От реализации продукции
Показатель | Условия расчета | Порядок расчета | Сумма прибыли, млн.руб. | |||
объем реализации | структура товарной продукции | цена | себестоимость | |||
План | план | план | план | план | ||
Усл.1 | факт | план | план | план | ||
Усл.2 | факт | факт | план | план | ||
Усл.3 | факт | факт | факт | план | ||
Факт | факт | факт | факт | факт |
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этогонеобходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
.
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
.
Прибыль от реализации отдельных видов продукции зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции , себестоимость и среднереализационных цен . Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид
|
|
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции производится способом цепной подстановки, и способом абсолютных разниц.
Данные анализа показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен, и какие факторы оказали положительное влияние, а какие - отрицательное и в какой степени.
3.2. Влияние структуры продаж на прибыль.
Для оценки ассортиментной политики предприятия используется целая система показателей, в том числе и получение максимума прибыли. Чтобы установить, какие конкретно произошли изменения в ассортиментной политике предприятия, необходимо провести более детальный анализ структуры продаж с учетом уровня доходности отдельных видов продукции.
Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:
где - сумма прибыли на условную единицу продукции или на один нормо-час на производство i-го вида продукции; - фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении или в нормо-часах; - удельный вес i- го вида продукции в общем объеме реализации в условно-натуральном выражении или в нормо-часах, %.
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этом случае для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель
|
|
где - плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции); - стоимость фактического объема продаж в целом по предприятию в оценке по плановой себестоимости продукции.
При этом следует иметь в виду, что результаты расчетов в данном случае будут не совсем точными, так как себестоимость реализованной продукции тоже подвержена влиянию структурного фактора.