Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
· создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
· многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
· личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
· личностио-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого. В центре дополнительного образовательного процесса находится конкретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для этого педагог дополнительного образования стремится получить детальную информацию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого ребенка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудовой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается ребенок, его семье и т.д.;
|
|
· создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
· признание за ребенком права на пробы и ошибки в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
· применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка
В 1992 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» эта форма образования была включена в более широкую область – дополнительное образование детей как вариативная часть общего образования, целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Причем надо иметь в виду, что наряду с дополнительным образованием детей в образовательном пространстве по прежнему существует внеурочная работа (работа классного руководителя по организации воспитательного процесса в рамках коллектива своего класса), внеклассная работа (организация воспитательного процесса в рамках школы), внешкольная работа (организация воспитательного процесса с коллективом класса или школы вне рамок школы). Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «по душе».
|
|
Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу. Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в общении (низкий уровень коммуникативности), отсутствие усидчивости, сложности в учебе.
В данной ситуации есть два пути решения проблемы: либо махнуть на такого учащегося рукой, навесив на него соответствующий ярлык: («трудный ребенок», «неуспевающий» и т.п.), либо постараться увлечь его интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к знаниям, активной творческой деятельности.
Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельности. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствующий восстановлению связей между поколениями.
Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества, умение выразить себя. Организация научно-технического творчества приобщает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изобретательством. Как правило, на станцию юных техников приходят ребята, которые мечтают стать летчиками и космонавтами, моряками и автомобилистами, изобретателями и радистами и т.п. Занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие качества, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.
Эколого-биологическое дополнительное образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изучению биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Изучая мир флоры и фауны, исследуя окружающую среду, ребенок учится искусству ощущать себя частью природы, нести ответственность за все, что происходит вокруг. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни. А эта задача является приоритетной как для школы, так и для семьи.
Развитие детско-юношеского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях образования, по месту жительства. Одним из основных направлений в системе дополнительного образования детей по праву является развитие детского туризма и краеведения. Свыше миллиона детей и подростков участвуют в реализации целевой программы туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество».
История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество - все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины. В последние годы заметно возросло число «школ выживания», где ребята приобретают необходимые знания и практические навыки поведения в экстремальных ситуациях.
|
|
В ходе модернизации российского образования активизировалась роль дополнительного образования в решении проблем профильного обучения учащихся. Исследования показали, что девочки в большей степени стремятся получить художественное образование, особенно их привлекает музыка и вокал (50,9%), хореография (30,9%), прикладное творчество (29,1%), на втором месте - спорт (25,5%).
Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством (33,3%), спортом, музыкой и информатикой.
Кроме того, дополнительное образование оказывает существенное влияние на процесс самоопределения ребенка. Самоопределение наиболее значимо в подростковом и старшем школьном возрасте, так как наличие возрастных особенностей приводит к тому, что дети особенно остро переживают конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, что характеризуется проявлением типичных личностных реакций: активным протестом, стремлением подражать избранному образцу, настойчивым желанием добиваться успеха именно в той области, где он не чувствует себя уверенно, стремлением освободиться от опеки, контроля со стороны старших. Эти проявления являются нормальными возрастными особенностями, которые, однако, при неблагополучных условиях (как внешних, так и внутренних) могут перерастать в акцентуации характера и усиливаться вплоть до психических расстройств при неправильном воспитании, вести к различным формам отклоняющегося поведения. Одной из причин, порождающих такую ситуацию, является современная социальная ситуация развития детей, когда они порой лишены возможности обсуждать остро волнующие их проблемы, связанные с особенностями и потребностями возраста; часто им недоступна информация о том, как преодолеть стресс, конфликт, кризис и т.д.
Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе цену, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более всего во взаимоотношениях с окружающими они ценят доброжелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки. Все вышесказанное позволяет констатировать:
|
|
· чем дольше ребенок занимается в системе дополнительного образования детей, тем выше выражены у него познавательные интересы, тем более он уверен в правильности собственного выбора сферы приложения творческой активности;
· чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;
· чем больше ребенок ориентирован на семью, а члены семьи являются для него образцом для подражания, тем шире ребенок представляет свои возможности в развитии творческих способностей и самоопределении;
· чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собственный успех и тем выше процент детей, определивших на данном этапе выбор как своей будущей профессии, так и жизненного пути в целом.
Каковы же особенности личности педагога дополнительного образования, играющие большую роль в воспитании, творческом развитии ребенка и процессе его самоопределения? Он отличается стремлением к сочетанию профессиональных знаний с высоким уровнем культуры и специфической направленностью личности.
Такой педагог может рассматриваться как субъект развивающей деятельности, а его психолого-педагогическая компетентность и эмпатийность - как единство личностных и профессиональных компонентов педагогической деятельности. Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в особенности к детям.
Одна из главных отличительных черт такого педагога - наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, каков он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ребенка. Установлены профессионально значимые психологические характеристики личности педагога как субъекта развивающей деятельности. Это: степень включенности в развивающее педагогическое пространство, направленность на успех ребенка, склонность замечать в людях доброе, хорошее, способность реализовывать субъект-субъектные отношения.
В работе педагога дополнительного образования можно выделить три необходимых фактора, оказывающих существенное влияние на процесс воспитания, творческого развития личности ребенка и его самоопределения: воспитывающая среда - речевая, поведенческая, зрительная и др.; деятельность воспитывающего характера, проникнутая глубоким нравственным содержанием; социальные и личностно-значимые отношения, в которые вступает личность в процессе своего участия в деятельности.
Основные принципы взаимодействия педагога и обучающегося:
- поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;
- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
- отмечать сдвиги в личностном росте посредством с равнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
- не навязывать ребенку вопреки его желанию способы деятельности и поведения;
- принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.
Воздействуя на ребенка таким образом, педагог разделяет с ним ответственность за творческое развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире (в мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях, действиях и т.д.). Особенности личности педагога дополнительного образования, знания, отношение к делу, к учащимся, методическое мастерство во многом определяют успех в реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей.
Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях:
· свободный выбор сфер и видов деятельности;
· ориентация на личностные интересы, потребности, способности,
· возможность свободного самоопределения и самореализации;
· единство обучения, воспитания, развития;
· практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Пространство дополнительного образования способно: создать условия для усвоения молодежью социального опыта, соответствующего образу жизни данной социальной группы, которая реализует определенную социокультурную функцию через осуществление какой-либо социальной деятельности; оказать индивидуальную педагогическую помощь в преодолении трудностей; помочь в ориентации на общие и дифференциальные социокультурные ценности; содействовать в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции и к интеграции в определенное социокультурное сообщество (А. В. Мудрик).
Работа учреждений дополнительного образования, клубов по месту жительства получила новый импульс в своем развитии. Данные учреждения рассматриваются как важные социальные институты, способные удовлетворить многообразные социальные потребности молодежи, создавая условия для общения и социального самоопределения, развития практических и познавательных навыков, лидерских качеств, социально-психологической поддержки молодежи по месту жительства.
Поэтому актуальным в настоящее время является подход, рассматривающий работу учреждений дополнительного образования, клубов по месту жительства с точки зрения социального обслуживания молодежи. Данная постановка вопроса приобретает актуальность в связи социальными проблемами молодежи: дефицитом мест для общения и встреч молодежи; безнадзорности и наркомании; отсутствия свободного доступа в молодежные учреждения; необходимости социального патронажа и поддержки молодежи.
Для решения этих проблем учреждения дополнительного образования и клуб по месту жительства могут осуществлять следующую деятельность: · разработку и реализацию концепции, воспитательных программ для подростков, молодежи, студентов в единстве с социально-досуговым, психологическим и образовательным компонентом; · определение основных критериев оценки деятельности с точки зрения реализации социальных программ; · отработка режима работы в вечернее время и в выходные дни; · разнообразные виды кружковой деятельности, различные формы социально-психологической, реабилитационной работы; · организация досуговой деятельности, которая может существовать в виде нерегламентированной подростковой и молодежной субкультуры; · создание на своей базе общественной молодежной организации.
Современная образовательно воспитательная система дополнительного образования, укрепление и развитие функциональных связей и контактов учреждений образования с центрами дополнительного образования, социокультурными и социально педагогическими структурами – все это ведет к созданию научно-обоснованное пространство дополнительного образования, которая будет способствовать развитию социальной активности личности молодого человека