Чрезвычайные происшествия

 

Радиационная опасность

При эксплуатации ядерных энергетических установок могут происходить радиационные аварии. Радиационная авария - нарушение пределов безопасной эксплуатации установки, при котором произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные границы в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации значения и требующих прекращения нормальной эксплуатации установки, оборудования, устройства, содержащих ионизирующие излучения.

Аварии на радиационно-опасных объектах могут сопровождаться выходом газо-аэрозольного облака, которое перемещается по направлению ветра. Радиоактивные вещества из облака, оседая на местность, загрязняют ее. Население, попавшее в зону распространения газо-аэрозольного облака, подвергается при этом внешнему и внутреннему радиоактивному облучению. Внешнее облучение характеризуется воздействием на субъект ионизирующего излучения, приходящего извне. Внутреннее облучение - это облучение организма, отдельных его органов и тканей ионизирующим излучением от попавших внутрь организма радиоактивных веществ.

Радиоактивные вещества имеют ряд специфических особенностей:

· они не имеют запаха, цвета или других внешних признаков, по которым можно было бы их обнаружить;

· обнаружение радиоактивных веществ возможно только с помощью специальных дозиметрических приборов;

· радиоактивные вещества способны вызывать поражения не только при непосредственном соприкосновении с ними, но и на некотором расстоянии (до сотен метров) от источника загрязнения;

· поражающие свойства радиоактивных веществ не могут быть уничтожены ни химически, ни каким-либо другим способом, так как радиоактивный распад не зависит от внешних факторов, а определяется только периодом полураспада данного вещества.

Период полураспада - это время, в течение которого распадается половина всех атомов радиоактивного вещества. Период полураспада различных радиоактивных веществ колеблется в широких пределах - от долей секунды до миллиардов лет.

Радиоактивное загрязнение при авариях на объектах ядерной энергетики имеет ряд особенностей:

· высокая дисперсность радиоактивных продуктов позволяет им легко проникать внутрь помещений;

· сравнительно небольшая высота подъема радиоактивного облака приводит к загрязнению населенных пунктов и лесов значительно больше, чем открытой местности;

· при большой продолжительности радиоактивного выброса, когда направление ветра может многократно меняться, возникает вероятность радиоактивного загрязнения местности практически во все стороны от источника аварии.

Радиоактивность определяется числом распадов, происходящих в данном количестве радиоактивного вещества за единицу времени. В качестве единицы радиоактивности приняты: в международной системе Беккерель (1 Бк =1 расп./с) и внесистемная единица кюри (Ки, такое количество радиоактивного вещества, в котором происходит 37 миллиардов распадов в секунду, 3.7 109 расп./с). Радиоактивностью в 1 Ки обладает 1 г радия. Кроме кюри на практике пользуются и более мелкими единицами активности: милликюри (мК) и микрокюри (мкК):

Ки = 1 000 мК = 1 000 000 мкК.

Степень поражения живого организма определяется поглощенной (эквивалентной) дозой. Поглощенная доза - это доза радиоактивного излучения одного вида. Измеряется в международной системе в греях (Гр), внесистемная единица - рад (рад):

Гр = 1 Дж/кг = 100 рад.

Если организм подвергается воздействию различных видов излучения, применяется понятие эквивалентной дозы. Эквивалентная доза в международной системе единиц измеряется в зивертах (Зв), внесистемная единица - бэр (бэр):

 

Зв = 1 Гр/Q = 1 (Дж/кг)/Q = 100 рад/Q = 100 бэр.


где Q - коэффициент качества излучения, показывающий, во сколько раз эффективность биологического воздействия данного вида излучения больше эффективности биологического воздействия гамма-излучения при одинаковой поглощенной дозе в тканях. Приняты следующие значения коэффициента: для рентгеновского, гамма- и бета-излучения - 1, для протонов и нейтронов с энергией до 10 Мэв - 10, для альфа-излучения - 20.

Пожары и взрывы

Для возникновения пожара необходимо совмещение в одном месте, в одно время трех основных составляющих:

· горючего вещества, такого, как дерево, бумага, бензин, керосин, природный газ и т.д.;

· окислителя (как правило, это кислород, находящийся в воздухе);

· источников воспламенения, например, искры или пламени костра, горелки.

Отсутствие одного из перечисленных составляющих делает невозможным возникновение пожара или приводит к прекращению горения и ликвидации пожара.

Непосредственными причинами возникновения пожара или взрыва могут быть замыкание в электропроводах, утечка газа, беспечное обращение с огнем.

При пожарах полностью или частично уничтожаются или выходят из строя здания, сооружения, различное технологическое оборудование и транспортные средства. Происходит сгорание предметов и объектов, их обугливание. Уничтожаются все элементы зданий и конструкций, выполненные из сгораемых материалов, действие высоких температур вызывает пережог, деформацию и обрушение металлических ферм, балок перекрытий и других конструктивных деталей сооружений. Кирпичные стены и столбы деформируются. В кладке из силикатного кирпича при длительном нагревании до 500 - 600 °С наблюдается расслоение кирпича трещинами и разрушение материала.

Основными поражающими факторами пожара являются непосредственное воздействие огня на горящий предмет (горение) и дистанционное воздействие на предметы и объекты высоких температур за счет излучения. Гибнут или получают ожоги различных степеней люди и домашние и сельскохозяйственные животные.

Вторичными последствиями пожаров могут быть взрывы, утечка ядовитых или загрязняющих веществ в окружающую среду, обрушение зданий и другие явления. Большой ущерб не затронутым пожаром помещениям и хранящимся в них предметам может нанести вода, применяемая для тушения пожара.

Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, создаваемые летящими обломками разрушаемых конструкций. В результате действия поражающих факторов взрыва происходит разрушение или повреждение зданий, сооружений, технологического оборудования, транспортных средств и других объектов, гибель людей.

Вторичными последствиями взрывов являются поражение находящихся внутри объектов и помещений людей обломками обрушенных конструкций зданий и сооружений, их погребение под обломками. В результате взрывов могут возникнуть пожары, утечка опасных веществ из поврежденного оборудования.

При пожарах и взрывах люди получают термические и механические повреждения. Характерны ожоги тела и верхних дыхательных путей, черепно-мозговые травмы, множественные переломы и ушибы, комбинированные повреждения.

Большой ущерб народному хозяйству наносится в результате прекращения функционирования разрушенных объектов.

Аварии на железнодорожном транспорте

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут вызвать столкновения поездов, их сход с рельсов, пожары и взрывы. Непосредственную опасность для пассажиров в этих случаях представляют огонь и дым, приводящие к ожогам и отравлениям, ударная волна и осколки разрушающихся конструкций, удары о различные выступающие элементы конструкций вагона, что может привести к ушибам, переломам и другим травмам или гибели пассажиров.

Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения при нахождении в поездах. В вагонах запрещается: провозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные и токсичные вещества; пользоваться любыми электробытовыми приборами, кроме бритв; зажигать спички, свечи, курить в неустановленных местах; выбрасывать непогашенные спички и окурки; размещать чемоданы и другие предметы на верхних полках без соответствующего крепления.

Во время и после аварии пассажиры должны сохранять спокойствие, не поддаваться панике, действовать в соответствии с указаниями должностных лиц поездной бригады, покинуть поврежденный или горящий вагон и по возможности оказывать помощь пострадавшим.

Аварии на автомобильном транспорте

Ежегодная статистика дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации свидетельствует о том, что автомобильный транспорт является источником повышенной опасности и обеспечение безопасности участников движения на автодорогах страны - актуальная, многоплановая задача. Ее успешное решение зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеют действия самих участников движения.

Если вопреки принимаемым превентивным мерам дорожно-транспортного происшествия не удается избежать, то его участникам не следует покидать машину до ее остановки, управляя машиной до последней возможности. Сохраняя самообладание и не впадая в панику, нужно предпринять меры, чтобы уйти от встречного удара: свернуть в кювет, забор, кустарник, даже лучше в дерево, чем в идущий на вас автомобиль, а если нет возможности, то перевести встречный удар в скользящий, боковой.

Когда удар неизбежен, нужно стараться препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову, для этого необходимо упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо (переднюю панель). Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и упасть набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок.

Наиболее опасное место для пассажира - переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет правила дорожного движения запрещают находиться там без специального устройства. Как правило, после удара двери заклинивают, и выходить приходится через окно. Если машина упала в воду, она может некоторое время держаться на плаву, выбираться из нее также надо через открытое окно.

При аварии, в первую очередь, следует оказать помощь пострадавшим: по возможности освободить, извлечь из машины, помочь принять удобное положение тем, кто не имеет возможности сделать это самостоятельно. Обязательно принять меры к вызову на место происшествия сотрудников милиции и скорой помощи, по возможности организовать доставку пострадавших в ближайшее медицинское учреждение.

Аварии в метрополитене

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров и их вещей на станционные пути. Спуск пассажира с платформы на пути опасен, так как пути находятся под напряжением.

При обнаружении оставленных вещей пассажир обязан немедленно сообщить о находке машинисту поезда или сотруднику милиции, в дальнейшем действовать по их указаниям.

В чрезвычайной ситуации для оповещения пассажиров используется на станции громкоговорящая связь или мегафон, а в поезде - устройство громкоговорящего оповещения.

Высадка пассажиров на перегоне осуществляется по команде локомотивной бригады, без паники, с соблюдением личной безопасности. После выхода из вагонов следует перемещаться по тоннелю в указанном направлении. В случае отказа в работе громкоговорящего оповещения пассажиры оповещаются локомотивной бригадой в каждом вагоне. Высадка пассажиров производится, как правило, через боковые двери вагонов на одну или две стороны или через разблокированные двери между вагонами, начиная с вагона, ближайшего к станции, на которую пассажиры будут направлены. Если возникла обстановка, угрожающая безопасности пассажиров в одном или нескольких вагонах поезда, высадка пассажиров производится, в первую очередь, из этих вагонов.

В случае повреждения тоннельного освещения машинист локомотивной бригады включает на головном вагоне белые фары и прожектор в сторону станции, куда направляются пассажиры.

Аварии на морском и речном транспорте

Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. Ежегодно на планете терпят кораблекрушение около 8 000 морских и речных судов, гибнет свыше 2 000 человек.

При перевозках на морских и речных судах соблюдаются следующие правила:

§ посадка и высадка пассажиров начинается после полной швартовки судна и установки трапа:

§ после отхода судна из порта организуется ознакомление вновь прибывших пассажиров с правилами пользования спасательными индивидуальными (жилет, круг, плотик и др.) и коллективными (шлюпка, надувной плот и др.) средствами и местами их нахождения;

§ в каютах запрещается перевозка бензина, нитролака, красок, спирта и других легковоспламеняющихся жидкостей и взрывоопасных и токсичных веществ;

§ не разрешается зажигать спички, свечи, курить, выбрасывать непогашенные спички и окурки в неустановленных местах.

Как показывает практика, при кораблекрушении возникает паника и в этом, как правило, участвует небольшая группа людей, которую необходимо успокоить, затем приступить к спасению людей из судна.

Организованная на судне спасательная команда по распоряжению капитана немедленно приступает к выполнению своих прямых обязанностей по спасению пассажиров, осуществляя их посадку в шлюпки и плоты: вначале детей, женщин, раненых и стариков. В шлюпки грузятся вода, лекарства, продовольствие, одеяла и т.д.

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов.

Необходимо постоянно поддерживать и поднимать настроение у ослабленных и пострадавших пассажиров, организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом, запасами воды и пиши, особенно за питьевыми запасами, так как без воды человек живет от 3 до 10 дней, а без пищи может прожить более месяца. Пассажиры морского и речного транспорта подлежат обязательному государственному страхованию от несчастных случаев во время пребывания на судне или пристани, страховой платеж включается в стоимость билета.

Пассажиры считаются застрахованными с момента объявления посадки на морское или речное судно.

   
3. Факторы снижения жизнедеятельности

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: