russ

 

ДИАНА- Богиня не только античная, но почитвшаяся славянами Гамбургского пантеона… Можно предположить, что Диана и Дзевана одна и таже богиня.                (61)

 

ДИАЛЕКТЫ И ПОСЛОВИЦЫ - Русский язык, как известно, неоднороден. В каждой отдельной местности, в каждом городе и в каждой деревне существуют свои языковые особенности, которые отличают русский язык данной местности от языка других мест. Такие различия принято называть диалектными, а варианты языка, характеризуемые этими различиями, стало быть, следует назвать диалектами, наречиями или говорами. В русской диалектологии традиционно принято выделять два крупных наречия - северное и южное. Между ними полоской пролегает среднерусское наречие. Далее наречия делятся на диалектные зоны, группы говоров (ладого-тихвинская, вологодская, костромская; гдовская, псковская, владимирско-поволжская; западная, верхне-днепровская, верхне-деснинская, курско-орловская, рязанская) и говоры (городские и сельские диалекты). И всё это богатство можно обнаружить только на территории исконного великорусского заселения (Европейская часть России).
В отличие от немецких, итальянских или французских диалектов, диалекты русского языка в целом взаимопонятны, хотя отдельные особенности диалектной речи могут вызывать недоумение. Скажем, если на севере собака лает, то на юге она брешет; если на севере восходящую рожь назовут озимью, то на юге она будет называться зеленёй.
Представим на секунду, что мы попали в село под Костромой - приехали к бабуле. А она на вопрос о хозяйстве нам и отвечает: "Сосунок ещё совсем слаб, да и стрига не очень, а третьяк-то какой теперь здоровый!" Чтобы понять, что имеется в виду, нужно знать значения по меньшей мере трёх диалектных слов: сосунок, стрига и третьяк. Старожилы Костромской области, вероятно, знают, что всё это обозначения жеребца, но разного возраста. Сосунок - это годовалый жеребёнок, стрига - жеребёнок на втором году, а третьяк - жеребёнок в возрасте трёх лет. Как правило, такие слова, кажущиеся знакомыми, имеют совсем незнакомые и зачастую неожиданные значения в диалектах.
Но диалекты различаются не только лексикой. Немало интересного таит и фонетика русских диалектов. Одним из наиболее известных фонетических различий является противопоставление северорусского взрывного [г] южнорусскому фрикативному [ɣ]: [г]ора и [ɣ]ора, [г]ород и [ɣ]ород, [г]оворю и [ɣ]оворю. Фонетически звонкий [г] противопоставляется глухому [к], а [ɣ] - глухому [х]: дру[к] - дру[г]а, в диалектах: дру[х] - дру[ɣ]а. Вспомним пословицу "Старый друг лучше новых двух". В южнорусских диалектах, где пословица и зародилась, слова дру[х] и дву[х] создают рифму, тогда как в нашем среднерусском наречии слова дру[г] и дву[х] уже не рифмуются.
В конце XII - начале XIII вв. в районе бассейнов верхней и средней Оки, а также в междуречье Оки и Сейма зародилась ещё одна диалектная особенность - аканье. Это явление в течение многих веков распространялось на север, дойдя до самого Пскова. Среднерусское наречие является акающим, поэтому мы г[а]в[а]рим п[а]-русски не так как пишем. С другой стороны, в нашей речи почти не слышно южнорусского [ɣ], так как на его месте у нас взрывной северный [г]. Среднерусское наречие, ставшее основой литературного русского языка, перенимало особенности как южного, так и северного наречия, поэтому сочетает такие фонетические особенности.

Вспомним ещё одну старую поговорку: "У голодной куме хлеб на уме". Почему употреблено слово "куме", а не "кумы"? Ведь так было бы правильнее! Увы, что правильно для нас, то не всегда правильно для диалекта. Южнорусские диалекты характеризуются тем, что у существительных первого склонения в родительном падеже единственного числа появляется окончание не -ы, а -е: у маме, у жене, у сестре и т. д. Вот и приходится вопреки нормам мириться с этим неуклюжим "куме" и нам, носителям языка великорусскаго.
Возьмём другую пословицу: "Много говорить - голова заболит". Рифма была бы возможна, если бы вместо "заболит" мы бы употребили форму "заболить", однако у нас такой формы нет. Зато она есть в южных русских говорах, откуда, кстати, и происходит эта пословица.
Обратный случай. В XIII-XIV вв. со стороны новгородского говора на юг стало распространяться такое явление, как совпадение форм дательного и творительного падежей множественного числа. Если кто-то скажет: "говорю с Вам", "баба с вёдрам", "лукошко с грибам" и т. д., то скорее всего этот человек происходит с Севера. Именно оттуда пришла к нам пословица-загадка: "Ходит хам по горам, берёт ягоды с грибам (о смерти)".
Русский литературный язык богат, и с этим вряд ли поспоришь. Но с диалектами он во много раз богаче. Не для всего, что имеется в быту у крестьянина, в русском языке найдётся подходящее слово, но оно всегда найдётся в диалекте. Не каждая пословица будет понятна образованному жителю Москвы, но найдётся такой землепашец из Рязани, который расскажет о ней больше, чем любой словарь.
(Михаленко А. О. Интересная этимология)

 

ДИАЛЕКТОЛОГИЯ - Историческая диалектология — это наука, которая изучает древнерусский язык. Термин «древнерусский язык», или «стандартный древнерусский язык», предложенный Андреем Анатольевичем Зализняком, обозначает образцовую форму языка Древней Руси, которая ориентирована на столичный, в то время киевский говор. Однако фактических данных о том, как звучал, как использовался этот язык, у лингвистов нет. Иначе говоря, стандартный древнерусский язык — это модель, которую лингвисты используют для того, чтобы было удобнее описывать прошлое языка, для того, чтобы было от чего оттолкнуться.

Языковая ситуация Древней Руси устроена несколько сложнее. Единого, стандартного древнерусского языка никогда не было. История древнерусского языка — это история взаимодействия и развития отдельных диалектов. О каких диалектах мы говорим? Во-первых, о диалектах новгородско-псковской зоны — это северо-запад Руси. Эти диалекты изучены лучше всего на данный момент. Кроме этого, достаточно хорошо исследованы диалекты юго-запада — это киевские и галицко-волынские говоры. Также выделяют западные говоры — смоленские и полоцкие, юго-восточные — это рязанские и курско-черниговские, и северо-восточные — ростово-суздальские.

Все эти говоры живы и сохраняются до сих пор. Если мы приедем в какую-нибудь деревню в Рязанскую область, то язык, который мы там услышим, и будет потомок рязанского диалекта XI века. Значительно видоизменившийся потомок, разумеется, но все-таки потомок. Современные говоры лингвисты изучают во время диалектологической экспедиции, то есть они едут, как говорят, «в поле»: в какую-то деревню, или село, или хутор. Разговаривают там с местными старожилами, эти данные обрабатывают и записывают тот говор, который они услышали в этом селе.

Но то же самое нельзя сделать с говорами XI века. Поэтому для того, чтобы восстановить прошлое, нам нужно обращаться к текстам, даже для того, чтобы восстановить фонетику. Когда вы читаете древнерусский текст, важно понимать, что перед вами не фонетическая транскрипция. Автор этого текста знаком с каким-то орфографическими нормами, он понимает, что одним способом написать правильно, а другим — неправильно. Но, к счастью, к нашему счастью, авторы этих текстов не всегда были грамотными, кроме этого, орфографическая норма была не такой строгой, как сейчас. Вообще известно, что чем хуже человек знаком с нормами орфографии, тем лучше он отражает свое произношение, потому что тогда он ориентируется не на правила, а на то, как сам говорит. И если, например, кто-то в Древней Руси произносил «беш шести», а не «без шести», то он мог так и написать. Мы, лингвисты, увидев в тексте запись «бе шести» или «беш шести», можем сделать вывод об ассимиляции согласных у автора этого текста. А если таких текстов много и если авторы разные, то уже можно делать выводы о диалекте. Еще важно помнить, что не всякий текст подходит для реконструкции древнерусского языка. Например, не подходят богослужебные тексты и тексты летописей, потому что они написаны не на древнерусском, а на церковнославянском языке, который довольно сильно отличается от древнерусского.

Реконструировать живой древнерусский язык по тексту Евангелия — это то же самое, что делать выводы о старофранцузском языке на основе латинских текстов. То есть, конечно, отдаленная связь между этими языками есть, но такое исследование будет неправильным. Какие тексты нам подходят? Это тексты, которые обслуживают обычные житейские нужды: деловые и бытовые тексты, всевозможные грамоты, завещания, договоры, тексты законов. Первый деловой текст, дошедший до нас, был написан на пергаменте и датируется XII веком — это жалованная грамота князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю. А первые бытовые тексты написаны на бересте и датируются XI веком. Самое большое количество берестяных грамот было найдено при раскопках в Новгороде. Есть какие-то грамоты из Пскова, из Смоленска, из Торжка, из Твери, из Москвы, но все-таки их не очень много. Если мы изучим все древнерусские тексты XI–XV веков, то мы сможем сделать выводы о том, как были устроены некоторые диалекты Древней Руси, но обо всех диалектах мы ничего не сможем сказать.Сейчас у нас есть возможность реконструировать весь древнерусский язык на всей территории Древней Руси на момент середины XVI — начала XVII века. От этого времени до нас дошли тексты бытового и делового содержания, и эти тексты написаны практически на всей территории Руси, и их много. Это хозяйственные книги, это частная переписка, это тексты челобитных, тексты жалобных грамот. И эти тексты интересночитатьнетолькодлялингвистическихисследований, ноидлятого, чтобыпонять, какбылаустроенажизньв XVII веке: каклюдиодевались, каконистроилисвоидома, чемторговали, чтосколькостоило, дажекакониназывалисвоихдомашнихживотных.

Кроме таких текстов у нас есть записи древнерусского языка, сделанные иностранцами. Эти иностранцы приезжали на Русь торговать и были вынуждены учить язык. Для того чтобы им было проще, они составляли словарики и разговорники. Три словаря-разговорника дошли до нас. Первый, самый ранний, написан в конце XVI века — это парижский «Словарь московитов». Он был составлен французскими мореплавателями, и, хоть он и называется «Словарь московитов», отражает он говор севера — Архангельска и Холмогор. Иностранцы называли московитами всех жителей Древней Руси. Второй словарь-дневник был написан англичанином Ричардом Джемсом, который два года прожил в Холмогорах, и тот диалект он и отражает. И третий источник — это словарь-дневник Тонниса Фенне, в котором зафиксирован псковский говор XVII века.

Наконец, для того, чтобы понять, как изменялся диалект, для того, чтобы сделать вывод об эволюции диалекта, историки языка ездят в диалектологические экспедиции. Если изучить диалект по материалам рукописей, а потом съездить, послушать, как этот диалект звучит сейчас, то мы получим два замера: замер на момент XVII века и на момент XXI века. Конечно, те диалекты, которые мы реконструируем по рукописям, будут отличаться от того, что мы услышим сейчас. И задача историка языка — объяснить, почему эти различия возникли, как получилось, что диалект так изменялся. Из таких локальных замеров, изменений отдельных диалектов и складывается общая картина изменения древнерусского языка с XVII по XXI век.

Если начать читать древнерусские тексты, написанные на юго-западе и на севере, то мы обнаружим много необычного. В частности, что [в] в некоторых словах заменяется на [у]. Например, [уз’а́т’иjе] вместо [вз’а́т’иjе], [у полтора́ рубл’а́] вместо [в полтора́ рубл’а́]. Сейчас в современных юго-западных и северных говорах спорадически встречается произношение [у] на месте [в]. Например, в словах [удова́] вместо [вдова́] или [уну́к] вместо [вну́к]. Или не [у], а такой, похожий на английский звук [уо]. Например, [уода́]. Но это встречается спорадически и бывает только в речи старшего поколения. Видно, что эта черта постепенно утрачивается из диалекта.Получается, что в прошлом в юго-западном и северном говорах Древней Руси не было звука [в]. Вместо него был более звучный, похожий на английский звук [уо], который постепенно утрачивается. И в некоторых диалектах он уже утратился, а в каких-то практически утратился. И таким образом, мы видим, как эволюцион


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: