Новизна и актуальность программы

Пояснительная записка

           

Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации, востребованными являются те программы дополнительного образования детей, которые направлены на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии,

Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в образовательной практике учреждений дополнительного образования детей деятельности, связанной с декоративно-прикладным творчеством, которая должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся.

На протяжении всей истории человечества декоративно-прикладное творчество было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции приемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного творчества составляет ручной труд. В процессе практического освоения различных видов декоративно-прикладного искусства дети учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус  обучающихся, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арт-творчество» имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа направлена на развитие творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арт-творчество» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества г.Валуйки» Белгородской области.

 

Новизна и актуальность программы

Развитие творческого потенциала детей младшего возраста происходит в комплексе обучения и воспитания во внеурочное время, когда дети входят в мир дополнительного образования. Результат этой деятельности является основой саморазвития личности, способствует формированию активной жизненной позиции обучающихся.

Новизна программы состоит в том, что дети учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Программа «Арт-творчество» включает в себя, как традиционные направления, виды и техники декоративно – прикладного творчества, так и новые, современные, ныне модные виды и техники исполнения изделий: квиллинг, бумагопластика, торцевание, витраж, декупаж, элементы декора. Это делает процесс обучения не просто интересным, а актуально востребованным. Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности обучающихся в области декоративно-прикладного искусства, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность обучающихся. В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает программа «Арт-Творчество».

Педагогическая целесообразность программы в том, что она направлена на единство воспитательных и образовательных задач, развитие индивидуально-личностных особенностей ребенка. Программа создана с учетом возрастных особенностей и потребностей детей младшего школьного возраста.

Данная программа опирается на следующие педагогические принципы:

— принцип поэтапного углубления знаний, который предполагает изложение изучаемого материала от простого к сложному;

— принцип демократизации создает предпосылки для развития активности и инициативы детей;

— принцип комплексного развития включает в себя взаимосвязь всех разделов программы;

— принцип   индивидуальности  позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка, творческого объединения;

— принцип совместного творческого поиска.

— принцип добровольности.

 

Цель программы – создание условий для творческой самореализации ребенка, воплощение в художественной работе собственной неповторимости и индивидуальности.

Задачи:

1. Обучающие:

- дать знания по истории возникновения и развития изучаемых видов декоративно – прикладных искусств,

- активизировать  потенциальные возможности ребенка, его творческие проявления в разных видах художественной деятельности;

- научить практическим навыкам создания объектов в разных техниках декоративно-прикладного творчества;

2. Развивающие:

- развитие образного, креативного мышления и творческого воображения;

- развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения и внимания;

- совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев.

3. Воспитательные:

- воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата, добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

- привитие навыков работы в коллективе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, сотворчества;

- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Отличительной особенностью программы является ее направленность на адаптацию и социализацию детей. Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает обучающимся в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределиться. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арт-творчество» имеет художественную направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Арт - творчество» 2 года.

 Общее количество часов – 144

    Режим занятий 2 раза в неделю по 2  часа.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-11 лет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: